Взгляды на политическую организацию обществ Ф. Аквинского и А. Аврелия
Государство выступает в сочинении Августина в виде «Града земного», противостоящего «Граду Божиему». Обосновывая разделение власти на церковную и светскую, государственную, Августин говорил о безусловном приоритете церковной власти, идущем от Бога. Власть государственная, объяснял он, регулирует поведение и деятельность людей в их временном земном существовании и сама является временной. Уже поэтому она должна подчиняться божественной власти, направляющей жизнь вечную. Земным олицетворением божественной власти выступает Христианская Церковь. Ф.Аквинский пытается осмыслить роль и значение в жизни людей таких форм государства, как монархия, аристократия, олигархия, демократия, тирания. При каждой из них реализуется определенная форма власти, и реализуется она прежде всего посредством соответствующей формы государственного правления. По мнению Аквинского, ни одна из названных выше форм государства не является совершенной, ибо не может создать всех необходимых условий для счастья и блага людей, хотя из них он предпочитал монархию. Если правитель пришел к власти путем обмана народа или же дворцового переворота, а также если он подавляет народ и в целом правит несправедливо, то, по мнению Аквинского, народ может восстать против такого правителя и лишить его власти. Он указывает на ситуации, когда подобное восстание будет оправдано: Если власть выступает против законов Бога и элементарных моральных принципов, в случае превышения властью ее компетенций, например, установления чрезмерных налогов… когда правитель, избранный легально, начинает поступать несправедливо.
Нетрудно видеть, что подобная концепция выражает интересы Церкви, ее стремление подчинить светскую власть своему влиянию. Ф.Аквинский выступал против идеи социального равенства. Он истолковывал политическое и правовое неравенство существовавших сословий как вполне естественное, вытекающее из различий природных способностей людей. Отсюда его вывод о неустранимости сословного неравенства. Политические воззрения Августина Аврелия и Фомы Аквинского оказали существенное влияние на дальнейшее развитие христианской политической мысли.
Типы политических решений
Политические решения могут быть классифицированы по различным основаниям.
· Говоря о наличии ситуации ресурсных ограничений, их можно разделить на решения, принимаемые:
· в условиях неопределенности и в условиях достаточности информации;
· в условиях отсутствии времени и в условиях наличия временного запаса;
· в условиях лимита на финансовые ресурсы и в условиях обеспеченности ими;
· в условиях ограниченности организационной базы и в условиях наличия значимого оргпотенциала.
· Одну из первых попыток выделить основные типы собственно политических решений можно найти в работе Р. Макридиса «Изучение сравнительного правительства», вышедшей в свет в середине 50-х годов XX в. Он выделял три типа политических решений.
Первый был назван им фундаментальным, – этот вид решений затрагивает всю схему принятия решений в обществе и непосредственно само лицо, принимающее решение. По сути, речь идет о таких решениях, которые кардинальным образом меняют существующую политическую систему. Не случайно Р. Макридис говорит о двух способах принятия данных решений – легитимном (в виде конституционных реформ) и нелегитимном (в виде революций).
Второй тип политических решений – решения законодательные. Они затрагивают статус и права многих членов общества и устанавливают новые процедуры принятия решений в обществе. К ним относятся законы и подзаконные акты, принимаемые органами законодательной власти.
Наконец, третий тип решений – решения, касающиеся отдельных, индивидуальных случаев, которые Макридис называет административными или судебными. Фактически они представляют собой технику применения решений второго типа к конкретным ситуациям.
· Типология политических решений по Т. Клементевичу
Субъекты | Уровень интеграции интересов | |
Центральный | Местный | |
Граждане | Выборы в центральные органы, референдум | Выборы в местные органы, собрания всех жителей |
Представители (представительская форма) | Постановления, решения парламента | Местные планы социально-экономического развития |
Представители (непредставительская форма) | Решения высших органов политических партий, профсоюзов | Проблемные решения местных органов политических партий |
Также стоит отметить, что типологии поддается не только принятие, но и реализация политических решений. С этой точки зрения их следует разделять на:
· элитизм;
· популизм;
· консерватизм;
· радикализм;
· демократизм.