Вопрос. М.В.Ломоносов-теоретик русского классицизма.

Классицистический стиль произведений Ломоносова сформировался к началу 40-х годов. Общая его черта - отсутствие психологической качественности; чувственный материал, конечно, есть, но он есть знак мыслей, и вся ода стремится только мыслить, в чем выражается ее преимущественно песенный характер; иностранные учителя русской оды могли быть ею в этом отношении довольны. Происхождение этой исключительной связи поэзии с мыслью в неоевропейском классицизме очень сложно; надо помнить про картезианство и, вообще, про новую постановку темы первенствующей серьезности знания; новый классицизм был поэзией поколений, которые преимущественно стремились к ясному познанию и совершили первую попытку построить научную цивилизацию. Для оды, во всяком случае, невозможна была никакая иная тема, кроме мысли; следовательно, ее стиль должен был стать тканью системы значений (6, с. 88).
Поэзия Ломоносова свободна от необходимости установления равновесия между поэтом и предметностью; только последержавинское поколение (Жуковский) испытает этот кризис, из которого выведет русскую культуру Пушкин восстановлением классицизма, обогащенного, но с вечными чертами благородного происхождения от того восторга, который был нашим «дионисическим движением». Поэт же, равновесие между которым и предметностью дано, есть докритический поэт, т. е. певец, т. е. безымянный - в принципе - носитель восторга. Высшая цель такого певца - провидеть, раскрыть судьбы, наставлять народы: во всяком случае «роман между душой и миром» не есть его тема. Ломоносов представляет строго догматическую эпоху истории русского классицизма. Но догматизм в поэзии - не то, что в философии; для последующих (высоко-критических) эпох (зрелых для вдохновения и всего, что только из вдохновения и рождается: сюжета, трагедии, концепции природы) ранний догматизм (восторга) навсегда остается регулятивом; в некоторые завершающие минуты поэты будут обращаться к нему и ставить себя в число звеньев его традиции; так Пушкин свой подвиг создания байронической поэмы - «Евгения Онегина» - прославит звуками Державинского «Памятника». Именно «Памятника», не себе только, но и XVIII-му веку (2, с. 172).
Исследователи определяют силу ломоносовского стиля как интеллектуальную; следовательно, центр его поэзии - заранее можно сказать - какая-то система важных идей. Только тот ничего не поймет в ней, кто отделит ее от всей поэтики Ломоносова, потому что она не предшествовала ей и не рядом с ней стояла, а была ее результатом - и притом не сразу давшимся.
Ломоносов был великий мыслитель; все темы, поставленные им, приобрели вечное значение. Мысли же людей классического века были (кроме богословия) об одном: о государстве. Судьбы и назначение России, общие судьбы народов и монархов - вот что занимало людей, которые сами видели рождение нового государства и были детьми политического деяния. связало будущую русскую поэзию с политическими проблемами высшего В России глубоко политическое происхождение всего первого поколения ямбической поэзии навсегда типа и дает, например, поэзии Пушкина все ее значение (не политических тем у Пушкина почти нет).

16 вопрос. Сентиментализм в русской литературе. «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина

Литературное направление «сентиментализм» получило свое название от французского слова sentiment, то есть чувство, чувствительность). Это направление было очень популярным в литературе и искусстве второй половины XVIII — начала XIX веков. Отличительной особенностью сентиментализма было внимание к внутреннему миру человека, к его эмоциональному состоянию. С точки зрения сентиментализма именно человеческие чувства были главной ценностью.

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» полностью соответствует канонам сентиментализма. В этом произведении

рассказано о несчастной крестьянской девушке, волею судьбы оказавшейся игрушкой в руках барина.

Молодой дворянин Эраст был человеком легкомысленным и избалованным. Он с самого начала не смог понять искреннюю и пылкую натуру крестьянской девушки Лизы.

Был ли молодой дворянин влюблен в крестьянку? Очевидно, сначала в его душе зародилось это прекрасное чувство. Но, увы, пресыщенного юношу не могли долго привлекать прелести крестьянки. И дело было совсем не в том, что Лиза была недостаточно интересна. Нет, безусловно, девушка была настоящим идеалом — красивой, верной, искренне любящей. Она могла бы сделать счастливым достойного человека. К Эрасту это, безусловно, не могло относиться. Его отношение к жизни сильно отличается от взглядов Лизы. Молодой человек изначально был полной противоположностью героине. Он не знал ни нужды, ни лишений. Ему чужды были такие чувства, как привязанность, верность. Любовь для него была только игрой, легкой и необременительной.

Когда Эраст соблазнил Лизу, она ощутила надвигающуюся трагедию. Природа словно отозвалась на предчувствия девушки. Блеснула молния, и грянул гром. Лиза испугалась. Она ощутила себя преступницей, заслуживающей самого сурового наказания. Предчувствия Лизы оправдались. В скором времени пылкая и прекрасная девушка надоела избалованному дворянину. Его чувства были непрочны, ведь он с самого начала не считал отношения с Лизой чем-то серьезным.


Чувствительная девушка не может восприниматься читателем как простая крестьянка. Ведь крестьянскому сословию свойственны такие качества, как прагматизм, грубость, приземленность. Лиза больше напоминает девушку образованную, выросшую в праздности; окруженную заботой и вниманием родных. Однако такое несоответствие совсем не вредит повести, а, напротив, делает ее еще более выразительной и интересной.

Как бы то ни было, но повесть Карамзина «Бедная Лиза» была очень популярна в конце XVIII — начале XIX веков. Читатели находили в ней не только красивую историю любви, но и видели сходство с реальной жизнью. Как это ни парадоксально, но Карамзин весьма достоверно передал историю возникновения влюбленности у неискушенной наивной девушки. Будь Лиза немного более опытна, с ней бы не могло случиться ничего подобного. Она бы смогла лучше понять Эраста и не оказалась бы в подобной ситуации.

Можно ли считать молодого дворянина Эраста по-настоящему отрицательным героем? Разумеется, нет. Ведь в конце повести мы узнаем, что он горевал по Лизе и всю свою жизнь был несчастен, считая себя убийцей. Молодой дворянин чрезмерно легкомысленен. Именно так и говорит о нем писатель: «Теперь читатель должен знать, что сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце».

Об Эрасте мы узнаем, что он увлекался чтением романов, и особенно привлекали его идиллические истории. «Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало».

Мы понимаем, что Эраст как бы отрицает реальную жизнь, предпочитая жизнь вымышленную. Это роднит его с Лизой. Несмотря на то что девушка знает нужду и лишения, она все равно плохо знает жизнь настоящую, непридуманную. Поэтому она и наделяет всеми возможными положительными качествами Эраста, несмотря на то что он совсем не соответствует таким характеристикам.

Эраст отправляется в военный поход. И именно здесь он умудрился спустить все свое состояние, проиграв его в карты. Это так же свидетельствует о том, что молодой дворянин на редкость несерьезен и не может нести ответственность даже за свою жизнь. Тем более, он не в состоянии оценить чувства Лизы, для него они такая же легкая игра, как преферанс.

Разорившийся дворянин желает поправить свои дела выгодным браком. Он честно заявляет об этом Лизе. Обманутая в лучших своих чувствах Лиза бросается в пруд. Жизнь для нее кончена, она измучена долгими страданиями. И поэтому не находит ничего лучше, как покончить с жизнью.

Сентиментальные романы и повести, столь популярные в XVIII—XIX веках сегодня воспринимаются читателями как наивные сказки, где вымысла гораздо больше, чем правды. Однако произведения, написанные в духе сентиментализма, оказали огромное влияние на развитие русской литературы. Они дали возможность запечатлеть на бумаге все оттенки человеческой души. Пусть в повести «Бедная Лиза» герои выглядят несколько неестественно, все равно произведение Вызывает искренний интерес читателей, несмотря на то что с момента его создания прошло так много лет.

Наши рекомендации