Геополитические процессы в Средней Азии
Перспективы успешной интеграции стран постсоветскогопростран-ства во многом зависят и от уровня контактов между Россией и Казахстаном. Лидеры Украины хорошо понимают, что с созданием связей Москва — Минск, Москва - Астана она окажется изолированной: на Западе не нужна, а среди своих - чужая. Поэтому они постоянно ищут контакт с первыми лицами Казахстана. Предлагают свои услуги, прежде всего в поисках энергоноси-телей. Киев ищет в Казахстане нефть и полигоны. Да и исторически эконо-микидвух республик были взаимодополняемы. В последние годы специа-листы Украины активно разрабатывали альтернативные, в обход России, пути транспортировки нефти с Тенгизского и Карачаганакского месторож-
дений в Западном Казахстане к Черному морю через Баку и Грузию, а оттуда - к одесским нефтяным терминалам.Но в 2006 г. дело застопорилось.
С другой стороны, в казахстанской нефти заинтересованы не только
Украина, но и Запад в целом. Еще в 1997 г. в США была подписана серия соглашений в области нефтедобычи, которые официальная печать Казах-стана назваласамыми выгодными соглашениями вобласти добычи нефти. Казахстанская дипломатия активно действует не только в США, но и в Китае. С ним тоже заключено соглашение о разработке того же Карачаганакского месторождения американо-английскими концернами с транспортировкой нефти в Синьцзянь. Стоимость строительства этого нефтепровода оцени-вается почти в 10 млрд. долл.
Осложняет отношения России и Казахстана ито, что почти 90% круп-
нейших уникальных производственных мощностей своей страны лидеры Ка-захстана продали или передали зарубежным фирмам. Значит, для налаживаниясотрудничества в экономической сфере России надо иметь дело с амери-канскими, английскими, немецкими и другими предпринимателями, но не с казахскими.
Следующий негативный момент - положение русских вКазахстане. За годы суверенности его покинуло более миллиона русских. Русский язык в республике, как и на Украине, методично вытесняется из сферы государст-венного обращения. При анализе отношений России и Казахстана необходимо учитывать ориентацию лидеров этой республики на«многовекторную политику».
Безусловно, все перечисленные, а также идругие факторы необходимо рассматривать не в статике, а в динамике. Сравнительно недавно Президент Казахстана Н. Назарбаев сделал сенсационное заявление: «От Союза Совет-ского - к союзу евразийскому». С кафедры Российской Академии он объявил о соглашении между Россией, Казахстаном и Белоруссией, знаменующем новый уровень сближения - избрание наднационального парламента, созда-ние исполнительного наднационального органа с конкретными властными полномочиями.
Позитивные шаги в этом направлении предпринимаются. Заключен Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, а с 2012 года всту-пил в действие Договор о едином экономическом пространстве трех на-ших стран.
Но время показало, что лидеры России иКазахстана, декларируя о гео-политическом сближении, не торопятся претворить его на практике. В пер-вом пакете документов, подготовленных и принятых главами СНГ (1991 -1992), были четко обозначены: единое экономическое,правовое, военно-оборонное пространство, общая валюта.
Это было обусловлено работающей тогда еще союзной промышлен-ностью, действующими технологическими связями, цепочками разделения труда во всех основных отраслях. Тогда нам было что сохранять... Но, увы, вектор развитая СНГ был задан в другую сторону. Российское руководство упустило шанс стать центром, ядром, естественным стержнем Содру-жества. В последующие годы в связи с распадом экономик всех без иск-лючения; стран СНГ шансов укрепить его на прежних основаниях осталось все меньше.
Причины утраты естественного лидерства России в 1990-е гг. - это бесконечная политическая борьба все верхах, криминализация экономики, беспрестанные выборные кампании, раскол российской политической элиты и др. Сейчас объединить участников СНГ могла бы некая общая для всех внешняя или внутренняя угроза или идея, близкая всем без исключения участникам объединения, а также общий для всех экономии-ческий интерес, который сулит каждому реальную практическую отдачу, выигрыш, прибыль. И еще одно обязательное условие - реальный центр притяжения. Этим центром может быть динамичное, процветающее госу-дарство - региональный лидер, экономическая модель развития которого кажется соседям привлекательной, и они естественным образом начинают к нему тяготеть.
Сможет ли Россия стать таким притягательным центром, ядром, сможет ли начать работу по созданию Евразийской империи, превратить содружество в мощную державу? Или ей в силу объективных условий предстоит превратиться в сырьевую колонию Запада, в мусорную свалку вредных отходов производства? Ответы на эти вопросы даст ближайшее будущее, но сейчас у России еще есть все возможности стать таким ядром. Нужна политическая воля, нужно изменить стратегию проводимых реформ, сделать их в интересах народа, понятными народу, сформулировать четкую общенациональную идею, способную объединить вокруг великой цели вели-' кую нацию.
Астана занимала и занимает наиболее приближенные к российской позициии по вопросам определения границ Каспия, и по проблемам прокладки новых трубопроводных систем. Договорились о разделе север-ного шельфа Каспия «в целях недроиспользования», Россия и Казахстан настаивают также и на срочном заключении соглашений по сохранению биоресурсов моря, поскольку уже сейчас под угрозой находится популяция оссгровых рыб, а значит, ипроизводство черной икры.
До определенного времени почти 95% казахстанской нефти прокачивалосьчерез территорию России. Однако с недавних пор Астаназаня-лась поиском новых маршрутов для доставки ее на мировыерынки энерго-носителей. Это привело к присоединению Казахстанак проекту Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД). Оценивая этот шаг, многие наблюдатели не исключают того, что в перспективе Казахстан может составить конкуренцию российским нефтегазовым компаниям. Это подтверждают и некоторые заявления казахстанских экспертов. В частности, первый замести-тель директора института стратегических исследований при президенте Казахстана Санат Кушкумбаев считает, что Россия, пытаясь быть лидером на постсоветском пространстве, «стремится заламывать руки соседям». А советник посольства Казахстана в России Марат Сыздыков по итогам «круг-лого стола» «Казахстан - Россия: сотрудничество на Каспии» сделал вывод: «Казахстан иРоссия - страны разные. У них разные цели и разные способы вхождения в мировое сообщество. Наши страны идут не в ногу».
Проект Баку и Тбилиси по строительству нефтепровода Баку - Джейхан связан в большей части с прогнозом ориентации Казахстана не на Россию, а на Запад.
В последние годы Астана предприняла несколько серьезных шагов для экономического сближения с Москвой. Расширяются поставки угля, руды, укрепляется и растет кооперация по производству большегрузных автомобилей «КамАЗ». Объем торговли между нашими странами в 2005 г. возрос до 10 млрд. долл. Но самое главное - транспортировку нефти Астана ведет наЗапад через Россию. Надежда лоббистов проекта Баку - Джейхан оправдаются в том случае, если казахстанские компании станут добывать столько нефти, что не будут знать, куда им поставлять энергоносители. Однако сегодня такого изобилия нефти наКаспийском шельфе нет. Под будущую большую нефть Астана строит нефтепровод Кенкияк - Атырау, который дойдет до актюбинских месторождений,и магистральный трубо-проводАтырай - Самара. За последние 3 года транзит казахстанской нефти, накоторый так надеялись в Баку и Тбилиси, сократился в 3 раза. Вместе с КазахстаномРоссиянаращивает свой экспортный потенциал энергоноси-телей. Объем перевалки экспортной нефти компанией «Черноморнефть» вырос за последние годыс 32 почти до 50 млн.т. в год. Поэтому 2,5 млн. т, которые прокачиваются сегодня по нефтепроводу Баку - Новороссийск, в геополитическом отношении не имеют большого значения.
Кроме того, ввод в строй трубы Баку - Тбилиси - Джейхан разгрузит проливы Босфор и Дарданеллы, что обеспечит российским танкерам более свободный проход в Средиземное море. В России строится труба через морские порты Ленинградской области - Балтийское море для обеспечения энергоносителями стран Европы: Германии, Голландии, Бельгии и Англии. Вот почему топливно-энергетические компании республики планируют наряду с месторождением «Тенгиз» подключить к системе нефтепроводов Казахстана и России нефть с месторождения «Карагачанак» и довести мощность своего трубопровода до 67 млн. т. в год.||
Таким образом, для создания единого реального экономического пространства Белоруссия - Казахстан - Россия есть всеобъективные пред-посылки,главное условие - целеустремленная политическая воля у всех без исключения лидеров этих государств. К настоящему времени заключен Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, а с 2012 года в всту-пил в действие Договор о едином экономическом пространстве трех на-ших стран.
В середине октября 2007 г. в Актау (Казахстан) прошел «круглый стол» «Казахстан - Россия: сотрудничество на Каспии». По его итогам участники форума сделали выводы о том, что ситуация на Каспии опреде-ляется политическими факторами, национальными интересами прикаспий-ских государств и геополитической ситуацией в целом. При этом подчер-кивалось, что, по прогнозам американских аналитиков, к 2015 г. Каспий станет одним из самых нестабильных регионов мира. К факторам, способным осложнить обстановку, участники «круглого стола» отнесли ухудшение ирано-американских отношений из-за противоречий по ядерной программе Тегерана, не совсем стабильную обстановку в Азербайджане, свя-занную с противоречиями внутри правящей элиты, а также непредсказуемую обстановку в Туркмении. Однако еще большую угрозу стабильности региону несут остающиеся неурегулированными проблемы между самими прикаспий-скими государствами, политика США, направленная на окончательное присоединение Каспия к зоне своих жизненно важных интересов.
Проблема Каспия возникла после распада СССР и образования неза-висимых государств - Азербайджана, Казахстана и Туркменистана. Одной из первостепенных задач для стран региона стала необходимость определения межнародно-правового статуса Каспийского моря, считавшегося этого времени внутренним.
Озабоченность России вызывают и негативные тенденции, связанные с ростом религиозногоэкстремизма, терроризма и наркоторговлив регионе, а также потенциальныеконфликты, которые могутбыть вызваны территори-альными, этническими, социальными противоречиями, спорами междупри-каспийскими государствами за месторождения нефти и газа. Угроза безопас-ности исходит иот милитаризации региона. Поэтому Россия пытается воспротивиться появлению на Каспии флотов иных, неприкаспийских государств или с их участием, как, например «Каспийская гвардия» под эгидой США.
Следует отметить, что в политике России на Каспии начиная со второй половины 1990-х гг.просматриваются позитивные сдвиги и тенденции, свидетельствующиео растущем прагматизме российской дипло-матии и учете ею новых геополитических реалий. Российская дипломатия, как политическая, так и энергетическая, старается учитывать стратегическиеприоритеты государства. Главные же задачи России заклюю-чаются в сохранении контроля над энергетическими ресурсами региона и решении вопроса о территориальном разделе Каспия.
Ключевую роль в реализации трубопроводных проектов по экспорту газа в Европу играет Туркмения. Если на центрально-азиатском пространстве основной «нефтяной игрок» - Казахстан, то «газовый» - Туркмения. Она является вторым после России производителем и экспор-тером «голубого топлива» на постсоветском пространстве.
После прихода к власти Гурбангулы Бердымухаммедова основные мировые силы начали новый раунд соперничества за влияние на эту не-большую по численности населения, но очень богатую углеводородным сырьем республику бывшего СССР.
Внешнеэкономический курс Туркмении в целом не претерпевает осо-бых изменений. Приоритетной задачей газовой отрасли страны считается полномасштабное освоение углеводородных ресурсов туркменского сектора Каспия и его прибрежной зоны. Выступаянедавно перед руководителями нефтегазовой отрасли, Гурбангулы Бердымухаммедов указал на «необхо-димость ускорить процесс ввода в промышленную эксплуатацию морских месторожденийс учетом эффективного использования не только нефтяных| залежей, но и богатейших кладовых природного и попутного нефтяного газа». Глава Туркмении призвал при этом «расширять взаимовыгодное партнер-ство с зарубежными инвесторами, обладающими передовыми технология-ми», так как реализация новых проектов требует значительных капиталовло-жений.
СПРАВКА. Потенциальные запасы газа в Туркмении, по официальным данным, составляют 22,9 трлн. м3, что ставит республику по этому показателю на пятое место в мире. По оценкам независимых экспертов, запасы нефти туркменского шельфа Каспия составляют 11 млрд. т., а запасы газа оцениваются на уровне 5,5 трлн. м3. Туркменский газ экспортируется в Россию по системе газопроводов советской постройки с пропускной спо-собностью не более 50 млрд. м3 в год, в том числе 5 млн. м3 прокачивается ежедневно по «реанимированной» по просьбе России прикаспийской «нитке», не использовавшейся после распада СССР (вдоль нее и будет строиться новый прикаспийский газопровод).
Деструктивная роль Вашингтона в Центрально-Азиатском регио-не подтолкнула Москву к значительной активизации своей интеграционной деятельности, которую в целом поддержали руководители всех региональных государств. Набирает силу и международный авторитет Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Создаваемое в его рамках Единое экономическое пространство сулит его участникам солидные экономии-ческие выгоды. К примеру, уже сегодня Казахстан имеет возможность значительно увеличить долю социальной составляющей строительства национальных вооруженных сил. Очевидно, что не последнюю роль в этом сыграли тесные, а главное взаимовыгодные экономические связи с Россией, позволяющие Казахстану активно развиваться.
Расширяет сферу своей ответственности Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Об этом могут свидетельствовать, в том числе, ипрошедшие антитеррористические учения «Мирная Миссия - 2007». Кроме того, в Душанбебыл подписан Меморандумо взаимопонимании между секретариатами Организации Договора о коллективнойбезопасности (ОДКБ) и Шанхайской организации сотрудничества(ШОС). Там же насаммите глав государств - участников ОДКБ были подписаны два пакета документов: по нормативному и организационному оформлению в рамках ОДКБ механизма миротворческой деятельности и по совершенствованию нормативной правовой базы деятельности Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству (МКВЭС).
Достигнуто также соглашение о поставке техники и вооружений по внутрироссииским ценам не только для вооруженных сил государств — участников ОДКБ, но и для всех их силовых структур.
Осенью 2003 г. Россия открыла свою военную базу в Киргизии, что было расценено как значимый показатель взаимной заинтересованности РФ и ряда государств ЦАР в ее непосредственном военном присутствии. На летнем саммите ШОС 2007 г. Россия не просто продекларировала, а реально сформулировала экономическую ситуацию, при которой может гаранти-тировать эффективное вложение в экономику Киргизии до 2 млрд. долл. В июле 2004 г. на сочинской встрече Владимира Путина и Эмомали Рахмонова были достигнуты далеко идущие договоренности о развитии всестороннего сотрудничества между Россией и Таджикистаном, в том числе относительно военного присутствия РФ в этой республике. А на недавнем тройном саммите СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ министр обороны России Анатолий Сердюков подтвердил, что Россия готова передать Таджикистану часть тех-ники и вооружений 201-й военной базы, дислоцирующейся в Душанбе. Несколько дивизионов 3РК «Печора-2М» в Объединенной системе ПВО СНГ охраняют таджикское небо, готовится закупать их и Узбекистан.
Существенная активизация отношений Москвы и Ташкента так-же не случайна. Взаимная выгода ряда российско-узбекских проектов не вызывает сомнений. В пользу этого говорит и то, что | не осталось на бумаге соглашение о создании совместного авиаремонтного предприятия «УзРосавиа»,которое было подписано во время пребывания в Узбекистане Михаила Фрадкова в бытность его Председателем Правительства РФ. Соглашение предусматривает применение внутрироссийских цен при заключении контрактов на поставку оборудования и оказание услуг по ре-монту вооружения и военной техники; выполнение повторного ПТО верто-летов и самолетов ВВС республики; организацию на промышленной базе Узбекистана совместных работ по комплексной утилизации боеприпасов. Помимо военных интересов это сулит и экономическую продуктивность.
К сожалению, после распада СССР Ташкент долгое время официально стремился подчеркнуть свою независимость от России, направляя вектор своих геополитических усилий на Запад. Политические лидеры страны надеялись получить от Запада, прежде всего от США, современные технологии и крупные инвестиции для решения своих социально-политических проблем. Однако этому помешали события вАндижане в 2005 г.
Для западных стран республика представляет немалый интерес. Она обладает природными ресурсами, имеет развитую шоссейную, железнодо-рожную и аэродромную сеть, а также относительно развитую промышлен-ность, располагает сравнительно однородным в этническом и религиозном отношении населением. Все эти факторы иподвигнули США в конце XX в. сделать Узбекистан своей главной опорой в Центральной Азии, разместить свои самолеты иобслуживающий персонал на аэродромах республики.
В октябре 2001 г. Вашингтон обнародовал соглашение с Узбекистаном, по которому Ташкент предоставил США военные базы на своей территории в обмен на обещание обеспечить безопасность Узбекистана. И одной из задач, которую усиленно решал Вашингтон, - это вытеснение России с территорий от Центральной Азии до Кавказа.
Но достичь желаемого американцы не смогли, ибо Узбекистан и дру-гие центральноазиатские страны все еще используют транспортные и иные ресурсы России. Российская Федерация, как ив советское время, является основным экспортером в Узбекистан жизненно необходимой продукции.
Кроме того, экономическое положение республики тяжелое. У Таш-кента мало промышленных предприятий с законченным циклом производ-ства, промышленность и сельское хозяйство растут медленнымитемпами. Для развития сельского хозяйства и нормального функционирования предприятий не хватает воды, оборудования и техники.
В геостратегическом отношении Ташкент не располагает большим воен-ным потенциалом.Он, безусловно, имеет большие моилизационные ресурсы. Однако соединениябывшего Туркестанского военного округа, дислоциро-ванные на территории Узбекистана, ликвидированы. С помощью НАТО, ипрежде всего США, руководители республики мечтали создать новые бое-способные части. Они необходимы помногим причинам: из-за территориаль-споров с соседями; из-забоязни военных действий исламских фундамен-талистов; для борьбы с афганскими наркокурьерами; для самоутверждения в спорах с Россией, Киргизией, Казахстаном из-за воды, сырьевых ресурсов ит.п.
Однако создать боеспособную армию трудно из-за«нехватки офицеров и генералов,имеющих опыт командно-штабной работы. Не лучшее положение со средним и младшим командным составом. Нет у Ташкента и современ-ныхвооружений и боевой техники. Из узбекской армии ушли русские офи-церы, а национальные кадры в силу ряда причин не могут на нужном уровне выполнять их функции. По команде из Ташкента были расформированы органы оперативной агентурной разведки,ликвидирована учебно-матери- альная база. А разведка, как известно, — глаза и уши армии. Отсутствие разведданных в штабах узбекской армии позволили террористическим и диверсионным группам Исламского движения Узбекистана в 2005 г. вне-запно вторгнуться в республику на отдельных участках границы с Таджи-кистаном и Киргизией, организовать кровопролитный путч в Андижане, попытаться свергнуть президента Каримова.
После «успешной работы» по реформированию армии в 1992-1996гг. противовоздушная оборона оказалась парализованной и до 2000 г. не мог-ла воспрепятствовать нарушениям воздушного пространства страны. В июне 2000 г. Ташкент присоединился к единой ; системе ПВО стран СНГ (Арме-ния, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия). В рамках данной системы было заключено правительственное соглашение между Россией и Узбекис-таном о порядке представления РФ российских военных полигонов для проведения учебных стрельб силами и средствами противовоздушной оборо-ны. Сейчас вместе с названными странами силы узбекскойПВО ведут сов-местную охрану воздушного пространства над территорией бывшего СССР.
В последнее время правительство Узбекистана значительно увеличило расходы на оборону. Они возросли почти до 1 млрд.долл. Ташкент после андижанских событий вступил в Шанхайскую организацию, старается усилить связи с Москвой.Он проявляет готовность и впредь закупать у Рос-сии стрелковое оружие, средства связи, бронетехнику, вертолеты, авиа-ционные неуправляемые ракеты, запчасти для авиационной техники, опера-тивно-тактические ракеты и системы ПВО. Часть стоимости импортируемых из России вооружений возмещается товарными поставками хлопка, газа и сельскохозяйственной продукции (цены составляют около 60% мировых рыночных). В высших военных учебных заведениях России с осени 2000 г. обучается более 100 военнослужащих из Узбекистана. После андижанских событий и присоединения к Шанхайской организации сотрудничества Таш-кент отказал Вашингтону в аренде своих аэродромов.
Отношения России и Узбекистана существенно изменились после терактов в США 11 сентября 2001 г. Преследуя разные цели, Москва и Таш-кент поддержали Вашингтон в борьбе против мирового терроризма. В августе 2003 г. Москва и Ташкент подписали соглашение о долгосрочном сотруд-ничестве в газовой промышленности и увеличении поставок узбекского газа в Россию. К 2005 г. его поставки возросли с 2 до 10 млрд. м3. Но для увели-чения объемов нужна модернизация транспортных сетей. Газопровод Средняя Азия - Центр готов модернизировать «Газпром» и Ташкент объективно заинтересован в том, чтобы российский концерн пришел в регион в качестве инвестора и оператора.
Формально никаких ограничений на участие российского капитала в узбекской энергетике нет. Но... «Восток - дело тонкое». Переговоры с политиками и специалистами республики затягиваются так, что потенции-альные российские инвесторы уезжают ни с чем. К тому же ради поддержания своего золотовалютного резерва Ташкент ввел строгие ограничения на конвертацию любых валют. Эти ограничения распространяются и на частных лиц.
Кроме того, напряженность вЦентральнойАзии не снижается: есть все предпосылки для возникновения новых очагов напряженности между Узбе-кистаном, Таджикистаном, Киргизией и Казахстаном. И в эти конфликты всегда готовы вмешаться (под любым предлогом) военные силы США, которые, в том числе из-за нестабильности в Афганистане, находятся в сердце Центральной Азии - Киргизии.
Узбекистан и Киргизия «приняли гостей» из США и НАТО. Таджи-кистан в перспективе тоже может ждать «защиты» от Вашингтона. Эти республики с 1991 г. выясняют между собой отношения по поводу терри-тории, а также водных и минеральныхресурсов, испытывают давление ис-ламских фундаменталистов, боевиков и наркокурьеров из Афганистана. Не прекращаются попытки перехода через таджикско-киргизскую и таджикско – узбекскую границу вооруженных банд ваххабитов. В Сырдарьинской области Таджикистана и Сурхандарьинской области Узбекистана, по сооб-щениям средств массовой информации находятся базы боевиков исламских фундаменталистов.
С 1992 года была создана группа Федеральной пограничной службы
России и республики Таджикистан. Пограничные войска, находящиеся на территории Таджикистана, были и остаются под юрисдикцией России. До 2003 года их содержание обеспечивали Москва и Душанбе, деля расходы по 50%.
За последние десять лет подразделениями пограничной службы задержано более 4 тыс. нарушителей границы, изъято около 2 тыс. единиц оружия, предотвращено свыше 1200 переправ через границу. Наши военно-служащие более 700 раз вступалив боевые столкновенияс вооруженными нарушителями и контрабандистами, около 1000 раз подвергались обстрелам и вооруженным нападениям. В ходе ведения боевых действий погибло более 160 пограничников, около 400 человек получили ранения.
По соглашению, подписанному президентами России и Таджикистана,в пограничной группе несут службу (по контракту ипризыву) граждане Таджи-ки-стана. Сегодня доля представителей этой южной республики среди офи-церов составляет 5%. прапорщиков - 23%, военнослужащих контрактной службы - 70%. Граждане Таджикистана, проходящие службу в Пограничной группе, получают хорошую военную и специальную подготовку, приобре- тают служебный и боевой опыт. Многим призывникам военная служба поз-воляет значительно поправлять нелегкое финансовое положение своих се-мей.
Кроме того, в Таджикистане дислоцирована 201-я мотострелковая ди-визия. Уровень ее боевой подготовки — один из самых высоких вРоссии. В последнее время в Душанбе заметно обострилась ситуация вокруг преобра-зования этой дивизии в 4-ю базу Министерства обороны России. Таджик-ская сторона намерена потребовать от российской, чтобы финансирование своей пограничной группы, охраняющей таджикско-афганскую границу, Россия осуществлялав полном объеме, а не по схеме 50 на 50%, как это происходит сейчас.
За этим решением Душанбе стоит 1 млрд. долл. - сумма долгосрочного кредита, которую Соединенные Штаты предлагают Президенту Таджикистана за то, чтобы Душанбе не подписывал с Москвой соглашения о движимом и не-движимом имуществе, организационно-штатнойструктуре и применении боевых сил 201 мотострелковой дивизии в связи с переформированием ее в 4-ю военную базу России.
Договор о создании базы был подписан обеими сторонами в 1999 г. и должен был встуить в cилу через год с момента подписания. Его даже ратифицировали парламенты обеих стран, но обмен ратификационными грамотами не произошел. Таким образом де-юре пребывание базы было узаконено без уточнения подробностей договора.
Но таджикская сторона предложила «наработать основополагающие документы». Кроме того, желая подыграть американцам и НАТО, начавшим борьбу с международными террористами Бен Ладена в Афганистане,Москва разрешила американским самолетам полеты над территорией России, не вы-разила свое отношениек фактам использования (фактически долгосрочной аренды Вашингтоном) аэродромов в Узбекистане, Киргизии, тем самым в косвенной форме дала добро на расширение американского и натовского присутствия в Центрально-Азиатском регионе. Российскиеполитики пошли дальше: они начали сокращать 201-ю дивизию. Были реформированы артил-лерийский и зенитно-ракетный полки, реактивный дивизион в Курган-Тюбе, навооружении которого находилась знаменитая система «Ураган» (даль-ность стрельбы этого мощного оружия составляет 35 км), плюс несколько батальонови рот, т.е. дивизию, лишили средств ПВО и средств залпового ракетного огня. В результате сокращений личный состав дивизии уменьшился с 8до 5,5 тыс. человек.
Для строительства 4-й базы на новом месте (на пустыре) в 15 км от центра Душанбе деньги были выделены только в2004 г. Однако когда начнется строительство и какими силами оно будет осуществляться, коман-диры 201-й дивизии пока не знают. Переговорный процесс по строительству базы затягивает Душанбе, который не хочет идти накомпромиссы. И длиться это будет до тех пор, пока Россия не станет платитьза свою базу, как того требует таджикская сторона.
Центрально-Азиатский регион и советское и постсоветское время был и остается самым густонаселенным:там не было свободных земель для компакт-ного проживания отдельных этносов. Поэтому характерны постоянные споры за землю, за воду. Узбекистан, Таджикистан и вменьшей степени Киргизия в бытность своего пребывания составе в СССР были традиционно дотацион-ными республиками. Сейчас финансовое положение населения всех трех республик просто катастрофическое. Например, в Киргизстане минимальный размер оплаты труда составляет3 долл. в месяц, средняя пенсия 12-14 долл.Внешний долгКиргизстана достигает 2 млрд. долл., из них 200 млн. долл.- долг России. В республике разрушено здравоохранение и образование в сельских районах, а в них живет более 65% населения.В странебезработные составляют 77% трудоспособного населения. Отсюда социальные потрясе-ния, которые в 2005 г. смели Президента Акаева, и сейчас республику посто-янно лихорадит.
Из-за беспросветной нищеты и межэтнических трений из Киргизии в Россию иКазахстан с 1996-го по 2003 г. эмигрировало более 600 тыс. чело-век, причем большинство из них русские: те, кто строили гидростанции, раз-вивали электронику, возводили оборонные объекты, занимались земледелием и т.д. Благодаря дотациям из госбюджетаСССР в Киргизии в советское вре-мя жили лучше, чем во многих областях России. Благодаря русской культу-ре, русскому языку было создано киргизское кино, киргизский балет, известные не только в СССР, но иза его пределами, неграмотный народ по-лучил письменность, а русскоязычный писатель Чингиз Айтматов приобрел мировую известность.
Можно считать, что точкой отсчета начала экономического, полити-ческого, социального, военного и иного скольжения Киргизии к нищете, социальной беспросветности стали события 1990 г. - кровавый конфликт между киргизами и узбеками в городе Ош. Эти события длились почти три месяца, и была угроза «заразить» беспорядками всю Среднюю Азию. После долгих колебаний, характерных для бывшего Генсека КПСС М. Горбачева, в Ош был послан рязанский спецназ, который навел там порядок. За бес-порядками в Средней Азии, на Кавказе просматривалась работа спецслужб США, Турции и других стран НАТО. Главный тезис, который внедрялся в головы политиков Баку, Тбилиси, Ташкента, Бишкека: вы настолько богаты природными и людскими ресурсами, что проживете без России. На огромном геополитическом пространстве спецслужбами НАТО реализовывался прин-цип, известный со времен Римской империи, - «разделяй и властвуй».
Характерно, что в Средней Азии все бывшие партийные лидеры пре-вратились в ханов, беков, будучи формально законно избранными прези-дентами. Так, в Киргизии в былое время клан Акаева «приватизировал» всю государственную собственность республики. Сейчас их собственность «прива-тизируют» другие кланы. Конфессиональная ситуация в Киргизии более спо-койная, чем в соседних среднеазиатских республиках, так как там нет фундаментального исламизма, а известные события по захвату в заложники жителей и японских туристов были связаны с ваххабитами, пришедшим из Узбекистана и Таджикистана. Российский спецназ помогал Правительству Бишкека избавиться от непрошенных гостей, но до 2003 г. влияние русских на внутриполитическую, экономическую жизнь киргизов было минималь-ным.Россия за минувшие 15 лет политически и экономически ушла из Средней Азии.Ее место во внешней торговле заняли Германия, Китай, США, Турция, Казахстан и Узбекистан. Германия инвестирует в малый и сред-ний бизнес, построила свои пивоварни и магазины и динамично развивает торговлю. В последнее время многие предприятия оборонной промыш-ленности Киргизии обанкрочены и за долги скуплены российскими и запад-ными фирмами.
На Киргизию, как и на Казахстан, оказывает геополитическое дав-ление Китай. Бишкек был вынужден продать Пекину 900 км2 территории Аксыйского района. Народ района стал протестовать против такой сделки, совершенной за его спиной властями Бишкека. Бывший президент Акаев приказал применить силу: в итоге семь человек было убито, более 100 ранено.
Игнорирование России как великого государства идет не только в США, странах Западной Европы иПрибалтики, но и в Киргизии. Несмотря на вялые протесты Москвы, Акаев на практике проводил антироссийскую политику. Только так можно расценивать передачу в эксплуатацию военной базы НАТО. За этот дружеский акт Акаев получил 6 млн. долл. Этими деньгами, как и деньгами, полученными от Китая за 900 км2, он распоряжался по собственному усмотрению.
Киргизстанбогат полезными ископаемыми, в его горах - вся таблица Менделеева. Из урана, добытого в этой стране, была сделана первая советская атомная бомба. Имеются немалые запасы золота, олова, сурьмы, есть редко-земельные элементы. Но после того, как республику покинули русские спе-циалисты, в нее стали наведываться западные компании: богатые сырьевые ресурсы, дешевая рабочая сила. Одно из перспективных месторожденийзолота сдано в аренду на 40 лет канадскойфирме «Сатесо». Другой Источник доходов Бишкека - вода Сырдарьи. Киргизстан является монополистом пресной воды в Средней Азии. В связи с этим вода - источник напря-женностив регионе. США выступают посредником вотношениях между республиками Средней Азии. Некоторые из них, включая Киргизию, вместе с США занимаются миротворческой деятельностью в Афганистане.
Сейчас завершено строительство военной базы России в20 км от
Бишкека в местечке Кант, которая геостратегически должна положить начало возвращениюбылого влияния России в Центральной Азии. Но здесь есть один тормозивший строительство военной базы фактор - Узбекистан, который находился в постоянной сдержанной конфронтации с Киргизста-ном. Президент Узбекистана И. Каримов еще совсем недавно не проявлял за-интересованности в расширении российского военного присутствия в Цент-ральной Азии.
Но база Кант фактически открыта. Москва вложила в нее более 170 млн. руб. Она важна для России еще и потому, что под нажимом США Москва легкомысленно дала согласие на ликвидацию нашей станции радиоэлект-ронной разведки в Лурдесе (Куба). Аэродром в Канте располагает взлетно-посадочной полосой, позволяющей принимать все современные типы само-летов. Обслуживают базу около 700 человек. Их статус приравнен к дипло-матическому. Выплаты российской стороной составляют чуть меньшую сум-му, чем арендная плата за кубинскую военную базу Лурдес. Оплата базы пойдет в счет компенсации долгов Бишкека. Авиационная группировка на базе будет решать два типа задач: первая - переброска военных континген-тов из состава сил быстрого развертывания (в основном российских) по всей территории государств, входящих в договор о коллективной безопасности (Россия, Белоруссия, Армения, Киргизия,Казахстан и Таджикистан). А са-мое важное - десантирование российских войск может осуществлятьсяв любой точке государств Центральной Азии. Вторая группа задач – поддерж- кА с воздуха боевых действий сил быстрого развертывания, а также прикрытие с воздуха от средств нападения противника.
Впервые после окончания «холодной войны» российские военные базы начинают размещаться в непосредственной близости от американских. На базе НАТО на аэродроме Манас, всего в 30 км. от Канта, уже несколько лет дислоцируются 2000 военнослужащих, большинство которых американцы. Там базируются 20 истребителей F-16, несколько военно-транспортныхсамолетов и заправщиков. Обосновались эти самолеты и военнослужащие на базе для борьбы с терроризмом вАфганистане, т.е. на короткое время, а получилось, что надолго. В 2005—2006 гг. Бишкек значительно поднял арендную плату за базу, что является косвенным признаком ее ликвидации. Но тем не менее американцы пришли в Центральную Азию всерьез и надолго.
Вместе с тем дальнейшее продвижение российских интересов в страны Центральной Азии невозможно без принятия региональной стратегии. В ней должны быть четко сформулированы цели и задачи военно-политических и экономических связей России с государствами региона, а также методы и средства по их достижению. Необходимо учитывать противодействие со сторо-
ны Соединенных Штатов и сопротивление определенной части местной политической элиты российской политике в регионе. Очевидно, что интересы России в Центральной Азии могутбыть обеспечены только тогда, когда ее начнут воспринимать здесь в качестве выгодного, надежного и заслуживаю-щего уважения партнера. События последних лет могут свидетельствовать о том, что Москва выбрала правильный путь.