Вопрос 16. Государственный режим.

Иногда форму правления и государственное устройство называют внешней формой государства, а политический (государственно-правовой) режим – внутренней. Государственно-правовой режим представляет собой совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Государственный режим характеризует функциональную сторону формы государства.

Специфика политико-правового режима обуславливается:

o экономической и общественно-политической ситуацией;

o объективными и субъективными обстоятельствами (национальными и историческими традициями, особенностями культуры, религии, территориальными размерами государства).

Политические режимы подразделяют на:

1) Демократические режимы, суть которых состоитв следующем:

o Народовластие, т.е. признание народа единственным источником государственной власти.

Народовластие может проявляться в различных формах:

- непосредственная демократия, когда народ непосредственно принимает участие в решение важнейших государственных вопросов (выборы);

- представительная демократия, которая предполагает, что волю народа выражают его представители в соответствующих законодательных и других органах государственной власти (Государственная дума);

- местное самоуправление, которое не входит в систему органов государственной власти, но также является одной их форм волеизъявления народа.

o Свобода личности в экономической сфере (свобода предпринимательства и признание частной собственности).

o Реальная гарантированность прав и свобод человека и гражданина.

o Осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей.

o Выборность и сменяемость органов государственной власти.

o Децентрализация органов государственной власти.

o Наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании и деятельности органов госу­дарственной власти (в форме прямого участия населения или на основе пред­ставительной демократии).

o Наличие официальных механизмов, обеспечивающих учет мнений и ин­тересов меньшинства населения, использование метода согласования при принятии решений.

o Политический плюрализм (отсутствие единой, обязательной для всех го­сударственной официальной идеологии, свободное формирование негосу­дарственных общественных объединений, конкуренция политических пар­тий и других политических сил).

o Наличие легальной политической оппозиции.

Как важнейшее достоинство демократического политического режима в литературе отмечается то, что он обеспечивает систематическую смену пра­вителей мирным, ненасильственным путем.

Выделяют следующие виды демократии:

а) Либеральная демократия, которая характеризуется:

o плюрализмом во всех сферах общественной жизни (многообразие форм собственности, многопартийность, идеологическое многообразие);

o осуществлением государственной власти на основе принципа разделения властей;

o приоритетом интересов личности в отношениях личности и государства;

o высоким политическим, нравственным и правовым сознанием населения.

б) Собственно демократия, которая характеризуется:

o признанием равенства и свободы все людей (конституционное закрепление и реальная гарантированность прав и свобод личности);

o максимальным использованием в политической жизни демократических институтов (плебисцитов, демонстраций и т.п.);

o принятием государственных решений по воле большинства, но с учетом мнения и интересов меньшинства (национальные меньшинства);

o строгим разграничением полномочий центральных и местных органов власти, поощрением местной инициативы;

o утверждением верховенства закона, режима законности, высокой правовой культурой общества, должностных лиц и отдельной личности.

Иногда говорят об управляемой демократии (политическое руководство оказывает определенное воздействие на население: волеизъявление с учетом интересов политического руководства) и суверенной демократии (волеизъявление народа должно быть самостоятельным, независимым от воздействия извне).

2) Антидемократические режимы не предполагают опоры политической власти на граждан. Чаще всего они представлены тоталитарным и авторитарным режимами.

Авторитарный режим характеризуется тем, что государством руководит узкий круг – правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами. Характерными признаками также являются:

o власть элиты не ограничена законом;

o народ отстранен от управления государством и не может контролировать деятельность правящей элиты;

o в политической жизни допускается существование многопартийности, но оппозиционные партии запрещены;

o имеются сферы, свободные от политического контроля (экономика, частная жизнь), контролю подлежит главным образом политическая сфера жизни общества;

o устанавливается приоритет интересов государства перед личными интересами;

o принуждение и насилие применяются в отношении открытых противников.

Т.о. авторитарный режим – государственно-политическая система, характеризуемая сосредоточением власти в руках одного человека или правящей элиты, фактически не контролируемых и не избираемых населением, но при сохранении внешних признаков конституцион­ного правления.

Авторитарный режим занимает промежуточное место между тоталитарным и демократическим режимами и способен перерасти как в тот, так и в другой в зависимости от ориентации правящей элиты.

Существует 2 разновидности Авторитарного режима.

- Авторитарно-конституционный режим

- Тоталитарный режим

Авторитарно-конституционный режим предполагает все-таки определенное ограничение полномочий высших должностных лиц конституцией.

Тоталитарный режим – это крайняя форма авторитарного режима, представляющая собой всеобъемлющий контроль государства над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения. Политологи отмечают, что тоталитаризм – это не просто поли­тический режим как характеристика власти, а практическиспособ организации общества. Тоталитаризм – порождение XX в. Однако идеи о возможности полного, всеобщего управления обществом со стороны государства уходят корнями в древность (Гераклит, Платон). В средние века и в Новое время, многие тота­литарные идеи были воплощены в проектах будущего государства коммуни­стов-утопистов (Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы, Гракха Бабефа). В дальнейшем тоталитарные идеи получили развитие в трудах Фихте, Ге­геля, Маркса, Ницше и др.

Тоталитаризм как способ организации общественной жизни и политичес­кий режим характеризуют следующие моменты:

o монизм (отсутствие плюрализма) во всех сферах общественной и госу­дарственной жизни: тоталитарная политическая система основана на мониз­ме власти;

o претензия тоталитарной системы на монопольное обладание истиной и коллективистско-механистическое мировоззрение (государство - «ма­шина», человек - «винтик» и т. п.);

o идеологизация всей общественной жизни, введение на государственном уровне единой для всех идеологии;

o крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, запрет всяких других идеологий, демагогия и догматизм (в фашистской Германии существовал «За­кон против образования новых партий»: В Германии существует в качестве единственной политиче­ской партии Национал-социалистическая германская рабочая партия);

o монополия на информацию и полный контроль над средствами массовой информации;

o полное устранение гражданского общества, всякой частной жизни и собственности и распространение на все сферы жизни уравнительного принципа, подав­ление человеческой индивидуальности;

o систематический массовый террор против своего населения;

o прикрытие, маскировка атрибутами правовой формы: конституцией, писаным законом, законностью, правосудием;

o отсутствие публично-властной суверенности государства, поглощение государственного аппарата партийным;

o вся полнота власти принадлежит аппарату одной «партии», которая на самом деле представляет собой систему тоталитарной бюрократии, осуще­ствляющую свое господство и контролирующую всю общественно-политиче­скую систему;

o запрет на существование всяких иных политических партий и движений;

o жесткая централизация власти, иерархию которой возглавляет куль­товая фигура вождя;

o упразднение местного самоуправления.

Основные разновидности тоталитаризма:

а) левый (коммунистический) тотали­таризм,

б) правый тоталитаризм (фашизм)

в) национал-со­циализм (возник в Германии в 1933 г.)

г) религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм).

Фашизм впервые был установлен в Италии в 1922 г. Ему свойственны все признаки тоталитаризма, но имеет и свои особенности:

o основывается на националистической идеологии (расизме): представлениями о превосходстве одной расы (высшая, элитная) над другими (неполноценные народы), одной нации над другими нациями, низшие расы призваны обслуживать высшую либо подлежат уничтожению (теория расизма);

o проявляет крайнюю агрессивность по отношению к другим государствам (захватничество, реальная военная экспансия), отсюда милитаризация жизни страны, введение военно-бюрократического централизма.

В нашей стране тоталитарный режим утвердился в конце 20-х годов и суще­ствовал до начала 50-х. После этого он оставался авторитарной диктатурой КПСС с сильными пережитками тоталитаризма, заключавшимися в принуди­тельном насаждении одной-единственной идеологии - «марксизма-ленинизма».

Недемократические режимы могут быть установлены при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, но должны носить временный характер.

Существуют переходные (либеральные) режимы, характерные для стран, покончивших с антидемократическим правлением автократии, проводящих либеральные реформы в экономике, в полити­ческой системе общества, в методах и способах осуществления государственной власти (в постсоциалистических странах Централь­ной и Восточной Европы, в постсоветских государствах - участниках СНГ, в ряде государств Центральной и Южной Америки, Африки и Азии). Такой режим:

o законодательно закрепляет принципиальные демократические институты, права и свободы человека и гражданина;

o осуществляет либерализацию экономических отношений;

o утверждает многопартийность и идеологический плюра­лизм в целом;

o проводит альтернативные выборы высших, региональных и местных органов власти;

o практически реализует принцип разделения властей с созданием системы «сдержек и противовесов».

В то же время половинчатость, неустойчивость перемен в условиях перехода к демократическому правлению нередко проявляются:

o в сохранении в своей основе прежней номенклатуры с ее коррумпированностью и стремлением оставить за собой влияние в обществе;

o в соединении в управлении делами государства черт авторитаризма и демократизма;

o в недейственности сформированного механизма защиты прав человека;

o в низкой эффективности законодательства;

o в духовной необеспеченности преобразований соответствующим уровнем правовой и политической культуры общества.

Наши рекомендации