Для вступления в Евросоюз, страна кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям.
Копенга́генские крите́рии — критерии вступления стран в Европейский союз, которые были приняты в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и подтверждены в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.
Европе́йский сою́з -межгосударственное объединение, возникшее в 1993 г. на базе Европейских Сообществ. Договор о Европейском Союзе, подписанный в 1992 г. в Маастрихте (Нидерланды) главами государств и правительств вступил в силу 1 ноября 1993 г.
Он дополнен 17 протоколами и 33 заявлениями по различным аспектам договоренностей, в которых учтены результаты референдума в Дании, а также протоколом и соглашением о социальной политике, предусматривающими создание единого социального пространства. Договор дополнительно к национальному гражданству вводит гражданство ЕС.
ЕС зиждется на трех основаниях:
1. Европейские Сообщества с дополнениями и формами сотрудничества, предусмотренными Договором о Европейском Союзе;
2. совместная внешняя политика и политика в области международной безопасности;
3. сотрудничество во внутренней и правовой политике.
Задачами ЕС являются:
1) образование тесного союза народов Европы, содействие сбалансированному и длительному экономическому прогрессу, особенно посредством: создания пространства без внутренних границ; усиления экономического и социального взаимодействия; образования экономического и валютного союза и создания единой валюты;
2) утверждение собственной идентичности в международной сфере, особенно путем проведения совместной внешней политики и политики в области безопасности, а в перспективе и совместной оборонной политики;
2) развитие сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел;
4) сохранение и приумножение общего достояния.
Органами ЕС являются: 1. Европейский совет;
2. Европейский парламент;
3. Совет Европейского Союза;
4. Европейская комиссия;
5. Европейский суд.
Эти органы осуществляют свои полномочия в соответствии с буквой и духом договоров об образовании Европейских сообществ, последующих договоров и актов, принятых в их дополнение или изменение, и в соответствии с нормами Договора о ЕС.
62. Содружество Независимых Государств как международная организация. Общая характеристика.
Содружество Независимых Государств (СНГ) - региональная организация была создана рядом государств из числа бывших республик СССР.
Ее учредительными документами являются Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., подписанное в Минске Беларусью, Россией и Украиной, Протокол к соглашению, подписанный 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате 11 государствами (всеми бывшими республиками СССР, кроме Прибалтийских и Грузии), и Алма-Атинская декларация от 21 декабря 1991 г.
На заседании Совета глав государств СНГ в Минске 22 января 1993 г. был принят Устав Содружества(от имени Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана). Вступил в силу через год после принятия.
Целями Содружества являются:
- осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
- создание общего экономического пространства;
- обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами международного права;
- сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности и осуществлении разоружения;
- содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;
- взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношении;
- мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.
Содружество должно проводить свою деятельность на основании общепризнанных принципов международного права. Дополнительно сформулированы также принципы верховенства международного права в межгосударственных отношениях, учета интересов друг друга и Содружества в целом, объединения усилий и оказания поддержки друг другу, духовного единения народов государств-членов на основе уважения их самобытности, тесного сотрудничества в сохранении культурных ценностей и культурного обмена.
Наличие у Содружества общих целей, общих интересов и общих сфер деятельности при уважении суверенитета государств-членов позволяет говорить о нем как о международной межгосударственной организации, основанной на договоре, определяющем его правосубъектность и компетенцию.
Уставом СНГ предусмотрена достаточно сложная структура. Высшим органом Содружества является Совет глав государств (СГГ), в котором на высшем уровне представлены все государства-члены (ст. 21). Совет уполномочен обсуждать и решать принципиальные вопросы, связанные с деятельностью участников СНГ в сфере их общих интересов. Совет собирается на заседания два раза в год и может проводить внеочередные заседания по инициативе одного из государств-членов.
Совет глав правительств (СГП) координирует сотрудничество органов исполнительной власти членов СНГ в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Он собирается на заседания четыре раза в год и может проводить внеочередные заседания по инициативе правительства одного из государств-членов.
Решения обоих Советов принимаются консенсусом. Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно препятствовать принятию решения.
Согласно Уставу, оба Совета могут проводить совместные заседания. Каждый из Советов может создавать рабочие и вспомогательные органы как на постоянной, так и на временной основе. Эти органы формируются из представителей государств-членов, наделенных соответствующими полномочиями. Кроме того, Уставом СНГ предусмотрены совещания руководителей соответствующих государственных органов для решения вопросов сотрудничества в отдельных областях и разработки рекомендаций для СГГ и СГП.
Третьим органом в структуре СНГ является Совет министров иностранных дел (СМИД), который действует на основе решений СГГ и СГП. СМИД осуществляет координацию внешнеполитической деятельности государств-членов, включая их деятельность в международных организациях, и проводит консультации по вопросам мировой политики, представляющим взаимный интерес.
Постоянно действующим исполнительным и координирующим органом Содружества является Координационно-консультативный комитет. Он состоит из постоянных полномочных представителей, по два от каждого государства — члена СНГ, и Координатора Комитета, назначаемого Советом глав государств. Комитет вырабатывает и вносит предложения по всем вопросам деятельности Содружества, способствует реализации договоренностей по конкретным направлениям экономических взаимоотношений, содействует работе всех органов Содружества.
Особое положение в структуре Содружества занимает Экономический суд, задачей которого является обеспечение выполнения экономических обязательств в рамках Содружества. Суд призван разрешать споры, возникающие при исполнении экономических обязательств, а также другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств-членов. Кроме того, он вправе толковать положения соглашений и иных актов СНГ по экономическим вопросам.
Комиссия по правам человека является консультативным органом Содружества, призванным наблюдать за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами-членами в рамках Содружества.
Межпарламентская ассамблеябыла создана на основании Соглашения руководителей Верховных Советов (парламентов) государств — участников СНГ от 27 марта 1992 г.
Межпарламентская ассамблея состоит из парламентских делегаций государств-участников, избираемых или назначаемых парламентами этих государств из числа своих членов в соответствии с внутренними регламентами и процедурами.
Межпарламентская ассамблея обсуждает вопросы сотрудничества государств-участников в различных областях и направляет рекомендации по этим вопросам Совету глав государств и/или Совету глав правительств, другим органам СНГ. Ей отведена важная роль в сближении законодательств государств-участников путем разработки типовых (модельных) законодательных актов, принятия рекомендаций по синхронизации процедур ратификации (утверждения) парламентами государств — участников СНГ договоров (соглашений), заключенных в рамках СНГ, а также иных международных договоров, участие в которых государств Содружества является весьма желательным для достижения их общих целей.
63. Мирные средства разрешения международных споров.
Учредительные документы межправительственных организаций системы ООН закрепляют как сам принцип мирного разрешения споров, так и средства урегулирования межгосударственных разногласий.
В отношении межгосударственных конфликтов Организация Объединенных Наций выполняет две функции:
а) помогает спорящим сторонам найти мирное решение;
б) принимает меры к прекращению военного конфликта.
В ст. 33 Устава ООН выделяются две группы мирных средств разрешения международных споров:
-усилиями спорящих сторон;
-с участием третьей стороны.
К мирным, средствам согласно данной статье относятся: переговоры, посредничество, судебная и арбитражная процедуры, иные средства урегулирования разногласий, принятые в международной практике.
Практика межправительственных организаций системы ООН позволяет выделить две разновидности переговоров - консультации и обмен мнениями.
Консультации - наиболее распространенное средство (метод) участия
межправительственных организаций в переговорном процессе.
Наряду с участием в переговорных процессах международные организации системы ООН принимают активное участие в расследовании спорных ситуаций.
Процедура расследования протекает чаще всего в двух формах:
а) расследование ситуации администрацией международного учреждения - чаще всего ее руководителем;
б) расследование обстоятельств спора с помощью специального органа, создаваемого организацией, международной следственной комиссии, международной комиссии по установлению фактов, международной комиссии по расследованию и т. д.
Посредничество является методом урегулирования международных споров, при котором третья сторона вмешивается в этот спор, с тем чтобы примирить спорящие стороны, выдвигая свои собственные предложения по взаимоприемлемому компромиссному урегулированию.
Примирение как средство разрешения международных разногласий предусматривает передачу спора на рассмотрение согласительной комиссии.
Данная процедура сочетает в себе как элемент расследования, так и элемент
посредничества.
К методам разрешения межгосударственных разногласий следует отнести передачу спора для вынесения решения в политический или несудебный орган какой-либо международной организации. Государства могут договориться, что решения этого органа будут носить обязательный или рекомендательный характер.
Отказ от мирного разрешения международных споров может рассматриваться как серьезное международное правонарушение, влекущее международно-правовую ответственность, воплощающуюся в применении международно-правовых санкций, под которыми следует понимать все меры охраны международного правопорядка, закрепляемые в нормах международного права, носящие принудительных характер и применяемые в случае правонарушений к государству.
64. Универсальная система и региональные системы международной безопасности.
Различают два вида международной безопасности: универсальную и региональную.
Оба вида международной безопасности относятся к коллективной безопасности, т. е. они могут быть обеспечены только коллективными усилиями всех или большинства государств мира или региона.
Универсальная безопасностьсоздается в целом для планеты Земля. Она основана на системе международных договоров, направленных на обеспечение международной безопасности для всех субъектов международного права.
Универсальная система обеспечения международной безопасности сформирована в рамках Организации Объединенных Наций. Главным органом такого обеспечения являетсяСовет Безопасности ООН.Это единственный орган в мире, которому на основе Устава ООН дано право определять, существует ли в мире угроза агрессии, осуществляется ли таковая на деле, какие меры необходимо предпринять для того, чтобы сохранить мир и обеспечить в полном объеме международную безопасность.
Совет Безопасности ООН имеет право применить к агрессору комплекс мер, включая использование вооруженной силы, чтобы не только прекратить агрессию, но и создать условия для недопущения ее в будущем. Однако применить эти меры мировое сообщество может лишь при единстве всех государств – постоянных членов Совета Безопасности ООН. Этот орган действует в постоянном режиме и может своевременно реагировать на запросы государств, которые обеспокоены реальными угрозами их безопасности.
Региональная международная безопасность – безопасность в отдельном регионе.
Во второй половине XX в. сложилась система коллективной безопасности в Европе. Она основана на механизме функционирования ряда систем, в том числе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Организации Североатлантического договора (НАТО).
Коллективная европейская безопасность в рамках ОБСЕ начала формироваться в 1975 г., когда 33 европейских государства, а также США и Канада на высшем уровне подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Для европейского континента подписание Заключительного акта СБСЕ было важно по двум причинам.
Во-первых, в XX в. Европа была очагом двух мировых войн, унесших более 55 млн человеческих жизней. Инициатор обеих мировых войн – Германия после Второй мировой войны более двух десятилетий проводила политику реваншизма, т. е. стремилась к пересмотру итогов войны, завершившейся в 1945 г. Европейские государства должны были сделать все, чтобы Европа не стала очагом и театром третьей мировой войны.
Во-вторых, несмотря на политическое, экономическое, социальное, культурное развитие Европы, она представлялась одним из самых нестабильных регионов, где друг против друга располагались два мощных военных блока – Организация Варшавского договора (ОВД) и НАТО. Отношения между ними порой складывались на грани начала военных действий (например, в 1961 г., когда была воздвигнута Берлинская стена).
В рамках СБСЕ/ОБСЕ удалось договориться о мерах военного доверия между государствами двух блоков, снизить военный потенциал обоих альянсов. Судьба распорядилась так, что один из двух военных союзов – ОВД – распался в 1991 г.
В настоящее время членами ОБСЕ являются 55 государств, в том числе все центрально-азиатские – бывшие республики СССР, а также США и Канада. В рамках ОБСЕ состоялось шесть встреч на высшем уровне и десять встреч на уровне министров иностранных дел. Их результатом стало принятие большого числа документов, в том числе и в сфере обеспечения коллективной безопасности. Среди этих документов следует выделить Хартию европейской безопасности (1999 г.), в которой намечены пути, средства и методы обеспечения безопасности в Европе.
25–26 июня 2003 г. в Вене состоялась первая Ежегодная конференция ОБСЕ по обзору проблем в области безопасности. Конференция позволила обменяться мнениями по ключевым направлениям взаимодействия государств в таких областях, как борьба с терроризмом, предотвращение конфликтов, миротворчество, контроль над вооружениями и меры укрепления доверия и безопасности, включая Договор об ограничении вооруженных сил в Европе и Договор по открытому небу, безопасность границ.
Коллективная европейская безопасность обеспечивается также и в рамках НАТО. Эта система безопасности имеет одно неоспоримое преимущество перед ОБСЕ. НАТО располагает мощными вооруженными силами, которые могут быть приведены в действие в случае угрозы безопасности государств – членов НАТО либо, как показывает практика, возникновения регионов нестабильности в Европе. В 2004 г. в НАТО входили 26 государств Европы, в том числе большинство тех, которые ранее были членами ОВД.
Россия не приветствует такое расширение. Тем не менее она сотрудничает с НАТО по наиболее важным вопросам обеспечения безопасности. С этой целью в мае 2002 г. было подписано соответствующее соглашение между Россией и НАТО, после чего в Риме прошло первое заседание нового органа взаимодействия и сотрудничества Россия – НАТО.
Существенное значение для обеспечения европейской безопасности имеет Договор об ограничении вооруженных сия в Европе (ДОВСЕ) 1990 г. Его заключили государства Европы, расположенные по обе стороны от линии, разделявшей государства ОВД и государства НАТО. В настоящее время, когда нет ОВД, этот Договор должен действовать в адаптированном виде, чего добивается Россия. В соответствии с положениями адаптированного ДОВСЕ государства, расположенные в Центральной Европе, не должны превышать параметры вооружений, обусловленные Договором.
65. Разоружение и ограничение вооружений.
Разоружение (Р)—это с одной стороны, основной принцип соврем МП, а с другой – комплекс правовых норм и практических действий государств, направленных на ограничение, сокращение вооружённых сил и вооружений и ликвидацию некоторых наиболее опасных средств ведения войны.
Вопросами Р занимается: Ген Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, региональные организации коллективной безопасности, Комиссия ООН по разоружению.
Конвенция «О запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении» 1972 г. обязала участников никогда и ни при каких обстоятельствах не производить, разработку, накапливать такое оружие. Государства обязались в течение 9 месяцев после вступления конвенции в силу уничтожить оружие или переключить на мирные цели.
Официально считается, что с начала 1976 г. все оружие уничтожено, однако по сообщениям печати, определённые работы, связанные с этим оружием, продолжали проводиться в США, СССР, Ираке.
Конвенция «О запрещении разработки, производства, накопления химического оружия и его уничтожении» 1993 г. обязала каждого участника конвенции не разрабатывать, не производить, не накапливать химическое оружие, и не позднее чем ч/з 2 года после вступления Конвенции в силу начать работы по уничтожению и завершить не позднее чем ч/з 10 лет (Для России 2007г). Сам процесс уничтожения должен отвечать самым последним достижениям науки и производиться на специально оборудованном объекте, не допуская уничтожения химического оружия путем захоронения в земле, затопления в водоемах или сжигания на открытом воздухе.
Договор м/у СССР и США «Об ограничении систем противоракетной обороны» 1972г разрешил СССР и США разместить на территориях обеих стран по 1 району ПВО радиусом 150 км (Россия защищает Москву, США район штатных пусковых установок).
Договор м/у СССР и США «О ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности» 1987 г. привел к полной ликвидации этого класса вооружений.
Договор м/у СССР и США «Об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2)» 1979г.
1993 г. м/у Россией и США подписан договор «О дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. (СНВ-2)» О явно неравноправном характере Договора СНВ-2 говорит простое сравнение: после первого этапа сокращения с учетом возможной обратной установки ядерных боеголовок в случае, если США пожелают выйти из Договора, Россия будет иметь - 6206, а США – 8450 ядерных зарядов.
66. Начало войны и ее правовые последствия. Театр военных действий.
Гаагская конвенция об открытии военных действий 1907 года устанавливает, что военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного предупреждения, которое может иметь форму либо мотивированного объявления войны, либо ультиматума.
Объявление войны входит в компетенцию высших органов государственной власти каждой страны.
Объявление войны, даже если оно не сопровождается боевыми действиями, влечет за собой начало юридического состояния войны.
Объявление войнывлечет за собой определенные юридические последствия:
§ прекращение мирных отношений между воюющими государствами;
§ представление интересов воюющих поручается третьему, обычно нейтральному государству, с которым они поддерживают дипломатические отношения;
§ договоры мирного времени прекращают свое действие и заменяются Гаагскими и Женевскими конвенциями;
§ на граждан неприятельской стороны, находящихся на территории государства, налагаются ограничения (выбор места жительства, перемещение, проживание в специально отведенных местах);
§ имущество вражеского государства конфискуется.
- имущество граждан неприятельского государства в принципе считается неприкосновенным.
Военные действия развертываются в определенных пространственных пределах, именуемых театром военных действий , под которым понимается вся территория воюющих государств (сухопутная, морская и воздушная), на которой они потенциально могут вести военные операции.
Театр военных действий — это территория, на которой вооруженные силы воюющих фактически ведут военные действия. Территория (сухопутная, морская, воздушная) нейтральных и др. невоюющих государств не должна использоваться в качестве театра военных действий.
В соответствии с международными договорами в театр военных действий не могут быть превращены:
а) некоторые международные проливы (например, Магелланов пролив по Договору 1981 г. между Аргентиной и Чили);
б) международные каналы (например, Суэцкий канал согласно Константинопольской конвенции 1888 г.);
в) отдельные острова и архипелаги;
отдельные континенты (например, Антарктика в соответствии с Договором 1959 г.).
Согласно Договору по космосу 1967 года, в театр военных действий нельзя включать Луну и другие небесные тела. Из театра военных действий может быть исключена часть государственной территории воюющей стороны в целях образования специальных зон, предусмотренных нормами права вооруженных конфликтов (например, санитарные зоны).
67. Права и обязанности нейтральных в военном конфликте государств. Виды нейтралитета.
Под нейтралитетом понимается правовое положение государства, при котором оно не участвует в войне и не оказывает непосредственной помощи воюющим.
Правовое положение нейтральных государств регламентируется V и XIII Гаагскими конвенциями 1907 г.
Территория нейтральных государств не может быть использована воюющими в военных целях, на данной территории нельзя создавать учреждения по формированию и вербовке военных отрядов, воюющие не должны допускать ввода своих войск на территорию нейтралов.
Любое посягательство на территорию нейтрального государства может быть отражено с помощью военной силы, причем такие действия не считаются враждебными.
Нейтральные страны не имеют права предоставлять воюющим боевую технику, вооружение, боеприпасы и предметы, служащие военным целям.