Тема 27: Международное экологическое право
1. Понятие, принципы и источники международного экологического права.
2. Международно-правовая охрана атмосферного пространства
3. Международно-правовая защита морской среды.
4. Международно-правовая защита животного и растительного мира.
5. Международно-правовая ответственность за ущерб окружающей среде.
6. Контроль за соблюдением обязательств, вытекающих из международных договоров в области охраны окружающей среды.
7. Организационно-правовой механизм сотрудничества государств в сфере охраны окружающей среды.
Негативное воздействие на окружающую среду оказывают следующие факторы: а) нерациональное, порой хищническое потребление, анередко и уничтожение отдельных компонентов природы; б) загрязнение окружающей среды; в) гонка вооружения, вооруженные конфликты и локальные войны.
Международное право окружающей среды представляет собой совокупность норм и принципов, регулирующих отношения субъектов международного права в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Субъектами международного права окружающей среды государства, а также международные организации.
К основным специальным принципам международного права окружающей среды относятся два принципа: принцип неотъемлемого суверенитета государства над своими природными ресурсами и принцип непричинения ущерба окружающей среде за пределами юрисдикции государства
В Стокгольмской декларации, принятой на Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 г.,эти принципы были объединены — государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно собственной политике в области окружающей среды и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не причиняла ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции.
В Декларации, принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г., как и в Стокгольмской декларации 1972 г., оба принципа сформулированы следующим образом: «Государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы, но без ущерба окружающей среде за пределами их границ».
Помимо этих основных принципов в международном праве окружающей среды разрабатываются и другие специальные принципы, к которым относятся:
1. Окружающая среда — общая забота человечества.
2. 2. Окружающая природная среда вне государственных границ является общим достоянием человечества.
3. Свобода исследования и использования окружающей среды и ее компонентов.
4. Рациональное использование окружающей среды.
5. Содействие международному сотрудничеству в исследовании и использовании окружающей среды.
6. Взаимозависимость охраны окружающей среды, мира, развития, обеспечения прав человека и фундаментальных свобод.
7. Преосторожный подход к окружающей среде.
8. Право на развитие.
9. Предотвращение вреда.
10. Предотвращение загрязнения окружающей среды.
11. Ответственность государств.
12. Отказ от иммунитета от юрисдикции международных или иностранных судебных органов.
13. Принцип «платит тот, кто загрязняет» или «загрязнитель платит».
14. Принцип всеобщей, но дифференцированной ответственности.
15. Принцип доступа к информации, касающейся окружающей среды.
Источникамимеждународного права окружающей среды являются договорные и обычные нормы международного права. К основным источникам международного права окружающей среды относятся многосторонние международные договоры, и в частности Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г., Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 19S0 г., Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г. и ряд других.
Общие международно-правовые договорымогут затрагивать и вопросы окружающей природной среды (например, в договорах о режиме государственной границы, как правило, имеются статьи, посвященные режиму приграничных водоемов, охране растительности, животного мира).
Специальные природоохранительные международные договорысодержат статьи только об охране окружающей среды, например Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средства воздействия на природную среду 1977 г., Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.
Большое значение в области охраны окружающей среды имеют так называемые рамочные соглашения. Они, как правило, имеют глобальный характер и фиксируют общие обязательства, в рамках которых могут действовать договаривающиеся государства. Вместе с тем они не ограничивают договаривающиеся стороны перечислением запрещенных действий. К рамочным глобальным конвенциям относятся Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г., Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 г., Конвенция об изменении климата и Конвенция о биологическом разнообразии, подписанные в Рио-де-Жанейро в 1992 г., и некоторые другие.
ООН разработала и приняла специальные принципы охраны окружающей человека среды. Это было сделано, в частности, в 1972 г. в Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды.В декабре 1981 г. 26-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла Резолюцию «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешних и будущих поколений». В октябре 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила Всемирную хартию природы, в которой вновь были подтверждены и развиты важнейшие специальные принципы международного сотрудничества в этой области.
Конкретным подтверждением внимания, которое уделяет ООН международно-правовой проблеме охраны окружающей среды на современном этапе, явилось выделение данной проблемы в качестве специального (четвертого) раздела в таком важном юридическом документе нашего времени, как Декларация тысячелетия 2000 г., принятая на Саммите нового тысячелетия, проходившем в Нью-Йорке 6-8 сентября 2000 г. Она отразила те проблемы, которые вызывали озабоченность 147 глав государств и правительств и в целом 191 государства, принявших участие в этой самой представительной за всю историю встрече мировых лидеров.
Генеральная Ассамблея ООНуполномочивается обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава ООН или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН, делать рекомендации членам ООН или Совету Безопасности или/и членам ООН и Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам. Она уполномочивается рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, поставленные перед нею любым членом ООН, или Советом Безопасности ООН, или государством, которое не является членом ООН, делать в отношении любых таких вопросов рекомендации заинтересованному государству, или государствам, или Совету Безопасности ООН.
Генеральная Ассамблея ООН организует исследования и делает рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС)уполномочивается предпринимать исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобным вопросам или побуждать к этому других, а также делать по любому из этих вопросов рекомендации Генеральной Ассамблее ООН, членам ООН и заинтересованным специализированным учреждениям. ЭКОСОС вправе принимать надлежащие меры для получения от специализированных учреждений регулярных докладов. Совет заключает соглашения с членами ООН и со специализированными учреждениями с целью получения от них докладов о мерах, предпринятых ими во исполнение его собственных рекомендаций и рекомендаций Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам, входящим в его компетенцию.
Согласно Уставу ООН и своему Статуту Международный судрассматривает дела по всем правовым спорам, в том числе и в сфере охраны окружающей среды, касающимся:
• толкования договора;
• любого вопроса международного права;
• наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства;
• характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства.
Органами ЮНЕПутверждены: Совет управляющих, Секретариат по окружающей среде, Директор-исполнитель, избираемый Генеральной Ассамблеей на четырехлетний срок по представлению Генерального секретаря ООН. Директор-исполнитель наделен большими полномочиями, включая управление под руководством Совета управляющих Фондом окружающей среды, созданным согласно вышеуказанной Резолюции.
К вопросам, которые входят в компетенцию ЮНЕП, относятся: населенные пункты и здоровье человека; экосистемы суши; окружающая среда и развитие; океаны; энергия; стихийные бедствия и ряд других.
При ООН функционируют и другие специализированные международные организации:
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).Его членами являются более ста государств, в том числе Россия. Агентство осуществляет программу «Ядерная безопасность и защита окружающей среды»;
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), в которую также входит Россия. ЮНЕСКО активно занимается организацией исследования окружающей среды и ее ресурсов, ею одобрены программы «Человек и биосфера», «Человек и его окружающая среда»;
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).Еечлены — многие государства, в том числе Россия. ВОЗ занимается проблемами гигиены окружающей среды, борьбы с загрязнением атмосферного воздуха;
Всемирная организация продовольствия (ФАО).Направляет усилия на повышение продуктивности сельского хозяйства и укрепление продовольственной безопасности государств — членов ООН, а также на улучшение условий жизни сельского населения;
Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП).Его членами являются правительственные (министерства, комитеты, комиссии) и общественные организации многих государств, в том числе Всероссийское общество охраны природы.
Для охраны среды Мирового океанабольшое значение имела Конференция ООН по морскому праву (Женева 1958 г.), где были подписаны четыре конвенции, которые и рассматривались как начало кодификационного процесса в морском праве:
Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне; Конвенция об открытом море; Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря; Конвенция о континентальном шельфе. Перечисленные Женевские конвенции 1958 г. были как бы первым кодексом морского права, положения которого были значительно развиты Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., справедливо считающейся в настоящее время Международным морским кодексом.
Международным правом также регламентируются вопросы охраны атмосферы. В 1979 г. под эгидой Экономической комиссии ООН для Европы была заключена Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния— многостороннее рамочное соглашение, содержащее общие обязательства государств по контролю за загрязнением, обмену информацией, взаимной консультации, мониторингу и оценке трансграничного загрязнения. Конвенция была дополнена протоколами. В 1985 г. был принят Протокол о сокращении выбросов серы и уменьшении их трансграничных потоков. В 1988 г. был принят Протокол о контроле выбросов окислов азота. Доктриной и практикой (на конференциях и симпозиумах) атмосфера была признана природным ресурсом, имеющим глобальное значение.
Важной проблемой международного права также является защита животного и растительного мира.К международным договорам, действующим в данной области, относятся, в частности, Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г., Конвенция о сохранении лосося в северной части Атлантического океана 1982 г., Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Конвенция о сохранении тюленей Антарктики 1972 г., Международная конвенция по защите растений 1951 г., Конвенция по сохранению живых ресурсов Юго-Восточной Атлантики 1969 г., Временная конвенция о сохранении котиков северной части Тихого океана 1957 г., Международная конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 г., Соглашение об охране малых китов Балтийского и Северного морей 1992 г., Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г.,а также ряд других.
Защита водной среды международных рекрегламентируется такими международно-правовыми актами, как, в частности, Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 г., Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г., Конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом (КГПОГ), 1989 г.и ряд других.
Так, в соответствии с Конвенцией по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г. государства-участники принимают все соответствующие меры для предотвращения, ограничения и сокращения любого трансграничного воздействия. Государства принимают, в частности, все соответствующие меры:
Ø для предотвращения, ограничения и сокращения загрязнения вод, которое оказывает или может оказывать трансграничное воздействие;
Ø для обеспечения использования трансграничных вод в целях экологически обоснованного и рационального управления водными ресурсами, их сохранения и охраны окружающей среды;
Ø для обеспечения использования трансграничных вод разумным и справедливым образом с особым учетом их трансграничного характера при осуществлении деятельности, которая оказывает или может оказывать трансграничное воздействие;
Ø для обеспечения сохранности и, когда это необходимо, восстановления экосистем.
Особое значение приобрело в последние годы многостороннее природоохранное сотрудничество в Арктике. Был принят ряд международных договоров в данной области и, в частности, Декларация об учреждении Арктического Совета 1996 г., Протокол к Конвенции 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния относительно дальнейшего сокращения выбросов серы 1994 г., Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г., а также ряд других.
Большое значение имеет и защита природной среды в Антарктике. Среди международно-правовых актов, действующих в данной сфере, можно выделить следующие: Договор об Антарктике 1959 г., Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1991 г., Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Конвенция о сохранении тюленей Антарктики 1972 г. и ряд других.
Одной из важных экологических проблем современности является проблема защиты природной среды в процессе космической и ядерной деятельности.Эту проблему затрагивают многие международно-правовые акты в области космической деятельности.
Так, Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. обязывает государства при изучении и использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества, В случае необходимости государства должны принять соответствующие меры.
Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 47/68 от 14 декабря 1992 г. были одобрены Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве. В соответствии с этими Принципами государства, запускающие космические объекты с ядерными источниками энергии на борту, должны прилагать усилия для защиты отдельных лиц, населения и биосферы от радиологических опасностей. Конструкция и использование космических объектов с ядерными источниками энергии на борту должны обеспечивать такое состояние, чтобы при предвиденных нормальных или аварийных обстоятельствах опасность была ниже определенных приемлемых уровней. Конструкция и использование космических объектов также должны соответствовать стандартам о высокой надежности, чтобы радиоактивный материал не вызывал значительного загрязнения космического пространства.
В 1968 г. был заключен Договор о нераспространении ядерного оружия, который вменил в обязанность всем государствам, обладающим ядерным оружием, не передавать кому бы то ни было это оружие или другие ядерные взрывные устройства и контроль над ним или взрывными устройствами, не помогать в его производстве или приобретении, а неядерным государствам — не принимать ядерного оружия, не производить его, не испытывать и не добиваться в этих целях чьей-либо помощи. Соответственно, каждое государство — участник этого Договора, не обладающее ядерным оружием, обязано не принимать ядерное оружие или другие ядерные устройства, не производить и не приобретать такое оружие, не добиваться и не принимать участия в его производстве.
Кроме того, Договор о нераспространении ядерного оружия запрещает неядерным государствам — участникам Договора производить какие бы то ни было мирные взрывы, гарантируя им вместе с тем равное пользование всеми благами мирного использования атомной энергии.