Практическая статистика в россии xviii в.
Развитие оперативной статистики (1701—1761)
Следующий этап в развитии статистики – начало XVIII в. Предпринятые Петром I (1672–1725) реформы охватили все основные стороны общественной жизни: армию и администрацию, промышленность и торговлю, культуру и быт. Ломке и переустройству подвергалось все, а для этого требовались полные и точные учетные данные. Мощным стимулом для развития учета явилась хозяйственная политика государства, политика активного насаждения промышленности и торговли. Существенно влияла на развитие учета мобилизация материальных и людских ресурсов на нужды войн (1700–1721 – война со Швецией, 1699–1700, 1710–1724 – войны с Турцией). В допетровской России необходимые сведения собирались через приказы. В 1719 г. Петр I создал систему коллегий: Берг-коллегию, занимавшуюся черной и цветной металлургией. Мануфактур-коллегию, занимавшуюся промышленностью, всеми ремеслами и рукоделиями, и Коммерц-коллегию, ведавшую торговлей. Коллегии требовали отчетов от подведомственных производств, заведений, а также от местной администрации. Руководящим центром было высшее правительственное учреждение страны – Сенат, который выносил решения и давал указания по проведению важнейших учетно-статистических работ. В нем же концентрировались полученные материалы.
В 1731 г. коллегии были закрыты, все их дела перешли в ведение Коммерц-коллегии, которая включала три экспедиции: торговли, горного дела и фабричной промышленности. Позднее, в 1742 г. Мануфактур-коллегия и Берг-коллегия были восстановлены. Каждое подведомственное им производство должно было давать в отчетной ведомости сведения о том, где оно находится – на чьей земле (государственной или помещичьей), сколько земли «удобной», лесов, какие строения (каменные или деревянные), описание каждого, оборудование производства, сведения о рабочих (поименно с указанием профессии и специальности, заработной платы и формы выплаты – деньгами, хлебом или вещами). К ведомости прикладывались списки мастеровых и работных людей, составленные по дворам с указанием владельца двора, его жены, детей, жен сыновей и т. д., возраста каждого. В отдельной ведомости приводился список мастеров по профессиям. Давалось описание завода; наконец, отдельно записывались иноземцы.
Потребность в пополнении казны вызвала большие изменения в системе налогового обложения и учете. Первоначально Петр I для сбора налогов пользовался данными подворной переписи 1678 г., которые содержали сведения о дворах «свободного и холопского состояния». Для притока поступлений в казну нужно было увеличение дворов. С целью выяснения числа дворов, их имущественного состояния была организована подворная перепись 1710 г. Однако ее данные показали в ряде районов не рост, а убыль дворов (например, в Санкт-Петербургской, Архангельской, Смоленской губерниях). Подобные результаты принесла также и новая подворная перепись 1715–1717 гг. Подворное обложение стало невыгодным для государства, и Петр I решил провести реформу налоговой системы. Единицей налогового обложения стала «душа» мужского пола.
Чтобы осуществить налоговую реформу, нужны были сведения о числе мужских душ и их распределении по территории страны. Первая подушная перепись податного населения – ревизия была объявлена 26 ноября 1718 г. Сбор данных был возложен на армию; переписчики были обязаны переписать лиц мужского пола от самого старого до младенца. За утайку податного населения предусматривались жестокие наказания вплоть до «нещадного битья кнутом» и смертной казни. Однако и эти меры не обеспечивали полноты учета. Широко процветало взяточничество и поборы как при проведении ревизии, так и при последующих контрольных проверках. Как писал об этих проверках свидетель первой ревизии В. Н. Татищев, ревизоры «более о розысках, следствиях и собирании штрафов нежели о сущем числе людей прилежали и чрез четыре года продолжая собранные сказки растеряли и перепортили, а чрез то многие деревни и люди остались в прописке противно же тому многих людей вдвое и женские имена мужскими написали и сделали в платеже многим отягощения и разорение» (Цит. по кн.: Попов Н. В.Н. Татищев и его время. М., 1861.С. 722).
Официальный срок подачи «сказок» первой ревизии был определен один год, но в действительности все дела по этой ревизии закончились в 1727 г., т. е. почти через 10 лет после первого указа. Вторая (1743) и третья (1761) ревизии длились по четыре года, четвертая ревизия (1781) –шесть лет, пятая (1794) – 15 лет, шестая (1811) – два года, седьмая (1815)– 12 лет, восьмая (1833) – три года, девятая (1850) – один год, десятая (1856)– четыре года.
Проведением ревизий руководил Сенат, а последними тремя ревизиями – Министерство финансов.
При первой и второй ревизиях не было единой формы первичных документов – сказок, при третьей ревизии была введена отпечатанная форма сказки, которая в целом сохранилась в четвертой и пятой ревизиях, последнее изменение формы сказки было при седьмой ревизии. В первых двух ревизиях регистрировались только мужчины, а начиная с третьей –мужчины и женщины по податным сословиям с указанием возраста. Отмечалось изменение состава облагаемого населения по сравнению с данными предыдущей ревизии: записаны по прежней ревизии, выбыли по разным причинам (умерло, бежало, взято в рекруты, сослано в ссылку, не явившиеся к ревизии), состоят налицо при настоящей ревизии, включая вновь рожденных. Запись в сказках проводилась по семьям, первым записывался глава семьи. Сказки на крепостных заполнялись помещиками и их приказчиками, отнюдь не заинтересованными в полноте учета, на некрепостных – старостами и выборными лицами, отдельные лица были обязаны сами подавать сказки о себе и своей семье.
Основными недостатками ревизий были: нерегулярность проведения; перепись только податного населения и не да всей территории (Польша, Кавказ, Финляндия не охватывались ревизиями); фискальная направленность, которая порождала либо утайку мужчин и завышение численности женщин, либо умышленное искажение пола из-за стремления увеличить подати; регистрация приписного, а не наличного населения; отсутствие критического момента и затяжные сроки проведения ревизий, что приводило либо к повторному счету, либо к недоучету населения. Нередко во время ревизий выходил указ о включении в число податных новых групп населения, что вызывало путаницу.
С введением ревизий почти совсем прекратилось собирание данных экономического характера, так как единица обложения «душа» была совершенно независима от имущественного состояния данного лица.
В петровскую эпоху зародился в России текущий учет населения –текущая регистрация браков, рождений, смертей, осуществляемая церковью. Начало было положено указом 1702 г. «0 подаче в Патриарший Духовный приказ приходским священникам недельных ведомостей о родившихся и умерших». В первые десятилетия этот указ практически не выполнялся, но во второй четверти XVIII в. текущая регистрация движения населения стала более регулярной. Была введена еще одна форма текущего учета населения – ведение церковных списков населения, что в какой-то мере компенсировало нерегулярность проведения ревизий. Списки содержали сведения о поле, возрасте прихожан,ихсословиях. Конечно, часто сведения были неполными, к тому же включали только православных, но в целом ведение таких списков было большим достижением.
Велись и другие учетно-статистические работы: в 1723 г. был организован учет цен на хлеб, а в 1724 г. издан указ об обязательной регистрации всех новых фабрик и заводов и о систематической отчетности действующих фабрик. В том же году сделана попытка организовать урожайную статистику. Кроме того, проводился систематический учет городов и городского населения, переписи рабочих, велся статистический учет внешней торговли и т.д.
В первой воловине XVI П в. на относительно высоком уровне были выполнены некоторые учетно-статистические работы, например переписи рабочих фабрик и мануфактур. Впервые перепись рабочих проводилась вместе: с общей (первой) ревизией населения, как ее составная часть, но позднее в 1732, 1736 и 1741 гг. были организованы специальные переписи рабочих. По каждому рабочему регистрировались сведения о происхождении, возрасте, выполняемой работе, форме и величине заработной платы, семейном положении и др. Перепись проводилась управлениями соответствующих фабрик и заводов, т. е. относительно квалифицированными людьми, причем заинтересованными в полноте учета (цель проведения таких переписей – закрепление рабочих за соответствующими фабриками и мануфактурами).
Представить характер переписи рабочих позволяет образец подлинного текста сказки рабочего из материалов переписи 1736 г.: «Семен Михайлов сын Шапкин, 22 лет; отец ево Михайла Иевлев сын Шапкин был Семеновского полку солдат и в прошлых годех умре, а он Семен остался в малых летех и до возраста жил в Москве при матери своей Февронье Ивановой, кормился мирским поданием; и в прошлом 730-м году пришел он Семен на суконную фабрику по желанию своему для обучения и прокормления и принят по доношению ево в бытность компанейщика Воло-димера Щеголина с товарищи и определен в прядильщики, и ныне при той же работе. Холост. Во время генеральной переписи свидетельства мужска полу душ нигде он Семен не писан и в подушном окладе не числитца, а в 732-м году при переписи из губернской канцелярии писан он Семен с протчими при той суконной фабрике и кроме оной нигде не числитца.
К сей сказке конторной служитель Сергей Андреев вместо Семена Михайлова по ево прошению руку приложил» (Крепостная мануфактура в России. Ч. IV. 1934. С. 123).
Собранные сведения использовались только в оперативных целях для закрепления рабочих и не обобщались.
В ходе учетно-статистических работ в первые десятилетия XVIII в. был накоплен опыт работ, сформированы относительно квалифицированные кадры. Это повысило качество оперативно-статистических работ, в частности последующих ревизий населения. Об этом же свидетельствуют и единовременные статистические работы, например перепись обывателей Петербурга 1737 г.
Наибольшие успехи в первой половине XVIII в. были достигнуты в области сбора данных: разработке программы наблюдения, порядка и сроков работ, мер по обеспечению полноты сведений и др. В это же время начал применяться и несплошной учет, что нашло отражение в правительственных постановлениях. Так, в датируемом 16 марта 1736 г. Уставе Конюшенном, регламентировавшем хозяйственную деятельность одного из правительственных учреждений (Конюшенной канцелярии), была установлена отчетность приписных к ней городов, сел, слобод, волостей, а для контроля за ней намечалось проведение несплошного учета: для определения величины урожая предписывалось вспахать по нескольку десятин доброй, средней и худой земли и засеять ее как яровым, так и озимым хлебом; потом собрать и «измерить те опытные умолоты».
Значительно хуже обстояло дело с обработкой собранных сведений. Учетно-статистические работы проводились в то время для решения сугубо оперативных задач, которые требовали простейшего обобщения и анализа. Поэтому большинство работ заканчивалось заполнением формуляров или составлением наих основе перечневых ведомостей.
Формирование познавательной статистики (1761–1801)
В шестидесятые–семидесятые годы XVIII в. характер русской статистики существенно изменился – она становилась орудием социального познания. Изменение функций статистики, ее организации, методов работы обусловили серьезные сдвиги в экономической, политической и культурной жизни России. В царствование Екатерины II (1762–1796) наступило время «просвещенного абсолютизма». Помещичье-крепостнический строй еще не препятствовал росту производительных сил, успешно развивались промышленность и торговля и к концу столетия в России начали зарождаться капиталистические отношения.
Существенно изменилась экономическая политика государства – пришла политика свободного предпринимательства. В связи с этим была реорганизована вся система государственного управления: в 70-х годах были ликвидированы хозяйственные коллегии. Это отрицательно повлияло на развитие статистики в России, поскольку коллегии были основными потребителями материалов оперативной статистики и исполнителями работ по оперативной статистике, кроме того, были ограничены возможности правительственной статистики использовать в своих целях силы управленческого аппарата предприятий и хозяйств, подлежащих учету.
Серьезные последствия имели для статистики губернская реформа 1775 г. и коренное изменение функций правительствующего Сената. Из высшего правительственного учреждения страны он был превращен в судебный орган. Центром государственного управления стала губернская администрация.
Возник новый тип статистических работ, рассчитанных не на удовлетворение узко оперативных запросов, а на получение статистических данных о состоянии социально-экономической жизни – познавательная статистика. Начиная с 1764 г. в России было проведено несколько статистических исследований, ставших затем уникальными и послуживших базой для последующего развития статистической практики и для становления российской науки. Важнейшие из них – генеральная опись Малороссии, генеральное межевание и топографические описания губерний.
В 1764 г. во главе административного управления Украины был поставлен крупнейший военный и политический деятельного времени граф П. А. Румянцев (генерал-губернатор Малороссии). Одно из первых дел его – организация и проведение генеральной описи Малороссии (1765–1767).
Генеральная опись представляла собой комплекс нескольких переписей, которые охватывали города и городское население, помещичьи имения и казачьи владения, хозяйства крестьян. Цель ее – точная и развернутая характеристика социально-экономического положения Украины. Программа описи была очень подробной. При учете городов собирались сведения об их географическом положении, общественных строениях, городском управлении, чиновниках и полиции, городских землях и угодиях, доходах и расходах городов и др. Дополнительные сведения получили из подворной переписи городского населения как о самих дворах, так и о проживавшем вних населении. Все принадлежавшие горожанам заводы, мельницы и другие предприятия также подлежали учету.
При переписи помещичьих имений, монастырских и казачьих владений регистрации подлежали личность владельца, положение и место владения, число дворов и душ, размеры земель (по угодьям), мельницы, винокурни, пасеки, фабрики и заводы и т. п. Крестьянские хозяйства подлежали специальному подворному учету.
Характер собиравшихся при описи сведений, и в частности программу подворного учета крестьян, можно представитьиз следующего текста описи крестьянина Михея Бондаря: «Двор, в нем строения: изба 1, клеть 1, сарай 1, гумно с овином. В оном живет Михей Бондарь, вдов, 38 л., здоров; зашедший с села Людковщины, посполитского звания, лет 10 (тому назад). Сын его: Иван, 26 л., жена его Параскевия, л. 20; детиих: Никифор 5 л., Улита – 1/2 года; здоровы. У него земли пахатной, по здешнему названию – четверуха; посевом во всех трех сменах ржи на 3 четверти, из котораго в прошлую осень, на нынешний год, в одной смене посеяно одну четверть. Огород имеет один, на котором посевает конопель 2 четверика. Сена болотного накашивает возов на 15. Скота у него: лошадь 1, корова 1, бык 1, подтелок 1, овец – 5» (Записки Черниговского губернского статистического комитета. Кн. 1. 1866. С. 139).
Работа по описи проводилась в форме специально организованного наблюдения. Будучи командующим армией, Румянцев использовал в качестве руководителей описи офицерский состав, регистраторами были писари, унтер-офицеры и т. д. Для обеспечения должной организации работ были подготовлены одна общая и четыре специальные инструкции, в которых указывались задачи, программа и порядок проведения работ. Большое внимание уделялось достоверности получаемых сведений. Везде, где возможно, рекомендовалось проводить непосредственное наблюдение с выездом регистраторов на место нахождения объекта учета. Кроме того, работникам описи предлагалось во всех возможных случаях брать сведения из документов, при этом обязательно переписывать и прилагать копии этих документов.
В архивах сохранилось интересное свидетельство современника о том, как проводилась опись: «В каждом селении выгоняли народ из жилищ его на улицы, не обходя никого и даже самых ссущих младенцев, строили их шеренгами и держали так на всяких погодах, в ожидании прохода главных Комиссионеров (переписчиков), кои, делаяим перекличку, замечали каждого на грудях крейдою (мелом. – Б. П.) и угольями, чтобы с другими не замешался. Скот обывательский, держанный вместе при своих хозяевах, также пересмотрен и переписан, яко значущий имение, хозяев. Рев скотский и плач младенцев издали возвещали о приближении к ним Комиссионеров с многочисленною ассистенциею» (История русов, или Малой России. Сочинение Георгия Конискаго. Архиепископа Белорускаго. М., 1846. С. 256–257). Вряд ли такое «мероприятие» могло вызывать симпатию населения. Правда, Румянцев придавал значение разъяснительной работе. Сохранились его специальные приказы, в которых он требовал проводить широкое разъяснение и предупреждал о том, чтобы никакие меры принуждения не применялись. «Изволите сами всем и всякому, – указывал он, – а особо простова народу людям, толковать, что сие все делается единственно дабы освободить их от неумеренных, по верным, дошедшим и сказавшимся справедливым жалобам, от старшин отягощений и к лучшему впредь всякого человека в истинной его породе известия...» (Записки Черниговского губернского статистического комитета. Кн. 1. Чернигов, 1865. С. 129–130).
Приведем еще один пример: распоряжение Румянцева майору Кутузову-Голенищеву: «...но при том ни откого ничего не отбирать и не арестовать и в точность и обстоятельно описывать и в какови либо где между кем имеючиесь, спори не входить, и описать за тем всякое владение, за кем оное состоит...» (Там же, С. 131).
Генеральная опись Малороссии дала полные и точные сведения. Их использовали в позднейших статистических разработках материалов описи, проведенных уже во второй половне XIX в. земскими статистиками.
Генеральное межевание заключалось в проведении работ по размежеванию отдельных владений, с установлением их точных границ на местности. Оно началось в 1765 г. и продолжалось многие десятилетия. Само по себе генеральное межевание не являлось статистической операцией, но в процессе его проведения были получены сведения о владениях, селах, деревнях, о принадлежавших им землях, о площади и распределении земли по угодьям и т. д. Кроме того, специальным решением правительства был предусмотрен сбор «экономических примечаний», т.е. данных экономического характера о размежеванных владениях (о населении, водных путях, качестве земель, занятиях населения, крепостных повинностях, величине урожаев, промышленности и многих других).
Для проведения межевых работ, которые были организованы весьма тщательно, создавались специальные отряды. В такой отряд входило два землемера, три переписчика и воинская команда (офицер, капрал и восемь рядовых). К работам отряда привлекалось местное население.
Так как проведение межевых работ не было связано с налоговым обложением, население относилось доброжелательно, что обеспечивало высокую достоверность материалов. Важной особенностью этой работы был заранее установленный порядок обработки и использования материалов. Предусматривалось, что результаты межевания будут занесены в специальные межевые книги. Помимо книг должны были составляться уездные экономические журналы, в которых кроме сведений по отдельным владениям, по каждому уезду планировались специальные сводные таблицы с поуездными итогами и генеральные атласы губерний, содержавшие карты, поуездные итоги данных о земле и перечневое изложение экономических примечаний. Однако все эти планыне были осуществлены. При подведении итогов проводилась группировка владений по характеру земель, на которых они располагались (городские земли и земли уезда) с последующим делением по категориям владельцев. По каждой выделенной группе предусматривалось получение итогов по 24 признакам: количество населенных пунктов, площади земель по угодьям, количество мельниц, фабрик и т. д.
Межевые работы продолжались в каждой губернии от трех до десяти лет. Границы каждого владения устанавливались на месте измерением. Прочие сведения получали также преимущественно методами непосредственного наблюдения. Работы по межеванию велись довольно интенсивно. К концу XVIII в. они были закончены в 23 наиболее важных и плотнонаселенных губерниях России.
В статистических работах, связанных с межеванием, еще в большей степени, чем в генеральной описи Малороссии, отразилась эволюция русской статистики, ее переход от решения оперативных задач к познавательным. Эти работы оказали влияние на последующее развитие русской социально-экономической статистики: были собраны впервые весьма богатые и точные статистические материалы, в том числе по важнейшей в то время отрасли хозяйства – земледелию. Работы способствовали совершенствованию методологии статистического исследования, в частности, обобщению данных, накоплению опыта и формированию квалифицированных статистических кадров. Нет сомнения, что успехи русской поземельной статистики в XIX в., включая земскую статистику, были во многом подготовлены генеральным межеванием.
Проведенные в 80—90-е годы топографические описания не являлись топографией в современном значении этого слова, а представляли собой описания отдельных районов страны, содержавшие некоторые исторические, географические и административные сведения и большое число, статистических материалов об их экономическом состоянии.
Собирались сведения по единой программе, которая включала данные о природных условиях и ресурсах, характере сельскохозяйственного производства, возделываемых культурах и их урожайности, сельскохозяйственных орудиях и сроках работ. Характеризовалось население и населенные пункты, занятия и промыслы жителей, а также фабрики и мануфактуры. Фактически топографические описания представляли собой свод всех статистических сведений, имевшихся у местной администрации.
Влияние топографических описаний на последующее развитие русской статистики было значительным и многосторонним. При их составлении на первый план выдвигались вопросы систематизации и обобщения статистических данных, которые требовали решения соответствующих методологических проблем статистики. Топографические описания были, важной предпосылкой для успешного создания губернской статистической отчетности.
Характер всех трех рассмотренных работ русской правительственной статистики второй половины XVIII в. свидетельствует, что статистика стала применяться уже не только в оперативных целях, но и для развернутой характеристики состояния отдельных районов страны. Изменение задач исследования повлекло изменение объема программ и направлений использования собираемых сведений. Поэтому все большее значение приобретали проблемы обобщения данныхи их анализа.