Вопрос 16. Государственный режим.
Иногда форму правления и государственное устройство называют внешней формой государства, а политический (государственно-правовой) режим – внутренней. Государственно-правовой режим представляет собой совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Государственный режим характеризует функциональную сторону формы государства.
Специфика политико-правового режима обуславливается:
o экономической и общественно-политической ситуацией;
o объективными и субъективными обстоятельствами (национальными и историческими традициями, особенностями культуры, религии, территориальными размерами государства).
Политические режимы подразделяют на:
1) Демократические режимы, суть которых состоитв следующем:
o Народовластие, т.е. признание народа единственным источником государственной власти.
Народовластие может проявляться в различных формах:
- непосредственная демократия, когда народ непосредственно принимает участие в решение важнейших государственных вопросов (выборы);
- представительная демократия, которая предполагает, что волю народа выражают его представители в соответствующих законодательных и других органах государственной власти (Государственная дума);
- местное самоуправление, которое не входит в систему органов государственной власти, но также является одной их форм волеизъявления народа.
o Свобода личности в экономической сфере (свобода предпринимательства и признание частной собственности).
o Реальная гарантированность прав и свобод человека и гражданина.
o Осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей.
o Выборность и сменяемость органов государственной власти.
o Децентрализация органов государственной власти.
o Наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании и деятельности органов государственной власти (в форме прямого участия населения или на основе представительной демократии).
o Наличие официальных механизмов, обеспечивающих учет мнений и интересов меньшинства населения, использование метода согласования при принятии решений.
o Политический плюрализм (отсутствие единой, обязательной для всех государственной официальной идеологии, свободное формирование негосударственных общественных объединений, конкуренция политических партий и других политических сил).
o Наличие легальной политической оппозиции.
Как важнейшее достоинство демократического политического режима в литературе отмечается то, что он обеспечивает систематическую смену правителей мирным, ненасильственным путем.
Выделяют следующие виды демократии:
а) Либеральная демократия, которая характеризуется:
o плюрализмом во всех сферах общественной жизни (многообразие форм собственности, многопартийность, идеологическое многообразие);
o осуществлением государственной власти на основе принципа разделения властей;
o приоритетом интересов личности в отношениях личности и государства;
o высоким политическим, нравственным и правовым сознанием населения.
б) Собственно демократия, которая характеризуется:
o признанием равенства и свободы все людей (конституционное закрепление и реальная гарантированность прав и свобод личности);
o максимальным использованием в политической жизни демократических институтов (плебисцитов, демонстраций и т.п.);
o принятием государственных решений по воле большинства, но с учетом мнения и интересов меньшинства (национальные меньшинства);
o строгим разграничением полномочий центральных и местных органов власти, поощрением местной инициативы;
o утверждением верховенства закона, режима законности, высокой правовой культурой общества, должностных лиц и отдельной личности.
Иногда говорят об управляемой демократии (политическое руководство оказывает определенное воздействие на население: волеизъявление с учетом интересов политического руководства) и суверенной демократии (волеизъявление народа должно быть самостоятельным, независимым от воздействия извне).
2) Антидемократические режимы не предполагают опоры политической власти на граждан. Чаще всего они представлены тоталитарным и авторитарным режимами.
Авторитарный режим характеризуется тем, что государством руководит узкий круг – правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами. Характерными признаками также являются:
o власть элиты не ограничена законом;
o народ отстранен от управления государством и не может контролировать деятельность правящей элиты;
o в политической жизни допускается существование многопартийности, но оппозиционные партии запрещены;
o имеются сферы, свободные от политического контроля (экономика, частная жизнь), контролю подлежит главным образом политическая сфера жизни общества;
o устанавливается приоритет интересов государства перед личными интересами;
o принуждение и насилие применяются в отношении открытых противников.
Т.о. авторитарный режим – государственно-политическая система, характеризуемая сосредоточением власти в руках одного человека или правящей элиты, фактически не контролируемых и не избираемых населением, но при сохранении внешних признаков конституционного правления.
Авторитарный режим занимает промежуточное место между тоталитарным и демократическим режимами и способен перерасти как в тот, так и в другой в зависимости от ориентации правящей элиты.
Существует 2 разновидности Авторитарного режима.
- Авторитарно-конституционный режим
- Тоталитарный режим
Авторитарно-конституционный режим предполагает все-таки определенное ограничение полномочий высших должностных лиц конституцией.
Тоталитарный режим – это крайняя форма авторитарного режима, представляющая собой всеобъемлющий контроль государства над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения. Политологи отмечают, что тоталитаризм – это не просто политический режим как характеристика власти, а практическиспособ организации общества. Тоталитаризм – порождение XX в. Однако идеи о возможности полного, всеобщего управления обществом со стороны государства уходят корнями в древность (Гераклит, Платон). В средние века и в Новое время, многие тоталитарные идеи были воплощены в проектах будущего государства коммунистов-утопистов (Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы, Гракха Бабефа). В дальнейшем тоталитарные идеи получили развитие в трудах Фихте, Гегеля, Маркса, Ницше и др.
Тоталитаризм как способ организации общественной жизни и политический режим характеризуют следующие моменты:
o монизм (отсутствие плюрализма) во всех сферах общественной и государственной жизни: тоталитарная политическая система основана на монизме власти;
o претензия тоталитарной системы на монопольное обладание истиной и коллективистско-механистическое мировоззрение (государство - «машина», человек - «винтик» и т. п.);
o идеологизация всей общественной жизни, введение на государственном уровне единой для всех идеологии;
o крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, запрет всяких других идеологий, демагогия и догматизм (в фашистской Германии существовал «Закон против образования новых партий»: В Германии существует в качестве единственной политической партии Национал-социалистическая германская рабочая партия);
o монополия на информацию и полный контроль над средствами массовой информации;
o полное устранение гражданского общества, всякой частной жизни и собственности и распространение на все сферы жизни уравнительного принципа, подавление человеческой индивидуальности;
o систематический массовый террор против своего населения;
o прикрытие, маскировка атрибутами правовой формы: конституцией, писаным законом, законностью, правосудием;
o отсутствие публично-властной суверенности государства, поглощение государственного аппарата партийным;
o вся полнота власти принадлежит аппарату одной «партии», которая на самом деле представляет собой систему тоталитарной бюрократии, осуществляющую свое господство и контролирующую всю общественно-политическую систему;
o запрет на существование всяких иных политических партий и движений;
o жесткая централизация власти, иерархию которой возглавляет культовая фигура вождя;
o упразднение местного самоуправления.
Основные разновидности тоталитаризма:
а) левый (коммунистический) тоталитаризм,
б) правый тоталитаризм (фашизм)
в) национал-социализм (возник в Германии в 1933 г.)
г) религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм).
Фашизм впервые был установлен в Италии в 1922 г. Ему свойственны все признаки тоталитаризма, но имеет и свои особенности:
o основывается на националистической идеологии (расизме): представлениями о превосходстве одной расы (высшая, элитная) над другими (неполноценные народы), одной нации над другими нациями, низшие расы призваны обслуживать высшую либо подлежат уничтожению (теория расизма);
o проявляет крайнюю агрессивность по отношению к другим государствам (захватничество, реальная военная экспансия), отсюда милитаризация жизни страны, введение военно-бюрократического централизма.
В нашей стране тоталитарный режим утвердился в конце 20-х годов и существовал до начала 50-х. После этого он оставался авторитарной диктатурой КПСС с сильными пережитками тоталитаризма, заключавшимися в принудительном насаждении одной-единственной идеологии - «марксизма-ленинизма».
Недемократические режимы могут быть установлены при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, но должны носить временный характер.
Существуют переходные (либеральные) режимы, характерные для стран, покончивших с антидемократическим правлением автократии, проводящих либеральные реформы в экономике, в политической системе общества, в методах и способах осуществления государственной власти (в постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы, в постсоветских государствах - участниках СНГ, в ряде государств Центральной и Южной Америки, Африки и Азии). Такой режим:
o законодательно закрепляет принципиальные демократические институты, права и свободы человека и гражданина;
o осуществляет либерализацию экономических отношений;
o утверждает многопартийность и идеологический плюрализм в целом;
o проводит альтернативные выборы высших, региональных и местных органов власти;
o практически реализует принцип разделения властей с созданием системы «сдержек и противовесов».
В то же время половинчатость, неустойчивость перемен в условиях перехода к демократическому правлению нередко проявляются:
o в сохранении в своей основе прежней номенклатуры с ее коррумпированностью и стремлением оставить за собой влияние в обществе;
o в соединении в управлении делами государства черт авторитаризма и демократизма;
o в недейственности сформированного механизма защиты прав человека;
o в низкой эффективности законодательства;
o в духовной необеспеченности преобразований соответствующим уровнем правовой и политической культуры общества.