Лекция № 15 Основные этапы закрепощения крестьянства.
Я понимаю, что история закрепощения это менее интересная тема, чем Смута, но очень важная. Потому что закрепощение определила целый пласт и вектор нашей истории.
Основные этапы закрепощения крестьянства.
Здесь, я, забегая вперед, отмечу. Когда мы говорим о закрепощении, ни в коем случае нельзя все сводить к одному крестьянству. Как вам потом покажу закрепощение городского населения, то есть закрепление его территориальное и пространственное было значительно более жестким и полномерным. Закрепощено на самом деле в 1649 году было все общество. Оно было закрепощено службой. Крестьяне служат дворянам, дворяне служат государству, посадские люди тоже служат государству, у нас торговые чины, это был не купец. Это была административная должность - купец. Тебе государство поручило торговать. Кстати, отклики этого административного отношения они выскакивают иногда очень странно, поскольку они сидят глубоко в генетическом коде. Кроме того, люди знают подноготную. К примеру, Степашин, который был председателем Счетной палаты, когда его попросили прокомментировать, что Абрамович купил Челси. Он был возмущен и сказал, как это так, эти деньги даны в управление, проговорился Степашин, а он на них покупает Челси. То есть он по сути дела подтвердил, что нашим олигархам, когда-то на рубеже 80-90х, некие деньги дали в управление, что они на самом деле зиц-заседатели. А эти деньги принадлежат не им. И это подтвердил, когда Абрамович пытался разводиться, и речь шла о том, какую сумму получит его жена. А жена по британским законам должна была получить шестую сумму. И вдруг оказалось, что эта сумма вовсе не шестая по отношению к тем миллионам, миллиардам, которыми он формально владеет. И никто не стал возбухать, потому что все в окружении понимали, что 90% это не собственность самого Абрамовича, а собственность неких других людей. И кстати так и было объяснено претендентки, это милочка, ты получишь с этой сумой 6 часть, а вовсе не с той.
Так вот на Руси торговый человек это была всегда административная должность. Это не был свободный агент рынка. Это был государственный человек. Так вот что произошло в середине 17 века? Возникла служебная система, все служат друг другу. Крестьяне служат дворянам только по одной причине. Потому что дворяне служат государству, поэтому, когда в 1762 году Петр 3 разрешил дворянам не служить. Крестьяне думали, это было 18 февраля 1762 года, крестьяне думали, что на следующий день их отпустят. Их отпустили на следующий день 19 февраля через 99 лет. В 1861 году. И смотрите, что дальше происходит, в 61 году отпускают крестьян, и Россия постепенно въезжает в новую Смуту. А потом опять после революции и гражданской войны, опять происходит закрепощение, но уже на новый лад. Крестьян прикрепляют к колхозам, интеллигенцию организуют в творческие союзы, а рабочих, правда, это было связанно с войны. В 1940 году был издан закон, по которому рабочий мог поменять место работы только с разрешения администрации. Его потом отменили в 56 году. И номенклатура была закрепощена, потому что ей был даже предписан уровень потребностей. А потом начинает гайка крутиться в другую сторону. В 1953 году номенклатура отпускает саму себя. Потому что по решению мартовского Пленума сразу после смерти Сталина принимается решение - члена ЦК партии можно арестовать только с разрешения центрального комитета партии. И начинается раскрутка гайки в другую сторону. То есть у русской истории есть специфическая циклика, такое подморожение. Гайка сжимается то в одну сторону, то в другую. Закрепощение крестьянства было элементом закрепощением всего общества. А государство в идеале служит этому обществу, то есть закрепощение крестьянства ни в коей мере нельзя отрывать от этих процессов закрепощения всего общества на службу власти. А такое закрепощение было необходимо, потому что скудные ресурсы и враждебное окружение. То есть военное служение государству.
План темы.
- Предпосылки закрепощение крестьян.
- Природные бедствия, голод.
Поместное землевладение и община
- Фискальные потребности государства.
- Положение крестьян в конце 15 и первой половине 16 века (по Судебникам 1497 и 1550гг.)
2. Дискуссии историков о введение крепостного режима в России.
- Теории указного (Татищев) и безуказного (Ключевский) закрепощения.
- Документы о «заповедных летах» и их интерпретация. (Греков, Веселовский).
- «Торопецкая грамота» 1590г.
- Решение Андрея Щелкалова по спору помещиков Зиновьева и Молеванова, май 1594г.
- Закон 1597г.
Вот это решение ведомственное и решило судьбу и историю крепостничества. Оно стало той доминошной, которое валилось и валилось много-много десятилетий и в конце концов привела к крепостному праву. А связано это все было с эти решением.
Источники закрепощения крестьянства в России.
- «Уложение о крестьянах» 1607г.
- Договор с Владиславом 1610г.
- Приговор (решение) ополчения Ляпунова 1611г. Мы с вами увидим, как Смута идет, люди воюют, убивают друг друга, а во всех уложениях, которые люди принимают, очень четко фиксируется классовая точка зрения. Сколько лет искать беглых, сколько сыск должен длиться. То есть о классовых интересах никто никогда не забывает ни на минуту. Хотя идет войны.
- Появление термина «крепостной» в актах для владельческих крестьян 1630-е гг.
- Удлинение «урочных лет» 1642- 10 лет, 1647 г. – 15 лет. Урочные лета это срок в течение, которого можно было искать беглого крестьянина. Крестьян сбежал и вот пока есть урочные лета, если его поймали за это время, значит, его возвращают.
- «Соборное уложение» 1649 г. – окончание первого этапа закрепощение крестьян.
4. Специфика закрепощения крестьянства в России.
- Закрепощение крестьянства в системе служебного закрепощения общества в целом.
5. Второй (середина 17 века – 1770-80гг). И третий (1770-1861г.) этапы развития крепостничества.
А кстати, из того, что вы знаете по русской истории худший для крестьян это царствование чье? Екатерины 2. А кто начал первым потихоньку освобождать крестьян? Павел 1. Александр 1 кое-что сделал. Но больше всего сделал Николай 1, который издал 100 указов, облегчавших жизнь крестьянства. Но он боялся освобождать крестьян – он полагал, что за это могут убить. Кроме того, не было основы, ведь Александр 2 смог освободить крестьян только по 1 причине, в 1859 году 66% крестьян были уже заложены государству помещиками, они уже не принадлежали помещикам. Дело в том, я вам уже объяснять, что в России создается очень небольшой по объему совокупный общественный продукт. И чтобы вести социально приемлемый дворянский образ жизни той части дворянства, которые могли, они проедали свое будущее. Пока у них были крепостные, они закладывали крепостных. Собственно Мертвые души Гоголя об этом. И к 1861 году 66% крепостных были уже заложены государству. Бах крепостничество отменяется. Положение дворянства-то экономически не изменилось. Как вы думаете, что они стали после этого закладывать в залог? Землю. В результате 1871 году только 4 % дворянской земли было в залоге. А в 1894 году, 23 года всего прошло, 40%. То есть это лишний раз говорит о том, что в России, если господствующий класс собирается вести запад подобный образ жизни. Он должен будет делать 2 вещи, первое, сверх эксплуатировать население, и во-вторых проедать свое собственное будущее. Что с дворянством и произошло. По сути еда это был паразитический класс, который проедал свое будущее. Закладывал сначала крепостных, потом землю. И собственно в начале 20 века дворянство было уже очень и очень неимущим слоем.
Мы с вами синопсис темы записали, основные этапы темы. Основные этапы закрепощения на Руси. Эта тема для нас важна. Во-первых, введение крепостничества это интересная вещь. А во-вторых, то, как вводилось крепостное состояние. Я говорю именно слово «состояние», а не «право», потому что никакого крепостного права не было. Было крепостное состояние, и то, как было введено крепостное состояние, это просто модель того, как делаются дела на Руси. Давайте посмотрим, как и почему было введено это состояние на Руси. В качестве пролога я вам хочу напомнить, что царство на Руси было введено в 1547 году для того, чтобы Глинские родственники царя повысили свой статус. Патриаршество на Руси в 1589 году было введено, чтобы повысить статус Годунова. Теперь давайте посмотрим, зачем было нужно крепостное состояние. В 1569-71 годах в центральной России началось, то что тогда назвали «великое разорение». Но оно не было великим, оно было великим с точки зрения того, что было в 16 веке. Если посмотреть из 17 века на это великое разорение, оно было совершено не великим. Почему это произошло? Отчасти это произошло из-за того, что опричники грабили московские уезды. Но это было далеко не главное в этой ситуации. Потому что здесь еще наложились природные условия. Это примерно так же, как с коллективизацией 31-33 годов, когда значительную роль сыграли неблагоприятные условия. Когда началось великое разорение народ, конечно, побежал на юг. При обычных условиях населению бы понадобилось для восстановления 10-12 лет. Но этих 10-12 лет не было, потому что шла Ливонская война. Ливонская война закончилась. А через несколько лет начался трехлетний голод 1601-1603 года, который подорвал экономику и способствовал возобновлению Смуты. Какие районы пострадали больше всего от разорения. Это, прежде всего города и села центра и северо-запада России. Население Москвы сократилось втрое в этих условиях. Крестьяне массово бежали на окраину. И, кроме того, люди сокращали запашку, чтобы платить меньше налогов. Таким образом, решая эти проблемы. Запустел Великий Новгород. Естественно когда совпадают природные неблагоприятные условия и социальные, начинаются бедствия. У людей понижается иммунитет, в качестве примера, 1918-19 годы знаменитая испанка-грипп, кто знает, сколько испанка унесла жизней? После первой мировой войны? Она унесла больше, чем было убито в первой мировой войне. Потому что иммунитет был у людей ослаблен, кроме того, люди были надломлены эмоционально, что всегда способствует нехорошему течению болезни. Убыль населения и сокращение наделов привели к тому, что большая часть земли центральной России перестало обрабатываться. Например, в московском уезде перестали обрабатывать 5/6 земель. То есть обрабатывали 1\6. причины – убыль населения, люди стали сокращать запашку, чтобы не платить налоги. И это все расстроило традиционные отношения между крестьянами и помещиками.
Порядок крестьянского выхода в Юрьев день сложился в условиях господства оброчной системы. То есть крестьянин платил владельцу земли деньги – оброк. Пока крестьянское население было прочно привязано к наследственным землям и правом перехода от помещика к помещику пользовалось довольно редко, законность Юрьева дня не ставилось под сомнение даже господствующим классом. То есть пока ситуация нормальная. Почему крестьяне уходили от одного помещика к другому? Помещик беднеет, не может выполнять своих обязательств по отношению к крестьянину. А обязательства были не только у крестьянина по отношению к помещику, но и у помещика по отношению к крестьянину. Например, голод, недород, помещик был обязан своему крестьянину помочь. Это было обычное право традиционное право, традиционная мораль. Он должен был помочь, разумеется, помогали не все. Но это осуждалось. Но если ты помещик, то ты отвечаешь за единоверцев. Ты должен им помочь. К концу 16 века положение изменилось. И представители господствующего сословия перестали соблюдать нормы Юрьева дня. И единственным регулятором перехода крестьян стало насилие. Причем приезжает сильный помещик с отрядом берет каких-то крестьян и увозит к себе. Это один вариант. Второй вариант, крестьяне уходят к богатому помещику. Бедный помещик ропщет, а ему говорят, а пойди-ка ты домой, и лицо свое умой. Силы вернуть крестьян обратно нет. И это обостряло отношения между помещиками и крестьянами, а с другой стороны между богатыми боярами и бедными. В такой ситуации прогрессировала оскудение мелкого дворянства. Если дворяне беднеют, они не могут служить. Им нечем служить, и многие дворяне становились нетчиками. Они отказывались служить, они покидали свои полки. Потому что дворянин должен был обеспечивать себя оружием, конями, и у него должны быть боевые слуги, которых он должен был кормить. Если он не может этого сделать, значит, армия уменьшается, мобилизацию проводить все сложней. А только что прошла Ливонская война, постоянные крымские набеги. Кроме того, власть не знала, сколько народу убежало на юг, сколько есть, потому что во время переписи делалось, таким образом, переписывался дворохозяин. И кстати, запрещалось уходить только дворохозяину. Родственники свободны, могут идти, куда хотите. Кроме того, помещики были заинтересованы, чтобы им насчитывали как можно меньше крестьян. И как только появлялись переписчики, давали сигнал, и народ прятались. Выходил помещик и начинал лепить горбатого. Говорить, какой он бедный, как у него мало крестьян. И так далее, поэтому в 1581 году начинается перепись, с целью навести порядок в обложение его государственной подати. Никто не собирался вводить крепостное состояние. Об этом вообще никто не думал. Сначала думали, давайте перепишем население. Я повторяю еще раз. Был такой детектив, назывался убийство по-английски. А вот это вот введение крепостного состояние как делаются дела по-русски, потому что хотят одно. А получают совершено другое. Первый шаг 1581 год. А давайте посмотрим, сколько у нас населения, потому что у нас налоги не платятся. Вообще, нужно сказать, что в России начиная с середины 16 века и заканчивая временами Ельцина. Просто есть одно исследование одной немки, написано дотошно, с такой немецкой дотошностью. В России всегда собиралось 30% налога, остальное не добиралось. Иногда больше, иногда меньше. В ответ власть кидала свои подлянки, власть вводила чрезвычайные налоги. Но население находило альтернативный ответ. И вот такая была игра по принципу, я знаю, что ты знаешь, что я знаю, что ты знаешь. В районах, где проводилась перепись, вводились заповедные лета. Перепись, потому что в Росси все делается медленно, если, естественно сзади кнутом не подгоняют. Все делают медленно. И предполагалось, что перепись будет проходить не быстро. И поскольку нужно было переписать людей, вводились заповедные Лета. Что такое заповедные? Это запретные. То есть несколько лет дворохозяин не имел права никуда уходить, он должен был сидеть на месте, чтобы его пересчитали. То есть это как бы означает, что его прикрепляли к земле. Но прикрепляли не как крепостного, а как человека, которого надо пересчитать. Если бы у нас была эффективная бюрократическая система. То там бы посчитали в полгода. Но тогда в 16 веке система была неэффективной. Люди долго чесались, долго раскачивались. И поэтому введены были заповедные лета. Но, несмотря на введение заповедных лет, русский народ по принципу, а бумажечку твою я махорочкой набью. Все равно бежал на Дон. И в результате на Дону стал скапливаться тот горючий элемент, о котором я рассказывал, когда говорил о Смуте. Мы еще раз будем говорить о Смуту, но под другим углом зрения. Что происходило дальше, вот вводятся заповедные Лета, и никому нельзя уходить. И вот здесь возникает вопрос, а как был введен на Руси крепостной режим? Мы все со школы знаем, что на Руси было крепостное право, а вот как это было сделано, историки не знают. Историки 200 лет спорят, как был введен крепостной режим. И существовало 2 теории. Одна теория называлась – теорией указного введения крепостничества. Татищев считал, что крестьян закрепостил Годунов специальным законом 1592 года. Но закон этот не нашли. И Татищев предположил, что закон этот потеряли. Был указ, но его не нашли. Вторая теория была теория безуказного закрепощения. Ее предложил Ключевский. Он считал, что не было никаких правительственных распоряжений о крепостной состоянии. Просто это было сделано явочно в рабочем порядке. Потому что народ беднел, его просто прикрепили к земле. И он остался, потому что ему было делать нечего. И вот это мнение Ключевского долго господствовало. Однако, когда в архивах обнаружили документы о Заповедных летах, точка зрения Ключевского была поставлена под сомнение. Еще раз повторяю, что под «заповедью» на Руси понимали всякого рода запреты. Заповедная зона, заповедные лета. Заповедь это запрет. В архивах нашли помещичьи грамоты, свидетельствовавшие о том, что во время заповедных лет власти возвращали крестьян помещикам, тех, что сбежали. Кого удавалось поймать, и возникли тогда новые идеи, как был введен крепостной режим. Историк Греков, очень известный историк, считал, что переходы крестьянам запретил Грозный в 1581 году. И этот указ охватил целый ряд уездов. То есть он полагал, что введение заповедных лет, это и есть введение крепостного режим. Естественно, что Греков так считал, он был советский историк жесткого классового подхода, а не из государственно-центричного. И поэтому воспринял это как введение крепостного режима. Затем был найден еще очень интересный документ. Вот, кстати, это постоянное нахождение документов, которое меняет наше представление о прошлом. Оно лишний раз говорит о том, насколько условная наука история. Находится новый документ, и старые концепции пересматриваются. Вот представьте, у нас есть с вами круг неких документов. И мы в общем, подгоняет историю под эти документы. Потому что документ же есть документ. А потом вдруг находится еще документ, который ломает всю причинно -следственную связь. И мы оказываемся в положении, я вам уже приводил эту метафору. Историк часто находится в положении плохого ученика, двоечника, который вместо того, чтобы решать задачку, лезет в ответ. А вот такой ответ, значит, я подгоню. А потом оказывается, другой ответ находится, в виде другого документа. И все ломается. Первостепенное значение являет документ, называется Уложение о крестьянах. Его издали в 1607 году. И вот, что там написано: “При царе Иване Васильевиче – пишет дьяки – крестьяне имели выход вольный. А царь Феодор Иоаннович по наговору Бориса Годунова, не слушая совета старейших бояре, выход крестьянам заказал. То есть запретил. И у кого колика когда крестьян было, книги учинил». Компетентность составителя Уложения не вызывает сомнения. Совершенно ясно, что, одна вещь ясна, при Иване Грозном крестьяне не утратили право выхода. И при Грозном перепись успели провести только в Новгороде. В других местах нет. Потом нашли еще один важный документ. Это жалованная грамота городу Торопцу, который составил дьяк Андрей Щелкалов. Очень важный человек в первой половине 90х годов. Топорецкая грамота вносит новую поправку в теорию Заповедных лет. Дело в том, что Заповедные лета, оказывается, распространялись, я хочу, чтобы это обязательно запомнили. Потому что Заповедные лета не связаны напрямую с введение крепостного режима. Заповедные лета распространялись не только на крестьян, но и на горожан. И это лишний раз говорит, что речь не о введение крепостничества. А о закрепление населения на определенной территории до окончания переписи. То есть заповедь имели в виду налогоплательщиков, как города, так и деревни. Она имела в виду людей, как налогоплательщиков, неважно, кто ты крестьянин, горожанин. Тебя нужно посчитать, как налогоплательщика. И самое главное, заповедные лета рассматривались, как временная мера. Закончится перепись, заповедные лета заканчиваются. Напоминаю, заповедные лета распространялись только на дворохозяина, на главу семьи. Все остальные валите куда хотите, нам важно посчитать дворохозяйства. Из года в год число заповедных лет росло. Потому что никак не могли посчитать, а посчитать надо, потому что налог брать. И множилось количество споров о крестьянах, потому что один помещик увел у другого крестьян, тот пишет на него жалобу. И приказной аппарат оказался перегружен огромным количеством жалоб. Здесь мы приходим к кардинальному моменту, точка бифуркации, точка невозврата, после которой было введено крепостное право. Смотрите, вводят заповедные лета, очень неактивно считают население, количество жалоб помещиков растет, растет, растет. И в 1594 году приказ Андрея Щелкалова оказался завален бумагами. И последней каплей стал спор между новгородскими помещиками Зиновьевым и Молевановым. Зиновьев пытался вернуть тех крестьян, которых Молевановым увез из его поместья в последний год жизни Ивана Грозного. И Щелкалов оказался перед выбором. Если он решает в пользу Молеванова, то тогда нужно разбираться со всеми остальными делами. А дел было огромное количество, то есть его ведомство. Идет политическая борьба, а они тут будут бумагами заниматься. И тогда Щелкалов вынес решение в пользу Зиновьева, чтобы его ведомству не заниматься всей этой ерундой. То есть какое было решение. «А старее 5 лет суда и управы в крестьянством выводе и во владении челобитчикам не давати и им отказывать». То есть Щелкалов отбоярился от Зиновьева тем, что извини, брат, если бы это было 5 лет назад, мы бы тебе все вернули. Но со смерти Грозного прошло 10 лет, то извини, Щелкалов заложил бомбу. Значит, оказывается, если только в течение только 5 лет можно возвращать крестьян, значит, теперь можно побороться с помещиками, с 6 лет, с 7, вечно искать. Щелкалов решил проблему своего ведомства. Он не хотел, чтобы ведомство занималось жалобами этих помещиков. А он сказал, а мы занимаемся только 5 лет, извините, ребята. И большую часть бумаг просто вышвырнули. И не стали заниматься этими вопросами. Но дверца была приоткрыта, принцип лисички со скалочкой начал работать, потому что там, где 5 лет там и больше. То есть одним росчерком пера дьяк аннулировал старые заповедные лета. Они превратились из временной меры, во временную, но четко фиксированную. 5 лет, если помещик свел чужих крестьян, или если крестьяне убежали, мы ищет 5 лет. Я подчеркиваю, это было сделано в интересах ведомства. Не в интересах помещиков, не в интересах даже государства. В интересах конкретного ведомства, которое решало свои вопросы. Это как у Ахматовой, когда бы вы знали из какого сора, растут цветы, не ведая стыда. Из этого сора ведомственного выросло крепостное состояние. Потому что помещики смекнули, что им это очень-очень выгодно.
До этого были заповедные лета. Вот они закончатся эти заповедные лета. Люди опять смогут уходить куда хотят, как только закончим перепись. Но во время этих заповедных лет народ. А) Бежал, помещики свозили к себе крепостных, и помещики жаловались друг на друга. Вот он у меня свез. А эти у меня убежали. И этот ворох бумаг рос. И чтобы с этим ворохом бумаг закончить. Было решено, что возвращать будет только тех, чей срок 5 лет. Если старше 5 лет, то мы возвращать не будем. Сначала это не предусматривалось вообще. Мы возвращаем только, пока существуют заповедные лета. А теперь заповедные лета или не заповедные лета, если это в пределах 5 лет мы вернем обязательно. Понятна логика, да? Другого здесь ничего нет. Они решали свои проблемы. Смотрите еще раз. Логика. Я ввожу заповедные лета, и смотрите у меня, никто не смеет уходить, ни горожане, ни крестьяне, потому что я вас должен пересчитать. Но эта мера временная. Возникает проблема уже не связанная с заповедными летами, а связанное с тем, что нарушалось правило ухода. Богатый помещик не смог свозить. Но они это делали. Поэтому шли жалобы, вот такой ворох жалоб. Чтобы этим не заниматься, сказали, мы рассматриваем вопросы в пределах 5 лет. Но это означает, что теперь зафиксирован четкий срок. Что есть некий срок, что эта мера не временная. 5 лет, когда мы возвращаем. А раз это 5 лет, то все. То есть Щелкалов захотел противоположного. Он не рассчитал, что 5 лет могут превратиться в 10 лет. Он вообще об этом не думал. Он думал о том, как спасти свой приказ. Интересы двух ведомств: финансового и поместного – решили вопрос. Потому что помещики быстро дорубили, что нам-то это выгодно, а теперь мы будем давить. Раз пять.
В 1597 году уже расправившись со Щелкаловым, Годунов оформил его решение по поводу спора Зиновьева и Молеванова указом, то есть законом. И зафиксировал первый шаг в сторону, естественно, тогда это никто не понимал, к чему это приведет через 50 лет. Но это был первый шаг к введению крепостного состояния. Времена Ивана Грозного это последние время полной свободы крестьян. Потому что заповедные лета, сегодня есть, завтра – нет. А здесь было четко зафиксировано. Все 5 лет можно искать. Роль закрепостителя сыграл Годунов. Знаете, когда было собрание сочинения Маркса и Энгельса, были такие коричневые книжки и профили Маркса и Энгельса. Историю самодержавия нужно два профиля ставить, история самодержавного крепостнического режима. Ивана Грозного и Бориса Годунова. Один создал самодержавие, другой заложил основы крепостничества. То есть роль закрепостителя сыграл Борис Годунов. Запишите то, что я сейчас скажу, это важно.
Издание Закона 1597 года означало, что система мер по упорядочению финансов окончательно перерождается в систему прикрепления к земле. Сначала это касалось только финансов. И хотя до Соборного уложения 1649 года было еще очень далеко, но вектор оказался уже совершено четким. Таков был механизм закрепощения многомиллионного русского крестьянства. Таким образом, если Иван Грозный сформулировал самодержавный аспект строя, то Борис Годунов заложил фундамент крепостничества.
А дальше уже были техники. Значит, смотрите, Василий Шуйский в 1607 году подписывает указ, что крестьяне отныне являются крепкими, тому владельцу, за которым их зарегистрировали писцовые книги. И увеличивают срок сыска до 15 лет. 1610 год, идет политический мордобой, между боярами, эти хотят Владислава. Но классовый интерес никто не забывает. И в договоре с Владиславом зафиксировано он обязуется. Это 1610 год. Договор, по которому его сажают на московский престол. Владислав обязуется не дозволять переходить мужикам из Руси в Литву, а так же от одного землевладельца к другому. В 1611 году, ополчение Ляпунова, идет война, борьба. Тем не менее, ополчение Ляпунова фиксирует, возвратить бежавших в Смуту крестьян их помещикам. То есть война войной, борьба борьбой, а классовый интерес никуда не девается. Закончилась Смута и Михаил Романов, который очень хотел быть хорошим в глазах детей боярских, как потом самозванка Екатерина захочет быть хорошей в глазах дворянства. Поскольку у нее прав на престол практически не было. Так вот Михаил начинает раздавать землю с 1627 года. И он раздает землю, а вместе с землей оказываются крестьяне. И в 1630е годы впервые появляется термин крепостной, крепостной, который крепок к своему хозяину. Отметьте для себя, термин «крепостной» появляется в 1630 годы. Обратите внимания, никакого закона о введение крепостного состояния нет. Это очень русская традиция, был такой фильм по книге Путь в Сатурн, конец Сатурна. И вот там есть интересные диалог между нашим разведчиком, которого забрасывают к немцам. И ему легенду дают, он должен прийти к немцам, как человек, который сидел в тюрьме. И он спрашивает у человека, который ему эту легенду вкладывает. Вот меня спросят, ГПУ справку выдало. Ответишь, ГПУ справку не давало, ГПУ срок давало. То есть неоформленные юридические вещи. Вот введение крепостного состояния это типично русская история. Хотели одно – получилось другое. Законом не зафиксировали, да и потом мы увидим, с какими проблемами помещики столкнулись. Зафиксировал крепостное состояние только Петр 1, введя по сути дела оккупационный режим в России.
В 1630е годы помещики начинают давить на правительство. Поскольку Шуйский ввел 15 лет, Шуйского свергли. Это все осталось на уровне 5 лет. В 1642 году срок увеличивается до 10 лет. В 1647 году до 15 лет, но помещикам этого мало. Они хотят навечно. И в 1649 году в Соборном уложении, это важнейший документ, который просуществовал, как основа законодательства России. Кто знает, Соборное уложение 1649 года просуществовало до какого времени. Россия жила законами Соборного уложения. Контр вопрос. Кто знает, к чему присудили декабристов первоначально, ссылка это потом. Это Николай 1 раздобрился, поскольку добрый человек был. Сначала их приговорили к колесованию, а остальных к повешению. Дальше тех, кого приговорили к колесованию, Николай 1 действительно гуманист, это я без смеху говорю, заменил повешением. Единственное, что было нарушено при повешении, вы знаете, что два человека сорвались с виселицы. И в таком случае обычно людей не довешивали. Но экзекуторы сказали, нет, вешайте, вешайте. И их повесили. И один из недоповешенных сказал, в России даже повесить не умеют, как следует. А тех, кого к повешению их приговорили к ссылке в Сибирь. И вот такое жестокое колесование, которое отменил Николай 1, это наказание было на основе Соборного уложения 1649 года. Только в 1834-35 годах появилось новое законодательство, которое разработал Сперанский. А до 1649 года все было очень просто. И одним из самых легких наказаний было простое, фиксировалось это так, а по выдрании ноздрей отправить в Сибирь. Это очень гуманное было наказание, в Сибирь пешком естественно, человек мог и в кандалах топать в Сибирь. Так вот 1649 год было восстановлено в полном объеме Грозненское самодержавие. Empire strikes back. То есть Империя ответила, наконец, боярскому правлению и Смуте. И было введено крепостное состояние. Но очень важная вещь, крепостное состояние на Руси было введено для всех сословий. И наиболее жесткое крепостное состояние было введено для горожан, для посадского люди. Потому что если крестьянин бежал, то его били, наказывали батаками, но его не казнили. Вт согласно указу 1658 года, потом когда мы будем говорить о Соборном уложении, я еще раз об этом скажу. Но сейчас очень важно понять, что посадский человек, который убежал из своего посада, подлежал смертной казни. То есть закрепощение крестьян было элементом создания служебного общества, крестьяне служат дворянам, дворяне служат самодержавию. Посадские люди тоже служат, потому что торговля это не торговля, как на западе это служба административная. Людей поставили служить. И вот этот момент очень был важен.
Дальнейшее развитие крепостного состояния, отметьте, пожалуйста.
В 1675 году было разрешено записывать крепостных, как холопов, а холопов – как крепостных. То есть статус крепостного понизился.
Но притом, что было введено крепостное состояние, это очень запоминающийся момент. Крепостной становился крепким своему хозяину, и кажется, его дети становятся крепкими и так далее. Но поскольку крепостные порядки только устанавливались, было такое правило в течение всей половину 17 века, когда умирал старый хозяин, крепостные давали клятву новому хозяину, что они будут ему крепки. То есть у них были некие личные отношения. Это не был безликий скот времен Екатерины 2, это был человек, у которого были личные отношения с его хозяином.
Почему у него были личные отношения? Потому что они были оба православные и относились к одной культуре, у них в принципе потребности различались количественно, но не качественно. Потому что система потребностей дворян 17 века определялось системой русский работ. Все изменилось в начале 18 века, когда дворяне стали носителями западной культуры. И когда между ними и крепостными пролегла очень большая пропасть. И не случайно в революции 5-6 годов, особенно в крестьянском аспекте событий 1905-7 года, когда была пугачевщина, по сути дела. И в 17-18 годах такая звериная жестокость была у народа по отношению к дворянам, даже дворянам, бедным. Потому что они были для них люди совершенно другой культуры, считай просто инопланетяне. Потому что имели право не служить, и потом что могли говорить на каком-то непонятном языке с какими-то непонятными иностранными словами. И одевались по-другому. Произошел, для того, чтобы зафиксировать. В московском самодержавие крепостная система никогда бы не достигла такого уровня, как в петровском. Крепостные оставались людьми. И чтобы этот разрыв увеличить, одна из причин это петровский реформы. Потому что наиболее жесткая часть петровских реформ. Существует такой миф, что Петр породил реформы, чтобы побить шведов. Все социальные реформы Петра были проведены после того, как произошел перелом в Северной войне. В конце уже 10 годов 18 века все это проводилось. Значит, что касается введения крепостного состояния. То есть запомните логику, перепись, заповедные лета, финансовые ведомство заинтересовано. Второе – поместный приказ завален жалобами. Чтобы эти жалобы убрать вводится 5 лет рассмотрения срока. Все дальше покатила система, которая приходит к своему сроку к 1649 году. И было введено крепостное состояние. Петр 3 указом от 18 февраля 1762 года сломал эту систему, потому что он позволил дворянам не служить. И тем самым в глазах крестьян нарушил общественный договор. Отсюда несколько сдержанное, мягко говоря, отношение русских крестьян к помещику. Что и зафиксировал Александр Сергеевич Пушкин, который удивлялся, что английский мужик своего барина уважает, а русский мужик своего барина не уважает. Естественно, русский мужик считал себя обманутым, потому что барин не служит, а крестьянин остается к нему крепким. Его нужно отпустить. Это то, что касается темы крепостного состояния.