Тема 26: Международное экономическое право
1. Понятие, принципы и источники международного экономического права.
2. Понятие и виды международных экономических соглашений.
3. Международные экономические организации универсального характера.
4. Правовое регулирование экономического
Международное экономическое право, — которая представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих экономические отношения между государствами и другими субъектами международного права.
К субъектам международного экономического праваотносятся прежде всего государства, которые вправе непосредственно участвовать во внешнеэкономической деятельности. К субъектам международного экономического права относятся также межгосударственные экономические и иные организации, а также торгово-экономические объединения, к которым, в частности, относятся зоны (ассоциации) свободной торговли, таможенные союзы экономические союзы и другие. Субъектами международного экономического права также являются физические и юридические лица.
Основным источником международного экономического права являются универсальные международные экономические договоры, например Конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже товаров 1955 г., Международное соглашение по пшенице 1962 г., Соглашение об учреждении Общего фонда для сырьевых товаров 1980 г., Общие условия купли-продажи картофеля (Европейская экономическая комиссия ООН, ECE/GRI/4 1980 г.), Международное соглашение по сахару 1992 г., Международное соглашение по какао 1993 г. и ряд других.
Среди международных договоров, регулирующих двусторонние экономические отношения, следует выделить договоры общего рамочного политического характера, в частности договоры о дружбе, сотрудничестве взаимной помощи. Наряду с основными политическими обязательствами сторон в них закрепляются и обязательства по расширению экономического сотрудничества, по содействию заключению коммерческих сделок и т.п.
Но наиболее существенное значение для формирования но международного экономического права имеют некоторые специальные виды международных договоров.
К ним относятся прежде всего торговые договоры, в которых закрепляется вид торгово-экономического режима во взаимных отношениях государств и других субъектов международного экономического права.
Долгосрочные соглашения о торгово-экономическом сотрудничествеопределяют конкретные области и формы сотрудничества: строительство и реконструкция промышленных объектов; производство и поставки оборудования и иных товаров; покупка и продажа патентов и лицензий; совместное предпринимательство и т.п.
Особую категорию составляют соглашения об оказании технического содействияв строительстве промышленных объектов, включающие условия о взаимных поставках товаров, о содействии в проектировании, монтаже, наладке и пуске в эксплуатацию соответствующих объектов. Такие соглашения могут носить генеральный, рамочный характер или быть привязаны лишь к конкретным, часто крупномасштабным проектам. Обычными являются и условия об оплате предоставляемого технического содействия поставками будущей продукции.
С торговлей и другими видами экономического сотрудничества тесно связано их валютно-платежное и финансовое обеспечение на основе соглашений о международных валютных расчетах и кредитах.
Решения (рекомендации, постановления) международных организаций. Такие рекомендации принимаются органами OOH, а также специализированными учреждениями ООН. Решения эти» органов и учреждений обычно не носят юридически обязательна го характера, но имеют рекомендательную силу, например Правовое руководство ЮНСИТРАЛ «По международным встречным торговым сделкам» (подготовлено Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).
Постановления ряда региональных экономических учреждениймогут иметь не только рекомендательную, но и обязательную юридическую силу.
Решения межгосударственных экономических конференций. Данные решения, особенно основные, оформленные в виде заключительных актов конференций, рассматриваются в теории как особая разновидность многосторонних договоров и, соответственно, могут обладать и рекомендательной, и обязательной юридической силой.
В современной международной экономической жизни заметным явлением стала экономическая интеграция.
Как предмет правового регулирования она занимает важное место в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и последующих документах СБСЕ. В Заключительном акте СБСЕдекларируется что государства — участники СБСЕ будут развивать сотрудничество друг с другом, между всеми государствами, во всех областях в соответствии с целями и принципами Устава ООН. При этом они будут стремиться повышать благосостояние народов и способствовать претворению в жизнь их чаяний, используя, в частности выгоды, вытекающие из прогресса и достижений в экономической, научной, технической, социальной, культурной и гуманитарной областях.
Вопросы экономической интеграции нашли свое отражение в Парижской хартии для новой Европы 1990 г.(далее — Хартия). Концептуально этот документ подтверждает значимость экономического сотрудничества, основанного на рыночной экономике. Оно рассматривается существенным элементом межгосударственных отношений и ориентировано на содействие строительство процветающей и единой Европы. Хартия стала юридической основой интеграционных процессов по линии СБСЕ
В ней также указывается на взаимосвязь между развитием прав человека и основных свобод и научным прогрессом. Сотрудничество в области науки и техники призвано содействовать повышению уровня экономического и социального развития стран Европы. Соответственно, оно должно развиваться в направлении более широкого обмена соответствующей научно-технической информацией и знаниями для преодоления технологического разрыва, существующего между государствами-участниками.
Важное место вопросам экономической интеграции отводится в документах СНГ. Так, в Декларации глав государств — участников СНГ 1993г. было отмечено, что по пути экономической интеграции государства должны поэтапно двигаться к Экономическому союзу. Главное — обеспечить взаимные интересы государств — участников СНГ, плодотворное развитие свободных хозяйственных связей предприятий, производителей и потребителей продукции, снять все препятствия на пути их прямого взаимодействия. Ближайшую задачу по пути к Экономическому союзу главы государств — участников СНГ видели в развитии таможенного сотрудничества, образовании таможенного союза, последовательном освобождении от таможенных тарифов, снятии любых нетарифных ограничений. В Декларации выражена готовность государств — участников СНГ проводить скоординированную финансовую, кредитно-денежную и валютную политику
Договор о создании Экономического союза между государствами - участниками СНГ 1993 г.Экономический союз создается на основе добровольности участия, уважения суверенитета, территориальной целостности, равенства прав, а также взаимной ответственности договаривающихся сторон за реализацию положений договора.
Целями Экономического союза являются:
Ø формирование условий стабильного развития экономики договаривающихся сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения;
Ø поэтапное создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений;
Ø создание равных возможностей и гарантий для всех хозяйствующих субъектов;
Ø совместное осуществление экономических проектов, представляющих общий интерес;
Ø решение совместными усилиями экологических проблем,
Ø ликвидация последствий стихийных бедствий и катастроф.