Отмена крепостного права в России

С.А. Завьялова, Н.М. Мкртчян

История России 1861-1900 гг.

Учебное пособие

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Педагогический институт

С.А. Завьялова, Н.М. Мкртчян

История России 1861-1900 гг.

Учебное пособие

Для проведения семинарских занятий

Ростов-на-Дону

Рецензенты:

кандидат исторических наук, доцент В.Д. Рогачева;

кандидат исторических наук, доцент С.Г. Горяйнов

С.А. Завьялова, Н.М. Мкртчян

З 13 История России 1861-1900 гг.

Учебное пособие для проведения семинарских занятий

Учебное пособие подготовлено в соответствии с ГОС ВПО 2005г. по дисциплине базового учебного плана ОПД. Р. 07.

Данное пособие предназначено для студентов исторического факультета, обучающихся на стационаре и ОЗО по направлению 050401– социально-экономическое образование; профиль подготовки - «История». Учебное пособие содержит материалы, которые следует использовать при подготовке к семинарским занятиям. Они связаны с социально-экономическим развитием страны, внутренней и внешней политикой, общественно-политическим движением и культурой в 1855-1894-х гг.

В первую часть учебного пособия включены планы семинарских занятий, методические рекомендации для подготовки к ним, списки литературы, темы рефератов, тесты.

Вторая часть пособия состоит из приложений, в которых представлены документы к темам семинаров, словарь терминов и перечень наиболее значимых дат по курсу История России 1861-1900 гг.

Пояснительная записка.

Учебное пособие для подготовки к семинарским занятиям охватывает период 1855-1894 гг. На этом этапе в истории России произошли кардинальные изменения в социально-экономической, политической и культурной жизни России. Главным из них была крестьянская реформа, повлекшая за собой преобразования во всех сферах жизни страны. Реформы способствовали быстрому экономическому и культурному развитию страны, коренным изменениям социальной структуры населения.

Во второй половине XIX века изменились задачи и основные направления внешней политики Российской империи, укрепился авторитет России на международной арене. Общественное движение было представлено как охранительно-консервативным и либерально-оппозиционным течениями, так и радикальными направлениями – от революционно - народнического до марксистского. Эпоха 1861-1900 гг. характеризуется значительными достижениями русской культуры.

Цель курса «История России 1861-1900 гг.» состоит в том, чтобы на уровне современной исторической науки дать студентам основы знаний по всем основным вопросам программы, создать основу для дальнейшего самостоятельного изучения ими учебного материала.

Работа на семинарских занятиях должна помочь студентам ориентироваться в исторических событиях, происходивших в России во второй половине XIX в.; помочь понять действие государственно-правовых механизмов; получить представление о государственных деятелях эпохи;

овладеть терминологией; знать основные даты.

В ходе семинарских занятий закрепляются необходимые студентам умения и навыки работы с литературой и источниками, подготовки сообщений и докладов, логического и аргументированного изложения материала, умения вести дискуссию, давать оценку других выступлений.

Учебное пособие построено в соответствии с программой курса по проблемно-хронологическому принципу с широким использованием системного, сравнительно-исторического и других общенаучных специальных методов. Курс ориентирован на вариантное изучение исторического опыта, а также на формирование личной точки зрения студентов на рассматриваемые вопросы.

В первую часть пособия включены планы семинарских занятий, методические рекомендации для подготовки к ним, списки литературы, темы рефератов, тесты.

Вторая часть пособия состоит из приложений, в которых представлены документы к темам семинаров, словарь терминов и перечень наиболее значимых дат по курсу История России 1861-1900 гг.

Планы семинарских занятий и методические указания.

I. Эпоха Великих реформ.

Тема 1.

Отмена крепостного права в России.

План.

1. Экономические и социально-политические предпосылки

крестьянской реформы.

2. Подготовка отмены крепостного права:

- организация и деятельность правительственных учреждений по подготовке крестьянской реформы;

- правительственная программа отмены крепостного права;

- борьба в правительственных кругах вокруг проектов

крестьянской реформы.

3. Основное содержание «Манифеста» и «Положений» 19 февраля 1861 г.:

- правовое положение крестьян;

- сельское и волостное общественное управление;

- наделы, повинности, выкуп.

4.Реализация Положения о крестьянах, вышедших из крепостной

зависимости. Особенности отмены крепостного права на территории

национальных окраин, удельных и государственных землях.

Наши рекомендации