Лекция № 19 Культура и церковь на Руси в 14-16 веках.
Это следующий блок.
I. Общая оценка 14-16 веков в истории русской культуры. Разрушение основных культурных центров Руси к концу 13 века.
Формирование новых центров.
Междоусобная борьба удельных князей.
Возрождение культуры с конца 14 века.
Москва – новый центр развития культуры Руси.
Падение Константинополя (1453г.) и превращение Москвы в центр мирового православия.
Объединение местных культурных традиций. Становление на их основе единой национальной русской культуры.
Развитие грамотности и печатного дела.
II. Церковь в 14-16 веках.
Митрополит Алексей (1353-1378).
Сергий Радонежский (1322-1392).
Флорентийская уния 1439г. Об этом я подробней расскажу.
Отношение к ней московского великого князя.
Стригольники (конец 14 века). Это еретики такие были.
Церковные соборы 1503-1504 гг. Это редкий был случай, когда по результатам этих соборов стали жечь еретиков. Это вообще очень редкая вещь на Руси, когда жгли. Это любимое занятие европейцев было чуть, что жечь.
Споры между иосифлянами и нестяжателями. Об этом я тоже подробно расскажу, об этом надо знать.
Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Два самых известных представителя нестяжателей и иосифлян. Это был такой Феликс Эдмундович Дзержинский 16 века.
Паисий.
Вассиан
Максим Грек.
Старец Филофей и доктрина Москва – третий Рим.
Вообще старцами называли людей, которые учили. То есть учителем старцем мог быть человек 30 лет. Вот Филофей был учителем старцем.
Ересиархи Башкин и Федор Косой.
Митрополит Филипп.
III. Летописание.
Литература.
Устное народное творчество.
Общественно-политическая мысль.
1. Устное народное творчество («сказание о невиданном граде Китеже»).
2. Летописание.
Первый общий русский летописный свод по инициативе митрополита Киприана – 1409г. Кстати, по летописанию 15 века видно, как велись информационные войны в 15 веке, как переписывалась история на промосковский лад. Вот первый летописный свод по инициативе митрополита Киприана была попыткой изложить всю историю Руси, как будто она крутилась вокруг Москвы.
Новый промосковский летописный свод Фотия. – 1418г.
Московский летописный свод конца 15 века
Летописец – начало царства. Иван 4.
3. Исторические повести.
О битве на Калке;
Повесть о разорении Рязани Батыем;
Повесть о Щелкане; Это так русские люди назвали Чолхана
Задонщина (14в)
Повесть о Мамаевом побоище (15в).
О Хождении Стефана Батория на град Псков;
4. Хожение, литература, путешествия.
С конца 15 века – светские хожения. До этого были религиозные.
Хожения за три моря Афанасия Никитина. Я вам очень рекомендую прочесть, очень интересный текст, он там описывает, как бегут за ними индийцы, дивятся белому человеку. Написано на татарском языке? Нет, дело вот в чем. Просто в русском языке 15 века было очень много тюркизмов. Они очень легко входили в русский язык. Там очень много тюркских слов. Но она была написана на русском. Действительно, там очень много тюркизмов. Это очень интересный взгляд на индийцев, я думаю, с тех пор индийцы мало изменились. Я в январе 10 дней провел в Индии в Калькутте и Дели. Я читал Афанасия Никитина, и было впечатление, что изменилось что мало. Разве что грязи стало мало?
5. Житийная литература
6. Церковная литература.
Служебные книги и четьи книги. Служебные это, по которым служба в церкви шла. Четьи – это те, которые были рекомендованы для чтения. Потому что читать можно было только то, что рекомендовано.
«Четьи-минеи». Это то, что нужно было читать буквально по месяцам на каждый месяц.
7. Хронографы. В середине 15 века был первый составлен хронограф, то есть это такое перечисление событий и дат.
8. Публицистика. (16в.)
Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского.
«Домострой».
IV. Грамотность и образование.
Начало книгопечатания.
Развитие образования.
Обучение в монастырях, домашних условиях и частных школах.
Основные предметы обучения:
Богословские дисциплины;
Письмо;
Арифметика.
Развитие письменности.
Скоропись (с 15 века)
Распространение бумаги. Откуда пришла? Из Италии. В 14 веке.
Книгопечатание. А вот книгопечатание это какие два имени надо знать. Одно имя литовское. Один сейчас национальный герой Белоруссии, а другой – наш человек, памятник ему стоит напротив детского мира. Раньше там был букинистический магазин, книжная находка.
Франциск Скорина. О нем даже был советский фильм, его там Янковский играет.
Иван Федоров и Петр Мстиславец.
Часослов 1565г. Это то, что они издали.
Букварь 1574г.
V. Архитектура.
Зодчество Твери – первого города северо-восточной Руси, возобновившего каменное строительство после Монгольского нашествия. (Храм Спаса-преображения 1285-1290г). Я называю вам храмы, чтобы вы могли посмотреть, как это выглядело, потому что это нужно обязательно видеть.
Московская архитектурная школа (середина 14 века).
Древнейшие из сохранившихся памятников:
Успенский собор в Звенигороде;
Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре;
Спасский собор Спаса-Андроникова монастыря в Москве.
Строительство московского Кремля. Когда каменные стены были построены? 1367 год.
Завершение строительства Московского кремля в конце 15-начале 16 века.
Итальянцы, которые строили.
Солари, Фиораванти, Фрязин.
Новый Успенский собор (конец 15века).
Архангельский собор (начало 16в.)
Благовещенский собор (конец 15 в)
Грановитая палата.
Колокольня Ивана Великого.
Шатровый стиль. Что такое шатровый стиль? Есть церкви куполообразные и есть треугольником, как шатер. И у этих шатровых храмов у них нет внутренних столбов. Это есть шатровые храмы, против шатровых храмов активно выступал Никон, но люди на это не прореагировали.
Один из первых шатровых памятников – Церковь Вознесения в селе Коломенское.
Покровский собор (середина 16 века). Храм Василия Блаженного.
Посадские храмы.
Строительство крепостей.
Кирпичные стены Кремля и 18 башен (конец 15 в.)
Вторая линия каменных укреплений. (1530 год. Петр Малый – итальянский мастер )
Третья линия каменных укреплений (конец 16в.)
Крепость Свияжск.
Военное ремесло.
Андрей Чохов (16 век). А вот Андрей Чохов что сделал? Самая известная вещь стоит до сих пор в Кремле. Царь-Пушка. Все помнят царь-пушку, но мало кто знает, что он пытался сделать 12 ствольный пулемет полу-Катюша. У него не получилось, но задумка была правильной. Если бы у него получилось, то цари наши сметали всех своим оружием. Но не получилось.
VI. Изобразительное искусство.
Иконопись 14 века.
Феофан Грек (1340-1405гг.) Его работы в Новгороде: церковь Спаса на Ильине. Обязательно посмотрите в Интернете. В Москве церковь Рождества Богородицы, Архангельский собор в Кремле. И с Рублевым он расписал Благовещенский собор в Кремле.
Андрей Рублев (1360/1370-1430). Икона Троица для иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Фресковая роспись Успенского собора во Владимире и целый ряд икон.
Книжная миниатюра.
VII. Декоративно-прикладное искусство.
VIII. Общая оценка развития культуры 14-16 веков. Заложен фундамент общерусской культуры.
По этому периоду необходимо отметить несколько вещей. Прежде всего, это фигура Сергия Радонежского. Сергия Радонежского исходно звали Варфоломей.
Он был из бояр. С братом Стефаном они ушли в лес и срубили там церквушку, Устроили келью. Потом Стефан уехал в Москве из-за лишений, он не вынес жизни. И два или более года Сергий провел в уединении. Потом он ушел в Троицкую пустынь, где постами изнурял плоть. Причем то ли это легенда, а может и нет. Его окружали волки и медведи, с которыми он умел общаться. Он умел разговаривать. После октября 1345 года он принял иночество, стал иноком Сергием. Вступил в конфликт с братом, после чего ушел в обитель на реку Киржач. Запишите, пожалуйста, что Сергий Радонежский первый русский мистик и первый русский пустынный житель. В 1353-54 годах он стал игуменом Троице-Сергиева монастыря на территории удела Владимира Всеволодоча Боброк. Это имя в каком контексте встречалось? Воевода. В какой битве-то он себя проявил? Кто командовал засадным полком Куликовской битвы? Боброк и командовал. А погиб он в битве на Ворскле, когда Витовт пошел на Золотую Орду. Отметьте себе, что это был первый русский мистик. Теперь еще один важный момент, о котором будем подробно говорить. Это Флорентийская уния. Это попытка католиков договорится с православными и их подчинить. В начале 15 века Византия становилась все более слабой. И ослабление православной церкви привело к тому, что и светская и духовная власть в Византии пытались найти опору на западе, чтобы получить поддержку в борьбе с турками. Было решено созвать Вселенский собор примирения церквей в Италии. В 1437 году византийский император Иоанн 8 Палеолог и византийский патриарх Иосиф 2 с большим сопровождением выехали из Константинополя. Василию 2 эта идея вообще не понравилась – примирения с католиками. И он пробовал отговорить митрополита Исидора от поездки. Однако тот решил ехать. И князь ему сказал держаться православной веры. Но Исидор его обманул, он стал одним из главных сторонников союзников папы. Сначала Собор собрался не во Флоренции, а в Феррари и чуть было не расстроился. Папа Евгений 4 потребовал, чтобы Патриарх Константинопольский поклонился ему до земли и поцеловал руку. Естественно, патриарх отказался, кое-как удалось договориться, что Собор состоится. И из Феррары Собор переехал во Флоренцию, и вот там осиновые разгорелись споры, по каким вопросам? Спор разгорелся о филиокве, я расскажу, что это такое, о таинстве причащения, о чистилище и о верховной власти Папы. Фелиока, кто знает, что это? Филиоква по латыни значит «и от сына». Это сейчас нам покажется смешным, то, что я сейчас скажу, эти споры. Но для этих людей это было все серьезно. На Флоренском церковном соборе в 589 году был сформулирован принцип «филиокве», символ веры. Согласно первым двум Вселенским соборам Святой дух исходит только от Бога-отца, а вот в 589 году было решено, что и от сына. То есть «филиокве». И от Сына. Православная церковь, когда произошел откол католичества от православия в 1054 году, православная церковь это не приняла. В 1054 году папа Лев 9 и Патриарх Михаил Фелуари взаимно предали друг друга проклятью, анафеме. И анафема продолжалась до 1965 года, когда Папа Павел 6 и Константинопольский патриарх объявили, что анафему они забывают, но все остальное остается в силе. Православная церковь филиокву не принимала. Что такое причащение, кто мне скажет? это одно из 7 таинств. Запишем таинства. Мы живем все-таки в православной культуре и надо это знать. Крещение, причащение, священство, покаяние, то есть это наделение божественной благодати, которое вводило в духовный сан. То есть покаяние – это не каяться, это введение в духовный сан. Миррапомазание – то есть наделение человека божественной благодатью, мазание миром. Брак. И елеосвящение или соборование, когда человек готовится покинуть сей мир. Во время причащение верующие едят хлеб и пьют вино, как плоть и кровь Христову. Очень странный для христиан обычай. А кто мне скажет, что такое чистилище. Чистилище промежуточное место между раем и адом, где души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные одним из 7 смертных грехов. А 7 смертных грехов это, какие? Первый самый страшный для человека грех? Уныние. Человек, который верит должен не унывать. Уныние, тщеславие, зависть, гнев, скупость, чревоугодие, расточительство. Вообще эта классификация принадлежит папе Григорию Великому. Он был Папой с 590 по 604 год. Но есть некоторые и другие версии, лучше всего расписал 7 смертных грехов Брейгель старший. Есть 7 картин 7 смертных грехов, тот, кто грешил, но не по линии этих 7 смертных грехов, тот оказывается в чистилище. Придумала это, естественно, католики, денежные люди, которые живут в западной Европе и ориентированы на деньги. Смысл был такой, человек находится в чистилище, но время его пребывания там может быть сокращено добрыми делами в памяти умершего, молитвами, а самое главное пожертвованиями церкви. То есть если ты жертвуешь, родные жертвуют церкви, то очень скоро можно из чистилища переместиться в рай. Но православные люди это отвергали. И естественно, православные люди не хотели понимать Папу, как главу Православной церкви. Потому что если серьезно говорить, я человек атеистический и смотрю на это со стороны. Безусловно, с точки зрения ортодоксального христианства, православия, католичество это ересь. Потому что согласно католичеству есть такой догмат о непогрешимости Папы. А что Папа Бог что ли? Раз он непогрешим? Непогрешим может быть только Бог. А Папа не может быть непогрешим. То есть это совершенно еретическая вещь. Тем не менее, это догмат имеет место быть. Из православных иерархов за воссоединение церквей больше всех ратовал Исидор, митрополит из Москвы. Его поддерживал византийский император, за это Папа приказал их хорошо поить и кормить. Вообще, все было очень материалистически, те, кто поддерживал католическую линию во Флоренции, их хорошо поили и кормили. Те, кто не поддерживал, им только хлеб и вода. Постепенно католика начали брать верх...Теряли сознания, даже и иерархи. И 5 июля 1439 года было подписано соборное постановление, согласно, которому Папа становился главой всей христианской церкви. В православии валилось все, что отличало его от католичества. Оставалась только не тронуты божественная служба по-гречески, и по-русски. Поскольку Исидор был главным сторонником Папы, его возвели в чин кардинала и наименовали его легатом, то есть посланником от ребра апостольского в Польше, Литве, Ливонской земле и на Руси. Многие православные епископы не приняли унию. И собрались в 1443 году в городе Иерусалиме. Там они предали флорентийскую унию проклятью. Но, еще раньше не дожидаясь пока церковные люди, примут решение, специфика русской власти. Церковь еще ничего не объявила, а в 41 году Василий 2, светский человек, объявил Исидора еретиком. Оснований для этого у Василия 2 было много. Исидор вернулся в Москву торжественно. По обряду папского легата, он въехал в город с преднесением латинского креста. На литургии в Успенском соборе Исидор велел поминать, прежде всего, имя папы. Тут Василий не выдержал и через 3 дня объявил его еретиком и приказа арестовать и заключить в Чудовом монастыре. Сначала Исидора увещевали раскаяться. Но Исидор слишком вложился в католическое дело и раскаяться не собирался. Ему угрожали мучительной смертью. Что тоже ни к чему не привело. Тогда Василий 2 растерялся, что делать с этим человеком. Вроде бы флорентийская уния состоялась, что с этим человеком делать? Тогда было сделало так, ему создали условия для побега. И в ночь на 15 сентября 41 года он бежал в Литву, а затем в Рим. Василий приказал его не догонять. Вот по логике русские должны были разорвать отношения с константинопольской церковью, как униатской. Потому что константинопольский патриарх принял унию. Но они этого не сделали. Для этого у русских не хватило духа. И они стали выжидать, потому что в мире знали, что происходит, что турки-сельджуки давят на Константинополь. И Василий 2 решил не рвать отношения, а вступил в переписку. Началась очень долгая переписка с Константинополем, которая длилась до 1453 года. А в 1453 году Константинополь был захвачен турками и вопрос отпал сам по себе. В Риме не признали изложение Исидора. Иону, которого назначили в Москве, считали узурпатором. Но Римский папа понимал, что восстановить Исидора в Москве, была безумная идея. И тогда было решено восстановить его власть над литовско-галицкой частью церкви. Когда весть об этой затеи дошла до Москвы, Иона отправил в литовские земли послание, что православные не должны там принимать униата. Но это не возымело действия, литовские епископы исходили из очень простого принципа. Москва близко, Рим далеко, значит, если подчинимся Москве в религиозном плане, они будут на нас довить. А Рим очень далеко и у нас будет больше пространства для маневра. То есть чисто политическое решение. Поэтому они не приняли ученика Иона Григория, как митрополита. И вот это отметьте себе, с этого момента с 1458 года начинается отдельная история западнорусской церкви, русская митрополия разделяется окончательно. А в 1459 году происходит очень важное событие. Митрополит Иона собирает на собор всех епископов митрополий и просит, а точнее требует, в форме просьбы, дать письменное обещание, то есть дать расписку. Обещание такое. Быть не отступными от святой церкви московской. То есть впервые о московской церкви говорится, о церкви московской, а второе о ней говорится, как о святой церкви. И все должны подписаться, что они будут неотступны. Это очень в духе русской власти. Что еще по 14 веку по церкви. В конце 14 века появляется первая анти - иерархическая секта низшего духовенства в Новгороде. Стригольники. И первые стригольники обличали иерархию, и первые вожди стригольников были казнены. Они считали, что церковь должна быть высоко духовной и бедной. И не проповедовать стрижательских наклонностей. Отсюда название «нестяжатели». Их противниками выступали иосифляне. По имени их лидера Иосифа Волоцкого. Иосифляне полагали, что церковь, духовная власть должна быть выше светской, и должна быть экономически могущественной. Но это было не самоцель, если церковь бедная, то, как она может содержать монахов. Ни в коем случае нельзя сводить спор иосифлян и нестяжателей к каким-то корыстным вещам. Это уже третье поколение спорщиков, действительно, выясняла корыстные вопросы. Здесь шла речь о том, как лучше реализовать стратегию спасительности и святости для этого церкви должна быть бедной или богатой. Здесь сталкивались, как написал протоиерей Георгий Флоровский, автор книги Пути русского богословия, два религиозных замысла, у каждого из них была своя правда. Запишите, потому что Флоровский дал очень хорошую характеристику. «Правда иосифлян была правдой социального служения». Иосиф Волоцкий был строг, но он был, прежде всего, строг к самому себе. В его обители жизнь была почти невыносимой. Сплошной пост, сплошная аскеза, сплошные молитвы. Чтобы жить в обители Иосифа Волоцкого, нужна была крайняя собранность воли и последняя напряженность. Иосиф рассматривал монашество, как социальные тяготы, обязанности, как своего рода религиозную земскую службу. Это очень интересный подход, чисто русский подход, согласно, которому торговля – это торговая служба, религия – это религиозная служба. Иосиф Волоцкий очень хорошо бы понял Бориса Николаевича Ельцына, который поздравляя, я вам рассказывал. Поздравляя. Патриарха Алексия с днем рождения, сказал, что он его поздравляет, как главнокомандующего всеми религиозными силами страны. Причем не только православными, а всеми религиозными. С точки зрения Ельцына, в архетип культуры Ельцына, лежит представление, что религия это служба. Это государева служба. И вот Иосиф Волоцкий считал, что это религиозно-земская служба. При этом для Волоцкого культурное содержание религии было делом 33. Притом, что Волоцкий был очень книжным человеком, к культуре он был равнодушен. В культуре он воспринимал только то, что подходило по благолепию и благочиние, под торжественность. Все остальное значение имело весьма небольшое. Иосифляне воздвигали храмы, украшали их иконами. Но к богословскому творчеству оставались равнодушными. Они были начетчиками в этом плане. Деятельность иосифлян не способствовала подъему культуры. Их принцип был «нужно не как хорошо, а как надо». Замысел социальной справедливости легко очень выражался в идеал уравниловке. И поэтому иосифляне уже второго поколения были ориентированы не на вопросы религии, а на защиту церковного землевладения. В чем была правда нестяжателей? Заволжское движение было возрождением созерцательного монашества в духе Нила Сорского, то есть это было такой мистицизм. И если иосифляне действовали в миру, то про нестяжателей нельзя сказать, что они уходят из мира. Они тоже находятся в миру, но с другой целью. Чтобы бороться с обмирщением церковной жизни. Разлитие между иосифлянством и нестяжательством можно свести к двум таблицами. Сделаем такую таблицу.
Нестяжатели Иосифляне
- любовь; - страх божий;
- кротость и всепрощение; - строгость и наказание;
- почти без власти в церкви; – жесткая дисциплина;
- созерцание, лунная молитва; - обрядное благочествие, уставная молитва;
- ориент. на православный восток; - ориент. На русские традиции;
- ориент. На дух; - ориент на быт.
Нестяжатели говорили, нужно на основе любви работать, иосифляне говорили, нет, человек должен бояться. Человек такая скотина, что он должен бояться.
Иосифляне нужно молиться на уставу, как положено
Очень показательно, что монахи, черное духовенство осталось глухо к проповедям Нила Сорского. Потому что Нил Сорский призывал, нужно жить среди дремучих лесов, копать землянку. И там вот аскезой и плотью себя воспитывать. Но, а монахам нравилась жить в монастыре, где можно и винца достать, потом грех отмолить. Но они уходить в мистицизм не собирались. Я хочу, чтобы вы этот спор, единственный серьезный богословский спор. Потом будут старообрядцы и никонианцев, но это уже будет нечто другое.
Что еще по церкви по этому периоду надо знать? Еще один человечек русской церкви этого периода. Старец Фелофей. Умер в 1542 году. В нескольких посланиях он развил и сформулировал теорию «Москва – третий Рим». Нужно сказать, что в русской истории было 3 доктрины. Очень мощные, две удачные, а одна неудачная. Первая доктрина. Это Москва – третий Рим. Вторая доктрина будет разработана при Николае 1. Православие, самодержавие, народность. Это был ответ на масонскую триаду – свобода, равенство, братство. И третья доктрина. Москва – третий Интернационал. Коммунистическая. Обратите внимание, Москва – третий Рим и Москва – третий Интернационал – это универсалистские доктрины, где Москва выступала, как фактор мирового развития. В одном случае религиозного, в другом случаи коммунистического. А вот доктрина Православие, самодержавие, народность была доктриной сугубо русской и она провалилась. Это говорит об очень простой вещи, если нам суждено разработать новую идеологию в мировой борьбе за власть, информацию и ресурсы. Эта доктрина должна затрагивать мировые процессы. Она ни в кое случаи не должна быть национально ограниченной. Опыт успеха «Москва – третий Рим» и Москва – третий Интернационал свидетельствует именно об этом. Идея Москвы, как третьего Рима возникло сначала, как сугубо религиозная идея. У Филофея был предшественник, Зосима, глава московской церкви конца 15 века. У него была идея Москва – второй Константинополь. Потом эта идея превратилась в Москва – новый Иерусалим. А затем она превратилась в Москва – третий Рим. Сначала, подчеркиваю, это была сугубо религиозная доктрина. Но потом, когда на Руси было учреждено патриаршество. Кто мне подскажет, когда было учреждено патриаршество. В каком году? При каком царе? Помните, я вам говорил, царствует патриарх? Когда у нас царство было введено? В 1547г. А патриаршество? 1589 год. При каком царе? Иван Грозный уже умер. Кто после него правил? При Федоре. Организован это все Борис Годунов. Но реализовалось это так, что церковь это получилось из рук государства.
Основные положения доктрины Москва – третий Рим.
1. Русь – это безупречнейшее и благочестивейшее христианское царство.
2. Московские государи восходят к императору Августу.
3. Русские властители это вселенские христианские государи. Это очень важно. Императоры всех православных, где бы православные ни находились. А потому русские государи имеют право править всеми православными.
4. Божественное происхождение царской власти.
Генеалогия была разработана под руководством митрополита Макария, который изобразил очень лихо, что предок московских государей император Октовиан Август.
Знаете, в 90е годы наши бизнесмены, новые русские, они содержали целый штат историков-архивистов, которые им сочинили биографии и выводили их из купеческих семей 16-17 века. Это при определенной тренировке можно сделать очень легко. Естественно, кто-то может это оспорить. Но, тем не менее, раз, раз, раз. Вот сейчас у принца Гарри русская девушка, у нас уже есть догадки, что ее обязательно выведут из Нарышкиных или Долгоруких, чтобы обосновать их претензии.