Внутренняя политика при Николае I.
Дело декабристов имело для молодого государя, как и для всего госу-дарства, громадное значение. Оно оказало огромное влияние на всю правительственную деятельность императора Николая и очень отразилось на общественном настроении его. Император Николай I во все свое царствование помнил "своих друзей 14-го декабря" (так он выражался о декабристах). Лично знакомый с их делом, сам участвуя в допросах и следствии, Николай имел воз-можность вдуматься в обстоятельства дела.
Из своего знакомства с делом декабристов он вынес заключение о неблагонадежном настроении дворянства. Очень большое количество людей, участвовавших в тайных обществах, было из дворянства. Ни-колай I был склонен считать заговор 14 декабря 1825 г. сословным дворянским движением, охватившим все круги и слои дворянства. Подозревая дворян в стремлении к политическому господству в госу-дарстве, Николай постарался создать вокруг себя бюрократию и править страной посредством послушного чиновничества, без помощи дворянских учреждений и деятелей. При Николае I была очень уси-лена централизация управления: все дела решались чиновниками в министерских канцеляриях в Петербурге, а местные сословные учреждения обратились в простые исполнительные органы для мини-стерств.
Знакомясь с делами декабристов, император Николай I убедился, что желание перемен и реформ, которое руководило декабристами, имело глубокие основания. Крепостное право, отсутствие хорошего свода законов, пристрастие судей, произвол правителей, недостаток просвещения, словом, все то, на что жаловались декабристы, было действительным злом русской жизни. Покарав декабристов, им-ператор Николай I пришел к выводу, что правительство само должно было произвести исправление и законным путем начать реформы.
С целью успокоения общественного мнения был создан первый секретный комитет (Комитет 6 декабря 1826 г.). Перед комитетом Николай I поставил задачу рассмотреть бумаги Александра I, с тем чтобы "обозреть настоящее положение всех частей управления" и определить, "что ныне хорошо, чего оставить нельзя и чем заменить". Комитет возглавил председатель Государственного совета, опытный и осторожный администратор В. П. Кочубей, а одним из активных его членов стал М. М. Сперанский, конституционные "мечтания" ко-торого давно исчезли, а его знания, работоспособность, вера в форму и законодательную деятельность, правительства привлекли симпатии царя.
Комитет 6 декабря регулярно работал 4 года. Его предложения о реформе центральных органов власти исходили из идеи "разделения властей", однако не для ограничения самодержавия, а для его упрочения путем более четкого размежевания функций между различными ведомствами. Проекты реформы местной администрации свелись к усилению контроля над ней как со стороны смежных ве-домств, так и со стороны центральных органов власти.
Разработанный комитетом проект закона "о состояниях" носил откровенно продворянский характер: предлагалось упразднить поло-жение петровской "Табели о рангах" о получении дворянского звания по выслуге. Для того чтобы удовлетворить другие сословия, предла-галось ограничить продажу крепостных без земли. Начавшаяся в 1830 г. революция во Франции и Бельгии, восстание в Польше напу-гали правительство и заставили его отказаться от таких умеренных реформ.
Чтобы руководить важными делами, император считал необходи-мым иметь собственную канцелярию. Началось превращение Собст-венной его императорского величества канцелярии в важнейший орган государственной власти (I отделение).
Во II-ом отделении велись все законодательные работы и через него испрашивались и получались отступления от законов или изме-нения в них по разным поводам "в порядке верховного управления".
29)В ходе этого спора на рубеже 30-40-х годов XIXв. В оппозиционном правительству либеральном движении сложилось два идейных течения – сла- вянофильство и западничество.
Наиболее видными представителями и идеологами славянофилов являлись К.С. и И.С.Аксаковы, И.В. и П.В.Кириевские, А.С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин, В.А.Черкасский, А.Ф.Гильфердинг и др.; западников – П.Н.Грановский, С.М.Соловьев, В.П.Боткин, П.В.Анненков, И.М.Панаев, К.Ф.Кавелин. Представителей этих течений объединяло желание видеть Рос- сию процветающим, авторитетным государством среди государств мирового сообщества. Для этого они считали необходимым изменить ее социально- политический строй, установить конституционную монархию, облегчить положение крестьян, наделить их землей или даже отменить крепостное право, ввести свободу слова и совести. Они боялись и не хотели революционных потрясений, поэтому считали, что само правительство должно провести необходимые реформы. Имея сходные позиции в критике российской действительности, западники и славянофилы резко расходились в поисках путей развития страны. Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в особый мир, противостоящий Западу. Они связывали недостатки существующего строя – бюрократизм, порабощение личности, цензурный гнет – с тем, что Россия, якобы, отступила от самобытного пути развития. Виновником этого они считали Петра I, насильственно вводившего в стране чуждые русским западные порядки. Они призывали восстановить и развивать патриархальные обычаи допетровской Руси, идеализируя их. Величайшей ценностью славянофилы считали православие, которое, по их мнению, является единственно верной и глубоко гуманистичной религией в отличие от рационалистического католицизма. Особое внимание они уделяли деревне, считая, что крестьянство не испорчено цивилизацией и несет в себе основы высокой нравственности.
Эту высокую нравственность славянофилы видели в крестьянской общине с ее сходками, традиционной справедливостью, коллективными решениями, в соответствии с обычаями и совестью.
Они утверждали, что русскому народу присущ особый дух коллективизма, в отличие от Западной Европы, где господствует индивидуализм. Этим они объясняли особый путь исторического развития России. Их политическим идеалом была монархия, опиравшаяся не на бюрократию, а на мнение народа через его представительный орган – Земский собор.
Западники в отличие от славянофилов оценивали русскую самобытность как отсталость. Они считали, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации, подчеркивали значение реформ Петра Iв ускорении процесса движения страны от отсталости к цивилизации. Отрицая особую роль крестьянской общины, западники утверждали, что правительство навязало ее народу для удобства управления и сбора налогов. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственно верный путь успешной модернизации социально-политического строя России. По мнению западников, важнейшая задача состояла в том, чтобы добиться освобождения личности и создать государство и общество, обеспечивающее эту свободу. Силой, способ- ной стать двигателем прогресса, они считали "образованное меньшинство". Политическим идеалом западников была конституционная монархия типа английской.
30)Вопрос о необходимости отмены крепостного права и проведении преобразований в социально-политической сфере назрел уже в начале XIXвека. Россия оставалась к этому времени единственной европейской державой, сохранившей феодально-крепостническую экономику и абсолютную монархию.
Поражение в Крымской войне продемонстрировало отсталость феодаль- но-крепостнической системы. Новая внешнеполитическая ситуация, сложив- шаяся после Парижского мира, свидетельствовала об утрате Россией ее меж- дународного авторитета и грозила потерей влияния в Европе.
Война разорила страну. Рекрутские наборы и призывы в ополчение уст- ранили из сельскохозяйственного производства 1,5 млн. (10%) мужчин- работников. Посевы в помещичьих хозяйствах сократились на 35%.
В тяжелом положении находились финансы страны. Россия израсходовала на войну 482 млн.руб. (все союзные государства около 600 млн.руб.).
Эффективность российской экономики была ниже, чем в европейских странах, в которых уже в 30-ые годы XIXв. Произошел переход промышлен- ных предприятий на паровые двигатели, что привело к резкому повышению производительности труда и утверждению капиталистического уклада.
В России крепостничество мешало индустриальной модернизации страны, так как препятствовало становлению рынка свободной рабочей силы, на- коплению капиталов.
После 1856 г. За отмену крепостного права выступали не только радика- лы и либералы, но и консервативные деятели. Только в период с 1855-1857 гг. Правительству были поданы 64 записки с различными проектами и планами преобразований, в которых подчеркивалась аморальность и экономическая не выгодность крепостного состояния крестьян.
Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена политическими, социально-экономическими и нравственными предпосылками.
После смерти Николая Iна престол вступил его сын Александр II(1855-1881). Впервые о необходимости отмены крепостного права было официально заявлено Александром IIв речи, произнесенной им 30 марта 1956 г. Перед представителями московского дворянства. В этом выступлении были произне- сены знаменитые слова: "…лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу". Царь решился на проведение реформ, перед которыми остановились его предшественники и продолжить которые не смогли его сын (Александр III) и внук (Николай II).
Вначале проекты освобождения крестьян разрабатывались в Секретном комитете (1857 г.), затем были созданы губернские комитеты, которыми руко- водил Главный комитет. Подготовка реформы заняла около трех лет. В резуль- тате работы комитетов сложились 3 основные концепции реформирования: ос- вобождение крестьян с землей без выкупа, освобождение крестьян без земли и освобождение крестьян с землей, но за выкуп. Последний вариант был поло- жен в основу реформы.
17 февраля 1861 г. Проект реформы утвердил Государственный Совет, а
19 февраля был подписан царем и получил силу закона. Порядок и условия освобождения помещичьих крестьян излагались в "Манифесте" и "Положениях о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости". Эти документы касались трех основных вопросов: личное освобождение крестьян, наделение их землей и выкупная сделка.
Манифест представлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Крестьянин мог предъявлять иск в суде, владеть движимым и недвижи- мым имуществом, заниматься торговлей, промыслами. Прекращалось право помещика распоряжаться личностью крестьян, т.е. Продавать их, покупать, дарить, проигрывать в карты и т.д. Личная зависимость крестьянина от помещи- ка ликвидировалась полностью. Однако крестьяне оставались единственным сословием, которое платило подушную подать, несло рекрутскую повинность и могло подвергаться телесным наказаниям.
После освобождения от помещика крестьяне в большей части России сохраняли зависимость от общины, ибо вся надельная земля принадлежала об- щине. Община распределяла и перераспределяла земли между крестьянами. Передел участков осуществлялся в среднем через 7-12 лет (а кое-где и не про- изводилсизводился), преимуществом пользовались хозяйства с большим количеством мужчин-работников. Выпасы и леса находились в общем пользовании. Круго- вая порука сдерживала выход крестьян из общины. Эта система подверглась изменениям лишь в начале XXв. В связи с реформой Столыпина.
Для определения надела все земли были разделены на три категории: нечерноземные, черноземные и степные. В целом по стране на одного крестья- нина приходилось от 1 до 12 десятин (1 десятина = 1 га) земли.
В течение двухлетнего срока все помещики и крестьяне должны были подписать Уставную грамоту, в которой определялся размер и характер выде- ленной земли. В случае возникновения разногласий по каким-либо вопросам приглашались мировые посредники (из дворян). До выкупа земли крестьянин считался временнообязанным и в Уставной грамоте были точно перечислены его обязанности (оброк, барщина, порядок и сроки его выполнения). В том случае, если крестьянин заключал выкупную сделку и вносил 20% стоимости своего надела, то он становился свободным крестьянином-общинником.
У крестьян не было денег, необходимых для выкупа земли. Чтобы по- мещики смогли получить выкупные суммы единовременно, государство пре- доставило крестьянам ссуду в размере 80% стоимости наделов. Остальные
20% крестьянская община платила помещику сама.
В течение 49 лет крестьяне должны были возвратить ссуду государству в форме выкупных платежей с начислением 6% годовых.
Проведение государством выкупа крестьянских наделов в централизо- ванном порядке решало ряд важнейших экономических и социальных задач. Правительственный кредит обеспечивал помещикам гарантированную уплату выкупа и избавлял их от непосредственного столкновения с крестьянами. Вы- куп оказался, кроме того, операцией, выгодной также и государству. Общая выкупная сумма за крестьянские наделы была определена 867 млн.руб., в то время как рыночная стоимость этих наделов по ценам 1863-1872 гг. Составляла
544 млн.руб. С 1862 по 1907 г., до отмены выкупных платежей, бывшие поме- щичьи крестьяне выплатили казне около 2 млрд.руб. Выкупных платежей и все еще оставались ей должны!
Проводя выкупную операцию, казна решила и проблему возврата доре- форменных долгов с помещиков. К 1861 г. 65% крепостных крестьян были за- ложены и перезаложены их владельцами в различных кредитных учреждениях, а сумма долга этим учреждениям составила 425 млн.руб. Этот долг был вы- чтен из выкупной ссуды помещика. Таким образом, реформа 1861 г., освобо- див помещиков от долгов, спасла их от банкротства.
Освобождение удельных крестьян (более 1 млн.чел.) Последовало в 1863 г.; в 1866 г. Освободили государственных крестьян (9,5 млн.чел.). В конце XIX-нач. ХХ в. Был издан ряд законодательных актов, дополняющих положе- ние 19 февраля 1861 г. Главными из них были указы об обязательном выкупе 1863 и 1881 гг., манифест об отмене выкупных платежей 1906 г.
Современники назвали реформу 1861 г. Великой. Она принесла многим миллионам крестьян личную свободу и общегражданские права. Дала мощный импульс развитию капитализма – отношений свободного найма и конкурен- ции. Способствовала подъему экономики. Выкупная операция укрепила фи- нансы государства. Однако отмена крепостного права имела противоречивый характер, так как была сложным компромиссом между государством и всем обществом, между помещиками и крестьянами, между различными общест- венно-политическими течениями. Существенным недостатком реформы, в по- следующем еще больше обострившим социальные противоречия, было сохра- нение большей и лучшей земли в собственности помещиков.
Земельный вопрос требовал радикального решения, но его так и не решили даже три революции в России.
31)Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения других реформ – в области местного управления, суда, образования, финансов, военном деле.
Наиболее последовательной по своему характеру была судебная реформа. После отмены крепостного права остро встал вопрос о соблюдении гражданских прав населения. Сословная разграниченность судебных органов, многоступенчатость судебных инстанций, тайна судебного производства без участия сторон, произвол и волокита - все это противоречило развитию страны.
Судебной реформой вводились демократические принципы судопроизводства: открытость и гласность процесса, право на защиту обвиняемых, состязание сторон (защиты и обвинения), несменяемость судей.
В 1865 г. Был принят Закон о печати, который смягчил цензурный надзор, установленный Николаем I. Толстые книги размером более 160 стр. (оригинальные) и переводные размером 320 стр. Не цензурировались, их издатели отвечали перед судом в том случае, если в книгах содержались противоправные сведения. Первоначально они получали предупреждение, и только при повторном нарушении им грозило закрытие.
В результате реализации этого закона о печати в России начала складываться радикальная журналистика.
Александр П провёл две серьёзные реформы местного управления: Земскую 1864 г. И Городскую 1870 г. Земская Реформа 1864 г. Вводилась на местах "для обеспечения земских польз и нужд" и предусматривала создание выборных земских учреждений: уездных и губернских земских собраний, избираемых сроком на три года. Избирательное право было цензовым (а не сословным), заседали эти учреждения сессионно (обычно раз в году) и обладали распорядительными и директивными функциями. Постоянными исполнительными органами земских собраний были уездные и губернские управы. Они со- стояли из нескольких человек (в зависимости от размера территории, которую они обслуживали). Председателями управ были предводители дворянства, в компетенцию этих органов входило практически все руководство и управление местным хозяйством: дороги, рынки, местная промышленность, тюрьма, здравоохранение и просвещение. Хотя деятельность земств и контролировалась губернаторами, но местные деятели в большинстве своём работали самоотверженно и приносили немало пользы в своих губерниях.
Городская реформа 1870 г. Заменяла сословные городские Думы екатерининских времён выборными органами городского самоуправления, избираемыми на основе цензового избирательного закона. Органами городского самоуправления стали Городские Думы, обладавшие распорядительными функциями, и городские управы, наделённые исполнительными полномочия- ми. Число членов городских дум зависело от количества жителей города. Городская управа состояла из нескольких членов и городского головы. К их компетенции относились: внешнее благоустройство городов, организация рынков, попечение о местной торговле и промышленности, здравоохранении и просвещении.
Большим размахом отличались военные реформы. Необходимость военных преобразований диктовалась не только социально-экономическими сдвигами, но и увеличением военного потенциала европейских держав, складыванием относительно устойчивых военных коалиций. Проведение серии военных реформ связано с именем Д.А.Милютина, который был крупным представителем правительственного либерализма первых послевоенных десятилетий. Вместо прежних рекрутских наборов вводилась всеобщая воинская повинность25-летний срок военной службы постепенно был сокращен до 6 лет в сухопут- ных войсках и 7 – на флоте. Для лиц, имевших образование, а также бывших единственными кормильцами в семье, вводились отсрочки. Предусматривались и случаи освобождения от службы (например, по принципиальным положениям той или иной религиозной конфессии).
Экономический прогресс и дальнейшее развитие общественной жизнироссии сдерживалось низким образовательный уровнем населения. Само осуществление реформ в сфере управления, суда, военного дела было невозможно без увеличения числа грамотных людей и расширения числа учебных заведений. Подготовка реформы начального и среднего образования продолжалась три года. 14 июня 1864 г. Было издано "Положение о начальных народных училищах". По этому положению разрешалось открывать начальные школы как общественным организациям, так и частным лицам, но под контролем уездных и губернских училищных советов. В программу начального обучения входило преподавание чтения, письма, закона божьего, четырёх правил арифметики и церковного пения. В пореформенной России существовало три типа начальных школ: министерские (учреждённые Министерством народного просвещения), земские (при земствах) и церковно-приходские.
19 ноября 1864 г. Утверждается новый устав гимназий. В него вводится принцип формального равенства сословий, но из-за высокой платы обучение фактически было доступно выходцам из имущих слоев населения. Гимназии разделялись на классические (гуманитарное образование, изучение классиче- ских языков; после них - поступление в университет без экзаменов) и реальные (усиленное изучение математики и естествознания, поступление после них преимущественно в высшие технические учебные заведения).
10 ноября 1862 г. Утверждается устав женских гимназий. В 70-х годах было положено начало высшему женскому образованию открытием ряда женских курсов в Москве, Петербурге, Киеве, Казани. Особую известность полу чили Бестужевские высшие курсы в Петербурге, дававшие наиболее основательное образование.
К реформе высшей школы правительство приступило в 1861 г. Под влиянием студенческих волнений. 18 июня 1863 г. Был утверждён новый устав, предоставлявший университетам довольно широкую автономию.
Реформы просвещения сыграли свою роль в подготовке кадров для государственной службы, однако уровень неграмотности в стране был чрезвычайно высок. По переписи 1897 г. Удельный вес грамотных составлял 22,3% (в 1917 г. – 31,9%).
К марту 1881 г. Либеральный деятель Лорис-Меликов подготовил проект государственных реформ, содержавший не только программу административных, но и широких экономических преобразований. Намерения привлечь цензовую общественность к подготовке реформ означало стремление правительства расширить свою социальную базу. 28 февраля Александр IIподписал "Манифест" о преобразовании Государственного Совета, участии в нём народных представителей, что могло привести к превращению страны в конституционную монархию. Однако убийство 1 марта 1881 г. Императора Александра IIизменило общее направление правительственного курса.
Проведенные Александром IIлиберальные преобразования имели прогрессивный характер. Россия совершила качественный скачок в своем развитии, позволивший ей приблизиться к уровню передовой для того времени европейской социально-политической модели, к правовому государству. Социальная сущность этих изменений состояла в постепенном превращении феодальной монархии в буржуазную.
Отмечая прогрессивный характер реформ 60-70-х годов, необходимо в то же время обратить внимание на их непоследовательность. После введения новых судебных и земских учреждений не была проведена политическая ре- форма, которая допустила бы выборных представителей общества к высшему управлению государством. Со второй половины 60-х годов движение к цивилизованному обществу стало тормозиться. Наличие сословности, тяжелое материальное положение широких слоев населения, отсутствие гражданских свобод, распространение социалистических идей породили радикальный экстремизм, приведший к гибели царя-реформатора и проведению контрреформ в 80-90-е годы.
32)Вступивший на престол 36-летний Александр III(1881-1894), вошел в историю как царь-"миротворец". Он был убежденным противником решения международных проблем военными средствами. Имея консервативные политические взгляды, новый царь твердо придерживался принципов неограниченного самодержавия, религиозности и усиления русских начал в империи. Это побуждало его к проведению мер, направленных на укрепление самодержавного строя, самобытности развития страны (без европейских заимствований), насаждение православия и русификацию окраин России.
Правление Александра IIIначалось кризисом власти, вызванным убийством его брата Александра II. "Народная воля" предъявила царю ультиматум, потребовав политической амнистии и созыва Учредительного собрания. Не зная реальных сил террористов, Александр IIIнекоторое время находился в Гатчинском дворце под охраной полиции и войск. Пришлось даже отложить коронацию до 1883 г. Либеральные министры – сторонники продолжения ре- форм (министр внутренних дел М.Т.Лорис-Меликов, министр финансов А.А.Абаза, военный министр Д.А.Милютин) настаивали на созыве представительства, одобренного Александром IIв день своего убийства, 1 марта.
В апреле 1881 г. Александр IIIбез совета с министрами подписал Манифест "О незыблемости самодержавия", составленный консервативно настроенным К.П.Победоносцевым. В тот же день министры-либералы подали прошение об отставке. Был сформирован новый кабинет министров: министром внутренних дел был назначен граф Н.П.Игнатьев, министром финансов – бывший преподаватель Александра, профессор Н.Х.Бунге, военным министром – генерал П.С.Ванновский.
Н.П.Игнатьев попытался продолжить некоторые либеральные начинания своих предшественников и провел ряд мер, намеченных М.Т.Лорис- Меликовым. Понизились выкупные платежи, которые выплачивали бывшие помещичьи крестьяне. В 1882 г. Был учрежден Крестьянский банк, помогавший крестьянам покупать землю, началась отмена подушной подати; вводилась фабричная инспекция, регулировавшая отношения между рабочими и фабрикантами, ограничивался детский и женский труд.
Пытаясь найти формы союза власти с обществом, Н.П.Игнатьев совместно с известным славянофилом И.С.Аксаковым разработал план созыва Земского собрания.
В мае 1882 г. Н.П.Игнатьев был смещен, и министром МВД стал известный противник общественных свобод граф Д.А.Толстой, одновременно занявший пост шефа жандармов. Начался период контрреформ.
Для 80-х годов характерно усиление административно-полицейского надзора за обществом.
В августе 1881 г. Было принято "Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия. По этому закону любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении, а каждый ее житель подвергнут аресту, предан военному суду. Принятое на 3 года как временная мера, "Положение" продлевалось вплоть до 1917 г.
"Временные правила о печати" 1882 г. Покончили с либеральной политикой 60-х годов в области цензуры. Высшей инстанцией в делах печати стал комитет 4 министров (внутренних дел, юстиции, просвещения и обер-прокурор Синода), который мог закрыть любое издание. Новый Университетский устав 1884 г., лишив автономии высшую школу, усилил зависимость университетов от администрации. Отменялись выборы профессоров, деканов, ректоров. В университет нельзя было поступить без полицейской справки о благонадежности, Все студенческие организации запрещались, вдвое выросла плата за обучение. Было свернуто женское высшее образование. Изданный в1887 г. Циркуляр ограничил доступ в гимназии детям низших сословий ("кухаркиным детям"). Контрреформы органов местного самоуправления нашли свое выражение в принятых правительством трех законодательных актах: "Положении о земских участковых начальниках" (1889) "Положении о губернских и уездных учреждениях" (1890), "Городовом положении (1892). Эти законы ограничивали действие земской, судебной, городской и других реформ за счет усиления роли дворянства во всех, созданных после 1861 г., учреждениях. Усиливался контроль над земствами, их полномочия ограничивались.
Была введена должность земского начальника из потомственных дворян, которому представлялось большая власть. Он мог отменять решения крестьянских сходов, снимать старост, штрафовать крестьян, наказывать их розгами. Новый закон во многом возвращал принцип вотчинной власти помещиков над крепостными. С введением Положения о земских начальниках был упразднен один из важных институтов судебной реформы 1864 г. – выборный мировой судья.
Новым положением о земстве реорганизовалась система выборов на строго сословной основе: уменьшалось число гласных от крестьян; их теперь назначал губернатор из кандидатов, выбранных крестьянством. Городовое положение ввело высокий имущественный ценз, сократив круг избирателей в 3-4 раза, усилило контроль администрации за деятельностью городских дум.
Судебная реформа 1864 г. Была объявлена "роковою ошибкою". Несменяемость судей была ограничена, из ведения суда присяжных изъяли ряд дел, в том числе о сопротивлении властям. Министру юстиции разрешалось запрещать присутствие публики на суде.
Между тем в правление Александра IIIстабилизировалось экономическое и финансовое положение России. В 1896 г. Была отменена подушная подать и введен более прогрессивный земельный налог, ориентированный на реальные доходы населения. Правительство придерживалось курса на ускорение экономического развития страны. По инициативе министров финансов Н.Х.Бунге, Н.А.Вышнеградского, С.Ю.Витте были приняты энергичные меры для развития отечественной промышленности. Этому способствовал проводимый правительством курс на усиление протекционизма. Введенные таможенным тарифом 1891 г., высокие пошлины на иностранные товары ограждали российскую промышленность от конкуренции. Росли инвестиции иностранно- го, капитала (французского, немецкого), который финансировал строительство в России дорог, заводов и шахт, металлургических предприятий. Александр IIIв своей внутренней политике придерживался принципа: "Россия для русских". При нем были ограничены права окраин империи. В Прибалтике ввели общероссийский суд и полицию, все официальные дела и преподавание в школах стали вести на русском языке. Вводилось преподавание на русском языке и в польских школах. Был принят ряд стеснительных мер в отношении евреев. Черта еврейской оседлости была сокращена, и в ее пределах евреям запрещалось селиться вне городов, был произведен ряд выселений евреев из Москвы. Вводилась "процентная норма" для еврейских детей при поступлении в учебные заведения. В 1891 г. Запретили селиться в Москве евреям-ремесленникам, которые имели это право по закону 1865 года.
В Прибалтике, Поволжье, Закавказье активно действовали православные миссионеры. Тех, кто пытался уйти из православной веры, жестоко наказывали. По всей России воздвигали храмы в древнерусском стиле, призванные на- поминать о национальной самобытности.
На государственные средства и частные пожертвования было сооружено 5000 церквей (по одной церкви на каждый день правления императорам). В год его коронации завершилось сооружение Храма Христа Спасителя. Итак, контрреформы, проведенные правительством Александра III, укрепляли позиции дворянства, утверждали патриархальные начала в жизни общества. Национальные и религиозные гонения административный произвол углубили противоречия российской действительности и привели страну к революции.