Социально-экономическая сущность и функции маркетинга.

Маркетинг(от англ. market – рынок) – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Цель маркетинга– хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами.

Рассматривая рынок, как экономическую основу маркетинга следует выделить два основных подхода к его содержанию:

Рынок можно характеризовать, как способ организации общественного производства, основанный на свободе предпринимательства и ограниченной роли государства.

Рынок рассматривается, как механизм позволяющий определить соотношение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг.

При этом наибольший интерес представляют рынки, на которых действует значительное количество независимых продавцов и покупателей. Такие рынки называют конкурентными.

В основу маркетинга изначально были положены идеи удовлетворения нужд потребителей. Появление данной концепции связано с затруднениями в сбытовой деятельности, когда кризис перепроизводства товаров потребовал исследования конъюнктуры рынка.

В дальнейшем традиционным было коммерческое понимание маркетинга как метода сбыта, цель которого состояла в том, чтобы найти покупателя для продукции, которую производитель в состоянии выпускать.

С 50-х годов XX в. в странах с развитой рыночной экономикой маркетинг стал рассматри­ваться как ведущая функция управления, определяющая рыночную и производственную стра­тегию предприятий и фирм и основанная на знании потребительского спроса.

В настоящее время маркетинг - это система организации всей деятельности фирмы по разработке, производству и сбыту товаров и предоставлению услуг на основе комплексно­го изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли.

К глобальным целям марке­тинга относятся следующие:- сделать рынок упорядоченным, «прозрачным» и предсказуемым;- ограничить стихийность рынка путем регулирования некоторых рыночных процессов;- сделать конкуренцию упорядоченной, исключить возможность недобросовестной кон­куренции;- подчинить производство и торговлю требованиям рынка, т.е. интересам потребителя;- обеспечить высокую эффективность рекламной и другой маркетинговой деятельности по влиянию на рынок.

Роль маркетинга заключается в том, чтобы привести производство в соответствие со спросом.

Назначение маркетинга заключается в предвидении и прогнозировании спроса, управле­нии спросом и его удовлетворении.

Из сущности маркетинга вытекают основные принципы, которые включают:

- Стратегия и тактика должны быть едины, это поможет быстро реагировать на изменения спроса.

- Производство и реализация продукции должны полностью соответствовать ситуации на рынке, -потребностям покупателей и возможностям самой компании.

- Постоянное обновление ассортимента выпускаемых товаров.

- Потребности полностью удовлетворены и соответствуют уровню технического и художественного развития.

- Нахождение на рынке в момент, когда возможность продаж наиболее эффективна.

Главное в маркетинге - двуединый и взаимодополняющий подход. С одной стороны, это тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов и потребностей, ориентация на них производства, адресность выпускаемой продукции. С другой - активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предложений. Маркетинг представляет собой вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Это предприятие опирается на следующие основные понятия: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.

В основе маркетинга лежит идея человеческих нужд. Нужды людей многообразны и сложны: тут и физиологическая нужда в пище, одежде, тепле и безопасности, и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности, и личные нужды в знаниях и самовыражении. Вторая идея маркетинга - идея человеческих потребностей. Потребность - это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Все товары, способные удовлетворять нужду покупателя, называются товарным ассортиментом выбора. Чем полнее соответствует товар желаниям потребителя, тем большего успеха добьется его производитель. Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свои нужды и запросы с помощью обмена. Обмен - акт получения от кого-либо желаемого объекта путем предложения чего-либо взамен. Если обмен основное понятие маркетинга, то основной единицей измерения в сфере маркетинга является сделка, представляющая собой коммерческий обмен ценностями на рынке между двумя сторонами.

Маркетинг организации- это деятельность по изучению рынка, разработке, распределению и продвижению товаров для осуществления сделок купли-продажи, с помощью которых наилучшим способом достигаются цели организации и удовлетворяются потребности покупателей. Современный маркетинг является философией управления, методологией рыночной деятельности, на основе которой строится производство и осуществляется сбыт продукции. Основу маркетинга как подсистемы организации составляют принципы, определяющие исходные положения ее рыночной деятельности. К ним относятся:

постоянное изучение состояния и динамики рынка; приспособление его к условиям с учетом требований и возможностей конечных потребителей; активное формирование рынка в необходимых для организации направлениях;

Основными функциями маркетинга являются:

1. анализ рынка, изучение его состояния и динамики, исследование поведения потребителей и поставщиков продукции; анализ деятельности конкурентов и посредников; сегментация рынка, выделение целевых сегментов; прогнозирование рынка;

2. разработка предложений по выпуску новых товаров и проектированию их коммерческих характеристик; управление ассортиментом выпускаемой продукции; формирование марочной политики; повышение конкурентоспособности товаров;

3. формирование стратегии и тактики изменения цен; расчет скидок и надбавок к ценам; калькуляция затрат на маркетинг;

4. построение каналов распределения продукции и организация товародвижения; управление оптовыми и розничными продажами; планирование товарооборота;

5. реклама персональной продажи, краткосрочное стимулирование продаж, связи с общественностью.

Перечисленные функции объединяются в элементы маркетинга: товар, цену, каналы распределения продукции и средства стимулирования реализации, представляющие собой инструментарий, с помощью которого организация формирует спрос и удовлетворяет его. Результативность использования инструментов маркетинга во многом зависит от состояния и тенденций развития маркетинговой среды, включающей саму организацию, а также ее внешнюю макро и микро среду. Микросреда состоит из физических и юридических лиц, которые влияют на маркетинговую деятельность. Поставщики обеспечивают организацию комплектующими изделиями, полуфабрикатами, запасными частями, сырьем, материалами, рабочей силой, различного вида услугами. Посредники содействуют организации в продвижении сбыта и распространении ее товаров, предоставляя торговые, транспортные, финансовые, маркетинговые услуги..


Наши рекомендации