Первобытное общество на территории беларуси 1 страница

И.И. Ковкель

Э.С. Ярмусик

ИСТОРИЯ

БЕЛАРУСИ

С древнейших времен

до нашего времени

первобытное общество на территории беларуси 1 страница - student2.ru

MiHCK 2000

РЕЦЕНЗЕНТЫ

Доктор исторических наук, профессор Н. С. СТАШКЕВИЧ

Кандидат исторических наук, доцент М.Я.КОЛОЦБЙ

Ковкель И.И., Ярмусик Э.С. К 56 История Беларуси с древнейших времен до нашего времени. — Мн.: «Аверсэв», 2000. — 592 с. ISBN 985-6389-09-7.

Издание представляет собой краткий очерк истории Беларуси, в котором в хронологической последовательности освещаются события с древнейших времен до нашего времени, анализируется социально-экономическое, политическое и культурное развитие края.

Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей Беларуси.

ВВЕДЕНИЕ

История Белоруссии насчитывает не одно тысячелетие. Она представляет важную составную часть славянской, европейской и мировой цивилизации и занимает ведущее место в системе гу­манитарной подготовки учащейся и студенческой молодежи в суверенном государстве — Республике Беларусь. И это законо­мерно, ибо каждый народ жаждет знать свою историю, без кото­рой невозможно строить настоящее и прогнозировать свое развитие на будущее. В силу этого отражение прошлого в истори­ческих трудах должно быть адекватно тому, что имело место в жизни во всем его разнообразии и противоречивости. К сожале­нию, в истории Белоруссии и на сегодняшний день имеется много «белых пятен» и тенденциозных, не обоснованных предположе­ний и утверждений.

Причин такого состояния исторической науки в Белоруссии много. Одной из них является недостаток или полное отсутствие документальных источников по той или иной проблеме. Частые войны, ареной которых была территория Белоруссии, привели к их гибели или безвозвратной потере. Некоторые проблемы выпа­ли из поля зрения исследователей в силу отношения к ним офи­циальных властей на том или ином этапе исторического разви­тия или господства в тот или иной период односторонних представлений о развитии общества. Это дает возможность мно­гим «знатокам» истории спекулировать на этих недостатках и просчетах. Особенно это характерно для наших дней. В после­днее время в исторической литературе, особенно в исторической публицистике, стали появляться труды, авторы которых, порой не имея специальной подготовки и не обременяя себя знанием исторических источников, напрочь отрицают то позитивное, что было достигнуто в исторической науке многими поколениями исследователей, произвольно меняют минусы на плюсы, плюсы на минусы и под видом новаций преподносят неискушенному читателю давно уже обоснованно отвергнутые антинаучные или околонаучные концепции.

Противостоять расползанию исторического невежества, ис­торическим спекуляциям можно только путем пропаганды объективных исторических знаний, полученных на основе все­стороннего изучения исторических источников и критического осмысления имеющейся исторической литературы. Именно это заставило авторов обобщить материал по истории Белоруссии, дать объективное изложение событий на ее территории с древ­нейших времен до наших дней.

Книга написана в соответствии с ныне действующими про­граммами по истории Белоруссии, утвержденными Министер­ством образования Республики Беларусь.

ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ

Первые люди на территории Европы появились около 600 тыс. лет до н. э., в Белоруссии—около 100 тыс. лет до н. э. Это было связано с тем, что в древности территория Белоруссии была покрыта ледниками. Известны три крупные и несколько мелких по времени и продолжительности оледенений: березинское (500 — 350 тыс. лет до н. э.), днепровское (300 — 110 тыс. лет до н. э.) и волдайское (90 — 83 тыс. лет до н. э.). Полностью ледниковый пе­риод в Белоруссии окончился только в 9-м тысячелетии до н. э. С этого времени началось интенсивное заселение ее территории людьми.

Самыми древними стоянками первобытных людей, обнару­женными археологами на территории Белоруссии, являются сто­янки около деревень Бердыж Чериковского района и Юровичи Калинковичского района Гомельской области. Они датируются 40 — 30 тысячелетиями до н. э.

Первоначально первобытные люди вырабатывали орудия труда из камня. Весь этот период историки называют каменным веком. По способам и приемам обработки камня они делят ка­менный век на палеолит (древний каменный век), мезолит (сред­ний каменный век), неолит (новый каменный век). Для палеоли­та характерны самые примитивные способы обработки камня — отколы, ретуширование и т.д. В мезолите люди уже использова­ли грубообработанные каменные топоры, долота, наконечники стрел, копий, ножи и т.д. В эпоху неолита каменные орудия тру­да уже изготавливались с использованием таких видов обработ­ки, как пиление, шлифование и сверление. В Белоруссии палео­лит датируется 40 — 9-м тысячелетиями до н. э., мезолит—8—5-м тысячелетиями до н. эры, неолит — 4 — 3-м тысячелетиями до н. э.

Основными занятиями первобытных людей в эпоху палео­лита были охота, рыболовство и собирательство. Охота на круп­ных животных (мамонта, бизона, северного оленя и др.) вместе с собирательством и рыболовством обеспечивали людей запасами продуктов питания, что способствовало оседлому образу жизни. Жили первобытные люди в небольших землянках, построенных из костей мамонтов, жердей, больших камней и плит, взятых из моренных отложений. Крышей служили шкуры животных, убитых на охоте. В центре жилья размещался очаг для костра. К 40-му тысячелетию до н. э. первобытные люди жили уже отдельными семьями.

Несколько парных семей составляли общину — род. Осно­вой общины в это время являлась группа родственников по ма­тери. Отсюда и название общины — материнский род. В это вре­мя уже существовали экзогамия, т.е. обычай, который строго запрещал брачные связи внутри рода, и эндогамия, т.е. браки могли заключать члены одного племени.

В эпоху позднего палеолита зародились религия и искусст­во. Первоначально люди поклонялись зверям, птицам, рыбам, ра­стениям. Такая религия называется тотемизмом. Позже возник культ потусторонней жизни, что привело к появлению погребаль­ных обрядов.

В эпоху мезолита и неолита в жизни первобытных людей про­изошли значительные изменения. Это было связано с совершен­ствованием орудий труда. Люди изобрели лук и стрелы, научи­лись лепить из глины посуду, пилить, шлифовать и сверлить камень. Появились земледелие и животноводство. С их возник­новением возросла роль мужчины, что привело к замене матри­архата патриархатом.

До конца 3-го тысячелетия до н. э. на территории Белорус­сии жили финоугорские племена, потом на смену им пришли баллы — предки нынешних литовцев и латышей. Их поселение совпало с веком металлов. Первыми металлами были медь и брон­за. В VII в. до н.э. население Белоруссии научилось выплавлять и железо.

С появлением железных орудий труда главным занятием пер­вобытных людей стало земледелие (подсечное), а основными по­севными культурами — пшеница, горох, полевые бобы, просо и др. Развитие земледелия способствовало повышению хозяйствен­ного значения животноводства, а появление железных орудий труда — развитию домашних промыслов. Все это вело к резкому повышению производительности труда, накоплению запасов ма­териальных ценностей, зарождению имущественного неравен­ства. А это уже вело к разложению первобытнообщинного строя. Результатом стало разложение родовой общины и появление со­седской (территориальной) общины.

В этот период в жизни людей значительно возросла роль во­оруженной части населения, защищающей общину от нападений извне. Воины на своих собраниях решали все дела, касающиеся жизни общины. Из наиболее знатных воинов формировалась при­вилегированная часть общества. Такой общественно-политичес­кий строй на последней стадии первобытного общества получил название военной демократии.

Разложение первобытного общества на территории Белоруссии совпало по времени с заселением ее славянами. Славяне при­шли на территорию Белоруссии из Висло-Одерского междуречья в VI — VII вв. н. э. Расселяясь, они ассимилировали балтов. На территории Белоруссии осели три группы (союза) восточно-сла­вянских племен: в верховьях Днепра и бассейне Западной Дви­ны — кривичи (полочане), в бассейне реки Припять — дрегови­чи, между Днепром и Сожем — радимичи. Позже они составили основу белорусской народности.

На сегодняшний день в исторической литературе нет едино­го мнения о времени и путях расселения славян на территории Белоруссии. Еще недавно считалось, что славяне пришли с Юга, из лесостепных районов Украины, а прародиной их был Балкан­ский полуостров. Примерно десять лет назад эта точка зрения преобладала в школьных и вузовских учебниках. Но когда было доказано, что местопребыванием славян накануне их расселения на территории Белоруссии, Украины и России было Висло-Одерс-кое междуречье, то некоторые историки и археологи начали ут­верждать, что славяне пришли на территорию Белоруссии с За­пада и Юго-Запада и что через Белоруссию прошли почти все группы восточнославянских племен. Закрепились же на ее тер­ритории только кривичи, дреговичи и радимичи. Но такое пред­ставление, на наш взгляд, является ошибочным, ибо остается от­крытым вопрос, почему же не осели восточнославянские племена в Западной Белоруссии, где условия для жизни людей были более благоприятные, чем там, куда пошли славяне. Такое представле­ние о путях расселения славян не дает ответа и на вопрос, как здесь, в Западной Белоруссии, в условиях интенсивного движе­ния славян, еще долгое время обитали балтские племена, а сла­вяне освоили эти территории только в XI — ХП вв. Нам кажется, что более правдоподобной является концепция доктора истори­ческих наук, профессора Э.М.Загорульского, который утверждает, что славянские племена, начавшие движение из Висло-Одерско­го междуречья в юго-восточном направлении (в лесостепные рай­оны Украины), были отсечены от основной массы славянства гер­мано-кельтскими племенами, двигающимися более энергично в этом же направлении. Отсеченую группу германо-кельты раско­лоли на две части. Одна из них была оттеснена на Балканский полуостров, где позже сформировалась группа южно-славянских племен (сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, черногорцы, сло­вены и болгары). Другая часть славян поселилась на северо-запа­де Украины и в южных районах Белоруссии (р. Припять). В VI — VHI вв. славяне отсюда никуда не двигались. Здесь они сформи­ровались как восточное славянство, здесь сформировалась и древ­нерусская народность—Русь, давшая потом название образовав­шемуся славянскому государству — Киевской Руси. В IX в., когда славяне значительно окрепли и в силу демографического роста им стало тесно на занятой территории, они приступили к освое­нию близлежащих земель (балтов, фино-угров, ирано-тюрков).

Впереди двигались вооруженные славянские дружины. Продви­гаясь по рекам, они строили на своем пути укрепленные городи­ща, многие из которых впоследствии стали городами. Вслед за вооруженными дружинами шло земледельческое население, ас­симилируя местных аборигенов, в частности балтов. О том, что именно таким путем шло расселение славян на территории Бело­руссии, свидетельствует освоение ими Понеманья и Побужья в XI — ХII вв. Славяне в районах своего расселения частично вы­теснили балтов, частично уничтожили, а оставшихся ассимили­ровали. В некоторых местах и славяне были ассимилированы бай­тами. Но в итоге победила славянская стихия. Это можно объяснить тем, что славяне на несколько столетий опережали по своему развитию балтов. Эти процессы продолжались довольно долго, на протяжении нескольких столетий.

БЕЛОРУССКИЕ ЗЕМЛИ В IX — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХIII в.

Социально-экономическое развитие белорусских земель в IX — первой половине ХIII в.

Расселение восточнославянских племен на территории Белоруссии совпало с формированием феодального способа про­изводства. Способ производства — это такой хозяйственный ук­лад, который характеризуется определенным типом отношений в жизни людей, имеющий в своей основе ту или иную форму соб­ственности на средства производства. При первобытнообщинном строе существовала общинная собственность на средства произ­водства. Необходимость коллективного труда и общественной соб­ственности на средства производства (землю, орудия труда) было обусловлено примитивностью орудий труда. В общинах существо­вал уравнительный принцип распределения производимых мате­риальных благ (продуктов питания, одежды и т.д.). Только на не­которые орудия труда существовала личная собственность членов общины.

В результате разложения первобытного общества складыва­ется рабовладельческий способ производства. Основным источ­ником добывания рабов долгое время была война, захват людей в плен. Но у восточных славян рабовладение широкого распрост­ранения не получило, хотя просуществовало довольно долго. Об этом в свое время писал Кирилл Туровский. В одной из своих про­поведей он писал, что хозяева плохо относятся к своим рабам и рабыням, не дают им в достаточном количестве продуктов пита­ния, одежды и бьют их часто без причины. Но уже с IX в. у восточ­ных славян шел интенсивный процесс формирования феодаль­ных отношений.

Феодальными отношениями называются такие отношения, которые основаны на частной собственности на землю и непол­ной собственности на работников — крестьян. Поскольку при феодализме основным средством производства была земля, она и стала собственностью феодалов. Верховным собственником зем­ли, ее распределителем в раннефеодальном государстве — Киев­ской Руси, куда вошли земли кривичей, радимичей и дреговичей, был великий князь. Он регулировал владения крупных, средних и мелких феодалов в зависимости от своих военно-политических и финансовых целей. Феодалы получали во впадение землю от ве­ликого князя за службу, в основном военную или государствен­ную. Получив землю, феодал независимо от формы собственнос­ти (условной или безусловной) не мог обойтись без крестьян, т.к. землю нужно было обрабатывать. Феодал наделял землей крес­тьян, которые попадали при этом к нему в зависимость. Суще­ствовали две формы феодальной зависимости: экономическая (выполнение крестьянами феодальных повинностей: дани, обро­ка продуктами, денежного оброка, барщины) и личная (лишение личной свободы). В Древнерусском государстве все крестьяне уже находились в экономической зависимости и выполняли в пользу феодалов повинности — давали дань, платили оброк и даже вы­полняли барщину. Но первоначально основной формой повинно­стей была дань. Она взималась продуктами неземледельческого характера (мехом, медом, рыбой, грибами и т.д.). Это было связа­но с тем, что уровень производительности труда в крестьянском хозяйстве был еще низким. Крестьяне не производили в доста­точном количестве излишков продуктов, которые феодал мог за­бирать. При феодализме помимо принципа «нет земли без госпо­дина» действовал другой принцип — пользоваться крестьянином так, чтобы его хватило на завтра, т.е. давать возможность воспро­изводиться крестьянскому хозяйству. Когда же производитель­ность труда в крестьянском хозяйстве возросла, феодалы начали переводить крестьян на оброк продуктами, денежный оброк и даже барщину. При феодализме все 4 формы феодальных повин­ностей сосуществовали, но одна из них в тот или иной период была главной, доминирующей: в IX — XI в. — дань, в XI — XIV в. — оброк продуктами, в XV — первой половине XVI в. — денежный оброк, со второй половины XVI в. — барщина.

Но одной экономической зависимости для эксплуатации фе­одалами крестьян было недостаточно. Феодалы стремились уста­новить и личную власть над крестьянином. Уже в «Русской прав­де» Ярослава Мудрого встречаются и категории лично зависимых крестьян — закупы, рядовичи, изгои, холопы и др. Но все они, кроме холопов, были еще временно лично зависимыми и могли освободиться, если отдавали купу или выполняли условия дого­вора —ряда. Да и феодалы еще не стремились их закабалить окон­чательно, ибо сами еще не были неограниченными собственни­ками земли. Крестьяне в это время жили общинами и сообща отвечали за выполнение повинностей.

Дальнейшее развитие сельского хозяйства привело к новому разделению труда, к отделению ремесла и торговли от земледе­лия. Это привело к возникновению городов. Летописи не говорят о точном времени их возникновения. О городах сообщается толь­ко в связи с тем или иным событием. Сами же города возникали гораздо раньше. О Гродно, например, впервые сообщается в Ипа­тьевской летописи под 1128 г., а город возник, согласно материа­лам археологических раскопок, в начале XI в. Некоторые из горо­дов основывались как военные крепости (Гродно, Браслав, Новогрудок), другие — как центры административной и хозя ственной жизни землевладельческих округ (Изяслав, Борисов), а третьи — как бывшие племенные центры (Полоцк, Туров) и т.д.

Древние белорусские города состояли из двух частей — а репленного дитинца (града) и торгово-ремесленного пасада. Мно гие из них размещались на мысах, образованных слиянием дву рек, на месте бывших городищ. И названия свои они получали с названия реки, на берегу которой возникли (Полоцк — от назва­ния реки Полоты, Витебск — реки Витьбы, Минск—Менки, Грод­но — Городничанки). Все древние города имели мощные оборо­нительные укрепления. Они обносились земляными валами, укреплялись деревянными стенами. Въезды защищали мощные деревянные башни. Некоторые крепости обносились еще глубо­кими рвами, заполненными водой.

В укрепленной части города жили князья с дружинами и феодальная знать, в торгово-ремесленных пасадах — ремеслен­ники и торговцы, основная часть населения города. Города явля­лись центрами ремесленного производства. В IХ — XI вв. в них уже насчитывалось более 40 видов ремесла: кузнечное, оружей­ное, ткацкое, сапожное и др. Но процесс отделения ремесла от земледелия еще не завершился и многие горожане занимались земледелием. Развивалась и торговля. На рынках продавались из­делия других стран и городов. Через белорусские земли прохо­дил знаменитый путь «из варяг в греки», поэтому сюда попадали товары из Скандинавии, Византии, стран Западной Европы и Ближнего Востока.

Социально-политическое развитие белорусских земель в IX — первой половине XIII в.

Расселение восточных славян на территории Белорус­сии совпало с развитием феодальных отношении. Они имели уже свои княжения, состоявшие из волостей, бывших родовых общин. В каждой волости были свои веча и князья с дружинами. Законо­дательная власть принадлежала вечу — общему собранию всех взрослых жителей волости. Оно избирало князя, объявляло войну

и заключало мир с соседями, принимало решения, регулирующие хозяйственные и общественно-правовые отношения в пределах волости. Волостные князья, как правило, рекрутировались из быв­ших родовых старейшин» племенные князья—из волостных. При­глашались в князья и посторонние люди — варяги. Главным горо­дом Полоцкой земли был г. Полоцк. Первым известным по летописям полоцким князем был Рогволод (княжил в последней четверти X в.). Центром Дреговичской земли был г. Туров. Назва­ние города и одноименного княжества, как считают многие исто­рики, произошло от имени князя Тура. Летописи также называют Радима, который, вероятно, был первым князем радимичей.

Формирование племенных «княжений» у восточных славян проходило одновременно с формированием Древнерусского го­сударства — Киевской Руси. Это было связано с тем, что воин­ственные соседа славян — варяги и хазары — вынуждали их пла­тить дань. Чтобы противостоять агрессивным устремлениям соседей, славяне объединялись. В середине IX в. уже существова­ли северный и южный союзы восточнославянских племен. Позже они объединились и создали единое государство — Киевскую Русь. Когда и при каких обстоятельствах белорусские земли вошли в состав Древнерусского государства? Как явствует из древнерус­ских летописей, Полоцкая земля первоначально входила в состав северного союза восточнославянских племен во главе с Новгоро­дом. Полочане (кривичи) принимали участие в призвании Рюри­ка в Новгород. В летописях сообщается также, что Рюрик, став новгородским князем, начал раздавать города «мужам своим». Среди них упоминается и город Полоцк. Но в 867 г. киевские кня­зья Оскольд и Дир совершили поход на Полоцк и присоединили его к Киеву, который в это время являлся столицей южного союза восточнославянских племен. По всей вероятности, в это же вре­мя к Киеву были присоединены и земли дреговичей.

В 882 г., как сообщается в «Повести временных лет», родствен­ник новгородского князя Рюрика Олег совершил поход на Киев, занял его и сделал столицей объединенного государства — Киев­ской Руси. Киевские князья Оскольд и Дир были убиты. В резуль­тате этих событий земли кривичей (полочан) и дреговичей оказа­лись в составе Древнерусского государства. Во время правления Олега, ставшего после смерти Рюрика фактически главой объе­диненного государства (сын Рюрика Игорь был еще очень малень­ким), в состав Киевской Руси были включены и земли радимичей. Позже других в состав Древнерусского государства — Киевской Руси вошли земли Понеманья и Побужья. Это случилось во вто­рой половине XI — начале XII в. Так представляется в письмен­ных источниках (летописях) процесс включения белорусских зе­мель в состав Древнерусского государства — Киевской Руси.

Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь. Ему подчинялись удельные кня­зья и бояре, составлявшие местную администрацию. Как прави­по, они рекрутировались из местной племенной знати. Крестьян и мещан держали в подчинении с помощью военной силы—кня­жеских дружин. В ряде городов важным органом самоуправле­ния оставалось вече.

О положении белорусских земель в составе Древнерусского государства в период правления Олега, Игоря, Ольги и Святосла­ва в летописях сведений фактически нет. Известно только, что полоцкая дружина принимала участие в походах Олега на Визан­тию и последняя платила дань древнерусским городам, в том числе Полоцку.

После смерти Святослава (972 г.) великим киевским князем стал его сын Ярополк (972 — 980 гг.). Вскоре он поссорился со своим младшим братом — Полянским князем Олегом и убил его. Второй брат — новгородский князь Владимир, боясь участи Оле­га, сбежал к варягам, но" через 2 года вернулся и начал борьбу против Ярополка. Готовясь к походу на Киев, Владимир решил за­ручиться поддержкой полоцкого князя Рогволода и послал к его дочери Рогнеде сватов. Но Рогнеда в оскорбительной форме от­казала Владимиру. Тогда он напал на Полоцк, убил Рогволода и 2-х его сыновей, а Рогнеду взял в жены силой. Разбив войско Яро­полка в 980 г. Владимир стал великим киевским князем.

Рогнеда родила Владимиру шестерых детей (четверых сыно­вей и двоих дочерей). Но после, согласно легенде, она совершила неудачное покушение на жизнь Владимира, за что якобы была сослана вместе со старшим сыном Изяславом в Полоцкую землю. Здесь Изяслав вскоре занял дедушкин престол и возобновил мес­тную княжескую династию. После его смерти (1001 г.) полоцкими князьями были сыновья Изяслава — Всеслав (1001 — 1003 гг.) и Брячислав (1003 — 1044 гг.).

Во второй половине XI в. Древнерусское государство начало распадаться на отдельные княжества и феодальные республики. Этот процесс начался еще при Ярославе Мудром. Ярослав был вынужден передать своим сыновьям отдельные земли, которые вскоре приобрели статус самостоятельных государств.

Процесс феодальной раздробленности был вызван дальней­шим развитием производительных сил в сельском хозяйстве и ремесле, ростом городов, повсеместным преобладанием феодаль­ных отношений. Это вело к укреплению местных феодальных центров и стремлению местной феодальной знати к политичес­кому обособлению своих княжеств. Эти княжества имеют соб­ственные интересы, цели и задачи. Они стремились стать суве­ренными, независимыми от столичного города Киева.

Одним из первых начало обособляться Полоцкое княжество. После смерти Брячислав а (1044 г.) полоцким князем стал его сын Всеслав Брячиславович (1044 — 1101 гг.). Сначала он не высту­пал против киевских князей и даже поддерживал их в борьбе с кочевниками. Но уже в 1065 г. Всеслав напал на Псков, который находился под эгидой Киева. Нападение было отбито. Но в следу­

кэшем, 1066 г., Всеслав захватил Новгород, разграбил его, а боль­шое количество населения взял в плен. В ответ на это киевский князь Изяслав Ярославович ворвался в Полоцкую землю, осадил и взял Минск (1067 г.). 3 марта 1067 г. на р. Немига произошла битва между войсками Всеслава и киевских князей. Всеслав по­терпел поражение. После этого Изяслав Ярославович заманил Всеслава в свой лагерь под Оршей, вероломно захватил его в плен и посадил в тюрьму в Киеве. Но в сентябре 1068 г. в Киеве вспых­нуло восстание, во время которого Всеслав был освобожден и про­возглашен великим киевским князем.

Правление Всеслава в Киеве продолжалось недолго. В1069 г. Изяслав Ярославович вернулся из Польши в Киев, и Всеслав сбе­жал в Полоцк. Сын Изяслава — Мстислав изгнал его из Полоцка и занял город. После смерти Мстислава в Полоцке правил второй сын Изяслава — Святополк. Но в 1071 г. Всеслав вернул себе По­лоцк. Правда, киевские князья не оставили в покое Полоцкую зем­лю. Племянник Изяслава — Владимир Мономах несколько раз врывался в пределы Полоцкой земли, разрушая ее города и села.

В конце XI — начале XII в. обособились от Киева и другие белорусские земли. В Понеманье выделились Гродненское, Новогрудское и Волковысское княжества. На юге обособились Пинс­кое и Дубровенское княжества. Тяжелее всего вело борьбу за ос­вобождение Туровское княжество, которое непосредственно межевало с Киевским. Ему удалось выйти из подчинения Киеву только во второй половине ХII в. Здесь утвердилась самостоятель­ная княжеская линия — наследников киевского князя Святопол-ка Изяславовича. Но, выйдя из-под власти Киева, Туровское кня­жество распалось на ряд отдельных уделов и княжеств. Уже в 1128 г. в летописях упоминается о Клецком уделе. Во второй по­ловине ХII в. выделяется Дубровицкое, в конце того же столетия независимым становится Слуцкое княжество. Раздробленное и обособленное, когда-то обширное Турово-Пинское княжество в ХIII в. попадает под влияние то галицко-волынских, то литовских князей.

Не сохранила своего единства Полоцкая земля. После смер­ти Всеслава она также начала распадаться. Уже в начале XII в. из ее состава выделились Минское и Друцкое княжества, в 1128 г. — Изяславское, в середине ХII в. — Строжевское, в 1162 г. — Городецкое, в 1165 г. — Витебское, в 1181 г. — Лагойское, в начале ХIII в. — Герцикское и Кукенойское.

В 60 — 70-х г. ХII в. Полоцкое и Витебское княжества попали в зависимость от более сильного в тот период Смоленского кня­жества, которое также обособилось от Киева и стремилось рас­ширить свои владения. Под властью смоленских князей в то вре­мя находились также Орша, Копысь, Кричев, Пропойск, Мстиславль. Земли, расположенные на левом берегу Днепра, на юго-востоке от Рогачева, а также небольшая территория на пра­вом берегу Днепра с Речицей, находились во владении чернигов­ских князей. Земли в нижнем течении Припяти: Мозырь, Братин и др. относились к Киевскому княжеству.

Берестейская земля после распада Турово-Пинского княже­ства попала в состав Галицко-Волынской земли. Вскоре в ее под­чинение попала и так называемая Черная Русь (Гродненское, Новогрудское, Волковысское княжества).

Борьба населения белорусских земель против иноземных завоевателей (конец ХII—первая половина ХIIIв.)

Политически раздробленные и ослабленные феодаль­ными междуусобицами белорусские земли стали объектом агрес­сии немецких крестоносцев, которые во второй половине ХII в. начали проникать в восточную Прибалтику. Предки латышей и эстонцев к тому времени еще не имели своей государственности. Тем не менее первые немецкие отряды, которые высадились в устье Западной Двины, были разбиты. Однако они прибывали во все большем количестве, и с конца XII в. между ними и прибал­тийскими племенами началась упорная длительная война.

Планомерное завоевание Прибалтики крестоносцами связа­но с именем епископа Альберта, который построил в устье Запад­ной Двины крепость Ригу в 1201 г. Годом позже он создал при помощи римского папы — рыцарский орден, который вначале назывался орденом меченосцев, а с 1237 г. — Ливонским. В ско­ром времени орден возвел несколько крепостей, и прибалтам уже не под силу было сдерживать крестоносцев. Они просили помо­щи у Полоцка. В то время власть Полоцка распространялась на нижнее течение Западной Двины, и прибалтийские племена ли­вов и латгалов платили ему дань. Здесь имелись и две крепости— Герцике и Кукейнос, которые принадлежали Полоцку. Появление немецких крестоносцев в Прибалтике стало угрожать полоцким князьям потерей этих земель. Поэтому летом 1203 г. дружины полоцкого князя Владимира осадили немецкие крепости Икскюль и Гольм. В том же году князь Герцике Всеволод совершил поход на Ригу. Но эти походы не принесли Полоцку успеха. Не был успе­шен поход Владимира вместе с ливами против крестоносцев и в 1206 г. 11 дней полочане безуспешно осаждали Гольм и вынужде­ны были отступить. Не помогли и камнеметательные машины. Немецкие рыцари были вооружены лучше полочан. Им помогали северные немецкие города, германский император, папа римс­кий и правители других стран Западной Европы.

В 1208 г. крестоносцы захватили Кукейнос, а в 1209 г. разгра­били и сожгли Герцике. В следующем, 1210 г. между рижским епис­копом Альбертом и полоцким князем Владимиром был заключен договор, по которому Полоцк сохранял свое право получения дани с ливов. Но платить ее обязался епископ. Через два года начались новые переговоры. Владимир потребовал от крестоносцев отка­заться от крещения ливов, угрожая сжечь все их замки. Но до­биться своего он не смог. К тому же на Полоцкую землю начали совершать набеги литовцы, что значительно ослабило военные силы полочан. Переговоры закончились тем, что Владимир вы­нужден был отказаться от Нижнего Подвинья, добившись только свободной торговли по Западной Двине. Но борьба полочан про­тив крестоносцев после этого не прекратилась. В 1214 г. немцы, нарушив договор, вновь напали на Герцике, но были разбиты ли­товцами, призванными Полоцком. Город с частью княжества не­которое время еще принадлежал Полоцку.

Наши рекомендации