Военная мощь государства в процессе модернизации российской армии

Вооруженные силы государства остаются главным и решающим средством борьбы наряду с экономическими, дипломатическими, идеологическими и другими мерами воздействия на противников.

На протяжении всей истории развития классового общества военная мощь оставалась главным средством достижения целей внутренней и внешней политики государства.

Каждое государство характеризуется наличием определенных видов потенциала и мощи в различных областях общественно–политической жизни. В понятие «потенциал» включаются максимальные возможности отдельного человека, коллектива, класса, государства в той или иной области общественно-политической жизни.

Мощь входит в круг потенциала государства, являющегося своего рода и источником, из которого черпаются силы и средства, которые может создать государство в той или иной сфере жизни в определенные исторические периоды времени. Поэтому становится очевидным: как бы государство ни напрягало свои усилия, большей величины сил и средств, чем величина потенциала на данный период, государству не создать. Иначе говоря, государство, превышающее свои потенциальные возможности, может поставить под угрозу краха всю сложившуюся структуру общества вообще и его хозяйства в особенности.

В нашей политической литературе выделяют несколько основных видов потенциалов: экономический потенциал, научный потенциал, моральный (духовный) потенциал и социальный потенциал. Широко практикуется и еще один термин – военный потенциал.

В целом все имеющиеся виды потенциалов государства их сумму можно назвать совокупным или общим потенциалом, определяющим максимальную мощь, которую может достигнуть государство в определенное время при реализации всех его возможностей на данный период.

Военная мощь государства представляет совой совокупность выделенных им на данный период сил и средств, предназначенных для военной защиты его интересов и достижения его, внутренних и внешних политических целей. Из этого определения следует, что военная мощь государства имеет две основные функции. Первая – заключается в том, что государство, будучи орудием господствующего класса, использует свою военную мощь во всех обществах, где существуют антагонистические классы, для достижения внутриполитических целей – поддержания господства правящей элиты внутри страны. Вторая функция – заключается в том, что государство использует свою военную мощь для достижения целей и задач внешней политики. При этом следует подчеркнуть, что обе функции военной мощи осуществляются не только в условиях гражданской или межгосударственной войны, но и в условиях мирного времени, когда каждое государство регулирует количество выделенных им сил и средств, а следовательно, и величину своей военной мощи в интересах осуществления стоящих перед ним военных задач.

Степень реализации военного потенциала постоянно меняется в зависимости от конкретных исторических условий, в которых существует данное государство и тех целей и задач, которые оно ставит перед собой. Как правило, в обычное мирное время осуществляется только частичная реализация военного потенциала государства в военную мощь. Но по мере возрастания угрозы войны или её подготовки государства увеличивают степень реализации своего военного потенциала. Но не всегда, даже в условиях войны государства полностью реализуют свой военный потенциал, превращая его в военную мощь. Во многом это зависит от характера войны, от боевой оснащенности и подготовленности противника, его боевой мощи и военного потенциала.

Основным средством значительной реализации военного потенциала государства в короткие сроки является проведение мобилизации по всей стране, перевод всей жизни страны на военные рельсы. Мобилизация охватывает все сферы общественной жизни и складывается из экономического, военно-научного, морального и социального факторов. Разумеется, главной основой всего процесса мобилизации страны, является военно-экономический фактор, перевод экономики на рельсы войны. Цель мобилизации – быстрое увеличение военной мощи государства путем развертывания новых соединений, объединении и их оснащения всем необходимым вооружением, военным имуществом, боевой техникой и т.д.

Вышеназванные факторы позволяют сделать вывод о том, что военный потенциал является непосредственным источником военной мощи государства. Военный потенциал является производным собственным источником военной мощи государства, а не один из слагаемых совокупного потенциала государства как это имеет место в отношении экономического, научного, морального и социального явлений; Поэтому с изменением величины совокупного потенциала государства изменяется и величина его военного потенциала.

Именно от величины совокупного потенциала государства зависит максимальное количество сил и средств (максимальная военная мощь), которое оно может выделить для военных целей, а военная мощь государства, возможности по её наращиванию определяются его военным потенциалом. А величина военного потенциала зависит от совокупного потенциала, что можно взять из него в интересах военного строительства и укрепления военной мощи. Отсюда видно, что военный потенциал государства характеризуется совокупностью двух величин:

а) это та величина, которая выделена государством на военные цели из всех своих возможностей, из своего совокупного потенциала. Этот фактор и есть наличная военная мощь государства.

б) это дополнительная величина сил и средств, которое государство может еще выделить на военные расходы при предельном напряжении своих возможностей.

Военный потенциал, являясь частью совокупного потенциала, а также частью экономического потенциала государства вместе с другими элементами составляет военно-экономический потенциал. Это есть то максимальное количество сил и средств, которые могут быть изъяты из экономического потенциала государства и использованы в интересах создания и укрепления военной мощи.

Военно-экономический потенциал государства не является постоянной величиной, по мере возрастания экономического потенциала растет и величина максимальных возможностей по экономическому обеспечению войны, военного строительства, а значит и растет величина военно-экономического потенциала.

Военно-научный потенциал государства – это выражение максимальных научных сил и средств, которые оно может выделить из своего научного потенциала и использовать в интересах создания и наращивания своей военной мощи.

Элементом военного потенциала государства является моральный потенциал. Это его максимальные духовные возможности, которые государство может мобилизовать, превратить в духовные силы масс людей, в том числе воинов и использовать для решения стоящих перед ним задач, как в мирное время, так и в период военных действий.

Еще одним элементом военного потенциала государства является его социальный потенциал. Это сравнительная характеристика присущих природе данного государства возможностей по наиболее быстрому развитию и эффективному использованию других своих потенциалов для достижения поставленных целей, как мирного строительства, так и в ходе подготовки и ведения войны.

Социальный потенциал государства во многом определяется уровнем благосостояния общества, взаимоотношениями различных категорий классов, групп, состоянием образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Военная мощь государства как реализованная часть военного потенциала включает в себя военно-экономический фактор, военно-научный фактор, социальный фактор и состояние морального духа общества.

Чем больше военный потенциал государства, тем большую военную мощь оно может создать и тем более мощные вооруженные силы оно может выставить. В свою очередь, чем больше экономический, научный, моральный и социальный потенциал государства, тем больше у него величина военного потенциала.

Во-первых, в производственно-технической сфере осуществляются меры, направленные на обеспечение ускоренного перехода тех заводов, предприятий и цехов, которые подлежат переводу в военную сферу для расширения производства военной продукции.

Во-вторых, в условиях современной войны с применением нового оружия встает проблема заблаговременного создания достаточных запасов всех видов на различных уровнях в вооруженных силах и в целом в государстве и их разумное рассредоточение на территории страны. Кроме того, необходим поиск на путях дифференцированного подхода к оценке перспектив развития тех или иных конкретных видов оружия и поиска наиболее оптимального соотношения между готовой военной продукцией и возможной величиной их потребления в случае войны.

В-третьих, тенденцией развития военной мощи государства является научно-технический потенциал, иначе говоря, влияние науки на экономику, военное производство, экономический потенциал государства. Это выражается в том, что научные знания, внедренные в технологию и технические механизмы, повышают производительность труда и возможности экономики вообще, развитие военно-экономических возможностей государства.

Четвертой тенденцией развития военной мощи государства является то, что военное планирование осуществляется на системно-программных принципах и охватывает в тесной увязке выработку военной политики и стратегии, строительство вооруженных сил, материально-техническое и финансовое обеспечение. В нем участвуют высшие должностные лица государственного управления, парламенты, правительства, органы военного и экономического управления.

В-пятых, основой военного могущества любого государства являются вооруженные силы, от состояния морально-психологического духа которых во многом зависит их боевая готовность и степень реализации боевых задач на современном и будущем поле боя. От выработки у личного состава таких качеств, как твердая воля, мужество, смелость, стойкость, во многом зависит устойчивость того или иного состояния морального духа.

Воспитательная и военно-патриотическая работа призвана формировать духовную готовность личного состава, соответствующие желания и стремления путем выработки глубокой идейной убежденности. А психологическая подготовка – способствовать действовать в бою в соответствии со своими убеждениями, желаниями, стремлениями. Будущая война предъявит особые требования к психологической закалке личного состава, так как на психику личного состава очень сильное воздействие будут оказывать возможность применения оружия массового поражения, высокая напряженность и большой динамизм современного боя.

К характерным чертам современных вооруженных сил можно отнести и их высокую боевую готовность, где выделяются такие тенденции как: профессиональный уровень военных; широкое внедрение ЭВМ и моделирования боевых действий; совершенствование системы мобилизационного развертывания; механизм длительного хранения оружия и боевой техники; надежное и непрерывное управление войсками; развитие военной теории и её применение в практике изменения военно-политической обстановки в мире, а также всестороннее обеспечение войск всем необходимым для жизни, учебы и боевой деятельности.

Таким образом, военная мощь государства является очень сложным общественным явлением. Для создания этой мощи государство использует самые разнообразные возможности, заложенные в различных областях общественной жизни. В современных условиях нет такой сферы жизни, которую нельзя было бы в той или иной мере привлечь в ходе создания и наращивания государством своей военной мощи. Возможности государства в различных сферах общественной жизни подразделяются на экономический, научный и моральный потенциалы.

Как отдельные виды потенциала, так и совокупный потенциал государства в каждый период времени характеризуются определенными количественными показателями, путем сравнения которых оцениваются возможности того или иного государства.

Государство создает военную мощь путем выделения определенного количества сил и средств из своего совокупного потенциала. Выражением предельно возможного количества сил и средств, которые государство может на данный период направить на создание военной мощи, является военный потенциал, составляющими которого являются военно-экономический, военно-научный, социальный и моральный потенциалы. Будучи совокупностью сил и средств, военная мощь государства представляет собой сумму реализованных частей (составляющих) всех компонентов военного потенциала. Путем использования вышеназванных составляющих создаются и функционируют все элементы военной организации государства.

Наши рекомендации