Понятие и сущность коррупции. Типология коррупции в России и за рубежом.

Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью — властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранит. органов, администратор, экзаменатор, врач и т.д.). Главным стимулом к коррупции яв. возможность получения эконом. прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания. Характерным признаком коррупции яв. конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя, либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против гос. власти. Согласно макроэконом. и политэконом. исследованиям, коррупция яв. крупнейшим препятствием к эконом. росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования. Виды коррупции. Бытовая к. порождается взаимод. рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство (непотизм). Деловая к. возникает при взаимод. власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу. К. верховной власти относится к политич. руководству и верховным судам в демократич. системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей. Гос-во в силу своих возможностей стремиться регулировать и уменьшать коррупцион. составляющую. Именно поэтому в Российском законодат. приняли ФЗ, который был принят 25 декабря в 2008 году № 273-ФЗ «О противодействии к.». Данный ФЗ стал системной основой для урегулирования назревших проблем и существенно усилил правовой аспект противодействия к. как в части борьбы с коррупцион. правонарушениями, так и в части профилактики коррупции. В преамбуле закона сказано, что он устанавливает основ. принципы противодействия к., правовые и организацион. основы предупреждения к. и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупцион. правонарушений. На международ. арене по противодействию с к. действует Конвенция Организации Объединенных Нации против к. Уровень к. в России снизился по сравнению с 2015 годом, по этому результату страна заняла высшую позицию за 4 года и находится на одной строчке с Азербайджаном, Гайаной и Сьерра-Леоне. Международ. движение по противодействию коррупции Transparency International опубликовало первый Индекс восприятия коррупции (ИВК). В нем страны мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов. «Ноль» обозначает самый высокий уровень восприятия к. и, соответственно, максимал. уровень к. среди чиновников публичного сектора, а «100» - самый низкий, что означает, согласно методике организации, отсутствие к. В 2016 году Россия получила от организации 29 баллов (на два балла больше, чем в 2015 году) и заняла 119-е место, что яв. наилучшим результатом с 2012 года, когда организация перешла на 100-балльный рейтинг. В 2015 году Россия находилась на 136-й строчке рейтинга - рядом с такими странами, как Нигерия и Ливан. Возглавляет рейтинг Дания с 91 баллом, на втором и третьем местах - Финляндия и Швеция. Замыкают список уже четвертый год подряд КНДР и Сомали с восемью баллами - составители рейтинга подсчитали, что в этих странах максимал. уровень коррумпированности среди исследованных стран. Если рассмотреть в качестве примера различные страны можем сказать, что к. в этих странах понимают по-своему, но ведут борьбу одинаково. В Англии антикоррупционной закон называется «Закон о взяточничестве в публич. организациях», который был принят 8 апреля 2010 года. Закон яв. попыткой привести антикоррупционное законодательство в соответствии с международно-правовыми документами, стремящимися внедрить интернационал. подход в борьбе с к., в частности с целью соблюдения требований конвенции ОЭСР «По борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международ. коммерческих сделок». Китайская народная республика для повышения эффективной борьбы с к. разработала такую антикоррупционную политику, публичный расстрел без всяких церемоний. Для того чтобы облегчить борьбу с к. необходимо: Совершенствовать законодательство во всех сферах гос. и муниц. управления, в том числе Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии к.»; Особо жестко контролировать распределение и расход бюджетных средств; Повысить правовую грамотность населения; Повысит зарплату работником и рабочим бюджетной сферы; Агитировать вопросы связанные с к.; Проводит различные мероприятия по борьбе с к.; Сделать прозрачную систему гос. и муниципального управления и отслеживать все расходы и доходы.





Наши рекомендации