В13. Институт признания в международном праве.
Признание в международном праве – это односторонний юридический акт государства или иного субъекта международного права, посредством которого констатируется наличие определенного юридически значимого факта или ситуации в международном обществе и признается его правомерность.
Акт, противоположный признанию, именуется протестом. Он выражает несогласие с правомерностью того или иного действия. Существенное юридическое значение приобретают признание или протест в отношении таких событий, как появление национально-освободительного движения, движения и сопротивления агрессоров, признание статуса воюющей и статуса восставшей стороны во внутригосударственном конфликте.
Признание государств имеет место в случае появления нового независимого государства в результате революции, войны, объединения или разъединения государств и т. д. Основные критерии признания: независимость нового государства и самостоятельность в осуществлении государственной власти. В теории международного права существуют две основные концепции о признании института признания государств:
1) конститутивная, предполагающая, что признание обладает правообразующим значением;
2) декларативная, предполагающая, что признание лишь подтверждает факт появления нового субъекта.
Существуют три основные формы признания государств:
1) де-юре – полное окончательное признание, влекущее за собой установление дипломатических отношений и выражающееся в форме официального заявления либо в совершении какого-либо конклю-дентного действия;
2) де-факто – неполное предварительное признание;
3) ad hoc – как специфический вид признания.
Международное право не устанавливает обязанности признания. Признание всегда является актом доброй воли со стороны признающего государства.
Международному праву известны случаи отказа от признания. В некоторых случаях признание вообще недопустимо.
Признание правительств происходит одновременно с признанием нового государства. Вопрос о самостоятельности признания правительств возникает в случае смены власти в государстве неконституционным путем. Основными критериями являются эффективность правительств, т. е. действительное фактическое обладание государственной властью на соответствующей территории и независимое ее осуществление, а также соблюдение прав и свобод человека, готовность разрешить споры мирными средствами и выполнять международные обязательства. Особым видом признания правительств является признание правительств в изгнании. Признание правительств не может истолковываться как одобрение правительств.
Также признаются национальные освободительные движения в лице их органов, а также признание восставшей стороны.
В14. Проблема признания международной правосубъектности индивида.Проблема признания индивида субъектом международного права является дискуссионной и во многом спорной. В доктрине существуют различные мнения о том, может ли индивид быть субъектом международного права. В целом же заслуживает внимания и одобрения концепция признания самостоятельного международно-правового статуса личности, свидетельствующая о его специфической международной правосубъектности. Нынешнее состояние международного права позволяет констатировать прямое включение в договоры норм, ориентированных на индивида. Они касаются как устанавливаемых договорами основных прав и свобод человека, так и его обязанностей и ответственности. Первичными были как раз нормы об ответственности: речь шла о международной уголовной ответственности определенных лиц за военные преступления, за преступления против мира и человечности. Так, например, Устав Международного военного трибунала 1945 года признает индивида субъектом международно-правовой ответственности. С другой стороны, оценивая роль международных договоров в непосредственной регламентации индивидуальных прав и свобод, можно констатировать неуклонное расширение круга международно-правовых норм, предоставляющих индивидам юридические возможности их обеспечения и защиты («право на правовую защиту»). Право на обращение отдельных лиц в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека сегодня признается как международно-правовыми актами (факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года и 11 протоколов к ней и ряд других), так и Конституцией Российской Федерации. По этому вопросу председатель Европейского суда по правам человека Р. Рисдаль справедливо заметил, что поскольку частные лица могут инициировать разбирательство в Европейском суде, «им предоставлен статус субъектов международного права»3. Очевидно, что индивиды обладают международными правами и обязанностями, а также способностью обеспечивать (например, через международные судебные органы) выполнение субъектами международного права международно-правовых норм. Этого вполне достаточно для признания у индивида качеств субъекта международного права.