Лекция № 38 Русская культура в первой половине 19 века.

У нас на культуру времени очень мало, поэтому мы записываем большой синопсис, который может служить для вас такой вот схемой для тех из вас, кто решит поближе познакомиться. Это такой краткий путеводитель.

I. Общая характеристика.

1. Социально-исторические условия. Как вы думаете, какие два фактора обусловили развитие русской культуры в 1 половине 19 века. Два социально-исторических фактора. Что это должно быть по логике вещей?

а. Влияние войны 1812 года, вызвавшей подъем национального самосознания.

б. Влияние декабристов. Вот эти два фактора обусловили развитие русской культуры 1 половины 19 века.

2. Основные тенденции развития культуры.

а. Усиление социально-политической роли культуры;

б. Демократизация элитарной культуры (рост значение разночинного элемента в элитарной культуре). А кто мне скажет, кто такие разночинцы? Разночинцы это предтеча интеллигенции. Это нижняя часть господствующего класса, поповичи, получившие образование, светское, купцы. По сути дела, разночинцы это продукт разложения традиционного общества.

в. Рост разрыва между народной и элитарной культурами.

II. Образование и просвещение.

1. Государственная политика в области образования Министерство народного просвещения – 1802г. В 1817 г. переименовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. Положение об устройстве учебных заведений 4 ступеней: приходские школы, уездные трехклассные училища, гимназии и университеты. Это впервые была введена система, которая в принципе просуществовала до начала 20 века.

2. Система образования.

а. Начальная школа (приходские школы для государственных крестьян и уездные училища для мещан).

б. Средняя школа (гимназия – закрытые учебные заведения для дворянских детей). В гимназиях могли учиться только дворянские дети.

в. Высшее образование.

г. Женское образование.

д. Профессионально-техническое образование.

е. Внешкольное просвещение (публичные библиотеки); циркуляр 1830г.; к середине 1839 года 39 библиотек.

ж. Выставки: художественные с 1820х гг., промышленные – с конца 1820х гг., сельскохозяйственные с середины 1840х гг.

III. Развитие книжного дела, книготорговли, журналистики. Цензура.

IV. Почта. Кто знает, когда впервые появилась почтовая марка? В Великобритании в 1840 году. Кстати, почта это очень важный фактор, который объединял страну, он создавал единую информационную сеть.

V. Наука.

1. Географические открытия. А что, кстати, открыли русские путешественники в начале 19 века, в первой половине? Аляску раньше открыли. Что открыли русские путешественники? Конечно, Лазарев Беллинсгаузен.

2. Естественные науки. Математика.

3. Гуманитарные науки.

4. Техника. Здесь надо записать, что действительно приоритетом является. Б.С. Якоби – электромотор; гальванопластика; П.А. Шиллинг – электромагнитный телеграф (Кронштадт – Петербург); отец и сын Черепановы – железная дорога и машина для нее с паровой тягой.

VI. Литература.

1. Основные особенности: гуманистические идеалы, социально-политическая заостренность, акцент на нравственные вопросы и социальную справедливость. Психологизм. А вот вопрос безотносительно этой темы, скажите, вот герои Диккенса и Бальзака, они в основном, чем занимаются? Если сравнить героев Толстого и Достоевского, с одной стороны, а с другой стороны, героев Диккенса и Бальзака. Герои Диккенса и Бальзака, они, чем занимаются? Они делают карьеру и зарабатывают деньги. А герои Достоевского и Толстого чем занимаются? Они ищут смысл жизни. А если брать Достоевского, его особенность, вообще, кто может сказать. Если сформулировать буквально в нескольких словах романы Достоевского это в основном о чем? О людях. Это вообще все. Даже Три поросенка в известном смысле о людях. О муках это тепло, еще один шаг нужно сделать. Вопрос ко всем, что главное в романах Достоевского? Морализм у всех. Подсказка. Он был православный писатель, а что главное в православии? Что вы сказали? Нет, не 7 грехов. В православии что главное? А что в православии важней согрешить и покаяться? Или вообще не грешить? Совершенно верно. Дело в том, что практически все романы Достоевского о грехе и о преодолении греха. Этим он существенно отличается от Толстого. Поэтому Вересаев назвал Толстого дневным писателем, а Достоевского ночным писателем. Один пишет о грехе, хотя грешниками оба были. Мир Толстого он довольно светлый. А вот мир Достоевского совсем-совсем другой. Как сказал автор политических детективов Джон Ле Карре - русские до Фрейда узнали о психологии значительно больше, после него, потому что у них был их психологический роман.

2. Стилевые направления: сентиментализм, романтизм, реализм. Жанровое разнообразие. Русская литература и западная жанровая «сетка». Вот этот момент очень важен, соотношение русской литературы и русской жанровой «сетки». Жанровая сетка это что такое у нас? Повесть, рассказ, роман. Я вам уже говорил, кстати, об этом, кто мне скажет, что ответил на вопрос Лев Толстой, что такое в жанровом отношении Война и мир? Помните, мы вами говорили, буквально недавно об этом? Толстого спросили однажды, что такое Война и мир в жанровом отношении? Толстой сказал, это не роман, и не роман-эпопея, как наши литературоведы пишут. Это то, что хотел сказать автор в той форме, в какой это сказал. И дальше Толстой говорит, что русская литература постоянно выламывается из жанровой сетки запада. И приводит в качестве примера Капитанскую дочку. И на этом останавливается, но к Капитанской дочке можно добавить Евгений Онегина – роман в стихах, Мертвые души – поэма, Дневник писателя Достоевского, Былое и думы Герцена и так далее. То есть что означает, что русская литература не укладывается в западную жанровую сетку? Это означает, что русская жизнь структурирована совершенно по-другому, чем западная. Она не умещается в эту схему. Поэтому Пушкин и говорил, что русская история нуждается в своей формуле. Вот эти западные формулы здесь не работают.

3. Роль литературных журналов: «Отечественные записки» и «Современник» - демократические (В.Г. Белинский и А.И. Герцен); «Москвитянин» и «Библиотека для чтения» - консервативные (М.П. Погодин, Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч, О.И. Сенковский). Это очень важная вещь, толстые литературные журналы и публицистические, которые умерли у нас после 91 года. Эпоха толстых журналов 01 году закончилась. А кто знает, какие были известные журналы. Они существуют и сейчас, но тираж у них так тысяча экземпляров. То есть это такая жизнь после смерти. Какие у нас популярные журналы были после перестройки и до перестройки они были популярные? Мурзилка? Мурзилка не толстый журнал. Имеется в виду литературно-публицистические журналы для взрослых. Кстати. Сейчас выпустили трехтомник лучшее из журнала Мурзилка за всю его историю. Очень сильно. Толстые журналы 20 века. Это Новый мир, Нева, Октябрь, Звезда, Дружба народов. Но традиция эта возникла в 19 веке.

VII. Изобразительное искусство.

1. Основные особенности.

а. Государственная регламентация изобразительного искусства.( 1802 г. – устав Академии художеств; классицизм – официальное направление в изобразительном искусстве).

б. Смешение жанров и направлений. Особенно ярко проявилось в живописи. Смотрите, опять мы имеем ситуацию смешения жанров и направлений, не только в литературе, но и в живописи.

2. Живопись

а. Художественные направления: классицизм, романтизм, реализм.

б. Жанры. Портрет – О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, К.П. Брюллов. Исторический жанр – Ф.А. Бруни, К.П. Брюллов. Бытовой жанр – А. Г. Венецианов, П. А. Федотов. Романтический пейзаж С.Ф. Щедрин. Особое место - А.А. Иванов Явление Христа народу. Кто бывал в Третьяковской галереи. Рекомендую всем. Граждане, россияне, как говорил Ельцын, свою культуру надо знать. Иначе нас на этой почве будут бить и будут говорить, что у нас никакой культуры нет. И ответить будет нечего. Если мы не знаем собственную культуру. Самая известная картина Брюллова Последний день Помпеи.

3. Графическое искусство.

а. Натурный и композиционный рисунок. (Лосенко, Иванов, Брюллов). Самая известная картина ИвАнова, ударение именно так. Какая? Явления Христа народу.

б. Иллюстрации (Федотов, П.М. Боклевский). Наверняка Боклевского кто-то из вас видел, потому что Боклевский был первым иллюстратором Мертвых душ.

в. Литография - художественное рисование на камне чернилами и карандашом особого состава, а так же иглой и производство на бумаге отпечатков написанного или нарисованного, то есть сначала рисуют на камне, а затем отпечаток. таким образом. Кипренский, Брюллов, Венецианов.

г. Лубок. ( карикатура- лубок И.И Теребенева, высмеивающая Наполеона и его время).

4. Скульптура. Господство монументальной скульптуры: И.П. Мартос – памятник Минину и Пожарскому, памятник Ломоносову в Архангельске; Ф. П. Толстой – 21 медальон с изображениями сцен Отечественной войны, Б.И. Орловский – статую Кутузова и Барклая-де-Толли у колоннады Казанского собора в Санкт-Петербурге.

VIII. Архитектура.

1. Основные особенности.

а. Широкий размах градостроительных работ впервые 30 лет 19 века. Петербург: завершение планировки и формирования ансамбля основных площадей Дворцовой и Сенатской (Д.И. Жилярди). Адмиралтейской площади и ансамбля Биржи на стрелки Васильевского острова (Ж. Тома де Томон). Москва: перестроена Красная площадь, построено здание Манежа (О.И. Бове). Губернские города: строительство центральных площадей, присутственных мест (широко развернулось при Николае 1). А кто знает, что было в здании Биржи до недавнего времени? Шикарный музей? Сейчас его перенесли. А что никто не был в этом музеи? Морской музей с кораблями, огромным кораблем, с макетами кораблей. Потрясающий музей. Сейчас его куда-то перенесли на окраину.

б. Синтез архитектуры и скульптуры. Вот это опять же характерная черта в русской культуре. То, что в значительной степени меньше встречается в западноевропейской архитектуре. Опять это смешение.

2. Стилевые направления.

а. Господство ампира, завершившего развитие классицизма в первой трети 19 века. (А.Н. Воронихин Казанский собор и Горный институт в Петербурге, А.Д. Захаров здание Адмиралтейства, К.И. Росси дворцовая и Сенатская площади, Михайловский дворец).

б. Эклектика. Монферран – Исаакиевский собор. Классицизм + ренессанс.

в. Русско-византийский стиль. К.Н. Тон – Храм Христа Спасителя. Любимый архитектор Николая 1.

г. Московская архитектура.

IX. Театр.

1. Основные тенденции развития.

а. Освобождение от европейского влияния, укрепление национальных традиций.

б. Отход от классицизма и сентиментализма, становление романтизма (крупнейший мастер – П.С. Мочалов), реализма (основоположник М.С. Щепкин, развил А.Е. Мартынов).

2. Профессиональный драматический театр (Малый театр в Москве, Александринский театр в Петербурге).

3. Репертуар (произведения на патриотические темы Н.В. Кукольник, Н.А. Полевой; постановки по произведениям Грибоедова, Гоголя, Пушкина).

X. Музыка.

1. Основные направления: профессиональная светская, духовная и народная музыка.

2. Профессиональная светская музыка становление национальной школы.

а. М.И. Глинка два важнейших направления отечественной оперной классики: народной музыкальной драмы – «Жизнь за царя», и сказочно-эпического жанра – «Руслан и Людмила».

б. А.С. Даргомыжский (опера «Русалка»)

в. Русский городской романс А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, А.Л. Гурилев). А вы обратили внимание, что жанр романса это очень специфическая русская вещь? Аналога в других музыкальных культурах нет. Как вы думаете, с чем это связано. Что это такое вообще романс? В жанровом отношении как определить? Никаких идей нет? Никогда не слышали романсы? Это песня? Всегда о любви? Муслим Магомаев исполнял песню Королева красоты, очень популярную в свое время, это романс? Не факт, конечно, не факт. Так что такое романс? Подумайте, это очень специфическая русская вещь. Романс это очень интересная штука. Подумайте, романс это один из ключей к русской культуре, потому что это вещь практически не встречающаяся в других музыкальных культурах.

XI. Итоги развития русской культуры в первой половине 19 века.

1. Высокие темпы развития культуры.

2. Становление национальной культуры и превращение ее в неотъемлимую часть современной мировой культуры.

3. Основные противоречия культуры:

а. Огосударствление культуры против демократизации культуры; попытки преодолеть эти противоречие у Пушкина. («Певец империи и свободы» Г. Федотов – это наш эмигрант в 20 веке, написал о Пушкине такую статью замечательную. Она есть в Интернете, очень рекомендую прочесть. Где он показал. Как можно совместить имперскость и любовь к свободе). Кто единственный литератор 1 половины 19 века, кто пытался преодолеть противоречие между государственной культурой и государством и демократией? То есть между свободой и империей? Кто постоянно воспевал свободу и говорил, польское восстание нужно подавить жестоко и кроваво? Кто так сказал? Речь шла о польском восстании 30-31 года. Кто сказал, что нужно подавить? Пушкин.

б. Элитарность – народность; попытки преодолеть эти противоречие у Пушкина и Гоголя. В чьем творчестве отразилась эта попытка преодолеть это противоречие? Гоголь.

Вот это структура темы. Из каких-то вещей, который нам обязательно нужно зафиксировать. Давайте зафиксируем вот что. По образованию. Давайте запишем некоторую цифирь. Статистика к данной теме.

В начале 19 века число учащихся низких и средних школ составляло 120000 человек.

В 1850г. – 450000 человек. Удельный вес грамотных среди крепостных 1%. А государственной деревне 5-7%. В 1830г. в России было около 100 книжных лавок. С 1801 по 1850гг. число периодических изданий увеличилось с 64 до 230 наименований. В 1837-38 годы в каждой губернии стала выходить губернская газета «Губернские ведомости».

В Англии первая почтовая марка появилась в 1840 году. В России первая почтовая марка появилась в 1857 году.

Некоторые вещи связанные с наукой и географическими открытиями.

1820 г. Лазарев и Беллинсгаузен открывают Антарктиду.

А кто был известный математик в первой половине 19 века, который создал геометрию альтернативную Евклидовой?

Лобачевский Неевклидова геометрия.

1839г – Струве создает Пулковскую обсерваторию.

И, наконец, еще один человек, которого вы должны знать, поскольку основоположник военно-полевой хирургии?

Пирогов – основоположник военно-полевой хирургии. Самое интересное, что Пирогов очень многому научился в плане военно-полевой медицины у чеченцев.

Общественные науки и история? Кто у нас самый известный историк первой половины 19 века? Он же самый известный фальсификатор? Карамзин. Так же Грановский, Соловьев, Погодин. А Карамзина как самая известная вещь называется? История государства Российского. Остальное посмотрите по авторам и по художникам и по персоналиям в Интернете. Обязательно посмотрите, если не доберетесь до Третьяковской галереи. Хотя имеет смысл туда добраться.

Наши рекомендации