Современные теории соотношения внутригосударственного и международного публичного права.
Взаимодействие международного и внутригосударственного права обусловлено взаимосвязью внешней и внутренней политики государства. Внутригосударственное и международное право — это две автономные по отношению друг к другу правовые системы, взаимосвязанные и активно взаимодействующие вплоть до проникновения норм международного права в национальное и наоборот.
Переход норм одной правовой системы в другую породил концепцию трансформации международного права: международный договор в результате его вступления в силу для какого-либо государства трансформируется (преобразуется) во внутригосударственный закон. В действительности норма международного права не трансформируется во внутригосударственную, а имплементируется (вводится) в национальную правовую систему. Поэтому более точным является выражение: имплементация международного права в национальное (трансформация — один из способов имплементации).
Государство входит в международную систему как целое, связанное с другими элементами этой системы, и может действовать в международных отношениях только через систему своих органов и должностных лиц. Действия государства вовне подпадают под действие международного права, но с этими действиями обязательно связаны какие-либо внутригосударственные акции, которые подпадают под действие национального права. Это основа взаимодействия международного и внутри государственного права. Международное право налагает обязательства на государство в целом, а национальное право регулирует, каким именно образом эти обязательства будут выполнены. Внутригосударственный закон устанавливает детальную регламентацию исполнения международно-правовой нормы. Взаимодействие международного и национального права происходит через те общественные отношения, объект регулирования которых является общим для обеих правовых систем.
Теории соотношения международного и внутригосударственного права:
1.Дуалистическая концепция (основоположники — Оппенгейм, Анцилотти, Триппель) — внутригосударственное и международное право представляют собой два различных правопорядка, две автономные, равнозначные и равноправные правовые системы, которые имеют разный предмет регулирования. Для выполнения международным правом его функций необходимо содействие национального права. В случае коллизии международного и внутригосударственного права национальный суд применит национальное право. Даже когда внутригосударственное право прямо предусматривает, что международное право в целом или в какой-либо его части подлежит применению в данной стране, это всего лишь проявление главенства внутригосударственного права, принятие или трансформация норм международного права.
2.Монистические концепции:
а) концепция монистическая I (основоположники — Шмидт, юристы фашистской Германии): внутригосударственное и международное право представляют собой части единой правовой системы, в которой примат принадлежит национальному праву. Международное право — это всего лишь сумма внешнеполитических прав различных государств, т.е. это внешне государственное право (у каждого государства — свое собственное);
б) концепция монистическая II (автор — Кельзен): в мире существует единая система права, объединяющая и национальное, и международное право, и примат в этой единой правовой системе принадлежит международному праву;
в) концепция монистическая III (автор — Лаутерпахт): международное право имеет примат даже во внутригосударственной сфере. Индивид является основным субъектом международного права. Внутригосударственное право играет незначительную роль; международное выступает как самый лучший регулятор «человеческих дел, а также логическое условие правового существования государств».
3.Теория координации (Фицморис, Руссо) оспаривает и дуалистическую, и монистическую концепции, отрицает общую сферу действия международного и внутригосударственного права. Международное право есть право координации, не предусматривающее автоматической отмены внутренних норм, противоречащих обязательствам в международном плане.
В современной теории международного права господствует концепция «общего правового поля», в котором взаимодействуют, взаимовлияют, взаимопроникают различные правовые системы, правоположения и правовые институты. «Общее правовое поле» резюмирует возможность изолированного развития национального права, оторванного от мирового правового развития. Новые институты международного права «накладываются» на национальное право, имеют с ними общий предмет регулирования.
В сопряженных сферах международного и национального права -исходит наиболее интенсивный обмен юридическими идеями и нормативными формулировками вплоть до взаимоперехода. Тенденция — сближение международного права с национальным законодательством. Все большее число проблем, когда-то сугубо внутренних, переходит в международную среду, и все более характерным становится непосредственное действие международных договоров на территории государства.
Влияние норм национального права на международное можно назвать первичным, так как международно-правовая позиция каждого государства предопределена его внутренним правом. Однако в процессе взаимодействия уже существующих норм действует принцип преимущественного значения международного права (ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.). Современная практика признает, что примат международного права над национальным является необходимым условием нормального международного общения. Внутригосударственное право должно соответствовать международным обязательствам государства. В случае противоречия примат имеет международное право как результат согласования воль, коллективных усилий. Общечеловеческие ценности и интересы априорно имеют примат над всеми другими (национальными, этническими, государственными) интересами.