В современных международных отношениях существуют следующие виды нейтралитета: постоянный, позитивный, традиционный и договорный.
Постоянный нейтралитет — это международно-правовой статус суверенного государства, в соответствии с которым оно обязано не участвовать в вооруженных конфликтах, не входить в военные союзы (блоки), не разрешать строительство военных баз иностранных государств на своей территории. Целостность и неприкосновенность такого государства, с одной стороны, закрепляется законодательным актом соответствующего государства (например, Конституцией); с другой стороны, может гарантироваться международным договором, участниками которого являются заинтересованные государства.
В настоящее время постоянно нейтральным государством является Швейцария, нейтралитет которой установлен актом относительно признания и гарантии постоянного нейтралитета Швейцарии и неприкосновенности ее территории от 8 ноября 1815 г. и был гарантирован Австрией, Францией, Великобританией, Россией, Португалией, Пруссией.
Позитивный нейтралитет (движение неприсоединения) предполагает неучастие в военных союзах государств, активное участие в борьбе за предотвращение войны и сохранение мира, за разоружение. Политику позитивного нейтралитета проводят около 100 государств Азии, Африки и Латинской Америки.
Движение неприсоединения руководствуется на международной арене следующими принципами: обеспечение международного мира и безопасности, разрядку международной напряженности, прекращение гонки вооружений, в особенности ядерных, и достижение всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем, перестройка международных экономических отношений на справедливых и демократических началах, установление нового международного информационного порядка.
Традиционный нейтралитет — это неоформленный в международном договоре нейтралитет государства, но соблюдаемый им добровольно в течение длительного времени (например, Швеция). Основным признаком традиционного нейтралитета является то, что он выражает нейтральную позицию государства во время войны. Обычно в начале войны такие государства заявляют о своем нейтралитете.
Традиционный нейтралитет отличается от постоянного тем, что постоянно нейтральное государство проводит соответствующую политику, основанную на международном договоре, проводит нейтралитет постоянно как во время войны, так и в мирное время; традиционный нейтралитет не связан международно-правовыми обязательствами и может быть прекращен в одностороннем порядке в любой момент. Политика постоянного нейтралитета — это политика более высокого ранга, подразумевает больше прав и обязанностей нейтрального государства. Постоянный нейтралитет имеет отношение ко всем будущим войнам; традиционный же нейтралитет — к конкретной войне.
Договорный нейтралитет — это такой нейтралитет, при котором права и обязанности сторон определяются в международном договоре. Так, в июне 1992 г. Российская Федерация и Канада подписали Договор о согласии и сотрудничестве, в котором устанавливается: “Если одна из Сторон станет объектом вооруженной агрессии, другая Сторона, в соответствии со своими договоренностями и отношениями в области безопасности и обороны, не будет оказывать агрессору военную или любую другую помощь”.
68. Правовой режим военного плена.
Режим военного плена. Основным международно-правовым документом, определяющим режим военного плена, является Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 года. согласно которой военнопленными являются следующие категории лиц, попавшие во власть неприятельской стороны во время войны или вооруженного конфликта: личный состав вооруженных сил воюющей стороны; партизаны, личный состав ополчений и добровольческих отрядов: личный состав организованных движений сопротивления; некомбатанты, то есть лица из состава вооруженных сил, не принимающие непосредственного участия в военных операциях, например врачи, юристы.
Военнопленные находятся во власти неприятельской державы, а не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. С ними следует всегда обращаться гуманно. Ни один военнопленный не может быть подвергнут физическому калечению либо научному или медицинскому экспериментам, запрещается дискриминация по признаку расы, цвета кожи, религии, социального происхождения.
Военнопленные должны размещаться в лагерях и в условиях не менее благоприятных, чем условия, которыми пользуется армия противника, расположенная в этой местности. Лагерь военнопленных находится под ответственностью офицера регулярных вооруженных сил держащей в плену державы.
Военнопленных (за исключением офицеров) можно привлекать к работам, не связанным с военными действиями: сельское хозяйство, торговая деятельность, работы по домашнему хозяйству, погрузочно-разгрузочные работы на транспорте. Их нельзя лишать права переписки с семьей. Они имеют право получать посылки с продуктами питания.
Военнопленный подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах держащей в плену державы. За совершенные проступки военнопленного может судить только военный суд. Запрещаются всякие коллективные наказания за индивидуальные проступки.
Если военнопленный предпринял неудавшуюся попытку к побегу, то он несет только дисциплинарное взыскание, равно как и те военнопленные, которые оказывали ему помощь.
Военнопленные освобождаются тотчас же после окончания военных действии.
69. Правовой режим военной оккупации.
Военная оккупация — это временное занятие в ходе войны вооруженными силами одного государства территории другого государства и принятие на себя управления этими территориями.
Согласно нормам международного права, оккупированная территория юридически продолжает оставаться территорией того государства, которому она принадлежала до оккупации. В период временного, фактического перехода власти из рук законного правительства к военным властям, занявшим территорию, эти власти обязаны обеспечить общественный порядок и жизнь населения, уважая существующие в этой стране законы. Женевская конвенция 1949 г. о защите гражданского населения во время войны устанавливает, что лица, находящиеся на оккупированной территории, имеют право на уважение их личности, чести, семейных прав, религиозных убеждений.
Оккупирующему государству не разрешается упразднять на занятой территории действовавшие законы. Оно вправе только приостановить действие тех местных законов, которые не отвечают интересам безопасности его армии или оккупационной власти, а также может издавать временные административные ,акты, если это необходимо для поддержания общественного порядка. Издаваемые оккупирующей державой уголовно-правовые акты вступают в силу только после того, как они будут опубликованы и доведены до сведения населения на его языке.
Запрещено разрушение и уничтожение не только частной, но также общественной и государственной собственности; признается противоправным уничтожение движимого или недвижимого имущества. От режима военной оккупации следует отличать режим послевоенной оккупации как меры ответственности государства за агрессию (например, режим оккупации в Германии и Японии, начиная с момента их безоговорочной капитуляции в 1945 г. и до отмены такого режима, который был основан на специальных международно-правовых актах).
70. Правовой режим раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил.
Режим данной категории лиц регламентируется главным образом Женевской конвенцией об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 года и Женевской конвенцией об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 года. Ранеными и больными считаются гражданские лица и военнослужащие, находящиеся в районе вооруженного конфликта, которые вследствие травмы, болезни, другого физического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий. Гражданские лица и военнослужащие, которые подвергаются опасности на море или в других водах в результате несчастного случая с перевозившим их судном или летательным аппаратом и которые воздерживаются от любых враждебных действий, считаются потерпевшими кораблекрушение.
Независимо от того к какой воюющей стороне они принадлежат, эти лица пользуются покровительством и защитой и имеют право на гуманное обращение; им предоставляется в максимально возможной степени и в кратчайшие сроки медицинская помощь.
Стороны, находящиеся в конфликте, должны зарегистрировать все данные, способствующие установлению личности оказавшихся в их власти раненых, больных, потерпевших кораблекрушение и умерших неприятельской стороны. Эти данные должны быть по возможности скорее доведены до сведения национального справочного бюро.
Запрещается добивать или истреблять раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, преднамеренно оставлять их без медицинской помощи.
Когда это позволяют обстоятельства, должны заключаться соглашения о перемирии или прекращении огня, чтобы подобрать раненых, оставшихся на поле боя и произвести обмен ими.
Оказавшись во власти противника, раненые, больные и потерпевшие кораблекрушение считаются военнопленными, и к ним применяются нормы международного права, касающиеся военнопленных.
71. Средства и методы ведения войны.
Средства ведения войны — это оружие, принимаемое вооруженными силами воюющих для уничтожения живой силы и военной техники противника.
Методы ведения войны — это различные способы использования средств ведения войны в указанных целях.
Цель средств и методов ведения боевых действий одна— “ослабление военных сил неприятеля; для достижения этой цели достаточно выводить из строя наибольшее, по возможности, число людей” (Декларация 1868 г.).
Однако для достижения такой цели воюющие ограничены в выборе средств.
Запрещенным средством ведения войны является химическое оружие. Такое запрещение содержится в IV Гаагской конвенции 1907 г., в Женевском протоколе 1925 г. о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств.
В 1993 г. была подписана Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия и о его уничтожении, согласно которой государства должны уничтожить химическое оружие в течение 10 лет после ее подписания.
10 апреля 1972 г. была подписана Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, в соответствии с которой государства-участники взяли на себя обязательство “никогда и ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не накапливать, не приобретать каким-либо иным образом и не сохранять биологические агенты или токсины таких видов и в таких количествах, которые не имеют назначения для профилактических, защитных или других мирных целей”. Запрещается разработка, производство и накопление оружия, оборудования или средств доставки, предназначенных для использования таких агентов или токсинов в вооруженных конфликтах.
Прямо запрещены международными договорами:
§ яд и отравленное оружие (IV Гаагская конвенция 1907 г.);
§ удушливые и ядовитые газы (Женевский Протокол 1925 г.);
§ химическое оружие (Конвенция о запрещении производства, хранения и накопления запасов химического оружия и его уничтожении 1993 г. и др.).
Значительная группа недозволенных средств ведения войны не является объектом прямого запрета в конкретных международных соглашениях. Это ядерное, нейтронное, геофизическое, радиологическое, инфразвуковое, генетическое, этническое оружие, а также психотропные средства.
Современное международное право запрещает применять на войне некоторые виды обычного оружия.
Так, в 1981 г. была подписана (и в 1983 г. вступила в силу) Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие.
К этой Конвенции прилагаются три протокола:
а) Протокол I “О необнаруживаемых осколках” запрещает применять во время любого вооруженного конфликта любое оружие, “основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей”;
б) Протокол II “О запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств” ограничивает применение и полностью запрещает использование мин-ловушек, ассоциирующихся с медицинскими предметами, детскими игрушками, продуктами питания и т.д.;
в) Протокол III “О запрещении или ограничении применения зажигательного оружия” запрещает применять зажигательное оружие против гражданского населения, лесов, растительного покрова, а также против военных объектов, расположенных в районе сосредоточения гражданского населения.
Наряду с запрещенными средствами ведения войны современное международное право запрещает воюющим “отдавать приказ не оставлять никого в живых, угрожая этим противнику, или вести военные действия на такой основе”.
Запрещается незаконно использовать отличительную эмблему Красного Креста, Организации Объединенных Наций, а также флаги, эмблемы, форменную одежду нейтральных стран или государств, не находящихся в конфликте.
Международное право ограничивает или запрещает некоторые методы ведения войны: убийство сдающихся в плен или лиц, принадлежащих к населению неприятеля, незаконное использование символики противоположной стороны или международных организаций, симуляция, пытки, взятие заложников и т.д.
72. Окончание войны и ее правовые последствия.
Окончание войны в юридическом смысле означает прекращение состояния войны, т.е. восстановление между воюющими государствами мирных отношений с вытекающими отсюда международно-правовыми последствиями.
Прекращению состояния войны обычно предшествует прекращение военных действий. Наиболее распространенными формами прекращения военных действий являются:
§ перемирие;
§ капитуляция.
Перемирие представляет собой временное прекращение военных действий, осуществляемое на основе взаимного соглашения между участниками вооруженного конфликта.