Смутное время»: ослабление государственных начал.
СМУ́ТНОЕ ВРЕ́МЯ (Смута), термин, обозначающий события начала 17 века в России. Под Смутой понимают кризис государственности в России, который сопровождался народными выступлениями и мятежами; правлениями самозванцев (Лжедмитрий I, Лжедмитрий II), польской и шведской интервенциями, разорением страны. Смута тесно связана с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть.
Предпосылками Смуты считают следствия опричнины и Ливонской войны (1558—1583) — разорение экономики, рост социального напряжения. Дореволюционные историки напрямую связывали Смуту с пресечением династии Рюриковичей и вмешательством сопредельных государств, особенно Речи Посполитой во внутренние дела России. Историографы, близкие к православной церкви, связывали Смуту с духовным кризисом общества, изменой нравственным и моральным ценностям.
Относительно времени начала Смуты у историков нет единого мнения. Иногда таковым считают смерть царя Ивана IV Грозного (1584), иногда гибель в Угличе его сына Дмитрия Ивановича (1591). Важной вехой стало пресечение династии Рюриковичей и воцарение Бориса Годунова (1598). Но вплоть до первых лет 17 века социально-политическое обстановка в России была спокойной, власть царя Бориса — прочной. Лишь беспрецедентные неурожаи 1601—1602 годов и последовавший за ними голод стали причиной первого социального взрыва — восстания Хлопка (1603). В народе начали распространяться слухи о том, что несчастья ниспосланы на Россию по воле Божьей в наказание за грехи неправедного царя Бориса. В этих условиях в Речи Посполитой объявился «чудом спасшийся» царевич Дмитрий Иванович. Польский король Сигизмунд III Ваза оказал ему поддержку в притязаниях на русский престол.
В конце 1604 года, приняв католичество, Лжедмитрий I с небольшим отрядом вступил на территорию Россию. Его призывы подняться на «незаконного» царя Бориса имела успех, на сторону самозванца перешли многие приграничные города юго-запада России, слободские казаки, служилые люди, крестьяне. В апреле 1605 года, после внезапной смерти Бориса Годунова, на сторону Лжедмитрия I перешло московское боярство. В июне 1605 года самозванец пришел к власти. Однако его политика не пришлась по вкусу боярской верхушке. Восстание москвичей 17 мая 1606 года свергло Лжедмитрия I с трона. Два дня спустя царем был «выкрикнут» боярин Василий Иванович Шуйский, давший крестоцеловальную запись править с Боярской думой, не налагать опал и не казнить без суда.
Летом 1606 года распространились слухи о новом чудесном спасении царевича Дмитрия. На волне этих слухов Иван Болотников в Путивле поднял новое восстание. Повстанческое войско дошло до Москвы, но потерпело поражение. Болотников летом 1607 года был схвачен и там убит. Новый самозванец Лжедмитрий II объединил вокруг себя уцелевших участников восстания Болотникова, отряды казаков во главе с Иваном Заруцким, польско-литовские отряды. В июне 1608 года он обосновался в подмосковном селе Тушино — отсюда его прозвище «Тушинский вор».
С этого времени Русское государство было фактически расколото надвое — часть земель была под контролем Лжедмитрия II, часть признавала власть Василия Шуйского. У каждого царя были собственные Боярские думы, патриархи (Гермоген в Москве и Филарет в Тушине), армии. В целом тушинцы ориентировались на поддержку Речи Посполитой. Успехи тушинцев заставили Шуйского в феврале 1609 года заключить договор с враждебной Польше Швецией. Отдав шведам русскую крепость Корела, он получил военную помощь, и русско-шведская армия освободила ряд городов на севере страны. Вступление шведских войск на территорию России дало Сигизмунду III повод к интервенции: осенью 1609 года польско-литовские войска осадили Смоленск, заняри ряд русских городов, осадили Троице-Сергиев монастыря. После бегства Лжедмитрия II из Тушина под натиском войска Михаила Скопина-Шуйского, часть тушинцев заключили в начале 1610 года договор с Сигизмундом III об избрании на русский престол его сына Владислава.
В июле 1610 года Василий Шуйский был свергнут с престола боярами и насильно пострижен в монахи. Власть перешла к правительству Семибоярщины, которое подписало в августе 1610 года договор с Сигизмундом III об избрании Владислава царем при условии, что тот примет православие. После этого в Москву вступили польско-литовские войска. Соглашательская позиция Семибоярщины вызывала возмущение во многих слоях русского общества. Семибоярщина не имела реальной власти и не смогла заставить Владислава принять православие. С 1611 года в России нарастали патриотические настроения, с призывом прекратить раздоры, восстановить единство страны выступал патриарх Гермоген. В сформированном против поляков Первом ополчении объединились отряды бывших тушинцев во главе с князем Д.Т. Трубецким, дворянские отряды П. Ляпунова, казаки И. Заруцкого. Вожди ополчения создали временное правительство — «Совет всея земли». Однако им не удалось прогнать поляков из Москвы и летом 1611 года Первое ополчение распалось. В это время полякам удалось после двухлетней осады овладеть Смоленском, шведы оккупировали Новгород, а в Пскове объявился новый самозванец Лжедмитрий III, который 4 декабря 1611 года был там «оглашен» царем.
Осенью 1611 года по инициативе Кузьмы Минина в Нижнем Новгороде во главе с князем Дмитрием Пожарским началось формирование Второго ополчения. В августе 1612 года оно подошло к Москве и 26 октября освободило ее. В 1613 году Земский собор избрал царем шестнадцатилетнего Михаила Романова. Еще несколько лет продолжались безуспешные попытки Речи Посполитой установить в той или иной степени свой контроль над русскими землями. Постепенно новому русскому правительству удалось восстановить порядок и функционирование государственного аппарата в Русском государстве. напозднее в Россию вернулся из плена его отец, патриарх Филарет, с именем которого народ связывал надежды на искоренение разбоя и грабежей. В 1617 году был подписан Столбовский мир со Швецией, которая получила крепость Корелу и побережье Финского залива. В 1618 году было заключено Деулинское перемирие с Речью Посполитой: Россия уступила ей смоленские и черниговские земли. В 1619 году в Россию из польского плена вернулся патриарх Филарет — отец царя Михаила Федоровича. В этим событием обычно связывают окончание Смутного времени.
Экономические последствия Смуты — разорение и запустение огромной территории, особенно на западе и юго-западе России, гибель значительной части населения страны сказывались в течение многих лет. Следствием Смутного времени стало ослабление боярских родов и укрепление позиций дворянства, ставшего опорой новой династии. Дворяне получили возможность законодательного закрепления за ними поместных земель и живших на них крестьян. В новых условиях ярче проявилась тенденция эволюции сословно-представительской монархии к абсолютизму. В ходе Смуте выявились негативные стороны боярского участия в управлении страной, идеалы предыдущей эпохи были переоценены. В частности, обосновывалась незыблемость православной веры и недопустимость отступления от ценностей национальной религии и идеологии. Борьба с католической Польшей и протестантской Швецией усилила антизападнические настроения, что усугубило культурную и цивилизационную замкнутость России.