По международному публичному праву

МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ

А.А. КУЛЕШОВА

Кафедра гражданского и хозяйственного права

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ПУБЛИЧНОМУ ПРАВУ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРАВОВЕДЕНИЕ»

Могилев 2017

(При подготовке к занятиям и экзамену по дисциплине рекомендуются к использованию издания:

1. Васильева Л.А. Международное публичное право : учебное пособие / Л.А.Васильева, О.А.Бакиновская. – Минск : ТетраСистемс, 2010. – 576 с. Гриф Министерства образования;

2. Васильева Л.А. Международное гуманитарное право : ответы на экзаменационные вопросы / Л.А.Васильева. – Минск: ТетраСистемс, 2008. -2 24 с.)

Тема 2: История возникновения и развития международного права

1. Возникновение международного права и периодизация его истории.

2. Предмет и система науки международного права.

3. Роль доктрины в развитии международного права

Тема 5: Источники международного права

1. Понятие источников международного права и их классификация.

2. Договор как основной источник международного права.

3. Роль актов международных конференций и резолюций международных организаций в создании норм международного права.

4. Односторонние акты государств и их роль в создании международных обязательств.

ТЕМА 6.

Тема 7: Соотношение международного права и внутригосударственного права

1. Доктринальные подходы к соотношению международного и национального права: дуалистическая и монистическая теории.

2. Влияние национального права на процесс становления и развития международного права.

3. Место и роль международно-правовых норм в правовой системе Республики Беларусь.

Тема 8: Имплементация международного права

1. Понятие и правовые особенности имплементации норм международного права.

2. Международный механизм имплементации.

3. Способы имплементации норм международного права на национальном уровне.

4. Конституционный и законодательный механизм имплементации норм международного права во внутреннее право Республики Беларусь.

Тема 9: Институт признания в международном праве

1. Понятие и виды признания в международном праве.

Признание государств.

3. Признание правительств.

Признание органов национального сопротивления (освобождения), восставшей (воюющей) стороны: понятие и правовые особенности.

4. Формы признания и их юридические последствия.

Территориальное убежище – это предоставление убежища преследуемому лицу на территории иностранного государства.

Декларация о территориальном убежище ООН 1967 г. исходит из того, что убежище предоставляется государством в осуществление его суверенитета (ст. 1).

Тема 13: Институт международно-правовой ответственности

1. Понятие и субъекты международно-правовой ответственности.

2. Кодификация института ответственности государстав.

3. Понятие и классификация международных правонарушений.

4. Виды международно-правовой ответственности государства.

5. Ответственность государства за ущерб, причиненный при осуществлении правомерной деятельности.

6. Специфика ответственности государства за причинение космического ущерба.

7. Специфика ответственности государств за ядерный ущерб.

8. Международно-правовая ответственность межправительственных организаций.

Виды толкования

1. Аутентичное – осуществляемое самими участниками международного договора. Обладает наивысшей юридической силой. Осуществляется в форме: специальных соглашений, протоколов, обмена нотами и т.п.

2. Международное толкование – осуществляется международными органами.

3. Одностороннее толкование. Осуществляется государством, т.е. его го­сударственными органами, в соответствии с внутренним правом. Оно имеет значение только для данного государства и называется ещё – внутригосударственным.

4. Неофициальное толкование (научное). Осуществляется как научными коллективами, так и отдельными учёными.

Способы толкования (приёмы): грамматическое; логическое; историческое; систематическое.

Венские конвенции 1969 и 1986 гг. дают исчерпывающий перечень оснований недействительности международного договора: а) принуждение государства или его представителя при заключении международного договора; б) обман, подкуп, либо ошибка; в) противоречие нормам jus cogens; г) нарушение нормы внутреннего права особо важного значения.

В международном праве под нейтральным государством понимается государство, которое не будет участвовать ни в каких военных союзах или в каких-либо соглашениях военного или другого характера, не допустит создания каких-либо иностранных военных баз на своей территории, не разрешит никаким странам использовать свою территорию в военных целях или в целях вмешательства во внутренние дела других стран и не будет признавать защиты со стороны какого-либо союза или военной коалиции.

Вопросам нейтралитета государства в войне посвящен целый ряд Многосторонних и двусторонних договоров, таких, как: Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г., Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны 1907 г., Конвенция о морском нейтралитете, заключенная между Россией и СевероАмериканскими Соединенными Штатами, 1854 г., Договор о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала 1977 г., Акт относительно признания и гарантии постоянного нейтралитета Швейцарии и неприкосновенности ее территории 1815 г., и некоторых других.

В соответствии с Конвенцией о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г.территория нейтральных держав неприкосновенна. Воюющим государствам воспрещается проводить через территорию нейтральной державы войска или обозы с военными или съестными припаса­ми, а также воспрещается:

• устраивать на территории нейтральной державы станции беспроволочного телеграфа или всякого рода приспособления, предназначенные служить средством сообщения с силами воюющих как на море, так и на суше;

• пользоваться сооружениями военного характера, установ­ленными на территории нейтральной державы.

На территории нейтральной державы в пользу воюющих не могут быть формируемы военные отряды и открываемы учреждения для вербовки.

Одним из важнейших вопросов права вооруженных конфликтов и международного гуманитарного права (МГП) является международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. К важнейшим международно-правовым актам в данной сфере относятся Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г. (далее — Первая Женевская конвенция); Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г. (далее — Вторая Женевская конвенция); Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г. (далее — Третья Женевская конвенция); Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г. (далее — Четвертая Женевская конвенция).

В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. и Дополнительным протоколом к Женевским конвенциям 1949 г., касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протоколом I) 1977 г., к жертвам международных вооруженных конфликтов относятся: военнопленные; раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение; гражданское население.

Вместе с тем любое лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного и с ним могут обращаться как со шпионом. При этом лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, которое от имени этой стороны собирает или пытается собирать информацию на территории, контролируемой противной стороной, не считается лицом, занимающимся шпионажем, если, действуя таким образом, оно носит форменную одежду своих вооруженных сил.

Не имеет права на статус комбатанта или военнопленного и наемник.

Наемником признается лицо, которое: специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте; фактически принимает непосредственное участие в военных действиях; принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны; не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на террито­рии, контролируемой стороной, находящейся в конфликте; не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте; и не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

Юридическое оформление окончания вооруженной борьбымежду ранее воевавшими государствами имеет важное значение, так как оно закладывает правовые основы их последующих мирных отношений. От прекращения состояния войны следует отличать прекращение военных действий. Наиболее распространенными формами прекращения военных действий являются перемирие и капитуляция.

Перемирие — это приостановление или прекращение военных действий по соглашению между воюющими сторонами. Ономожет быть местным и общим.

Второй формой прекращения военных действий является капитуляция, под которой понимается полное и окончательное прекращение сопротивления вооруженных сил одной из воюющих сторон или сдача отдельных гарнизонов, окруженных подразделений и т.д. В отличие от перемирия при капитуляции побежденная сторона утрачивает даже формальное равенство с победителем. Конкретные условия капитуляции передаются противнику через парламентеров, которые являются неприкосновенными; неприкосновенными являются также лица, их сопровождающие (например, переводчик), транспорт, документы. При капитуляции вся военная техника, имущество противника переходят к победителю; личный состав разоружается, на него распространяется режим военного плена.

Территориальное море — это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории (основному сухопутному массиву и островам) и внутренним водам государств и находящийся под суверенитетом прибрежного государства.

В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. ч. II отражена специфика территориального моря. В соответствии с требованиями норм международного права каждое прибрежное государство национальным законодательством определяет правовой режим своего территориального моря, поскольку оно входит в состав государственной территории, а его внешняя граница является государственной границей прибрежного государства на море.

Ширина территориального моря не должна превышать 12 морских миль. В большинстве стран принята 12-мильная норма (Россия, Польша, Франция, Япония, Индия и др.). В отдельных государствах принята меньшая ширина — 6 (Греция), 4 (Норвегия) и даже 3 морских мили (США, ФРГ и др.).

Отсчет ширины территориального моря производится: 1) от линии наибольшего отлива; 2) от условной линия внутренних вод; 3) от прямых исходных «базисных» линий, соединяющих выступающие в море точки морского побережья.

Правовой режим.Территориальное море, его дно и недра, воздушное пространство над ним являются составной частью территории прибрежного государства и находятся под его суверенитетом. Суверенитет прибрежного государства над территориальным морем осуществляется с соблюдением норм международного права.

Прибрежное государство вправе устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения в территориальном море, а также приостанавливать в определенных районах своего территориального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если это необходимо для обеспечения его безопасности. Такое приостановление вступает в силу после объявления об этом в «Извещениях мореплавателям».

Шельф — это окаймляющая материк отмель до резкого изменения рельефа морского дна, т. е. до склона. Глубины внешней границы шельфа обычно составляют 100—200 м, но в отдельных районах могут быть и значительно больше — до 1500—2000 м.

Правовое определение континентального шельфа и характеристика его правового режима содержатся в ч. VI Конвенции ООНпо морскому праву 1982 г. В Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. внешняя граница континентального шельфа была не четко установлена. Ее пределы ставились в зависимость от технических возможностей каждого государства. Согласно ст. 76 Конвенции континентальный шельфприбрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресурсов (ст. 77). Права признаются исключительными в том смысле, что если прибрежное государство не ведет разведки и не разрабатывает природных ресурсов континентального шельфа, то никто другой не может этого делать без его определенно выраженного согласия.

Природные ресурсы включают минеральные и иные неживые ресурсы поверхности и недр морского дна, а также живые организмы «сидячих видов», т. е. те организмы, которые в надлежащий с промысловой точки зрения период своего развития либо прикреплены к морскому дну, либо могут передвигаться только по морскому дну или в его недрах.

Исследования на континентальном шельфе могут осуществляться с согласия прибрежного государства. Однако прибрежное государство, как правило, не должно отказывать в своем согласии, если просьба исходит от обладающего надлежащей квалификацией учреждения для проведения чисто научного исследования физических или биологических свойств континентального шельфа. Все государства имеют право прокладывать на континентальном шельфе подводные кабели и трубопроводы. Трассы для прокладки трубопроводов определяются по со­гласованию с прибрежным государством.

Под международным уголовным правом понимается совокупность норм, регулирующих отношения между государствами, отношения с участием международных организаций и отношения государств (в определенных случаях и международных организаций) с индивидами, в связи с предотвращением и пресечением преступной деятельности, которой присуща международная общественная опасность.

Борьба с геноцидом.

Геноцид (от греч. Genos – род, племя и лат. Caedo – убивать), является международным преступлением. В Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него 1948 г. под геноцидом понимаются действия, совершенные с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую.

Геноцид осуществляется в четырех формах:

Ø физический геноцид,т.е. физическое истребление целых групп населения;

Ø социально-экономический геноцид,т.е.умышленное создание для таких групп жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное уничтожение;

Ø биологический геноцид,т.е. меры по предотвращению деторождения в таких группах;

Ø национально-культурный геноцид,т.е. уничтожение культурных и духовных ценностей таких групп.

Международное право окружающей среды представляет собой совокупность норм и принципов, регулирующих отношения субъектов международного права в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Субъектами международного права окружающей среды государства, а также международные организации.

К основным специальным принципам международного права окружающей среды относятся два принципа: принцип неотъемлемого суверенитета государства над своими природными ресурсами и принцип непричинения ущерба окружающей среде за пределами юрисдикции государства

В Стокгольмской декларации, принятой на Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 г.,эти принципы были объединены — государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно собственной политике в области окружающей среды и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не причиняла ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции.

В Декларации, принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г., как и в Стокгольмской декларации 1972 г., оба принципа сформулированы следующим образом: «Государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы, но без ущерба окружающей среде за пределами их границ».

Помимо этих основных принципов в международном праве окружающей среды разрабатываются и другие специальные принципы, к которым относятся:

1. Окружающая среда — общая забота человечества.

2. 2. Окружающая природная среда вне государственных границ яв­ляется общим достоянием человечества.

3. Свобода исследования и использования окружающей среды и ее компонентов.

4. Рациональное использование окружающей среды.

5. Содействие международному сотрудничеству в исследовании и использовании окружающей среды.

6. Взаимозависимость охраны окружающей среды, мира, развития, обеспечения прав человека и фундаментальных свобод.

7. Преосторожный подход к окружающей среде.

8. Право на развитие.

9. Предотвращение вреда.

10. Предотвращение загрязнения окружающей среды.

11. Ответственность государств.

12. Отказ от иммунитета от юрисдикции международных или иностранных судебных органов.

13. Принцип «платит тот, кто загрязняет» или «загрязнитель платит».

14. Принцип всеобщей, но дифференцированной ответственности.

15. Принцип доступа к информации, касающейся окружающей среды.

Источникамимеждународного права окружающей среды являются договорные и обычные нормы международного права. К основным источникам международного права окружающей среды относятся многосторонние международные договоры, и в частности Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г., Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 19S0 г., Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г. и ряд других.

Общие международно-правовые договорымогут затрагивать и вопросы окружающей природной среды (например, в договорах о режиме государственной границы, как правило, имеются статьи, посвященные режиму приграничных водоемов, охране растительности, животного мира).

Специальные природоохранительные международные догово­рысодержат статьи только об охране окружающей среды, например Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средства воздействия на природную среду 1977 г., Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.

Большое значение в области охраны окружающей среды имеют так называемые рамочные соглашения. Они, как правило, имеют глобальный характер и фиксируют общие обязательства, в рамках которых могут действовать договаривающиеся государства. Вместе с тем они не ограничивают договаривающиеся стороны перечислением запрещенных действий. К рамочным глобальным конвенциям относятся Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г., Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 г., Конвенция об изменении климата и Конвенция о биологическом разнообразии, подписанные в Рио-де-Жанейро в 1992 г., и некоторые другие.

ООН разработала и приняла специальные принципы охраны окружающей человека среды. Это было сделано, в частности, в 1972 г. в Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды.В декабре 1981 г. 26-я сес­сия Генеральной Ассамблеи ООН приняла Резолюцию «Об исто­рической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешних и будущих поколений». В октябре 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила Всемирную хартию при­роды, в которой вновь были подтверждены и развиты важнейшие специальные принципы международного сотрудничества в этой области.

Конкретным подтверждением внимания, которое уделяет ООН международно-правовой проблеме охраны окружающей среды на современном этапе, явилось выделение данной пробле­мы в качестве специального (четвертого) раздела в таком важном юридическом документе нашего времени, как Декларация тысяче­летия 2000 г., принятая на Саммите нового тысячелетия, прохо­дившем в Нью-Йорке 6-8 сентября 2000 г. Она отразила те про­блемы, которые вызывали озабоченность 147 глав государств и правительств и в целом 191 государства, принявших участие в этой самой представительной за всю историю встрече мировых лидеров.

Генеральная Ассамблея ООНуполномочивается обсуж­дать любые вопросы или дела в пределах Устава ООН или отно­сящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН, де­лать рекомендации членам ООН или Совету Безопасности или/и членам ООН и Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам. Она уполномочивается рассматривать общие принци­пы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддер­жанию международного мира и безопасности, поставленные перед нею любым членом ООН, или Советом Безопасности ООН, или государством, которое не является членом ООН, делать в отно­шении любых таких вопросов рекомендации заинтересованному государству, или государствам, или Совету Безопасности ООН.

Генеральная Ассамблея ООН организует исследования и де­лает рекомендации в целях содействия международному сотруд­ничеству в области экономической, социальной, культуры, обра­зования, здравоохранения и содействия осуществлению прав че­ловека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС)упол­номочивается предпринимать исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономической, социаль­ной, культуры, образования, здравоохранения и подобным вопро­сам или побуждать к этому других, а также делать по любому из этих вопросов рекомендации Генеральной Ассамблее ООН, чле­нам ООН и заинтересованным специализированным учреждени­ям. ЭКОСОС вправе принимать надлежащие меры для получе­ния от специализированных учреждений регулярных докладов. Совет заключает соглашения с членами ООН и со специализированными учреждениями с целью получения от них докладов о ме­рах, предпринятых ими во исполнение его собственных рекомен­даций и рекомендаций Генеральной Ассамблеи ООН по вопро­сам, входящим в его компетенцию.

Согласно Уставу ООН и своему Статуту Международный судрассматривает дела по всем правовым спорам, в том числе и в сфере охраны окружающей среды, касающимся:

• толкования договора;

• любого вопроса международного права;

• наличия факта, который, если он будет установлен, пред­ставит собой нарушение международного обязательства;

• характера и размеров возмещения, причитающегося за на­рушение международного обязательства.

Органами ЮНЕПутверждены: Совет управляющих, Секре­тариат по окружающей среде, Директор-исполнитель, избираемый Генеральной Ассамблеей на четырехлетний срок по представле­нию Генерального секретаря ООН. Директор-исполнитель наде­лен большими полномочиями, включая управление под руково­дством Совета управляющих Фондом окружающей среды, соз­данным согласно вышеуказанной Резолюции.

К вопросам, которые входят в компетенцию ЮНЕП, относят­ся: населенные пункты и здоровье человека; экосистемы суши; окружающая среда и развитие; океаны; энергия; стихийные бед­ствия и ряд других.

При ООН функционируют и другие специализированные меж­дународные организации:

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).Его членами являются более ста государств, в том числе Россия. Агентство осуществляет программу «Ядерная безо­пасность и защита окружающей среды»;

Организация Объединенных Наций по вопросам об­разования, науки и культуры (ЮНЕСКО), в которую также входит Россия. ЮНЕСКО активно занимается организаци­ей исследования окружающей среды и ее ресурсов, ею одобрены программы «Человек и биосфера», «Человек и его окружающая среда»;

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).Еечлены — многие государства, в том числе Россия. ВОЗ занимает­ся проблемами гигиены окружающей среды, борьбы с загрязнени­ем атмосферного воздуха;

Всемирная организация продовольствия (ФАО).На­правляет усилия на повышение продуктивности сельского хозяй­ства и укрепление продовольственной безопасности государств — членов ООН, а также на улучшение условий жизни сельского на­селения;

Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП).Его членами являются правительственные (министерства, комитеты, комиссии) и общественные организа­ции многих государств, в том числе Всероссийское общество охраны природы.

Для охраны среды Мирового океанабольшое значение имела Конференция ООН по морскому праву (Женева 1958 г.), где были подписаны четыре конвенции, которые и рассматривались как начало кодификационного процесса в морском праве:

Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне; Конвен­ция об открытом море; Конвенция о рыболовстве и охране жи­вых ресурсов открытого моря; Конвенция о континентальном шельфе. Перечисленные Женевские конвенции 1958 г. были как бы первым кодексом морского права, положения которого были значительно развиты Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., справедливо считающейся в настоящее время Международным морским кодексом.

Международным правом также регламентируются вопросы охраны атмосферы. В 1979 г. под эгидой Экономической комиссии ООН для Европы была заключена Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния— многостороннее рамочное соглашение, содержащее общие обязательства государств по контролю за загрязнением, обмену информацией, взаимной консультации, мониторингу и оценке трансграничного загрязнения. Конвенция была дополнена протоколами. В 1985 г. был принят Протокол о сокращении выбросов серы и уменьшении их трансграничных потоков. В 1988 г. был принят Протокол о контроле выбросов окислов азота. Доктриной и практикой (на конференциях и симпозиумах) атмосфера была признана природ­ным ресурсом, имеющим глобальное значение.

Важной проблемой международного права также является защита животного и растительного мира.К международным договорам, действующим в данной области, относятся, в частности, Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г., Конвенция о сохранении лосося в северной части Атлантического океана 1982 г., Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Конвенция о сохранении тюленей Антарк­тики 1972 г., Международная конвенция по защите растений 1951 г., Конвенция по сохранению живых ресурсов Юго-Восточной Атлантики 1969 г., Временная конвенция о сохранении котиков северной части Тихого океана 1957 г., Международная конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 г., Соглашение об охране малых китов Балтийского и Северного морей 1992 г., Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г.,а также ряд других.

Защита водной среды международных рекрегламентируется такими международно-правовыми актами, как, в частности, Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 г., Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г., Конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом (КГПОГ), 1989 г.и ряд других.

Так, в соответствии с Конвенцией по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г. государства-участники принимают все соответствующие меры для предотвращения, ограничения и сокращения любого трансграничного воздействия. Государства принимают, в частности, все соответствующие меры:

Ø для предотвращения, ограничения и сокращения загрязнения вод, которое оказывает или может оказывать трансграничное воздействие;

Ø для обеспечения использования трансграничных вод в целях экологически обоснованного и рационального управления водными ресурсами, их сохранения и охраны окружающей среды;

Ø для обеспечения использования трансграничных вод разумным и справедливым образом с особым учетом их трансграничного характера при осуществлении деятельности, которая оказывает или может оказывать трансграничное воздействие;

Ø для обеспечения сохранности и, когда это необходимо, восстановления экосистем.

Особое значение приобрело в последние годы многостороннее природоохранное сотрудничество в Арктике. Был принят ряд международных договоров в данной области и, в частности, Декларация об учреждении Арктического Совета 1996 г., Протокол к Конвенции 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния относительно дальнейшего сокращения выбросов серы 1994 г., Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г., а также ряд других.

Большое значение имеет и защита природной среды в Антарктике. Среди международно-правовых актов, действующих в данной сфере, можно выделить следующие: Договор об Антарктике 1959 г., Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1991 г., Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Конвенция о сохранении тюленей Антарктики 1972 г. и ряд других.

Одной из важных экологических проблем современности является проблема защиты природной среды в процессе космической и ядерной деятельности.Эту проблему затрагивают многие международно-правовые акты в области космической деятельности.

Так, Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. обязывает государства при изучении и использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества, В случае необходимости государства должны принять соответствующие меры.

Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 47/68 от 14 декабря 1992 г. были одобрены Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве. В соответствии с этими Принципами государства, запускающие космические объекты с ядерными источниками энергии на борту, должны прилагать усилия для защиты отдельных лиц, населения и биосферы от радиологических опасностей. Конструкция и использование космических объектов с ядерными источниками энергии на борту должны обеспечивать такое состояние, чтобы при предвиденных нормальных или аварийных обстоятельствах опасность была ниже определенных приемлемых уровней. Конструкция и использование космических объектов также должны соответствовать стандартам о высокой надежности, чтобы радиоактивный материал не вызывал значительного загрязнения космического пространства.

В 1968 г. был заключен Договор о нераспространении ядерного оружия, который вменил в обязанность всем государствам, обладающим ядерным оружием, не передавать кому бы то ни было это оружие или другие ядерные взрывные устройства и контроль над ним или взрывными устройствами, не помогать в его производстве или приобретении, а неядерным государствам — не принимать ядерного оружия, не производить его, не испытывать и не добиваться в этих целях чьей-либо помощи. Соответственно, каждое государство — участник этого Договора, не обладающее ядерным оружием, обязано не принимать ядерное оружие или другие ядерные устройства, не производить и не приобретать такое оружие, не добиваться и не принимать участия в его производстве.

Кроме того, Договор о нераспространении ядерного оружия запрещает неядерным государствам — участникам Договора про­изводить какие бы то ни было мирные взрывы, гарантируя им вместе с тем равное пользование всеми благами мирного использования атомной энергии.

Нейтралитет в войне.

В международном праве под нейтральным государством понимается государство, которое не будет участвовать ни в каких военных союзах или в каких-либо соглашениях военного или другого характера, не допустит создания каких-либо иностранных военных баз на своей территории, не разрешит никаким странам использовать свою территорию в военных целях или в целях вмешательства во внутренние дела других стран и не будет признавать защиты со стороны какого-либо союза или военной коалиции.

Вопросам нейтралитета государства в войне посвящен целый ряд Многосторонних и двусторонних договоров, таких, как: Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г., Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны 1907 г., Конвенция о морском нейтралитете, заключенная между Россией и СевероАмериканскими Соединенными Штатами, 1854 г., Договор о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала 1977 г., Акт относительно признания и гарантии постоянного нейтралитета Швейцарии и неприкосновенности ее территории 1815 г., и некоторых других.

В соответствии с Конвенцией о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г.территория нейтральных держав неприкосновенна. Воюющим государствам воспрещается проводить через территорию нейтральной державы войска или обозы с военными или съестными припаса­ми, а также воспрещается:

• устраивать на территории нейтральной державы станции беспроволочного телеграфа или всякого рода приспособления, предназначенные служить средством сообщения с силами воюющих как на море, так и на суше;

• пользоваться сооружениями военного характера, установ­ленными на территории нейтральной державы.

На территории нейтральной державы в пользу воюющих не могут быть формируемы военные отряды и открываемы учреждения для вербовки.

Одним из важнейших вопросов права вооруженных конфликтов и международного гуманитарного права (МГП) является международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. К важнейшим международно-правовым актам в данной сфере относятся Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г. (далее — Первая Женевская конвенция); Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г. (далее — Вторая Женевская конвенция); Женевская конвенция об обращен

Наши рекомендации