М.Черепанов, член Правления «Народного Союза по охране памяти павших защитников Отечества» РФ

Формы и темы поисковой работы разнообразны и связаны не только с изучением истории и музейной деятельностью. Если говорить о Татарстане, то из нашего опыта наиболее известны зимние походы «Снежных десантов» и экспедиции в Новгородскую область, в места боев 2-й Ударной армии.

У каждого поискового отряда есть свои специфические формы и методы работы, свой опыт в выборе темы и места проведения раскопок. Но всех поисковиков объединяют главные цели – захоронение останков солдат, забытых в местах боев, розыск информации о тех земляках, кто до сих пор числится пропавшим без вести. Наконец, по возможности вписать свою страницу в историю войны, особенно в тех местах, где зияют «белые пятна». Все остальные задачи можно назвать тактическими.

Проследим наиболее эффективные пути поискового расследования, применяющиеся отрядом «Снежный десант» Казани и рабочей группой Книги Памяти Республики Татарстан.

1. Традиционный. На территории республики формировалась та или иная дивизия, есть Совет ее ветеранов. Отряд получает задание уточнить боевой путь дивизии, списки ее погибших воинов, собрать материалы о дивизии в музеях, у краеведов, записать воспоминания участников боев и очевидцев из мирного населения.

Следуя по маршруту боевого пути дивизии, поисковики составляют списки погибших, уточняя, знают ли о месте их захоронения родственники (операция «Письмо»). Кроме того, выясняют места условно перенесенных братских могил и санитарных захоронений. В результате опроса местного населения и ветеранов, архив­ных изысканий составляется паспортизация захоронений района боевых действий. Особое внимание уделяется боевым действиям 1941-42 годов, которые как правило недостаточно зафиксированы в центральных архивах.

При изучении карт боевых действий военного времени позиции полков и батальонов наносятся на современные топографические карты как можно более крупного масштаба. Особое внимание уделяют местам, где дивизия попадала в окружение и несла значительные потери. Это потенциальные территории для поисковых экспедиций.

В летописи отряда фиксируются все материалы, касающиеся изучаемой дивизии, ведется учет музеев, домашних архивов, публикаций в прессе и мемуарной литературы. Главным итогом работы становится реферат о боевом пути дивизии – основа для начала раскопок, проведения Вахты Памяти. В музее поискового отряда появляется стенд, экспозиция или фотолетопись, посвященная изучаемой дивизии.

2. Проведение поисковых экспедиций в местах боев и все, что с ними связано.

Главная цель экспедиций – поиск и захоронение тех останков солдат, которые не были погребены, остались лежать в воронках, окопах, на поверхности. Важно не только собрать останки, но и сделать все возможное для того, чтобы опознать погибших. Сделать это можно не только по медальону или документам, которые порой сохраняются в кошельках и подсумках. Нередко фамилию и даже сведения о дате и месте жительства солдата можно прочесть на ложке, котелке, личных вещах, даже на обратной стороне ремня. Не зная этого, многие поисковики выбрасывают вещи, даже не почистив их от ржавчины и накипи.

Даже если удалось установить только инициалы – их обязательно нужно зафиксировать в акте. Сопоставив место нахождения останков с картой дислокации полка и со списками потерь, можно вычислить нужные сведения. Для того, чтобы узнать, кто лежит рядом с опознанным солдатом на одной линии обороны, необходимо иметь списки погибших на данной территории. Их выписывают в центральных архивах...

Немаловажно для школьного поискового отряда и то, что на основе собранных в экспедиции экспонатов создаются новые экспозиции в государственных и общественных музеях. Наиболее ценны листовки, найденные в агитационных снарядах и сейфах. Можно только догадываться, что дубликатов этих находок нет ни в архивах, ни в музеях.

В ходе своей деятельности поисковые отряды не только находят ценные экспонаты, но и накапливают богатый опыт архивной, массовой, пропагандистской работы. Поисковики Казани составляют основу рабочей группы Книги Памяти республики, создают компьютерный банк данных. Сбор данных для банка – целая наука. Но она по силам поисковикам любого школьного отряда. Сведения о погибших земляках можно получить из архивов армейских, государственных, районных, специализированных, из Книг Памяти, мемуаров о войне, из списков захоронений в местах боев и госпитальных кладбищ в тылу. Главная цель – собрать, сверить сведения и донести их до семьи погибшего.

Редакция Книги Памяти, таким образом, получает наиболее полные данные для публикации, связи с общественностью. Поисковый отряд выполняет свой долг, оказывает конкретную помощь семьям погибших, получая доброе имя, нужный «имидж».

Создавая банк данных о погибших земляках, поисковики не просто выполняют заявки родственников, рассылают извещения с данными о месте гибели. Все чаще найденные материалы становятся существенным вкладом в написание истории войны.

Так, например, при компьютеризации картотеки земляков, побывавших в плену, поисковикам Казани и Екатеринбурга удалось найти немало интересного. В делах так называемых фондов компрометирующих и фильтрационных документов, которые 50 лет хранились под грифом «совершенно секретно», обнаружены не только карточки непосредственно из немецких лагерей с указанием всех данных о военнопленных, но и ценнейшие фотографии (порой последние в жизни солдата), документы, свидетельствующие о подпольной деятельности наших земляков, об участии их в Сопротивлении. Благодаря этим находкам, удалось найти свидетелей малоизвестных событий Второй мировой войны. Тех военнопленных, которые были в составе легиона «Идель-Урал», сотрудничали в подполье с джалильцами, освобождали в 1944 г. города Франции еще до прихода союзных войск.

Поисковые отряды имеют большой опыт и потенциал в организации массовых мероприятий. Это встречи с ветеранами, молодежью, родственниками погибших. Как правило, они сопровождаются оформлением фотовыставок, просмотром фильмов и слайдов о поиске, об экспедициях.

Интересна для поисковых отрядов и такая форма деятельности, как выяснение судеб умерших в госпиталях тыла. История медицинских учреждений на территории республики – также малоизученная страница. Между тем, только в Казани за годы войны были размещены десятки госпиталей. Большинство солдат, умерших от ран и захороненных на территории тыловых областей, числятся пропавшими без вести.

Перспективна в плане международного сотрудничества работа поисковиков по выяснению мест захоронения и списков иностранных военнопленных, умерших в лагерях на территории республики. Даже краткие сведения о немцах, итальянцах, французах и солдатах других национальностей важны для исследователей европейских государств. Не секрет, что и солдаты противника числятся пропавшими. Было бы гуманно хотя бы полвека спустя после войны наладить информационную связь с их родственниками. Многие из жителей европейских государств ждут возможность посетить могилы предков на нашей территории.

Поисковики могут не только найти необходимые сведения, выслать их в соответствующие организации Европы, но и организовать визиты бывших военнопленных немцев или итальянцев, их родственников. Контакты такие практикуются в Елабуге. Но ведь мы имеем сведения о подобных захоронениях и списки умерших на территории Арского и Зеленодольского р-нов, в самой Казани.

Поисковые отряды, как правило, создаются на базе туристических клубов или краеведческих кружков. Круг их интересов зачастую более широк и разнообразен, чем даже история войны.

Например, в последние годы все чаще поисковиков приглашают для проведения перезахоронения репрессированных. «Снежный десант» Казанского педуниверситета взял на себя работу по перенесению захоронений узников в районе острова Свияжска. Большинство братских могил осталось на затопляемой территории, лишь в засушливое лето удается буквально с обнажившегося дна собрать и придать земле забытые останки невинно убиенных.

ВО ИМЯ ПАВШИХ

Редакция Книги Памяти РТ располагает компьютерным банком данных, в который занесены сведения о 400 тысячах уроженцев и жителей республики, не вернувшихся с фронтов Второй мировой войны или побывавших в плену. Белее 200 тысяч из них считаются до сих пор пропавшими без вести...

В эти дни все вспоминают о дедах и прадедах, погибших или воевавших на фронтах Великой Отечественной. Чиновники снова скажут правильные слова на митингах и заложат очередные мраморные камни в городских парках, произнесут слова о том, что «никто не забыт», а потом опять все забудется.

Но имеем ли мы моральное право говорить красивые фразы, тратить миллионы рублей на гранит и бетон, пока не разосланы извещения с указанием обстоятельств гибели солдат их семьям?

Наши рекомендации