Методы принятия управленческих решений.
Методы — это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема. Методы принятия управленч. решений - способы нахождения наиб. качественных и эффективных способов решения производственных проблем. Все методы принятия управленч. решений можно объединить в 3 группы: неформальные (эвристические), коллективные, количественные. Неформальные (эвристические) методы принятия решений. Неформальные методы основаны на аналитич. способностях лиц, принимающих решения. Это - совокупность логических приемов и методики выбора оптимал. решений руководителем, теоретическое сравнение альтернатив с учетом накопленного опыта. Неформал. методы базируются в основном на интуиции менеджера. Их преимущество состоит в том, что они принимаются оперативно; недостатком яв. то, что эти методы не гарантируют от выбора ошибочных решений, поскольку интуиция может подвести менеджера. Коллективные методы обсуждения и принятия решений: заседание, совещание, работа в комиссии и т.п. Основным моментом в коллектив. работе над реализацией управленч. решений яв. определение круга лиц – участников данной процедуры. Главными критериями формирования такой группы яв. компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность. Наиб. распространен такой метод коллектив. подготовки управленч. решений, как «мозговой штурм», или «мозговая атака» - совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений. Если предстоит решить слож. проблему, собирается группа людей, которые предлагают любые решения определен. проблемы. Основное условие «мозгового штурма» - создание обстановки, максимально благоприят. для свободного генерирования идей. Чтобы добиться этого, запрещается опровергать или критиковать идею, какой бы фантастичной она ни была. Все идеи записываются, а затем анализируются специалистами. Примером коллективного принятия решений может служить метод Дельфы, получивший название от греческого города Дельфы, прославившегося жившими там мудрецами. Метод Дельфы – многоуров. процедура анкетирования. Суть метода состоит в том, что каждый эксперт отвечает на вопросы независимо и анонимно. Затем все ответы анализируются и в сводном виде доводятся до каждого эксперта. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются и полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок. Первый тур анкетирования проводится без аргументации, во втором отличающийся от других ответ подлежит аргументации или же эксперт может изменить оценку. После стабилизации оценок опрос прекращ. и принимается предложенное экспертами или скорректированное решение. Среди коллективных методов принятия решений существует японская кольцевая система принятия решений – «кингисе», суть, которой состоит в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается лицам для обсуждения по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание, на которое, как правило, приглашаются те специалисты, мнение которых руководителю не совсем ясно. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуал. предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов: · большинства голосов – выбирается решение, имеющее наиб. число сторонников; · диктатора – за основу берется мнение одного лица; · принцип Курно используется в том случае, когда коалиции нет, т.е. предлагается число решений, равное числу экспертов. В этом случае необходимо найти такое решение, которое отвечало бы требованию индивид. рациональности без ущемления интересов каждого в отдельности; · принцип Парето используется при принятии решений, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию. В этом случае оптимал. будет такое решение, которое невыгодно менять сразу всем членам группы, поскольку оно объединяет их в достижении общей цели и др. Количествен. методы принятия решений.В их основе лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимал. решений путем обработки больших массивов информации (с помощью ЭВМ). В зависимости от типа математич. функций, положенных в основу моделей, различают: · линейное моделирование, при котором используются линейные зависимости; · динамическое программирование, позволяющее вводить дополнит. переменные в процесс решения задач; · вероятностные и статистические модели, реализуемые в методах теории массового обслуживания; · теория игр – моделирование таких ситуаций, принятие решения в которых должно учитывать несовпадение интересов различ. подразделений; · имитационные модели позволяют экспериментально проводить реализацию решений, изменить исходные предпосылки, уточнить требования к ним.