Борьба с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Незаконные операции с наркотиками на протяжении многих десятилетий были объектом международно-правового воздействия. Применяемые ныне Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. и Конвенция о психотропных веществах 1971 г. охватывают широкий спектр правового регулирования, включая меры контроля над этими средствами и веществами, меры борьбы против таких правонарушений, как культивирование и производство, хранение, продажа, покупка, ввоз и вывоз наркотических средств и психотропных веществ в нарушение существующих правил. Новый международно-правовой акт - Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, принятая в 1988 г. и подписанная СССР 19 января 1989 г., - провозглашает искоренение незаконного оборота коллективной обязанностью государств. В ст. 3 дан подробный перечень действий, преднамеренное совершение которых квалифицируется как уголовное преступление.

Фальшивомонетничество (подделка денежных знаков) и преступления в банковской деятельности

Борьба с подделкой денежных знаков (фальшивомонетничество) регулируется положениями Женевской Конвенции о борьбе с подделкой денежных знаков (1929г.). Согласно конвенции такими преступлениями являются: все обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков; сбыт поддельных денежных знаков; действия, направленные к сбыту, к ввозу в страну или к получению для себя поддельных денежных знаков; покушение или соучастие в вышеуказанных деяниях; обманные действия по изготовлению или приобретению для себя предметов, предназначенных для изготовления или изменения денежных знаков. Конвенция предусматривает обязательное информирование соответствующих государств обо всех фактах фальшивомонетничества.

Основной международной организацией, принимающей непосредственное участие в борьбе с международными преступлениями, является Международная организация уголовной полиции (МОУП/Интерпол), штаб-квартира которой находится во Франции, в г. Лионе. Участвуют в ней практически все страны. СССР стал членом организации в 1990 г. Республика Беларусь обрела членство в 1993 г. Свое членство оформили и другие бывшие советские республики. Ныне действующий Устав вступил в силу в 1956 г.

Целями Интерпола являются:

· обеспечение широкого взаимодействия всех органов уголовной полиции в рамках национального законодательства и в духе Всеобщей декларации прав человека;

· создание и развитие учреждений, которые могут способствовать предупреждению уголовной (в отличие от политической) преступности и борьбе с ней, При этом подчеркивается, что речь идет, прежде всего, о международной преступности.

Принципами Интерпола являются: уважение законодательства государств и международного права, недопустимость вмешательства в деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.

Главными органами являются: Генеральная Ассамблея, Исполнительный комитет и Генеральный секретариат.

В своей деятельности Интерпол опирается на Национальные центральные бюро (НЦБ), создаваемые в участвующих странах.

Европол. Полное официальное наименование - Европейское полицейское ведомство, которое используется достаточно редко. Основным источником правового статуса Европола является специальная конвенция, заключенная государствами-членами в рамках Конвенции на базе статьи К.З - Договора о Европейском Союзе «О создании Европейского полицейского ведомства» (краткое название - Конвенция о Европоле).

Текст данной Конвенции был утвержден актом Совета Европейского Союза 26 июля 1995 г. и в тот же день подписан представителями государств-членов. Конвенция вступила в силу после завершения ратификационных процедур 1 октября 1998 г., но реально начала действовать только 1 июля 1999 г., когда Европейское полицейское ведомство в полном объеме приступило к своей работе.

Цель, ради которой создано и функционирует ведомство Европол, - содействие мерам по борьбе с преступностью в государствах - членах Европейского Союза, а именно:

Ø повышение эффективности работы национальных правоохранительных органов;

Ø развитие сотрудничества между ними.

Однако в «орбиту» усилий Европола входят далеко не все преступные деяния, а лишь «серьезные формы международной преступности», которые нуждаются в совместных действиях нескольких государств-членов ЕС.

Перечень предметов веденияЕвропейского полицейского ведомства носит исчерпывающий характер, это:

1. Незаконная торговля наркотическими средствами.

2. Торговля ядерными и радиоактивными материалами.

3. Скрытые иммиграционные потоки.

4. Торговля людьми.

5. Торговля похищенными транспортными средствами.

7. Незаконные действия по отмыванию денег.

8. Фальшивомонетничество и подделка средств платежа.

При осуществлении государствами сотрудничества в борьбе с преступностью важно опираться на деятельность существующих международных организаций. Это, прежде всего, неправительственные организации юридического профиля, имеющие консультативный статус при Экономическом и Со­циальном Совете ООН. В международной практике их принято называть «большими организациями»: Международная ассоциация уголовного права (МАУП), Международное криминологическое общество (МКО), Международное общество социальной защиты (МОСЗ), Международный уголовный и пенитенциарный фонд(МУПФ). В 1982г. создан и успешно функционирует Международный комитет по координации (МКК) между названными выше организациями, так называемый Комитет «четырех». Он также имеет статус консультативного органа при ЭКОСОС и достаточно серьезно влияет на международную политику ООН в области борьбы с преступностью.

После распада Союза ССР, начиная с 1991г., международное сотрудничество Республики Беларусь с другими государствами вступает в самостоятельную фазу. Особенно интенсивно этот процесс осуществляется в рамках Содружества Независимых Государств.

В Соглашении о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991г. стороны признали, что к сфере их совместной деятельности, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты, относится борьба с организованной преступностью (ст. 7). Аналогичная запись имеется и в статье 4 Устава Содружества Независимых Государств.

Знаменательным событием международного значения стало подписание 22 января 1993 г. в Минске «Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» государств-участников Содружества Независимых Государств. Конвенция создала необходимую правовую основу для сотрудничества и взаимодействия правоохранительных органов СНГ на многостороннем уровне. (В 2002 году в Кишиневе была подписана новая «Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», которая действует в настоящее время.)

Реализуя минские договоренности, главы правительств государств-участников СНГ 12 марта 1993 г. в Москве утвердили «Программу совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств-участников Содружества Независимых Государств». В Программе констатировалось, что по существу на территории бывшего Союза ССР сохранилось «единое криминогенное пространство».

Логическим результатом интеграционных процессов в данной области явилось подписание 17 февраля 1994г. в г. Ашгабате Соглашения о сотрудничестве в сфере борьбы с организованной преступностью между министерствами внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств.

В Соглашении предусмотрены следующие формы сотрудничества:

Ø обмен оперативно-розыскной, справочной, криминалистической и иной информацией преступностью; обмен опытом работы;

Ø планирование и осуществление скоординированных мероприятии, направленных на предупреждение, выявление и пресечение преступной деятельности организованных групп, включая в необходимых случаях проведение «контролируемых поставок»;

Ø обмен законодательными и иными нормативно-правовыми актами, методическими рекомендациями по вопросам борьбы с организованной преступностью; содействие на договорной основе в подготовке и повышении квалификации кадров, в том числе путем организации стажировок в специализированных подразделениях по борьбе с организованной преступностью;

Ø проведение совместных научных исследований проблем борьбы с организованной преступностью.

Наши рекомендации