Правовые основы региональной политики в современной России
Главным правовым документом, определяющим регион. политику в России, яв. конституция. В Конституции 1993 г. Россия характеризуется как "демократическое федеративное правовое гос-во с республиканской формой правления". Названия Россия и РФ яв. равнозначными. Таким образом, Россия официально идентифицирует себя в качестве федеративного гос-ва.
В соответствии со ст. 4, п. 3 Конституции, "РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории". Россия яв. единым государством федеративного типа. В России, в отличие от СССР, не предусмотрен выход субъектов федерации из ее состава. Сохранение территориал. целостности яв. важнейшей задачей регион. политики и ее безусловным императивом. В этом Россия подобна подавляющему большинству федеративных государств.
Принцип неделимости российского суверенитета и верховенства федерал. законодательства. Статья 4, п. 1 российской Конституции гласит: "Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию". Это резко ограничивает возможности регионов пользоваться формулировками собственного гос. суверенитета, вводить свое гражданство и т.п., как это происходило вначале 1990-х гг. Принцип равноправия субъектов федерации. Статья 5 российской Конституции определяет, что все субъекты федерации равноправны. В то же время для России характерен асимметричный характер федерации, хотя статусные различия между регионами сгладились в связи с понижением фактического статуса республик. Кроме того, сама конституция допускает возникновение противоречия, связанного с двойственным положением автономных округов в территориально-политической системе. Принцип единства государственной территории. Деление России на субъекты федерации не означает создания барьеров в отношениях между регионами. Принцип единства территории специально подчеркивался еще "классическими" федерациями, запрещавшими своим регионам создавать таможенные и иные барьеры. Принцип единства государственной власти.Как в любом федеративном гос-ве, власть в России функционирует на 2 основ. уровнях — федеральном и региональном. Но при этом федерал. и регионал. власть — это не две различные власти, а единая гос. власть, разделенная на функциональные уровни. Принцип разграничения полномочий.Предметы ведения и полномочия (компетенция) делятся в России, как и в любом федеративном гос-ве, между федеральным и региональным уровнями власти. Принцип автономии региональной и местной власти. Этот принцип предполагает, что в рамках своих полномочий регион. и местная власть обладают самостоятельностью. Президентский указ от 3 июня 1996 г. определил классификацию направлений регион. политики, к которым были отнесены: • регион. экономическая политика; • региональная соц. политика; • регион. политика в сфере занятости, регион. политика в сфере обеспечения экологич. безопасности; • регион. аспекты национально-этнических отношений. Очевидно, что регион. политика понималась на том этапе преимущественно в контексте социально-экономич. отношений.
Президентские указы использовались для создания и реформирования политич. институтов, действующих при президенте. Примерами могут служить указы "О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе" и "О Государственном Совете РФ".
60. Взаимозависимость и взаимовлияние федеральной и региональной политики.
В формировании политики Федерал. центра в отношении регионов выделяются 3 качественно разных периода: первый с 1992 по 1998 г., второй — с 1999 до 2004 г. и третий — с 2005 г. по начало финансово-экономич. кризиса. Эти периоды различаются по характеру взаимод. центральной и регион. власти, применяемым инструментам воздействия гос-ва на регион. процессы, их эффективности и нацеленности. При этом регион. политика яв. составной частью политики в отношении регионов. Политика в отношении регионов на первом этапе в 1992—1998 гг. сводилась к децентрализации в рамках формирования новых федератив. отношений (так называемая либерал. федерализация), которая рассматривалась как часть процесса экономич. и политич. либерализации, а также предоставлению избранным регионам налоговых и бюджетных льгот. Крен на децентрализацию объяснялся доминированием в тот период в исполнит. власти страны либерально-демократич. идеологии. К регион. протекционизму подталкивали растущая соц.-экономич. дифференциация страны, распад сложившихся в советский период межрегиональных торгово-экономич. и производственно-технологич. связей из-за их убыточности в условиях рынка, а также неисполнение Федерал. центром своих бюджетных обязательств перед регионами. Фактически гос-во в тот период не могло обеспечить записанные в Конституции гарантии единства экономич. пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финанс. средств, поддержку конкуренции, свободу экономич. деятельности.