Для международного частного права

оно означает, что регулируемые правоотношения выходят за рамки одного государства и связаны с правовыми системами других стран.

Основные отличия международного публичного права от международного частного права:

В предмете правового регулирования: в международном публичном праве основное место отведено политическим взаимоотношениям государств, а экономические отношения выделены в отдельную отрасль международного экономического права; международное частное право регулирует особую группу гражданско-правовых отношений, которые имеют международный характер.

В субъектах: в международном публичном праве основным субъектом правоотношений выступает государство, а в МЧП – традиционный субъект национального гражданского права государства.

В основных источниках: для международного публичного права основным источником явлются международные договоры и обычаи, а для международного частного права - законодательство государств, судебная и арбитражная практика.

3 главных аспекта в данной проблеме:1) влияние норм ВП на МП, темпы влияния, характер воздействия и т.п.;2) влияние МП на ВП;3) способы приведения в соответствие норм ВП к МП.В доктрине МП сложилось 2 главные концепции соотношения:1) монистическая(доктринальная) теория и2) дуалистическая теория, каждая из которых в зависимости от характера власти в государстве имеет свои особенности.

3. Источники международного публичного права.

Источники МПП – установленные государствами в процессе правотворчества формы воплощения согласованных решений, формы существования МП-норм.

Классификация:

1) Международный договор

2) Международный обычай

3) Акты международных конференций и совещаний

4) Акты международных судов

Международный договор – международное соглашение, заключающееся между государствами в письменной форме и регулируемое МПП, независимо от того, содержится ли такая норма в 1,2 или нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международный обычай – доказательство всеобщей практики, признанное в качестве правовой нормы.

- практика должна быть продолжительной

- должен быть факт признания обычая юридически значимым

Акты международных судов:

- Принимаются в развитие каких-либо норм. Действие акта связано с действием основной нормы, послужившей основой для его создания.

- Судебный прецедент распространяется только на территории тех государств, которые связаны основной нормой.

- Суд, создавший прецедент, вправе его отменить либо заменить как устаревший, не отвечающий новым условиям жизни общества.

4. Понятие и содержание основных принципов современного международного права. Источники, в которых эти принципы закреплены.

Источники:

- Устав ООН, 24.10.1945

- Заключительный акт совещания СБСЕ, 1.08.1975

Декларация о принципах международного права 1970 г.

1) Суверенное равенство государств – государства юридически равны, а элементом сравнения является наличие у них суверенитета.

2) Невмешательство во внутренние дела – запрещена любая деятельность, разжигающая религиозную, террористическую, политическую, национальную рознь.

3) Равноправие и самоопределение народов -все народы имеют право свободно определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие.

4) Неприменение силы или угрозы силой – агрессия, как форма давления на государство, запрещается.

5) Мирное урегулирование споров

6) Нерушимость границ

7) Территориальная целостность государств

8) Уважение прав человека и основных свобод

9) Сотрудничество государств -государства, независимо от различий их систем, обязаны сотрудничать друг с другом в вопросах поддержания мира и безопасности, уважения прав человека, других областях международных отношений.

10) Добросовестное выполнение международных обязательств

5. Понятие норм международного публичного права, их особенности и иерархия.

Нормы МПП – обязательные правила деятельности и взаимоотношений государств и иных субъектов МПП.

Особенности:

1) предмет регулирования – межгосударственные отношения и связанные с ними отношения других субъектов

2) порядок создания – согласование позиций государств и (или) иных субъектов

3) форма закрепления – соответствие соглашения характеру содержащихся правил поведения

4) обеспечение реализации норм, как правило, самими государствами, в том числе, путем создания специальных организаций (п: МАГАТЭ – международное агентство по атомной энергии)

Приняв за основу лишь наиболее важные критерии, можно предложить следующую клас-

сификацию норм международного права:

1) по содержанию и месту в системе – цели, принципы, нормы;

2) по сфере действия – универсальные (образующие общее международное право), регио-

нальные, партикулярные (локальные);

3) по юридической силе – императивные и диспозитивные;

4) по функциям в механизме международно-правового регулирования – материальные и

процессуальные;

5) в зависимости от способа осуществления – самоисполнимые и несамоисполнимые;

6) по способу создания и форме закрепления – обычные, договорные (конвенционные),

нормы решений международных организаций.

Основные виды иерархии международно-правовых норм: общая (генеральная) и договор-

ная (специальная). Существуют также критерии системности норм международного права,

такие, как непротиворечивость норм, взаимосвязь генеральных и специальных норм, уточ-

няющих генеральную, взаимосвязь предшествующих и последующих норм с аналогичным

предметом регулирования, неретроактивность норм.

Классификация норм:

1) по субъектно-территориальному составу:

- универсальные (регулир. всеобщие отношения, имеющие статус jus cogens)

- локальные (регулирующие правоотношения, представляющие интерес лишь для нескольких субъектов МПП) п: договор о создании СНГ

6. Понятие, классификация и общая характеристика субъектов современного международного права.

Субъекты международного права – участники международных правоотношений, не находящиеся под чьей-либо юрисдикцией, обладающие способностью к самостоятельным международно-правовым действиям по созданию, выполнению и обеспечению норм МПП.

Классификация:

1) Первоначальные:

- государство (унитарное гос-во, федеративное, конфедеративное)

- нации и народы, борющиеся за создание собственного гос-ва (п: Палестина)

2) Производные:

- государствоподобные образования (п: Мальтийский орден, Ватикан)

- международные межправительственные организации (п: СНГ, ООН, организация стран-экспортеров нефти)

Нации и народы, борющиеся за свое самоопределение. В период национально-освободительной борьбы народы создают свои руководящие органы, осуществляющие законодательные и исполнительные функции и выражающие суверенную волю наций. Через эти органы нации становятся участниками международных правоотношений, субъектами международного права, обладающими международными правами и обязанностями.

Субъект международного права — это носитель международных прав и обязанностей; это лицо (в собирательном смысле), поведение которого регулируется международным правом и которое может всту­пать в международные публичные правоотношения, защищать свои права путем непосредственного заявления претензий в международ­ные органы. Субъект международного права должен быть непосредст­венно подчинен международному регулированию и обладать между­народным публичным статусом.

7. Признание как институт международного публичного права. Виды признания по объему и виды признания по адресатам.

Признание в МПП – наделение субъекта МПП правосубъектностью.

Выделяется два критерия:

- по объему

- по адресату

По объему:

1) де-юре:

Полное и окончательное признание

Установление дипломатических и торговых отношений

Не может быть отозван

2) де-факто:

Неполное и неокончательное признание

Установление отношений не выше консульских

Не может быть отозван

3) ад-хок:

Признание на данный период времени

Может быть отозван

п: ЭТА (баски)

Основные виды международно-правового признания следующие:

· Признание государства (государствоподобного субъекта международного права). Признание государства, сделанное другим государством, свидетельствует о том, что новое государство признаётся независимым и суверенным государством, полноправным участником международного общения.

· Признание правительства (в том числе и правительства в изгнании или другого ещё не обладающего реальной государственной властью, но намеренного обладать ей в будущем). Такое признание свидетельствует о том, что новое правительство теперь рассматривается как законное правительство данного государства, представляющее его на международной арене. Вопрос о таком признании может возникать при революциях или переворотах, но практически никогда не возникает при обычной смене власти в той или иной стране, например, в результате демократических выборов.

· Признание восставшей (воюющей) стороны.

· Признание борющихся за независимость наций или национально-освободительных движений.

· Признание организаций сопротивления.

Кроме того, по критерию времени признания разделяют на:

· Преждевременное — производится до того, как образование приобрело признаки государства (территория, население, независимость власти и способности вступать в международные отношения) или правительство полностью пришло к власти. Большинством ученых воспринимается как вмешательство во внутренние дела государства (А. Фердросс, Л. Оппенгейм).

· Запоздалое — производится спустя большой промежуток времени после приобретения государством всех признаков субъекта международного права(например, признание КНР Соединёнными штатами Америки в 1979 году).

В литературе также по критерию субъекта, который совершает акт признания в отношении дестинатора выделяется:

· Индивидуальное — признание одним государством другого государства либо правительства.

· Коллективное — одновременное признание государства (правительства) группой государств в рамках международной конференции.

8. Правопреемство государств в отношении международных договоров.

Правопреемство государства означает переход прав и обязанностей от одного государства к другому в связи с возникновением нового государства, при вхождении государства в состав другого, при разделении государств, цессии (уступки части территории).

Или смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.

Субъекты:

- государство-предшественник

- государство-правопреемник

Венская конвенция о правопреемстве договоров (1983): регулирует правопреемство только в отношении договоров, заключенных в письменной форме, и лишь между государствами.

Правила правопреемства в отношении договоров:

1) В случае создания в результате деколонизации нового независимого государства действует принцип tabula rasa (чистая доска): новое государство не связано договорами, заключенными бывшими державами-метрополиями.

2) Если часть территории государства становится частью территории другого государства, в отношении этой территории:

А) договоры государства-предшественника утрачивают силу в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств, с момента правопреемства

Б) Договоры государства-преемника приобретают силу в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств, с момента правопреемства государств, за исключением случаев, когда из договора явствует или иным образом установлено, что применение этого договора к данной территории было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило бы условия его действия

3) При объединении нескольких государств права и обязательства по их договорам переходят к правопреемнику, если стороны не установили иное и если это не противоречит объектам и целям договора.

4) При отделении части территории и присоединении ее к другому государству договоры предшественника продолжают находиться в силе для правопреемника

5) Двусторонний договор, который в момент правопреемства находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, считается находящимся в силе между новым независимым государством и другим государством-участником, если:

- они договорились об этом

- в силу своего поведения должны считаться выразившими такую договоренность.
С т.з. объектов правопреемства по Венской конвенции 1983 г. ими являются:

1) территория государства,

2) м/народные договоры,

3)население,

4) государственная собственность,

5) архивы (административно-правового характера в первую очередь),

6) членство в меж/нар организациях(неоднозначный характер)

По способу вхождения в правопреемство различает:

1. простым уведомлением о правопреемстве,

2. под условием будущего акта ратификации такого договора,

3. в результате насильственных действий (антиколониальная борьба, национально-освободительная борьба, соц. революция)

По срокам действия акта правопреемства:

1. постоянное,

2. временное,

По объёму прав и обязанностей:

1. полное,

2. частичное

9. Правопреемство государств в отношении государственных долгов и собственности.

Наши рекомендации