Тема 25: Право международной безопасности
1. Понятие, принципы и источники права международной безопасности.
2. Коллективная безопасность.
3. Региональные системы коллективной безопасности.
4. Разоружение и ограничение вооружений как гарантия коллективной безопасности.
Угрозы, которые предстоит решать мировому сообществу в порядке осуществления норм и принципов права международной безопасности:
• война между государствами;
• насилие внутри государств, включая гражданские войны, массовые нарушения прав человека и геноцид;
• нищета, инфекционные болезни и деградация;
• ядерное, радиологическое, химическое и биологическое оружие;
• терроризм;
• транснациональная организованная преступность.
Под международной безопасностью понимается такое состояние международных отношений, при котором исключаются угрозы миру, нарушение мира и акты агрессии в какой бы то ни было форме, а отношения между государствами строятся на нормах и общепризнанных принципах международного права.
Нормы права международной безопасности закреплены во многих международно-правовых актах, прежде всего в Уставе ООН, уставах региональных организаций коллективной безопасности, договорах о разоружении, ограничении вооруженных сил, соглашениях о мерах доверия и ряде других.
Существует широкий комплекс международно-правовых средств печения международной безопасности: мирные средства разрешения международных споров; системы коллективной безопасности (универсальная и региональные); меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению; неприсоединение и нейтралитет; меры доверия и др.
Всеобщая (универсальная) система коллективной безопасностипредусмотрена Уставом ООН и предусматривает следующие меры: средства мирного разрешения международных споров; меры по обеспечению мира с использованием региональных организаций безопасности; временные меры по пресечению нарушений международного мира и безопасности; принудительные меры в отношении государств-нарушителей без использования вооруженных сил; принудительные меры в отношении государств-агрессоров с использованием вооруженных сил.
Региональные системы коллективной безопасностисоздаются в соответствии с главой VIII Устава ООН «Региональные соглашения». Устав ООН ни в коей мере не препятствует существованию региональных соглашений или органов для разрешения таких вопросов, как поддержание международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий, при условии, что такие соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами ООН. Государства, заключившие такие соглашения или составляющие такие органы, должны прилагать все свои усилия для достижения мирного разрешения местных споров при помощи таких региональных с оглашений или таких региональных органов до передачи этих споров в Совет Безопасности ООН.
Основополагающими принципами международной безопасности являются принцип равной безопасности и принцип ненанесения ущерба безопасности государств.
Указанные принципы нашли свое отражение в Уставе ООН, Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2734 (XXV), Декларации об укреплении международной безопасности 1970 г., Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях (18 ноября 1987 г.), Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 50/6, Декларации по случаю пятидесятой годовщины ООН 1995 г., Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г. и других международно-правовых документах.
Так, в соответствии с Уставом ООНвсе члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость, воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций.
Государства разрешают свои международные споры мирными средствами так, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость.
Государства должны, поэтому стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору. В поисках такого урегулирования стороны должны согласовывать такие мирные средства, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора.
Государства обязаны не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, Ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства. Вследствие этого вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права.
Основным инструментом для сохранения мира и предупреждения возникновения войн является всеобщая система коллективной безопасности, предусмотренная Уставом ООН. Устав закрепляет основы современного мирового правопорядка, принципы взаимоотношений государств на международной арене и предусматривает целый комплекс мер по сохранению международного мира и пресечению актов агрессии. В их числе:
• средства мирного разрешения международных споров;
• меры по обеспечению мира с использованием региональных организаций безопасности;
• принудительные меры в отношении государств-нарушителей без использования вооруженных сил;
• принудительные меры в отношении государств-агрессоров использованием вооруженных сил.
Одним из важнейших элементов всеобщей системы коллективной безопасности является мирное разрешение международных споров, которое определяется главой VI Устава ООН «Мирное разрешение споров». В соответствии с данной главой Устава ООН стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору.
В соответствии с Уставом ООН для обеспечения между народного мира могут быть применены меры с использованием региональных организаций безопасности. В соответствии со статьей 53 Устава Совет Безопасности ООН использует, где это уместно, такие региональные соглашения или органы для принудительных действий под его руководством. Однако региональные организации не могут применять никакие принудительные действия без полномочий от Совета Безопасности, за исключением мер, связанных с отражением вооруженного нападения на одно из государств-участников региональной системы коллективной безопасности.
Региональные системы коллективной безопасности характеризуются следующими чертами:
• закрепляется обязательство участников договора решать споры между собой исключительно мирными средствами;
• предусматривается обязанность участников оказывать индивидуальную или коллективную помощь государству, подвергшемуся вооруженному нападению извне;
• о принятых мерах коллективной обороны немедленно извещается Совет Безопасности ООН;
• в договоре участвуют, как правило, государства одного региона, а сам договор действует в пределах заранее определенного района, указанного в соглашении сторон;
• принятие новых государств в установленную договором систему безопасности возможно лишь с согласия всех ее участников.