Тема 10: Институт правопреемства в международном праве
1. Понятие и сущность правопреемства в международном праве.
2. Кодификация института правопреемства.
3. Правопреемство государств в отношении договоров.
4. Правопреемство государственной собственности государственных долгов и государственных архивов в различных случаях территориально-политических изменений.
Международное правопреемство— это переход прав и обязанностей от одного субъекта международного пава к другому вследствие возникновения или же прекращения существования государства либо изменения его территории.
В осуществлении правопреемства, сколько бы государств ни было его участниками, всегда различны две стороны: государство-преемник, которого полностью или в отношении части территории сменяет новый носитель ответственности за международные отношения, и государство-преемник, то есть государство, к которому эта ответственность переходит.
Объектом правопреемства является территория, применительно к которой сменяется государство, несущее ответственность за ее международные отклонения.
Наиболее распространенными основаниями возникновения правопреемства являются: объединение государств; разделение государств; отделение от государства части территории; передача части территории одного государства другому.
Вопросы правопреемства регулируются Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных - долгов 1983 г.
В числе актов по правопреемству можно назвать принятые в 1992 г.: Меморандум о взаимопонимании в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес; Соглашение о распределении всей собственности бывшего СССР за рубежом; Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР; решение Совета глав государств СНГ от 20 марта 1992 года по вопросам правопреемства. Ряд положений, имеющих прямое отношение к правопреемству, содержится в учредительных актах СНГ, а также в Соглашении Беларуси, Казахстана, России и Украины о совместных мерах в отношении ядерного оружия.
Науке международного права известны следующие теории правопреемства государств: теория универсального правопреемства, теория частичного правопреемства, теория правопреемственности, теория «непреемственности», теория tabula rasa (чистой доски), теория конституитета.
Согласно ст. 17 Конвенции 1978 г. новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства находится в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств.
Делая уведомление о правопреемстве, новое независимое государей может — если это допускается договором — выразить свое согласие на обязательность для него лишь части договора или сделать выбор между различными его положениями.
Уведомление о правопреемстве в отношении многостороннего договора делается в письменной форме.
Переход государственной собственности государства правопреемника влечет за собой прекращение прав этого государства и возникновение прав государства-правопреемника на государственную собственность, которая переходит к государству-преемнику. Датой перехода государственной собственности является момент правопреемства. Как правило, переход государственной собственности происходит без компенсации.
Согласно ст. 20 Венской конвенции 1983 года "государственные архивы государства-предшественника" есть совокупность документов любой давности и рода, произведенных или приобретенных государством-предшественником в ходе его деятельности, которые на момент правопреемства принадлежали государству—предшественнику согласно его внутреннему праву и хранились им непосредственно или под его контролем в качестве архивов для различных целей.
Датой перехода государственных архивов государства-предшественника является момент правопреемства. Переход государственных архивов происходит без компенсации.
Государство—предшественник обязано принимать все меры по предотвращению ущерба или уничтожения государственных архивов, которые переходят к государству—преемнику.
Когда государство-преемник является новым независимым государством, то архивы, принадлежавшие территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходят к новому независимому государству.
Государственный долг означает любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или любого другого субъекта международного права, возникшее всоответствии с международным правом.
Переход государственных долгов влечет за собой прекращение обязательств государства-предшественника и возникновение обязательств государства-преемника в отношении государственных долгов, которые переходят к государству-преемнику. Датой перехода государственных долгов является момент правопреемства государств. Правопреемство как таковое не затрагивает прав и обязанностей кредиторов.
В соответствии с Договором о правопреемстве в отношении внешнего Государственного долга и активов СССР 1991 года бывшие союзные республики приняли на себя обязательство участвовать в погашении и нести расходы по обслуживанию государственного внешнего долга СССР в долях, согласованны сторонами. Доля России составляет 61,34 %, Украины— 16,37 %, Республики Беларусь — 4,13 %, Узбекистана — 3,27 %, Казахстана — 3,86 %. Доля остальных республик составляет от 1,62 % до 0,62 %. Каждая из сторон несет раздельную в отношении других сторон ответственность по выплате причитающейся ей доли долга. Государства-участники взаимно гарантируют, что после полного погашения какой-либо из сторон суммы долга, причитающейся этой стороне, они не будут предъявлять к этой стороне никаких претензий по оставшейся непогашенной части долга.