Референдумы в отечественной истории: краткий обзор
В истории нашей страны состоялись один референдум в СССР (17 марта 1991 г.) и три референдума в Российской Федерации (17 марта 1991 г., 25 апреля 1993 г. и 12 декабря 1993 г.).
Референдум СССР 17 марта 1991 г. В Конституции СССР 1977 г., как уже упоминалось, была ст. 5, согласно которой наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум). Закон СССР «О всенародном голосовании (референдуме СССР)» был принят IV Съездом народных депутатов СССР и касался лишь общесоюзного референдума. Большинство позиций Закона представляло собой попытку кодификации в целом данного конституционно-правового института. В этом плане Закон становился своеобразным образцом для последующих актов республик о республиканских и местных референдумах.
В Законе была сделана попытка определить вопросы, выносимые на референдум СССР. Согласно ст. 4 на союзный референдум выносятся предложения по вопросам, отнесенным Союзным Договором (в момент принятия Закона идея Союзного Договора была весьма популярна, он должен был сформулировать основы Федерации в новых исторических условиях) и Конституцией СССР к ведению Союза ССР. Предметом референдума могли быть: 1) принятие нового закона СССР; 2) изменение либо отмена закона СССР или его отдельных положений; 3) принятие решения, предопределяющего основное содержание законов СССР и других актов; 4) выявление общественного мнения по иным наиболее важным вопросам, находившимся в ведении Союза ССР.
Таким образом, по существу, в Законе СССР «О всенародном голосовании (референдуме СССР)» были закреплены два правовых института — референдум и опрос, обособленные как по своему назначению, так и по результатам. В п. 1—3 ст. 4 речь идет о принятии народом решения, в п. 4 — о выявлении общественного мнения. И то, что подразумеваются разные институты, подтверждается далее ст. 29 Закона, говорящей о последствиях голосований: решение, принятое путем референдума СССР, является окончательным, имеет обязательную силу на всей территории СССР и может быть отменено или изменено только путем референдума; итоги же референдума, «проводимого для выявления общественного мнения в соответствии с п. 4 ст. 4 настоящего Закона, должны учитываться при принятии решений соответствующими государственными органами».
Любопытна и позиция, отраженная в п. 3 ст. 4 этого Закона: «принятие решения, предопределяющего основное содержание законов СССР и других актов». С одной стороны, это принятие решения народом, с другой — это решение должно найти последующее развитие в соответствующих нормативных документах СССР. И конечно, все зависело от формулировки вопроса: если спросить на референдуме: «Вы за то, чтобы права граждан в полной мере соответствовали международным пактам о правах человека?», то, получив ответ «да», все равно нельзя быть уверенным в том, что не будет предела усмотрению соответствующих органов при их воплощении в законы и иные акты СССР.
На референдум СССР не могли быть вынесены вопросы: о границах Союза ССР, границах республик; об изменении статуса и территориальной целостности республик, автономной области и автономных округов; обеспечении обороны и безопасности государства; о принятии чрезвычайных и неотложных мер по охране общественного порядка, защите здоровья и безопасности граждан; вопросы, связанные с назначением и освобождением должностных лиц, относящиеся к компетенции Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, а также вопросы, касающиеся выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Союза ССР (ст. 4 рассматриваемого Закона).
Закон определил круг тех, кому принадлежала инициатива проведения референдума. На первое место в перечне поставлены граждане СССР (надо было собрать под требованием о референдуме не менее 2 млн подписей), затем названы Съезд народных депутатов СССР, Верховный Совет СССР, обе его палаты — Совет Союза и Совет Национальностей, Президент, республики в лице их высших органов государственной власти.
Съезд народных депутатов СССР или Верховный Совет СССР по требованию о проведении референдума принимали одно из следующих решений: 1) о назначении даты референдума и мерах по его обеспечению; 2) необходимости принятия закона или иного решения, предлагаемого в требовании о референдуме, без проведения референдума. Второе положение делало практически бессмысленным сбор подписей и другие инициативы по проведению референдума.
Закон или иное решение, поставленное на референдум, считались принятыми, если в голосовании участвовали более половины граждан, внесенных в списки для голосования, и в результате референдума его одобрили более половины граждан, принявших участие в голосовании (ст. 24 рассматриваемого Закона). Иначе говоря, сказавших «за» должно было быть 50% плюс один голос от числа получивших бюллетени (а не от числа обнаруженных в урнах бюллетеней).
Предпосылки референдума СССР 17 марта 1991 г. связаны со следующими событиями. В ходе процессов демократизации, охвативших весь Союз ССР после 1985 г., остро встал вопрос об обновлении федерации, связей между центром и республиками. Вместе с тем в ряде регионов страны активизировались центробежные силы. В одних республиках они выступали за усиление самостоятельности мест, децентрализацию государственного управления, освобождение Союза ССР от полномочий, означавших сверхцентрализацию государственного руководства и фактический унитаризм вместо федеративного устройства. В других республиках центробежные силы на начальном этапе заявляли те же требования, хотя уже тайно предполагали свое будущее отделение от Союза ССР, официально не заявляя об этом — опасаясь применения Союзом ССР насильственных мер для их сохранения в своем составе. Эти устремления стали позже открытыми и вылились в отделение от Союза ССР. Центробежные силы — на волне популярных идей государственного и национального суверенитета — довольно быстро пришли к власти в большинстве республик, стали требовать расширения их прав, фактически вели политику сепаратизма. Простые граждане в подавляющем большинстве республик были за сохранение Союза ССР — на обновленной основе, с максимальной передачей на места функций управления, сохранением у центра наиболее важных для федеративного государства полномочий, единого территориального и экономического пространства.
В этой ситуации и было решено провести референдум по вопросу о будущем СССР. Он был назначен IV Съездом народных депутатов СССР, который принял от 27 декабря 1990 г. Закон «О всенародном голосовании (референдуме СССР)». Съезд поручил Верховному Совету СССР сформулировать вопрос для включения в бюллетень референдума. Постановлением Верховного Совета СССР от 16 января 1991 г. на референдум СССР был вынесен следующий вопрос: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?»
Референдум проводился в следующих республиках: РСФСР, Украина, Белоруссия, Узбекистан, Азербайджан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения. Казахстан изменил формулировку, здесь она звучала так: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза ССР как союза равноправных суверенных государств?» При этом Президиум Верховного Совета Казахской ССР просил включить результаты референдума в Республике в общие итоги референдума СССР.
Таким образом, референдум проводился в 9 из 15 союзных республик. Причем в России, Узбекистане и Азербайджане он охватил и республики, входившие в их состав. Надо сказать, что для участия республик (союзных или автономных) в референдуме СССР не предусматривалось принятия решения самими республиками на этот счет. Иначе говоря, решение Съезда народных депутатов СССР о назначении референдума было достаточно для его повсеместного проведения (не предусматривалась и возможность изменения формулировки вопроса референдума каким-то субъектом Союза ССР).
Однако ситуация в стране была такова, что органы ряда республик не выполняли решений органов Союза ССР либо выполняли те, которые считали для себя нужными. Деструктивное поведение внутри государства уже набрало большие обороты. Это коснулось и референдума СССР. Именно на нем сказались сепаратистские настроения руководства ряда республик.
Официально не были созданы республиканские комиссии референдума и не организовывалось голосование в Литве, Латвии, Эстонии, Грузии, Армении, Молдавии. В этих республиках к власти пришли особенно сепаратистски настроенные силы. Они опасались того, что общий результат голосования, — а его нетрудно было спрогнозировать по республикам — участницам референдума, где проживало более 90% населения Союза ССР, — дал бы центру вновь сильные позиции и означал сохранение данных республик в Союзе ССР.
Другое основание отказа от участия в референдуме состояло в боязни (иначе не скажешь) того, что большинство граждан данной республики выскажется за сохранение Союза ССР. Тогда было бы трудно отстаивать свои националистические устремления и курс на полное отделение. Причем довод о том, что большинство в поддержку сохранения СССР даст русскоязычное население соответствующей республики, и тогда, и позже нельзя считать убедительным. Ведь только в Латвии и Эстонии был ощутимый процент русских среди населения этих республик, в остальных республиках титульная нация имела большинство и любое решение на референдуме было бы ее решением. Тем не менее результат голосования за сохранение СССР в данных республиках нельзя было исключать.
Решения органов власти данных республик о неучастии в референдуме СССР вызвали протесты значительной части населения этих республик. Вопреки решениям республиканских органов власти, голосование на референдуме СССР проводилось на частях территорий республик. Например, в Абхазской автономной республике, входившей в Грузию, голосование состоялось по решению ее органов власти. На территории других союзных республик, отказавшихся проводить референдум, ряд местных Советов, трудовых коллективов и общественных объединений предприятий, учреждений и организаций, командование воинских частей организовали участки референдума и провели голосование.
В целом по стране в референдуме приняли участие 147 млн человек, за сохранение СССР высказались 112 млн, или 76% голосовавших. Согласно Закону результаты референдума окончательны, обязательны и могут быть изменены или отменены новым референдумом. Это не помешало руководителям РСФСР, Украины и Белоруссии в декабре 1991 г. принять — вопреки союзному Закону — решение о ликвидации СССР.
Референдум России 17 марта 1991 г. Юридической основой этого референдума был Закон РСФСР «О референдуме РСФСР». Часть 1 ст. 1 «Понятие референдума» гласила: «Ввсенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни республики. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РСФСР». В ч. 2 ст. 1 Закона указывалось, что на референдум не могут выноситься вопросы об изменении статуса и территориальной целостности субъектов Федерации, о налогах, бюджете, об амнистии, помиловании, чрезвычайных и срочных мерах по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения.
Право принятия решения о референдуме принадлежало Съезду народных депутатов РСФСР, а в период между съездами — Верховному Совету РСФСР. Решение о проведении референдума могло быть принято Съездом или Верховным Советом по их собственной инициативе, а также по требованию: не менее чем 1 млн граждан РСФСР, имеющих право на участие в референдуме; не менее одной трети от общего числа народных депутатов РСФСР.
Инициатива проведения референдума могла исходить от государственных и общественных органов, коллективов предприятий, учреждений и организаций, а также отдельных граждан РСФСР. В этом случае она реализовывалась через органы, которые обладали правом назначения, и лиц, обладавших правом требования референдума. Иначе говоря, юридического значения такие инициативы не имели, поскольку надо было или собрать 1 млн подписей, или обратиться к народным депутатам РСФСР либо непосредственно адресоваться Съезду, Верховному Совету, принимающим решение, по существу, о назначении референдума.
Решение о проведении референдума по требованию не менее одной трети депутатов могло быть принято путем поименного голосования на Съезде народных депутатов РСФСР либо путем сбора подписей депутатов (напомним, что Съезд состоял из 1068 народных депутатов РСФСР, одна треть составляла, следовательно, 356 депутатов). Подписи депутатов под требованием о проведении референдума подлежали удостоверению Президиумом Верховного Совета РСФСР.
Что касается реализации требования граждан о проведении референдума, для этого полагалось организовать сбор подписей. Согласно ст. 12 Закона право инициативы в сборе подписей под требованием о проведении референдума принадлежало каждому гражданину РСФСР или группе граждан, имеющим право на участие в референдуме. Закон гласил, что граждане реализуют свое право на сбор подписей добровольно и самостоятельно.
Требование о проведении референдума адресовалось Верховному Совету или Съезду народных депутатов РСФСР и должно было содержать обоснование необходимости референдума, четкую формулировку вопросов либо проект закона или иного решения, предлагаемых на референдум.
В соответствии со ст. 18 Закона Съезд народных депутатов или Верховный Совет РСФСР по требованию о проведении референдума принимали одно из следующих решений: 1) о назначении референдума, дате его проведения и мерах по его обеспечению; 2) об отклонении требований о назначении референдума в случае нарушения названного Закона инициаторами референдума; 3) о принятии закона или иного решения, предлагаемого в требованиях о проведении референдума, без последующего проведения референдума.
Как и по союзному референдуму, п. «в» ст. 18 российского Закона практически делал беспредметным положение Закона об обязательном проведении референдума (при правомерном возбуждении ходатайства). Какая уж тут обязательность, если Съезд народных депутатов или Верховный Совет вместо назначения референдума могли сами принять необходимое решение.
Назначая референдум РСФСР, Съезд народных депутатов, Верховный Совет руководствовались следующими сроками: референдум не может проводиться ранее одного месяца и позднее четырех месяцев со дня принятия постановления о его проведении. Этот срок мог быть продлен назначившим референдум органом, если в течение ближайших двух месяцев предусмотрено проведение другого референдума или выборов народных депутатов РСФСР. В бюллетене для голосования на референдуме полагалось воспроизвести текст поставленного на референдум вопроса или проекта решения и варианты волеизъявления голосующего — «за» и «против». В случае постановки на референдум нескольких альтернативных проектов решений все они должны быть включены в один бюллетень, последовательно пронумерованы, отделены друг от друга горизонтальными линиями и голосоваться отдельно.
Особого внимания заслуживают правила Закона РСФСР «О референдуме РСФСР», касавшиеся подведения итогов референдума. Согласно ст. 35 референдум признавался несостоявшимся, если в голосовании приняло участие менее половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. В этом случае референдум по тому же вопросу мог быть проведен не ранее чем через два года. Решения по вынесенным на референдум вопросам по Закону считались принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме. При проведении референдума по вопросам принятия, изменения и дополнения Конституции РСФСР решения считались принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, внесенных в списки. Последнее положение вызвало немало вопросов. Было неясно, шла ли речь о законах, прямо изменяющих или дополняющих Конституцию, либо также о решениях, которые затем потребуют изменения и дополнения Конституции. Противостояние по этому поводу возникало при проведении российских референдумов.
Если на референдум выносились альтернативные варианты решения и ни один из них не получал необходимого числа голосов, то все варианты считались отклоненными и их повторное вынесение на референдум могло состояться не ранее чем через год.
Согласно ст. 36 Закона итоги референдума доводились до сведения населения через СМИ Центральной комиссией референдума не позднее 10 дней со дня окончания голосования. Решения Центральной комиссии могли быть обжалованы в Верховный Суд РСФСР в течение недели со дня их принятия.
Принятое на референдуме решение полагалось опубликовать не позднее семи дней с даты последнего голосования по вопросу, вынесенному на референдум. Вступало оно в силу в день опубликования, если в самом решении референдума не предусматривался иной срок. И наконец, одно из ключевых положений Закона, перекликающееся с его ст. 1, говорившей об обязательности решений референдума, содержится в ст. 37: «Изменение либо отмена решения, принятого референдумом, производится только референдумом».
Как уже отмечалось, первый общероссийский референдум был проведен одновременно с референдумом СССР — 17 марта 1991 г. Постановление о проведении референдума принято Верховным Советом РСФСР 7 февраля 1991 г. На референдум был вынесен вопрос: «Считаете ли Вы необходимым введение поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием?»
По сообщению Центральной комиссии РСФСР по проведению референдумов СССР и РСФСР, в списки для голосования в РСФСР всего были включены 101776550 граждан. Приняло участие в голосовании по вопросу референдума РСФСР 75,42% избирателей Республики. Из них ответили «да» 69,85% принявших участие в голосовании, «нет» — 27,89%. В итоге было объявлено, что решение на референдум РСФСР о введении поста Президента РСФСР принято.
Подсчет голосов на референдуме проводился как по простому, а не конституционному вопросу. Хотя многим было очевидно, что вопрос о введении поста Президента относится к числу конституционных и непременно потребует включения данного института в Конституцию РФ (24 апреля 1991 г. принят Закон РСФСР «О Президенте РСФСР» (ныне утратил силу), а 25 мая 1991 г. внесены соответствующие изменения и дополнения в Конституцию). И следовательно, считать надо было от половины списочного состава избирателей, а не от числа пришедших на участки для голосования.
Референдум Российской Федерации 25 апреля 1993 г. С референдумом 1993 г. связаны драматические страницы в истории России как при его назначении и проведении, так и при интерпретации результатов. Частично это рассматривалось нами в разд. II настоящего учебного курса. Не повторяясь, напомним, что внеочередной IX Съезд народных депутатов РФ принял 29 марта 1993 г. постановление «О Всероссийском референдуме 25 апреля 1993 года, порядке подведения его итогов и механизме реализации результатов референдума». Четыре вопроса, вынесенные на референдум, формулировались так:
1) «Доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину? — Да. Нет. (Ненужное зачеркнуть)»;
2) «Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации с 1992 года? — Да. Нет. (Ненужное зачеркнуть)»;
3) «Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации? — Да. Нет. (Ненужное зачеркнуть)»;
4) «Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации? — Да. Нет. (Ненужное зачеркнуть)».
В постановлении говорилось, что по каждому вопросу, вынесенному на референдум, составляется отдельный бюллетень. Всенародное голосование — референдум проводится в соответствии с Законом РСФСР «О референдуме РСФСР». Решения по вынесенным на референдум вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, имеющих право быть включенными в списки для голосования.
Из постановления не было видно, как реализовать результаты референдума по первому и второму вопросам. Допустим, избиратели не доверяют Президенту, не одобряют проводившуюся им и Правительством социально-экономическую политику — а что дальше? Означает ли это автоматическую отставку Президента и Правительства? Или они должны подать в отставку? Или это всего лишь мнение граждан, с учетом которого они должны лучше работать и обрести в дальнейшем их доверие и одобрение? Если последнее, то мы имеем дело с опросом, а не императивным референдумом.
Но это не все. Вопросы референдума могли породить явно противоречивые ситуации. Допустим, ответы на первый и второй вопросы дают результаты «не доверяем» и «не одобряем», а по третьему вопросу не прошло решение о досрочных выборах Президента. Тогда еще очевиднее, что голосование по первому и второму вопросам носит консультативный характер и никого ни к чему не обязывает. А как быть, если большинство скажет «не доверяем» по первому вопросу, но «одобряем» по второму вопросу? Выходит, личность Президента не устраивает, а вот политика его и Правительства вполне приемлема?! Это несуразно. В том же плане можно оценивать и обратный вариант: доверие Президенту по первому вопросу и неодобрение политики Президента и Правительства — по второму. Вроде бы как личность хорош, мы ему доверяем, но его политику не одобряем. Это отсутствие логики, непонятное обычному избирателю. А как быть при доверии по первому вопросу, одобрении политики по второму, но поддержке досрочных выборов Президента (третий вопрос) — зачем же переизбирать того, кто пользуется доверием?
С принятием постановления Съезда от 29 марта 1993 г. сразу же возникла и такая проблема: считать ли вопросы референдума имеющими конституционное значение? Ведь Съезд в п. 2 постановления предусмотрел, что решения по вынесенным на референдум вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало более половины списочного состава избирателей. Иначе говоря, речь шла о варианте подсчета, установленном ч. 4 ст. 35 Закона РСФСР «О референдуме РСФСР», — для вопросов принятия, изменения и дополнения Конституции РФ, где требовалось именно такое большинство.
В связи с последним обстоятельством группа народных депутатов незамедлительно обратилась в Конституционный Суд РФ с ходатайством о признании этой части постановления Съезда противоречащей Конституции. Мотивы: голосование ни по одному из вопросов, вынесенных на референдум, не означает принятия, изменения или дополнения Конституции.
Из ходатайства депутатов вытекало, что подсчет голосов на этом референдуме надо проводить по ч. 3 ст. 35, согласно которой решения считаются принятыми на референдуме, если за них проголосовало «более половины граждан, принявших участие в референдуме».
Конституционный Суд РФ должен был оперативно рассмотреть данное ходатайство. Его постановлением от 21 апреля 1993 г. признавалась соответствующей Конституции ч. 2 п. 2 постановления Съезда по третьему и четвертому вопросам референдума. По первому и второму вопросам предусмотренный в постановлении порядок подсчета объявлялся не соответствующим Конституции.
Итак, по первому и второму вопросам надо было считать голоса от числа получивших бюллетени, по третьему и четвертому вопросам — от числа включенных в списки. В чем логика решения Конституционного Суда? Дело в том, что действовавшая тогда Конституция вообще не предусматривала возможности досрочного прекращения полномочий Президента и Съезда на основе референдума. Поэтому для выполнения решений референдума пришлось бы прежде изменить Конституцию. Результаты же голосования по первому и второму вопросам не вели к ее изменению.
Из всех результатов голосования на данном референдуме, как уже говрилось ранее, Президент РФ ключевым для себя счел голосование за выражение доверия себе, незамедлительно опубликовал свой проект Конституции РФ и начал новый виток борьбы с парламентом, закончившийся его разгоном в сентябре 1993 г., проведением в декабре референдума по новой Конституции и выборов депутатов Федерального Собрания.
Референдум Российской Федерации 12 декабря 1993 г. О драматических событиях, связанных с этим референдумом, мы говорили в разд. II настоящего учебного курса, не будем повторяться.
Отметим, что этот референдум проводился не по нормам Закона РСФСР «О референдуме РСФСР», а на основании Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года, причем в ситуации, когда официально названный Закон не отменялся. Согласно Указу от 15 октября 1993 г. «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации», которым назначался референдум и утверждалось Положение, в бюллетень для голосования включалась формулировка: «Принимаете ли Вы Конституцию Российской Федерации?» — «Да» или «Нет».
По содержанию Положение сходно с иными актами по вопросам референдума. Его принципиальное отличие от Закона РСФСР «О референдуме РСФСР» состоит в том, что Конституция РФ признается принятой на референдуме, если за ее принятие проголосовало более 50% избирателей, принявших участие в голосовании (по Закону требуется большинство от числа включенных в списки).
Напомним результаты этого референдума: в нем приняло участие 54,8% от общего числа зарегистрированных избирателей. За принятие Конституции проголосовало 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании.
Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации"
Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на референдуме Российской Федерации, защита демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме. Референдум Российской Федерации не может быть использован в целях принятия решений, противоречащих Конституции Российской Федерации, а также в целях ограничения, отмены или умаления общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, конституционных гарантий реализации таких прав и свобод.
Референдум Российской Федерации (далее также - референдум) - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.
1. Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции Российской Федерации. Порядок принятия Конституционным Собранием такого решения, а также порядок вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации.
2. На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации. Вынесение на референдум указанных проекта нормативного акта или вопроса, назначение, подготовка и проведение референдума осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом с учетом особенностей, предусмотренных соответствующим международным договором Российской Федерации.
3. Вопросы государственного значения, не указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, выносятся на референдум исключительно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.
4. На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
5. На референдум не могут выноситься вопросы:
1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;
2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
8) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
10) отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.
1. Инициатива проведения референдума не может быть выдвинута и референдум не может назначаться и проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, а также в течение трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения.
2. Референдум не назначается, а проведение назначенного референдума откладывается в случае введения в отдельных местностях Российской Федерации военного или чрезвычайного положения при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом. Референдум, инициатива проведения которого была выдвинута в установленном настоящим Федеральным конституционным законом порядке, назначается, а референдум, проведение которого было отложено, проводится по истечении трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
5. Проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос (вопросы), голосование по которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов.
1. Инициатива проведения референдума принадлежит:
1) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, - при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не более 50 тысяч из них;
2) Конституционному Собранию - в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции Российской Федерации;
3) федеральным органам государственной власти - в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.
2. Инициатива проведения референдума, принадлежащая гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, не может быть выдвинута в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа, а также в случае, если проведение референдума приходится на последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
1. Участники референдума образуют инициативную группу по проведению референдума.
2. Инициативная группа по проведению референдума должна состоять из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов Российской Федерации. В каждую региональную подгруппу инициативной группы по проведению референдума (далее - региональная подгруппа) должно входить не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта Российской Федерации, где образована региональная подгруппа.
3. Гражданин (граждане) Российской Федерации, выдвинувший (выдвинувшие) предложение об образовании инициативной группы по проведению референдума, не позднее чем за пять дней до дня проведения собрания участников референдума для решения вопроса об образовании региональной подгруппы (далее - собрание региональной подгруппы) уведомляет (уведомляют) в письменной форме избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации о месте и времени проведения собрания, а также о вопросе (вопросах) референдума.
4. Собрание региональной подгруппы проводится на территории того субъекта Российской Федерации, где находится место жительства участников референдума, принимающих участие в собрании.
5. Собрание региональной подгруппы правомочно, если в нем принимают участие не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта Российской Федерации, где проводится собрание. Подписи указанных участников референдума в протоколе их регистрации на собрании региональной подгруппы удостоверяются нотариально.
13. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, получив ходатайство о регистрации региональной подгруппы, незамедлительно уведомляет Центральную избирательную комиссию Российской Федерации о вопросе (вопросах) референдума, указанном (указанных) в ходатайстве. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение 10 дней со дня первого такого уведомления проверяет соответствие вопроса (вопросов) референдума требованиям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального конституционного закона, и принимает соответствующее решение.
14. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в течение 15 дней со дня получения ходатайства о регистрации региональной подгруппы проверяет соответствие ходатайства и приложенных к нему документов требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным конституционным законом, и принимает одно из следующих решений:
1) о регистрации региональной подгруппы. В данном решении указываются формулировка вопроса (вопросов) референдума, фамилии, имена и отчества всех членов региональной подгруппы (при необходимости - иные сведения о членах региональной подгруппы, перечисленные в пункте 3 части 11 настоящей статьи), а также фамилии, имена и отчества уполномоченных представителей региональной подгруппы;
2) об отказе в регистрации региональной подгруппы.
19. В случае регистрации региональных подгрупп более чем в половине субъектов Российской Федерации уполномоченные представители региональных подгрупп более чем половины субъектов Российской Федерации вправе на своем собрании принять решение об обращении в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума и вопроса (вопросов) референдума (далее - ходатайство инициативной группы) и обратиться с указанным ходатайством в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не позднее чем через два месяца со дня регистрации первой региональной подгруппы. На данном собрании также принимаются решения о назначении из числа участников собрания уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума и ее уполномоченных п<