Я слышал, что однажды Благословенный жил в Раджаграхе, в Бамбуковой роще, Беличьем заповеднике.
В то время досточтимый Рахула [1] жил в Амбалаттхике (Манговой Косточке). Тогда Благословенный, выйдя из послеполуденного уединения, пошел в то место, где досточтимый Рахула жил в Амбалаттхике. Почтенный Рахула издали увидел его приближение, и увидев его, подготовил сидение и воду для обмывания ног. Благословенный сел на подготовленное сидение, и сев, омыл свои ноги. Почтенный Рахула, поклонившись Благословенному, сел рядом.
Тогда Благословенный, у которого в ковшике осталось немного воды, сказал досточтимому Рахуле:
-- Рахула, ты видишь этот небольшой остаток воды в ковшике?
-- Да, господин.
-- Вот так мало от созерцателя (самана) остается в том, кто без стыда говорит умышленную ложь.
Вылив небольшой остаток воды, Благословенный сказал досточтимому Рахуле:
-- Рахула, ты видишь, как вылился этот небольшой остаток воды?
-- Да, господин.
-- Все, что осталось от созерцателя в том, кто без стыда говорит умышленную ложь, выливается точно так же.
Перевернув ковшик вверх дном, Благословенный сказал досточтимому Рахуле:
-- Рахула, ты видишь, как этот ковшик для воды перевернулся вверх дном?
-- Да, господин.
-- Все, что остается от созерцателя в том, кто без стыда говорит умышленную ложь, переворачивается точно так же.
Перевернув ковшик для воды вверх дном, Благословенный сказал досточтимому Рахуле:
-- Рахула, ты видишь, насколько пуст и опорожнен этот ковшик для воды?
-- Да, господин.
-- Все, что остается от созерцателя в том, кто без стыда говорит умышленную ложь, настолько же пусто и опорожнено.
Рахула, это похоже на царского слона: огромный, породистый, привыкший к битвам, с бивнями, как дышла колесницы. Войдя в битву, он использует свои передние ноги и задние ноги, свой перед и зад, свою голову, уши, бивни и хвост, но просто отводит свой хобот. Дрессировщик слонов замечает это и думает: "Этот царский слон не посвятил свою жизнь царю". Но когда царский слон ... войдя в битву, использует свои передние ноги и задние ноги, свой перед и зад, свою голову, уши, бивни, хвост и хобот, дрессировщик замечает это и думает: "Этот царский слон посвятил свою жизнь царю. Нет ничего, чего бы он бы не сделал".
То же относится к тому, кто без стыда говорит умышленную ложь: нет ничего плохого, я говорю тебе, чего он не сделает. Поэтому, Рахула, ты должен тренировать себя: "Я не скажу умышленной лжи даже в шутку".
-- Как ты думаешь, Рахула, для чего нужно зеркало?
-- Для отражения (рефлексии), господин.
-- Аналогично, Рахула, действия тела, действия речи, и действия ума нужно выполнять с частой рефлексией.
Когда ты хочешь выполнить телесное действие, тебе нужно рефлексировать (обдумать) его: "Это телесное действие, которое я хочу выполнить - причинит ли оно вред мне самому, вред другим, или и мне, и другим? Может, это неумелое телесное действие, с болезненными последствиями, болезненными результатами?" Если, после рефлексии, ты знаешь, что оно причинило бы вред тебе самому, вред другим, или и тебе, и другим; что это было бы неумелое телесное действие с болезненными последствиями, болезненными результатами, то любое такое телесное действие совершенно не подобает тебе. Но если после рефлексии ты знаешь, что оно не причинит вреда ... что это было бы умелое телесное действие со счастливыми последствиями, счастливыми результатами, то любое такое телесное действие подобает тебе.
Когда ты выполняешь телесное действие, тебе нужно рефлексировать (обдумывать) его: "Это телесное действие, которое я выполняю, - причиняет ли оно вред мне самому, вред другим, или и мне, и другим? Может, это неумелое телесное действие, с болезненными последствиями, болезненными результатами?" Если, после рефлексии, ты знаешь, что оно причиняет вред тебе самому, вред другим, или и тебе, и другим; ... то тебе нужно отказаться от него. Но если после рефлексии ты знаешь, что оно не причиняет вреда ... то ты можешь продолжать его.
Когда ты выполнил телесное действие, тебе нужно рефлексировать (обдумать) его: ... Если, после рефлексии, ты знаешь, что оно причинило вред тебе самому, вред другим, или и тебе, и другим; что это было неумелое телесное действие с болезненными последствиями, болезненными результатами, то тебе нужно признаться в нем, рассказать о нем, открыть его учителю или знающему товарищу по праведной жизни. Признавшись в нем ... ты должен воздерживаться от него в будущем. Но если после рефлексии ты знаешь, что оно не причинило вреда ... что это было умелое телесное действие со счастливыми последствиями, счастливыми результатами, то ты должен оставаться умственно свежим и радостным, день и ночь тренируя умелые качества ума.
Когда ты хочешь выполнить речевое действие, тебе нужно рефлексировать (обдумать) его: "Это речевое действие, которое я хочу выполнить - причинит ли оно вред мне самому, вред другим, или и мне, и другим? Может, это неумелое речевое действие, с болезненными последствиями, болезненными результатами?" Если, после рефлексии, ты знаешь, что оно причинило бы вред тебе самому, вред другим, или и тебе, и другим; что это было бы неумелое речевое действие с болезненными последствиями, болезненными результатами, то любое такое речевое действие совершенно не подобает тебе. Но если после рефлексии ты знаешь, что оно не причинит вреда ... что это было бы умелое речевое действие со счастливыми последствиями, счастливыми результатами, то любое такое речевое действие подобает тебе.
Когда ты выполняешь речевое действие, тебе нужно рефлексировать (обдумывать) его: "Это речевое действие, которое я выполняю, - причиняет ли оно вред мне самому, вред другим, или и мне, и другим? Может, это неумелое речевое действие, с болезненными последствиями, болезненными результатами?" Если, после рефлексии, ты знаешь, что оно причиняет вред тебе самому, вред другим, или и тебе, и другим; ... то тебе нужно отказаться от него. Но если после рефлексии ты знаешь, что оно не причиняет вреда ... то ты можешь продолжать его.
Когда ты выполнил речевое действие, тебе нужно рефлексировать (обдумать) его: ... Если, после рефлексии, ты знаешь, что оно причинило вред тебе самому, вред другим, или и тебе, и другим; что это было неумелое речевое действие с болезненными последствиями, болезненными результатами, то тебе нужно признаться в нем, рассказать о нем, открыть его учителю или знающему товарищу по праведной жизни. Признавшись в нем ... ты должен воздерживаться от него в будущем. Но если после рефлексии ты знаешь, что оно не причинило вреда ... что это было умелое речевое действие со счастливыми последствиями, счастливыми результатами, то ты должен оставаться умственно свежим и радостным, день и ночь тренируя умелые качества ума.
Когда ты хочешь выполнить умственное действие, тебе нужно рефлексировать (обдумать) его: "Это умственное действие, которое я хочу выполнить - причинит ли оно вред мне самому, вред другим, или и мне, и другим? Может, это неумелое умственное действие, с болезненными последствиями, болезненными результатами?" Если, после рефлексии, ты знаешь, что оно причинило бы вред тебе самому, вред другим, или и тебе, и другим; что это было бы неумелое умственное действие с болезненными последствиями, болезненными результатами, то любое такое умственное действие совершенно не подобает тебе. Но если после рефлексии ты знаешь, что оно не причинит вреда ... это было бы умелое умственное действие со счастливыми последствиями, счастливыми результатами, то любое такое умственное действие подобает тебе.
Когда ты выполняешь умственное действие, тебе нужно рефлексировать (обдумывать) его: "Это умственное действие, которое я выполняю, - причиняет ли оно вред мне самому, вред другим, или и мне, и другим? Может, это неумелое умственное действие, с болезненными последствиями, болезненными результатами?" Если, после рефлексии, ты знаешь, что оно причиняет вред тебе самому, вред другим, или и тебе, и другим; ... то тебе нужно отказаться от него. Но если после рефлексии ты знаешь, что оно не причиняет вреда ... то ты можешь продолжать его.
Когда ты выполнил умственное действие, тебе нужно рефлексировать (обдумать) его: ... Если, после рефлексии, ты знаешь, что оно причинило вред тебе самому, вред другим, или и тебе, и другим; что это было неумелое умственное действие с болезненными последствиями, болезненными результатами, то тебе нужно испытывать огорчение, стыд и недовольство в связи с этим. Чувствуя огорчение ... ты должен воздерживаться от него в будущем. Но если после рефлексии ты знаешь, что оно не причинило вреда ... что это было умелое умственное действие со счастливыми последствиями, счастливыми результатами, то ты должен оставаться умственно свежим и радостным, день и ночь тренируя умелые качества ума.
Рахула, все те брахманы и созерцатели (саманы) в прошлом, которые очистили свои действия тела, действия речи, и действия ума, сделали это с помощью именно такой частой рефлексии по своим действиям тела, действиям речи, и действиям ума.
Все те брахманы и созерцатели в будущем, которые будут очищать свои действия тела, действия речи, и действия ума, будут делать это с помощью именно такой частой рефлексии по своим действиям тела, действиям речи, и действиям ума.
Все те брахманы и созерцатели настоящего, которые очищают свои действия тела, действия речи, и действия ума, делают это с помощью именно такой часто рефлексии по своим действиям тела, действиям речи, и действиям ума.
Поэтому, Рахула, ты должен тренироваться: "Я буду очищать свои действия тела с помощью частой рефлексии. Я буду очищать свои действия речи с помощью частой рефлексии. Я буду очищать свои действия ума с помощью частой рефлексии". Так ты должен тренироваться.