Проблема Курильских островов и возможные пути ее разрешения

"холодная война" по-прежнему не утихает и причиной тому -территориальный спор между Россией и Японией из-за островов Малой Курильской гряды. Рассмотрим возможное решение этого вопроса, базируясь на докладе группы независимых экспертов России (Константин Саркисов), Японии (Хироси Кимура) и США (Грэм Эллисон). Доклад озаглавлен: "От "холодной войны" к трехстороннему сотрудничеству в Азии и тихоокеанском регионе: варианты новых взаимоотношений между Японией, Россией и Соединенными Штатами". Анализируя хронику конфликта на трех языках, авторы сопоставили официальные документы, созданные правительствами трех стран, в том числе и новые материалы в недавно открытых российских и американских архивах. Эти материалы подтверждают, что, начиная с Ялтинской конференции, правительства трех стран, порой преднамеренно, порой независимо от своей воли, предпринимали шаги, которые упорно подталкивали Россию и Японию к постоянной конфронтации.

Господствующим общественным мнением в Японии стало требование возвращения "северных территорий". Даже установлен "день северных территорий" - 7 февраля, который широко отмечается японской общественностью, включая Социалисти­ческую и Коммунистическую партии Японии. Причем требования коммунистов и социалистов звучат резче и идут дальше, чем требования правящей Либерально-демократической партии Японии. Например, социалисты и коммунисты требуют возвращения всех Курильских островов и целиком острова Сахалин. За возвращением "северных территорий" неоднократно голосовал, причем единогласно, японский парламент. Много экскурсов делается в историю и географию при попытке обосновать свои территориальные притязания. Например, в средствах массовой информации Японии объявляется, что острова Итуруп, Кунашир и Шикотан не входят в состав Курильских островов. Однако достаточно открыть японскую лоцию, издание военно-морским ведомством Японии, где указывается, причем поименно, что эти острова входят в состав Курильских.

Сегодня Япония требует фактически восстановить на Курилах границу 1855 года.

В дальнейшем ситуация изменялась следующим образом. По договору 1875 г. Россия согласилась передать Японии все Курильские острова в обмен на отказ Японии от каких-либо претензий на остров Сахалин.. В результате Портсмутского мирного договора, который подвел итоги русско-японской войны 1904-1905гп, Россия была вынуждена уступить Японии южную часть Сахалина. Таким образом, все Курильские острова и южная часть Сахалина оказались под суверенитетом Японии.

В период интервенции и Гражданской войны Япония оккупировала и северную часть Сахалина и незаконно удерживала ее вплоть до 1925 года.

На Ялтинской конференции (февраль 1945г.) президент Рузвельт поддержал требования Сталина о возвращении южной части Сахалина и всех Курильских, островов в обмен на твердое обещание Советского Союза объявить, войну Японии через три месяца после победы над фашистской Германией.

В 1951 г. был подписан Сан-Франциский мирный договор между Японией и союзными государствами, участвовавшими в войне с Японией. Однако Советский Союз отказался его подписывать. Это было грубой ошибкой нашей дипломатии. Ведь по Сан-Францискому мирному договору Япония отказывалась от всех прав и претензий на Курильские острова. И отказ этот носит абсолютный характер, независимо от того, есть под ним подпись Советского Союза или нет. На самом деле договор зафиксировал отказ Японии от Курил в общей и безличной форме. Причем, в выступлении главы японской делегации в Сан-Франциско С. Иосида было подчеркнуто, что в интерпретации Японии острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и другие острова Малой Курильской гряды не входят в состав Курильских островов.

Конференция по мирному договору это заявление восприняла равнодушно, т.е. это заявление японской делегации конференция не опровергла, но и не поддержала.

В 1955 г. в Лондоне начались переговоры о нормализации отношений между СССР и Японией, которые завершились осенью 1956 г. подписанием в Москве Совместной декларации о восстановлении дипломатических отношений.

Группа независимых экспертов видит решение территориального спора в следующих последовательных шагах. Передача островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и других островов Малой Курильской гряды Японии возможна при следующих условиях:

1. Россия сохранит все имеющиеся у нее на сегодняшний день права на рыбу, природные ресурсы и двухсотмильную экономическую зону вокруг названных островов.

2. Россия сохранит все имеющиеся у нее на сегодняшний день права на свободный и безопасный проход кораблей через проливы между островами Итуруп и Кунашир (пролив Екатерины) и между островами Итуруп и Уруп (пролив Фриза).3. Япония окончательно признает суверенитет России над Южным Сахалином и восемнадцатью остальными Курильскими островами и отказывается от всех претензий на эту российскую территорию, а также осуждает все реваншистские элементы в Японии, выдвигающие территориальные претензии, включая и коммунистическую партию.

4. В плане национальной безопасности России гарантируется, что, во-первых, спорные острова навсегда останутся демилитаризованной зоной, во-вторых, производится сокращение японских и американских вооруженных сил в ответ на проводимые в настоящее время и неизбежные в будущем сокращения ВС России и, в-третьих, Россия должна выступать как партнер по сотрудничеству с США и Японией по Договору о взаимной безопасности.

5. Возмещение Японией всех затрат на перемещение дислоцированных там войск.

6. Япония окажет масштабную экономическую помощь реформам в России в течение ближайших 10 лет в размере 5 млрд. долларов в год.

Отказ Японии от выполнения этих условий сохранит патовую, тупиковую ситуацию в российско-японских отношениях.

34. Способы приобретения и утраты гражданства. Международно-правовое регулирование.

В теории государства и права под гражданством понимают устойчивую правовую связь физического лица с определенным государством. Институт гражданства — настолько важная правовая категория, что его называют одним из важных признаков определения государственности.

Каждый гражданин по отношению к своему государству имеет определенные права и несет соответствующие обязательства. Эти права и обязанности в основном определяются внутренним законодательством (Конституцией, законами о гражданстве и другими правовыми актами).

Гражданство, как правовая принадлежность к государству, определяет правовое положение лица не только во внутреннем, но и в международном праве. Например, граждане, находящиеся за границей, не освобождаются от выполнения своих обязанностей по отношению к своему государству, и в то же время пользуются его дипломатической защитой своих прав. В законодательстве некоторых государств существуют различные термины для обозначения принадлежности физических лиц к государству. В странах с республиканской формой правления обычно употребляется термин "гражданство", в странах с монархической формой правления все еще встречается термин "подданство".

Гражданство — понятие, неразрывно связанное с государственностью. Отсутствие, хотя и может осложнить ведение внешних отношений. Так или иначе, регламентация гражданства — внутренний вопрос, сфера внутренней компетенции государства. Условия приобретения и утраты гражданства устанавливаются внутренним законодательством государства. Поскольку каждое государство в данной области действует самостоятельно, неизбежны столкновения (коллизии) законов о гражданстве различных государств. Такие коллизии могут быть источником трений и конфликтов международного характера. Для их предотвращения государства часто прибегают к заключению международных договоров, то есть вырабатывают соответствующие нормы международного права.

Все вопросы приобретения или утраты гражданства регулируются государствами по их усмотрению в соответствии с принципом государственного суверенитета, другими общепризнанными принципами международного права и международными обычаями. Международное право касается проблемы гражданства лишь постольку, поскольку вопросы гражданства становятся объектом международных договоров. Однако, при изучении проблемы гражданства в международном праве возникает необходимость уяснить правовую сторону порядка приобретения и утраты гражданства в отдельных государствах. Приобретение и утрата гражданства происходят на условиях и в порядке, установленных законодательством конкретного государства. Несмотря на разницу условий и порядка приобретения и утраты гражданства в различных государствах, в них можно найти и общее. Это общее позволяет классифицировать виды (способы) и формы приобретения и утраты гражданства, встречающиеся в законодательстве различных государств.

Гражданство может быть получено:

§ по рождению (филиация, право крови и право почвы);

§ путем натурализации (укоренения, прием в гражданство ОГВ);

§ путем реинтеграции (восстановление в гражданстве),

§ путем пожалования;

§ на основе международного договора.

При территориальных изменениях возможны:

§ оптация — добровольный выбор гражданства путем подачи индивидуальных заявлений, когда оптант будет жить на территории государства, которому передается территория его проживания;

§ трансферт — автоматическое изменение гражданства, когда вместе с переходом территории изменяется и гражданство независимо от согласия или несогласия населения переходящей территории.

Утрата гражданства (экспатриация) может иметь место при:

§ выходе из гражданства по добровольному заявлению индивида;

§ натурализации;

§ лишении гражданства.

Лицо с двойным гражданством (бипатрид) — это лицо, одновременно имеющее гражданство двух и более государств.

Лицо без гражданства (апатрид) — это лицо, которое не состоит в гражданстве никакого государства.

Иностранцы — это лица, которые находятся на территории какого-либо государства, но не являются его гражданами, и имеют гражданство другого государства.

35. Принципы правового положения иностранных граждан в государстве пребывания (на примере России).

Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного го­сударства. Положение иностранцев определяется прежде всего Конституцией РФ. Статья 62 Конституции устанавли­вает: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» под иностранным гражданином понимает лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации, а под лицом без гражданства – лицо, не принадлежащее к гражданству РФ и не имеющее доказательства принадлежности к гражданству другого государства.

Они пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане РФ, если иное не вытекает из Конституции РФ, и других актов российского законодательства. Иностранные граждане и лица без гражданства в РФ равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств.

Использование иностранными гражданами и лицами без гражданства прав и свобод не должно наносить ущерб интересам российского общества и государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц.

Находящиеся в РФ иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать российские законы.

Иностранные граждане могут постоянно проживать в РФ, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.

Иностранные граждане, находящиеся в России на ином законном основании, считаются временно пребывающими в РФ. Они обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из РФ по истечении определенного им срока пребывания.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, могут работать в качестве рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для граждан России.

А временно пребывающие могут заниматься трудовой деятельностью в РФ, если это совместимо с целями их пребывания в России.

Иностранные граждане не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с российским законодательством назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству РФ.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, пользуются медицинской помощью наравне с гражданами России.

А временно пребывающим в РФ иностранным гражданам медицинская помощь оказывается в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения РФ.

В социальном обеспечении иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют право на получение пособий, пенсий и на другие формы социального обеспечения на общих основаниях с гражданами РФ; а временно пребывающие имеют право на получение пособий, пенсий и на другие формы социального обеспечения на основаниях и в порядке, установленных законодательством РФ.

В тех случаях, когда для назначения пенсий требуется определенный стаж работы, иностранным гражданам на основаниях и в порядке, установленных законодательством РФ, может засчитываться в этот стаж их работы за границей.

В жилищной сфере иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, имеют право на основаниях и в порядке, установленных для граждан РФ, получить в пользование жилое помещение в домах государственного и общественного жилищного фонда, жилищно-строительных кооперативов. Они должны бережно относиться к предоставленному им жилищу, соблюдать правила пользования жилыми помещениями.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут в соответствии с российским законодательством иметь в РФ жилой дом и иное имущество в личной собственности, наследовать и завещать имущество, иметь права автора произведения науки, литературы и искусства, открытия, изобретения, рационализаторского предложения, промышленного образца, а также иные имущественные и личные неимущественные права.

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение образования наравне с гражданами РФ в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ. И если они приняты в российские учебные заведения, то они имеют права и несут обязанности учащихся и студентов в соответствии с российским законодательством.

Право на пользование достижениями культуры иностранные граждане и лица без гражданства имеют наравне с гражданами РФ. Они обязаны бережно относиться к памятникам истории и культуры, другим культурным ценностям.

Наравне с гражданами России им гарантируется свобода совести, а возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.

В брачно-семейной сфере иностранные граждане и лица без гражданства могут заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами в соответствии с российским законодательством. Они пользуются правами и несут обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с гражданами РФ.

Иностранным гражданам и лица без гражданства в соответствии с российским законодательством гарантируются в РФ неприкосновенность личности и неприкосновенность жилища, другие личные права.

Передвижение по территории РФ и место жительства иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации. Ограничения в передвижении и выборе места жительства допускаются, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц.

Налоги и сборы иностранные граждане и лица без гражданства платят общих основаниях с гражданами РФ, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Иностранные граждане и лица без гражданства в РФ имеют право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Процессуальные права применяются такие же как и к гражданам России.

Избирательного права иностранные граждане и лица без гражданства не имеют, они не могут избирать и быть избранными в Федеральное Собрание и другие выборные государственные органы, а также принимать участие во всенародных голосованиях (референдумах).

Так же они не несут обязанности воинской службы в рядах Вооруженных Сил РФ.

36. Международно-правовая регламентация прав человека. Международный билль о правах и Конституция РФ.

Всеобщая Декларация прав человека 1948 г. В Декларации впервые были разработаны в комплексе не национальные, а общечеловеческие, наднациональные, международно признанные стандарты прав и свобод. Декларация, например, провозглашала такие права человека, как право покидать свою страну и возвращаться, право выбирать место своего жительства, право на забастовку и др. Поскольку ее основной задачей была разработка именно прав и свобод человека, более общее понятие — понятие статуса человека — для достижения главной цели было искусственно расчленено. Из него была выделена только одна часть — права и свободы, в ущерб другим составляющим этого понятия, и, прежде всего, обязанностям человека.

Пакты о правах человека 1966 г. Генеральной Ассамблеей ООН были приняты два универсальных договора в области прав человека, именуемые пактами: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах. Это уже были обязательные для участвующих стран нормативные акты. Совместно с декларацией они стали называться Международным биллем о правах.

Международное сотрудничество государств в области прав человека протекает в определенных формах:

1) в создании единых универсальных стандартов по поводу того, какие именно права и свободы человека должны уважаться и соблюдаться,

2) в принятии на себя государствами-участниками международных договоренностей - обязательств придерживаться данных стандартов в рамках внутреннего правопорядка,

3) в создании специального механизма контроля за соблюдением принятых государствами обязательств.

Международный Билль прав человека, Всеобщая Декларация прав человека выделяет следующие группы прав человека:

1. Гражданские права

2. Политические права

3. Экономические права

4. Социальные права

5. Культурные права.

Гражданские и политические права:

- право на жизнь, свободу и безопасность личности,

- право на свободу от рабства и подневольного состояния,

- право на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего его достоинство обращения и наказания,

- право на равенство перед законом,

- право на эффективное восстановление в правах в случае нарушения прав человека,

- право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания,

- право на гласное и с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом,

- право на презумпцию невиновности до тех пор, пока виновность не будет установлена,

- право на запрещение осуждения за деяние, которое во время его совершения не составляло преступления,

- право на свободу от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, произвольного посягательства на неприкосновенность жилища, или тайну корреспонденции,

- право на свободу передвижения и выбора места жительства, в том числе право покидать любую страну и возвращаться в свою страну,

- право на убежище в других странах,

- право на гражданство,

- право на вступление в брак и создание семьи,

- право на владение имуществом,

- право на свободу мысли, совести и религии,

- право на свободу убеждений и на свободное выражение их,

- право на свободу мирных собраний и ассоциаций,

- право на участие в управлении своей страной,

- право на равный доступ к государственной службе в своей стране.

Наши рекомендации