РАЗДЕЛ 2. Процедура проведения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
76 Понятие, сущность и назначение государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Правовая основа государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
77 Момент возникновения права на недвижимое имущество, дата осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Признание и государственная регистрация ранее возникших прав.
78 Ранее учтенные объекты недвижимости.
79 Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
80 Порядок представления заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав.
81 Обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных уполномоченных лиц представлять заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Особенности представления документов на государственную регистрацию прав посредством почтового отправления, а также в форме электронных документов.
82 Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
83 Сроки осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (в том числе при приостановлении учетно-регистрационных действий).
84 Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
85 Правовая экспертиза документов и проверка законности сделки. Пределы правовой экспертизы.
Представляемые на государственную регистрацию документы подлежат обязательной правовой экспертизе, проводимой органом, осуществляющим государственную регистрацию прав. Что включает в себя понятие правовой экспертизы и для чего она нужна?
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) правовая экспертиза документов – это проверка юридической силы правоустанавливающих и других представленных на государственную регистрацию документов. Проверяя юридическую силу правоустанавливающих документов, государственный регистратор устанавливает:
* соответствие требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа, формы и содержания документа;
* обладал ли орган государственной власти (орган местного самоуправления) соответствующей компетенцией на издание акта, а также соблюдён ли порядок издания таких актов, в том числе уполномоченное ли лицо подписало этот акт;
* соответствие сведений об объекте недвижимого имущества, указанных в документах, удостоверенных организацией (органом) по учёту объектов недвижимого имущества, аналогичным сведениям, указанным в правоустанавливающем документе;
* наличие соответствующих прав по распоряжению объектом недвижимости у подписавшего документ лица.
В ходе правовой экспертизы, согласно пункту 1 статьи 33 Закона о регистрации, устанавливается отсутствие противоречий между заявленными и зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации. Государственный регистратор проверяет наличие в Едином государственном реестре прав (далее – ЕГРП) записей об объекте недвижимости:
- о зарегистрированных правах;
- о ранее заявленных правах (правопритязаниях);
- о зарегистрированных сделках;
- о зарегистрированных ограничениях (обременениях) права, в том числе арестах, запрещениях заключения сделок (если в ЕГРП имеется запись о зарегистрированном ограничении (обременении) права, государственный регистратор проверяет также указание на наличие этого ограничения (обременения) в документах, представленных на государственную регистрацию сделки и (или) перехода права).
Если правоустанавливающим документом является договор, государственный регистратор проверяет законность сделки. Законность сделки проверяется независимо от формы её совершения (нотариальная или простая письменная), как в случае государственной регистрации самой сделки, так и в случае государственной регистрации на её основании перехода, ограничения (обременения) права. При проверке законности сделки государственный регистратор проверяет, в том числе:
1) право- и дееспособность сторон,
2) наличие полномочий у представителей, если сделка совершена представителями,
3) наличие существенных условий сделки,
4) указание в ней на наличие зарегистрированного ограничения (обременения) права,
5) соблюдение формы сделки, установленной законом или соглашением сторон,
6) принадлежность имущества лицу, распоряжающемуся недвижимостью, или полномочия по распоряжению недвижимостью лиц, не являющихся собственниками имущества, в случаях, когда закон допускает распоряжение объектом недвижимого имущества не его собственником,
7) соблюдение прав и законных интересов третьих лиц, не участвующих в сделке, а также публично-правовых интересов в установленных законом случаях.
При государственной регистрации перехода права на основании сделки государственный регистратор проверяет факт исполнения е условий, с которыми закон и (или) договор связывают возможность проведения регистрации перехода прав на объект недвижимого имущества, в том числе оплаты недвижимости, если договором купли-продажи предусмотрено сохранение права собственности за продавцом до оплаты товара.
Если на совершение сделки с объектом недвижимого имущества в соответствии с законом требуется согласие третьих лиц, в пользу которых установлены и зарегистрированы ограничения (обременения) права собственника, государственный регистратор проверяет наличие такого согласия и указания в договоре, представленном на государственную регистрацию сделки и (или) перехода права, условий, обременяющих (ограничивающих) права собственника.
В соответствии с пунктом 1 статей 13, 19, 20 Закона о регистрации по результатам правовой экспертизы документов и проверки законности сделки государственным регистратором может быть принято одно из следующих решений:
- зарегистрировать заявленное право, сделку, ограничение (обременение) права,
- приостановить государственную регистрацию с целью устранения причин, препятствующих государственной регистрации, в том числе для получения дополнительных документов
или отказатьв государственной регистрации
Если государственная регистрация была приостановлена в связи с отсутствием каких-либо документов, необходимых для государственной регистрации, то после представления таких документов проводится дополнительная правовая экспертиза.
86 Сделки с недвижимым имуществом, подлежащие нотариальному удостоверению. Правовая экспертиза документов при регистрации прав на основании нотариально удостоверенных сделок.
Права на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенного документа подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
2. При осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов проверка законности такого нотариально удостоверенного документа государственным регистратором прав не осуществляется. Достоверность нотариально удостоверенного документа проверяется государственным регистратором прав через единую информационную систему нотариата в порядке, установленномОсновами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1, за исключением случаев представления на государственную регистрацию прав указанных документов нотариусом, удостоверившим такие документы.
3. Для осуществления государственной регистрации прав, связанных с отчуждением или обременением жилого помещения, если оно приобретается с использованием кредитных средств целевого займа, предоставленного другим юридическим лицом, вместо совместного заявления сторон сделки с приложением документа, выражающего согласие на это кредитора (займодавца), соответствующее заявление может быть предоставлено нотариусом с приложением нотариально удостоверенного согласия кредитора (займодавца) на заключение такого договора.
29 декабря 2015 года вступили в силу положения Федерального закона от 29.12.2014 № 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты», которым внесены изменения, в том числе в Федеральные законы «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и «О государственном кадастре недвижимости».
С указанной даты обязательное обращение к нотариусу требуется при заключении сделок по продаже недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину и гражданину, признанному ограниченно дееспособным, а также по сделкам, связанным с распоряжением недвижимым имуществом недееспособных лиц и несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей; при заключении сделок по продаже земельной доли; соглашений о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака; сделок по продаже доли в праве общей долевой собственности постороннему лицу.
C 02 июня 2016 года расширен перечень сделок с недвижимостью, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению. Федеральным законом № 172-ФЗ от 02 июня 2016 года в перечень включены следующие виды сделок, для которых предусмотрена обязательная нотариальная форма их совершения:
1) Сделки по отчуждению (продажа, мена, дарение) долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению (новая редакция ст. 24 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
2) Сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, подлежат нотариальному удостоверению (новая редакция ст. 30 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
03 июля 2016 года Федеральным законом № 351-ФЗ от 03 июля 2016 года «О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и статью 42 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» из перечня сделок, для которых предусмотрена обязательная нотариальная форма их совершения, исключены договора по отчуждению земельных долей.
Как видите за последние полгода законодательство в сфере нотариального удостоверения сделок с недвижимостью претерпевает постоянные изменения.
При внесении изменений в законодательство по введению нотариальной формы таких сделок законодатель преследовал главную цель - максимально исключить факты нарушения прав наименее защищенной части населения - детей и недееспособных граждан
Еще одна новелла законодательства коснулась договоров отчуждения долей в праве общей долевой собственности. Эти сделки всегда считались проблемными, так как при них требуется соблюдение прав других собственников на преимущественное приобретение отчуждаемой доли. Нередки случаи, когда несколько граждан, необязательно родственники, имеют в долевой собственности жилье. Если один из них захочет продать свою долю, вначале он должен предложить сособственникам купить ее. И только в том случае, если они в течение месяца не воспользуются этим предложением, долю можно продать постороннему лицу. Но на практике зачастую проблематично известить сособственников о продаже доли и представить доказательства, что предложение им было сделано. Отношения между сособственниками нередко бывают напряженными, и потому они могут намеренно скрывать свой адрес, не подтверждать факт получения извещения. Продавцы тоже находят способы обойти закон, к примеру, дарят долю покупателю, прикрывая одну сделку другой. В таком случае "одаряемый", а фактически покупатель рискует потерять деньги и остаться без жилья, так как другие сособственники могут в судебном порядке доказать притворность сделки и оспорить ее. Согласно последним изменениям в законе нотариус призван выступить гарантом законности и правильности таких сделок, взяв на себя, в том числе, проверку соблюдения выполнения требования о праве преимущественного приобретения доли другими участниками долевой собственности.
Не случайно введено обязательное нотариальное подтверждение сделки и при разделе общего имущества супругов. Это требование закона призвано защитить интересы обоих супругов, чтобы раздел имущества не был кабальным для одного и выгодным для другого. Ведь это обычно происходит при разводе.
Как видите, обязательная нотариальная форма введена по тем сделкам, где имеются наиболее сложные правоотношения и где часто происходят правонарушения. Особое значение имеет тот факт, что за все свои действия нотариус несет полную имущественную ответственность. Возмещение потерь граждан, если вдруг по вине нотариуса участникам сделки был причинен ущерб, гарантируется наличием нескольких уровней страхования профессиональной ответственности: нотариус страхует свою деятельность лично; региональная нотариальная палата заключает коллективный договор страхования всех нотариусов; в Федеральной нотариальной палате создан Компенсационный фонд. Все виды страхования обязательны в силу требований закона. Еще одна новелла закона, которая подчеркивает преимущество нотариальной формы сделок, была введена немного раньше - это признание повышенной доказательственной силы нотариального документа, закрепленное в гражданском и арбитражном процессуальных кодексах.
Срок государственной регистрации перехода права (п. 3 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»):
• на основании нотариально удостоверенных документов - не позднее 3 рабочих дней;
• на основании нотариально удостоверенных документов, представленных в форме электронных документов - не позднее 1 рабочего дня;
• на основании сделки в простой письменной форме - 7 рабочих дней.
87 Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию как основание для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданный объект капитального строительства; форма и состав сведений разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, органы, уполномоченные выдавать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
88 Межевой план как основание для кадастрового учета: понятие, форма, состав сведений, требования к его подготовке.
89 Технический план здания, сооружения, единого недвижимого комплекса как основание для кадастрового учета: понятие, форма, состав сведений, требования к его подготовке.
90 Технический план помещения, машино-места как основание для кадастрового учета: понятие, форма, состав сведений, требования к его подготовке.
91 Акт обследования как основание для кадастрового учета: понятие, форма, состав сведений, требования к его подготовке.
92 Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
93 Основания для возврата заявления и документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, без рассмотрения.
94 Приостановление осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в заявительном порядке.
95 Порядок обжалования решений о приостановлении, отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
96 Прекращение осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
97 Порядок выдачи документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, прекращения осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав). Выдача документов лично заявителю, направление документов по почте.
98 Информационное взаимодействие при ведении Единого государственного реестра недвижимости: состав направляемых в орган регистрации прав документов (сведений), порядок их направления.
99 Порядок внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
100 Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости по заявлению заинтересованного лица.
101 Принятие на учет и снятие с учета бесхозяйных недвижимых вещей.
Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований или городов соответственно.
К заявлению прилагаются:
а) документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника (или его собственник неизвестен; б) документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества; в)документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъект РФ; г) заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества; в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости.
Если принятие на учет осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости, заявление о постановке на учет также должно содержать данные о собственнике, отказавшемся от права собственности на объект недвижимости.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником.
Объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного в случае: - государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленном законом; - принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником во владение, пользование, распоряжение; - государственной регистрации права собственности лица, которое ранее было неизвестно, на основании чего объект недвижимого имущества и был принят на учет; - государственной регистрации права собственности на данный объект в силу приобретательной давности. (ст.234 ГКРФ).
В случае снятия объекта недвижимости с учета в качестве бесхозяйного в связи с государственной регистрацией права муниципальной (государственной) собственности, объект недвижимого имущества считается снятым с учета с момента государственной регистрации права муниципальной (государственной) собственности.
102 Особенности государственной регистрации права оперативного управления и права хозяйственного ведения, в том числе в зависимости от момента и оснований возникновения права государственной или муниципальной собственности, наличия (отсутствия) государственной регистрации права публичного образования в ЕГРН.
ГК РФ
Право хозяйственного ведения и право оперативного управленияявляются вещными правами. Они урегулированы гл. 19 ГК РФ.
Субъект права хозяйственного ведения обладает всеми правомочиями, составляющими право собственности, однако данные правомочия, согласно ст. 294–295 ГК РФ, ограничены волей собственника.
Лицу, которое владеет объектами на праве оперативного управления, также предоставляются права владения, пользования и распоряжения (как и в случае с правом хозяйственного ведения имуществом) в ограниченном объеме. Подробнее эти ограничения будут рассмотрены ниже.
Отметим, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их госрегистрации (абз. 2 п. 5 постановления пленума Верховного суда РФ № 10, пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010).