Экономические и политические реформы 1985-91 годов в Казахстане.
В начале 80-х годов происходило свертывание реформ, начатых в середине 60-х. Поднять эффективность общественного производства не удалось. Наращивание экономического потенциала осуществлялось за счет экстенсивного использования потенциала республики, вовлечения в оборот сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. За период с 1970 по 1985 годы общий объем промышленной продукции увеличился вдвое, а в машиностроении, химической промышленности — более чем втрое. Было введено в действие около тысячи новых промышленных предприятий и цехов, в их числе Казахский газоперерабатывающий завод, завод пластмасс в г. Шевченко, Карагандинский завод резинотехнических изделий, цех белой жести на Карагандинском металлургическом комбинате, Экибастузская и Ермаковская ГРЭС, Капчагайская ГЭС, Жайремский горно-обогатительный комбинат и другие. Сформировались территориально-промышленные комплексы — Мангышлакский, Каратау — Джамбульский, Павлодар-Экибастузский.
В основе экономики лежал принцип директивного управления и диктата центра. Около 50% промышленности Казахстана находились в ведении союзных министерств. Выкачивая из республики громадные прибыли, ресурсы, они не вкладывали средства в развитие инфраструктуры. При общей прибыли в 15 млрд. рублей в год в бюджет Казахстана отчислялось 30 млн. рублей или менее 1%. Союзные министерства игнорировали интересы республики в подготовке национальных кадров, в развитии социальной сферы, охране окружающей среды.
Сырьевая направленность экономики Казахстана привела к тому, что в 70-80-е годы оставались слаборазвитыми перерабатывающая промышленность и производство товаров народного потребления. Около 60% непродовольственных товаров народного потребления поступало из других союзных республик, причем часто они изготавливались из казахстанского сырья.
Нарастание кризисных явлений в экономике выражалось в снижении темпов прироста промышленной продукции и уменьшении национального дохода.
Планы развития страны не выполнялись. Если в 1970-1975 годах среднегодовой прирост промышленной продукции составил 8,4%, то в 1980-1985 годах — 3,8%, а прирост национального дохода за эти же годы сократился с 4,4% до 1,4%.
Командно-административные методы управления экономикой, её экстенсивное развитие, господство государственной формы собственности, отчуждение работников от средств производства, игнорирование экономических стимулов, диктат центра привели экономику Казахстана в середине 80-х годов к кризису.
Кризисные явления нарастали и в сельском хозяйстве. Достаточно привести тот факт, что в 1981 — 1985 годах фактически не произошло прироста валовой продукции сельского хозяйства. Посевные площади в республике были огромны, только зерновыми культурами засеивалось более 25 млн. га, но в указанные годы стала проявляться устойчивая тенденция к снижению их урожайности. В животноводстве производство продукции, за исключением птицы, было убыточным. Если в 1970 году удельный вес убыточных совхозов и колхозов составлял 15%, то в 1985 году — 51%. Например, поголовье овец с 1971 по 1981 годы выросло на 3,4 млн. голов, а в 1981 -1985 годы рост поголовья почти прекратился; производство баранины в 1970-1985 годах сократилось на 19%, снизилась ее упитанность.
С 1982 г. делается ряд попыток осуществить частичные реформы системы. С середины 70-х гг. теневая экономика проникает во все сферы экономической жизни и поэтому принимаются меры, направленные на борьбу с коррупцией в верхних эшелонах власти. Одновременно были сделаны попытки укрепить трудовую дисциплину и повысить производительность труда.
В 70-80-е годы снизились реальные доходы населения. Нарастал дефицит товаров народного потребления, привычными стали многочасовые очереди. Всякое инакомыслие подавлялось. Ярким примером тому может служить запрет на вышедшую в 1975 году книгу О. Сулейменова Аз и Я, а также отзывы на нее на страницах журналов Молодая гвардия, Москва, Звезда и других, где автора обвиняли в отказе от идеологических установок.
Показателем полного игнорирования интересов Казахстана и нарастания противоречий в национальных отношениях явились события 1979 года в Целинограде. Суть их заключалась в том, что решением политбюро ЦК КПСС весной 1979 года было определено создание Немецкой автономной области в Казахстане с центром в
Ерментау, включавшей в себя ряд районов Акмолинской, Павлодарской, Карагандинской, Кокчетавской областей. В июне 1979 г. прошли митинги и демонстрации в Целинограде, Атбасаре, Ерментау, Кокчетаве против этого решения центра. Таким образом, кризисные явления в 70-80-е годы нарастали во всех сферах жизни Казахстана.
В целом, социально-экономическая ситуация в Казахстане в 80-е годы отличалась относительной стабильностью, так как экономическая ситуация в республике была несколько лучше, чем в целом по СССР. Это было вызвано наличием большого количества предприятий центрального подчинения с централизованным, более лучшим обеспечением продуктами и товарами народного потребления.