Тема 12: Международно-правовая регламентация населения
1. Международно-правовая регламентация населения.
2. Международно-правовые вопросы гражданства.
3. Виды правового режима иностранцев.
4. Понятие беженцев и их правовое положение.
5. Понятие и виды убежища в международном праве.
Под населением в международном праве понимается совокупность физических лиц (индивидов), проживающих в данный момент на территории того или иного государства и подчиненных его юриспруденции.
Население любого государства состоит из следующих категорий:
1. граждан данного государства,
2. иностранцев (так называемых обычных иностранцев, то есть не пользующихся иммунитетами и привилегиями) и
3. лиц без гражданства (апатридов). Есть некоторые промежуточные категории, но они входят в одну из перечисленных основных категорий (например, лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды) входят в число граждан соответствующих государств).
Правовое положение населения, определяемое объемом его прав и обязанностей и возможностью их осуществления, в различных странах мира неодинаково. Оно определяется уровнем социально-экономического развития государства, установленным в нем политическим режимом, а также национальными и культурными особенностями, историческими обычаями и традициями, религиозностью и веротерпимостью населения и другими факторами.
Под гражданством обычно понимают устойчивую политико-правовую связь индивида с определенным государством. Эта связь предполагает наличие взаимных прав и обязанностей, как гражданина, так и государства.
Национальное законодательство государств и международное право исходят из двух возможных способов получения гражданства: рождение и натурализация.
Одни государства определяют гражданство новорожденного по гражданству его родителей вне зависимости от места рождения ребенка. Это так называемый принцип крови (jus sanguinis).
Другие государства определяющим считают место рождения ребенка и не берут во внимание гражданство его родителей. Это принцип почвы (jus soli).
Третьи государства — их большинство — при определении гражданства используют оба принципа. К этой группе относится и белорусское законодательство о гражданстве.
Самым распространенным видом натурализации является предоставление гражданства по просьбе лица. Предоставление гражданства возможно как иностранцу, так и лицу без гражданства. Вопросы, связанные с предоставлением гражданства, регулируются национальным законодательством, которое не должно, однако, противоречить общепризнанным нормам международного права. В частности, национальное законодательство не должно допускать дискриминации по признаку расы, пола, языка, религии. Провозглашение свободы выбора гражданства содержится во Всеобщей декларации прав человека (п.2 ст.15).
Вопросы утраты гражданства регулируются, прежде всего, национальным законодательством. Вместе с тем отдельные положения встречаются в двусторонних и реже многосторонних договорах.
Утрата гражданства возможна по инициативе лица, когда оно возбуждает перед соответствующими органами своего государства вопрос о выходе из гражданства. Порядок выхода предусмотрен национальным законодательством.
Утрата гражданства возможна и по инициативе государства, когда лицо лишается гражданства за действия, которые наносят ущерб государству или подрывают его безопасность. Лишение гражданства возможно только на условиях и в порядке, предусмотренных национальным законодательством.
Двугражданство (бипатриды). Примером приобретения гражданства двух государств может служить случай, когда у родителей, национальное законодательство которых признает принцип крови, ребенок родился на территории государства, признающего принцип почвы. Такое же положение может возникнуть при браке, усыновлении, а также при приобретении гражданства иностранного государства, когда за этим не следует утрата прежнего гражданства.
Состояние лица в гражданстве двух и более государств создает неудобства, как для него, так и для государств. Гражданин может требовать предоставления гражданских прав в полном объеме в обоих государствах своего гражданства, а государства в свою очередь могут требовать от такого гражданина выполнения им гражданских обязанностей в каждом государстве, например службы в вооруженных силах.
Международное сотрудничество государств направлено на сокращение числа лиц с двойным гражданством, предотвращение случаев их нового появления и определение прав и обязанностей в отношениях гражданина с государствами своего гражданства.
Коллизии национального законодательства государств по вопросам гражданства ведут к случаям, когда лицо не может подтвердить принадлежность к гражданству какого-либо государства. Например, при рождении от родителей, национальное законодательство которых стоит па принципе почвы, ребенка на территории государства, придерживающегося принципа крови; при браке женщины с иностранцем, если законодательство страны жены предусматривает автоматическую утрату гражданства, а законодательство страны мужа не предоставляет ей автоматически свое гражданство; при утрате гражданства и неполучении нового.
Лица без гражданства обладают меньшим объемом прав и свобод, чем граждане государства, на территории которого проживают апатриды. Как правило, они ограничены в пользовании гражданскими и политическими правами, лишены возможности обратиться к дипломатической защите.
Международное сотрудничество в рассматриваемой области, как и в случае с двугражданством, направлено на сокращение числа лиц без гражданства и установление правового статуса этих лиц. В качестве примера многосторонних договоров можно назвать Конвенцию о сокращении безгражданства 1961 года и Конвенцию о статусе апатридов 1954 года.
Конвенция о сокращении безгражданства 1961 года содержит следующие положения; родившемуся на территории государства лицу предоставляется гражданство этого государства, если в противном случае оно стало бы апатридом; утрата гражданства в силу изменений в личном статусе ставится под условие получения нового гражданства; лишение гражданства не может иметь места, если это ведет к безгражданству.
Иностранец — лицо, находящееся на территории данного государства, но не являющееся его гражданином и состоящее в гражданстве другого государства.
Совокупность правовых норм, определяющих права и обязанности иностранца, составляет его правовой режим. Существуют следующие виды режима иностранцев.
Национальный режим - предоставление иностранцам прав, в значительной мере равных правам собственных граждан. Полного уравнения на практике, как правило, не бывает. Иностранцы ограничены в пользовании политическими правами, в частности, это относится к праву избирать и быть избранными в государстве пребывания.
Специальный режим — предоставление иностранцам прав, специально для них установленных национальным законом или международными договорами.
В международном праве сложились касающиеся иностранцев принципы и нормы, которые в основном включены в Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают,принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 году. Они сводятся к следующему:
Ø право любого государства устанавливать правовой режим иностранцев, учитывая при этом свои международные обязательства, включая и обязательства в области прав человека;
Ø иностранцы обязаны соблюдать законы государства, в котором они находятся, а за их нарушение несут ответственность наравне с гражданами этого государства;
Ø в соответствии с национальным законодательством и с учетом обязательств государства по международному праву иностранцы пользуются соответствующим объемом прав и свобод;
Ø недопустимы массовые высылки иностранцев, законно находящихся на территории данной страны; индивидуальная высылка возможна только во исполнение решения, принятого в соответствии с законом;
Ø иностранец имеет право на защиту государства своего гражданства.
Различают территориальное и дипломатическое убежище.