Формы непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления в Российской Федерации.
МСУ в РФ - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы МСУ вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Осуществление МС происходит с помощью форм и методов, базирующихся на законодательстве данного МО:
1..Местный референдум (МР) –проводится в целях решения, непосредственно населением, вопросов местного значения. Решение о назначении МР принимается представит. органом мун.образования. Условием назначения МР явл. сбор подписей в поддержку данной инициативы, количеством не менее 5% от числа участников МР зарегист. на территории мун.образования. В МР участвуют граждане РФ, место жительство которых расположено в границах муниц. образ. Гарантии прав граждан на участие в МР установлены ФЗ.
2..Муниципальные выборы(МВ) – проводится в целях избрания депутатов, членов выборного органа МСУ, выборных должностных лиц местного самоуправления. На основе всеобщего равного избирательно права при тайном голосовании. Назначаются представ. органом муниц. образов. Гарантии избират. прав граждан при проведении МВ устанавливаются ФЗ.
3.Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа МСУ. голосование по вопросам изменения границ муниц. образ. преобразования мун. образ. Проводится по инициативе населения в порядке, уст. ФЗ, и принимаемым в соответствии с ним Законом субъекта РФ для проведения местного референдума. Основаниями для отзыва депутата могут служить только конкретные противоправные решения или действия в случае их подтверждения в судебном порядке. Депутат считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей. Голосование по вопросам изменения границ или преобразования муниц. образования назначается представителем органа муниципального образования и проводится в порядке, установленным ФЗ. Голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниц. образования.
4.Сход граждан(СГ) – в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом не более 100 человек, для решения вопросов местного значения, проводится СГ. СГ правомочен при участии в нем более половины жителей селения, обладающих избир. правом. СГ может созываться главой мун.образ. самостоятельно, либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Решение СГ считается принятым, если за него проголосовало более половины участников.
5.Правотворческая инициатива граждан(ПИГ) - ПИГ может выступить инициативная группа граждан обладающих избир. правом, в порядке, установленным нормативным правовым актом представ.органом мун.образования. Минимальная численность ПИГ не может превышать 3% от числа жителей, обладающих избир. правом. Проект муниц. правового акта подлежит обязательному рассмотрению органом МСУ в течении 3-х месяцев со дня его внесения.
6.Территориальное общественное самоуправление (ТОС).- под ТОС понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории для сам. осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов МСУ и должностных лиц местного самоуправления, осуществления ТОС на части территории мун. образования могут проводиться собрания граждан. В случаях, предусмотренных уставом мун. образования и (или) нормативными правовыми актами представ. органа мун.образования, уставом ТОС, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов). Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом мун. образования и (или) нормативными правовыми актами представ. органа мун. образования, уставом ТОС . Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Опрос граждан проводится на всей территории мун. образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами МСУ и должностными лицами местного самоуправления, а также органами г.в.. Результаты опроса носят рекомендательный характер. В опросе граждан имеют право участвовать жители мун.образования, обладающие избирательным правом. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ".За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Наряду с предусмотренными формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции РФ, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления» и иным федеральным законам, законам субъектов РФ.