Реформы середины XVI века значительно укрепили центральную власть и государственное управление, что позволило Ивану IV перейти к решению задач внешней политики
Дмитриева Ксения
http://www.home-edu.ru/user/f/00001231/examen/16_vek/rada.htm
Смута начала XVII века и исторические судьбы России
В исторической литературе Смутой (Смутным временем) принято называть драматические события конца XVI – начала XVII веков, начавшиеся со смертью в 1598 году царя Федора Ивановича и пресечением династии Рюриковичей, где тесным образом переплелись различные по характеру явления: кризис власти, самозванство, гражданская война и иностранная интервенция.
Это была эпоха кризиса российской государственности. Во второй половине XVI в. Россия ощутимо отставала от Европы и от западных русских земель, входивших в состав Литвы. Разрыв в уровнях развития нарастал. Недороды, эпидемии ухудшали положение.
Учреждение на Руси патриаршества, происшедшее именно в царствование Фёдора, не было случайным. Патриаршество явилось показателем возросшей духовной самостоятельности России, признания её ведущей державой православного мира.
Вопрос о власти после смерти Фёдора был решён почти безболезненно: патриарх Иов, пользовавшийся большим авторитетом, предложил на царство кандидатуру Бориса Годунова, шурина умершего царя. Земский собор единодушно поддержал Иова. Начало нового царствования не предвещало стране катаклизмов: Годунов был опытным управителем – при Фёдоре он возглавлял Посольский приказ, отлично разбирался в хитросплетениях международной политики. Став царём, он стремился обеспечить стабильность в стране, ввёл винную монополию, вкладывал средства в строительство новых городов в Поволжье, на Урале и в Сибири, уделял внимание развитию образования.
И всё-таки Годунову не удалось предотвратить Смуту. Её причины -
(1) внутренние проблемы - Боярские кланы пытались третировать «худородного» Годунова, что ослабляло государство.
(2) иностранное вмешательство в ход российских событий. Оно и стало главной причиной Смуты.
Геополитической соперницей России была Польша. Пока Россия сохраняла державную мощь под скипетром Рюриковичей, такие призывы мало чего стоили. Когда же древняя династия пресеклась, шляхта и католические кардиналы воспользовались ситуацией.
Планы подчинения России поляки поначалу пытались реализовать руками самозванца Григория Отрепьева (монаха Чудова монастыря), присвоившего имя покойного царевича Дмитрия и заявившего права на московский престол. Он был ставленником Польши и Ватикана (Папы Римские Климент VIII и его преемник Павел V). Отрепьев тайно принял католичество, и папский нунций Рангони благословил его поход на Москву с большим польским отрядом.
После смерти Годунова Лжедмитрий захватил власть. Было казнено немало москвичей-патриотов за обличение «ложного царика». Поляки занялись грабежами, насилием над мирными жителями. За год его «царствования» казна была разорена. Вспыхнуло восстание, в ходе которого москвичи перебили поляков и расправились с Отрепьевым. Бояре избрали на царство Василия Шуйского.
На политической сцене появился ещё один самозванец, прозванный «тушинским вором». Вместе с польским «наместником» Гонсевским, которого русские ни на какое «наместничество» не звали, тушинский вор продолжил грабёж страны. Как и Отрепьева, поляки снабжали его деньгами и оружием. Второму Лжедмитрию в «наследство» от первого достались не только польская поддержка, но и «царица» - дочь богатого польского магната – Марина Мнишек.
После разгрома отрядов тушинского вора войсками молодого и талантливого русского полководца Михаила Скопина-Шуйского поляки начали прямую интервенцию в Россию. Василий Шуйский был насильно пострижен в монахи, позднее его увезли в польский плен. Скопина-Шуйского предательски отравили его завистники. В Москве установился компрадорский режим, названный «семибоярщиной». Поляки, лишившись возможности разыгрывать карту самозванства, предъявили открытые претензии на российский престол. В августе 1610 года тушинскими боярами в Кремле была инсценирована «присяга московитов» польскому королевичу Владиславу. В Москве обосновался польский гарнизон. При соучастии боярина-изменника Салтыкова поляки устроили здесь кровавую резню. Перебив несколько тысяч москвичей, они сожгли город.
Вдохновителем сопротивления польским оккупантам стал патриарх Гермоген. Пример самоотверженности в противостоянии интервентам показали защитники Троице-Сергиевой лавры. 16 месяцев выдерживали они осаду со стороны поляков, шестикратно превосходивших их по численности. Россию от интервентов освободило народное ополчение, собранное в результате низовой инициативы и вопреки политическим манёврам боярской знати. Инициатива шла из провинции. Сначала рязанский воевода Прокопий Ляпунов, по словам летописи, «начал ссылатись со всеми городами, чтоб им стать за одно и помочь Московскому государству».
После гибели Ляпунова новый народный вождь появился в Нижнем Новгороде – «Кузьма Минин, рекомый Сухорук». На зов Минина откликнулись города и сёла русского севера и Пермского края. Поднялось Поволжье, где вместе с русскими шли татары, башкиры, калмыки, чуваши.
Возле столицы разгорелись жаркие бои с польскими войсками. В конце августа 1612 года Кузьма Минин с отрядом пятьсот человек переправился через Москву-реку и атаковал две польские роты возле Крымского моста, после чего началось наступление на Москву всего ополчения. Осенью произошли решающие сражения, в которых ополченцы добились перелома в свою пользу. В конце октября схватки происходили уже у стен Китай-города. 4 ноября Китай-город был взят штурмом, «много в нём литвы и немец побили, оставшихся же в Кремль вогнали». Несколько дней спустя польский гарнизон в Кремле капитулировал.
В начале 1613 года государственное управление было восстановлено: Земский собор избрал царём Михаила Романова. Эта кандидатура устроила всех, кто был заинтересован в возрождении России.
Здоровый консерватизм первых Романовых давал возможность развернуть в стране созидательную деятельность, направленную на обеспечение надёжных исторических перспектив.
Автор: Осокина И.
БОРЬБА ЗА ПУТИ РАЗВИТИЯ
Во время Смуты у страны появилась альтернатива. Или по-прежнему идти путем, близким к восточному, и, следовательно, превратиться в обычную деспотию. Или вернуться на европейский путь, что означало необходимость предоставления свободы обществу. В Смутное время развернулась острая борьба общественных сил за выбор пути развития. На разных этапах Смуты она протекала по-разному.
ПЕРВЫЙ ЭТАП СМУТЫ. 1598–1605 гг. – период царствования Бориса Годунова.
Борис Годунов как политический деятель сформировался во времена Ивана Грозного, в его окружении. Будучи незнатным, сумел выдвинуться, не в последнюю очередь благодаря родству с кровавым главой опричников Малютой Скуратовым. Он начал править в поисках выхода из «порухи» 60–70-х гг., когда страна была разрушена в ходе Ливонской войны, опричнины; центр и северо-запад опустел, народ бежал на окраины, в Сибирь; в Новгороде 50% земель оказались необработанными; пашни пустовали, крестьянское хозяйство потеряло устойчивость.
В конце XVI в.(Историк Татищев – 1592) Федор Иванович прикрепляет крестьян к земле по наущению Бориса Годунова. Страшный голод начала XVII в. добил привычные моральные ценности. Это оттенялось бездумным копированием иноземных обычаев.
Принимается масса льгот для дворянства. Запасов зерна, припрятанного многими боярами, хватило бы всему населению. Оживился местный сепаратизм.
В целом, прозападная ориентация Бориса была умеренной и непоследовательной. Однако даже задуманное ему развить не удалось. Правление Бориса было коротким – всего семь лет. Некоторые историки считают: если бы в распоряжении Бориса оказалось еще несколько лет, то возможно реформы были бы осуществлены не при Петре I, а на сто лет раньше. Однако царь Борис скончался в 1605 г.
ВТОРОЙ ЭТАП СМУТЫ. 1605 – 1609 гг. В этот период произошел полный распад государства, гражданская война охватила все слои общества: дворянство, крестьянство, казачество. В Москве, как в калейдоскопе, сменялись власти: Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Лжедмитрий II, «семибоярщина».
ТРЕТИЙ ЭТАП СМУТЫ. 1610 – 1613 гг. Это время выбора пути развития. В те годы предпринимались активные попытки возродить на русских землях европейское устройство. Они связаны с западными государствами, прежде всего с Польшей. Польша поддержала Лжедмитрия I, Лжедмитрия II. В 1609 г. началась открытая интервенция. Польские войска заняли западные земли, дошли до Москвы и захватили Кремль.
В этих условиях часть московского боярства попыталась стабилизировать положение, опираясь на силу польского короля Сигизмунда III. Было предложено избрать русским царем сына Сигизмунда III – Владислава. 17 августа 1610 г. был подписан договор о призвании на русский престол польского королевича. Договор предусматривал следующие условия: крещение Владислава в православную веру; категорический запрет на распространение католичества в русских землях (предусматривалась смертная казнь тем русским, которые примут католичество и откажутся от православия); женитьба Владислава на православной невесте; уход польских войск с территории Московского государства, возвращение всех русских пленных. Оговаривалось и устройство государства: царь являлся главой государства, но права его ограничивались Боярской думой и Земским собором, т.е. ограниченная монархия с разделением властей. Предполагалось, что Московское государство останется независимым. Таким образом, выход из кризиса усматривался в переходе на европейский путь развития, используя польские войска и польскую династию.
Договор 1610 г. не реализовался. Владислав не перешел в православие – ему в это время было 15 лет, и он был яростным католиком. Кроме того, перейдя в православие, он терял право на польский престол после смерти отца. В российском обществе началось патриотическое движение за то, чтобы страна решала свои проблемы самостоятельно, без иностранного вмешательства.
Важно отметить, что ополченцы думали не только о чисто военных удачах (вытеснить поляков с русской земли), но и о государственных вопросах. В ополчении был избран земский совет, созданы приказы (судный, посольский и т.д.). Ополчение стремилось стать базой для восстановления российской государственности. В октябре 1612 г. ополчение спасло Москву, освободив ее от польских войск. Изгнание из Москвы польских интервентов дало возможность созвать Земский собор для избрания нового царя. В январе 1613 г. Земский собор избрал на престол Михаила Романова, который положил начало новой правящей династии в России – династии Романовых.
Вопрос 24. Государство при первых Романовых: эволюция государственного и политического строя, становления абсолютизма.
Первым царем из рода Романовых стал Михаил Федорович (время правления 1613-1645). Это произошло в 1613 году, после долгих лет Смуты, разорившей и обескровившей страну.За юного Михаила Федоровича помимо придворных выступили казаки, создавшие собственную легенду о передаче власти царем Федором.Правление первого Романова на начальном периоде отличалось зависимостью от Боярской Думы и несамостоятельностью в принятии решений: по всем важным вопросам Михаил Федорович обращался к Земским Соборам. Однако, со временем начала укрепляться единоличная власть царя: на местах стали управлять подчиненные центру воеводы.
Важнейшей задачей этого периода было восстановление государственного единства русских земель, часть которых после "смутного времени" оставалась под владением Польши и Швеции. В 1632 году, после того как в Польше умер король Сигизмунд III, Россия начала войну с Польшей, в результате которой новый король Владислав отказался от притязаний на московский Престол и признал Михаила Федоровича московским царем.
Самым важным новшеством в промышленности того времени стало появление мануфактур. Дальнейшее развитие ремесла, увеличение производства сельского хозяйства и промысла, углубление общественного разделения труда привели к началу формирования всероссийского рынка. Кроме того, наладились дипломатические и торговые связи России с Западом. Крупнейшими центрами российской торговли стали: Москва, Нижний Новгород, Брянск. С Европой морская торговля шла через единственный порт Архангельск; большей частью товары шли сухим путем. Таким образом, активно торгуя с западноевропейскими странами, Россия добилась проведения самостоятельной внешней политики.
Поднялось и сельское хозяйство. Начинало развиваться земледелиена плодородных землях к югу от Оки, а также в Сибири. Этому способствовало то, что сельское население России делилось на две категории: владельческих и черносошных крестьян. Последние составляли 89.6 % сельского населения. По закону, они, сидя на государственной земле, обладали правом ее отчуждения: продажи, заклада, передачи по наследству. Т. о., крестьяне были лично свободны, у них отсутствовало крепостное право. За выполнением общественных обязанностей следила община с мирским сходом и выборными.
В результате разумной внутренней политики резко улучшилась жизнь простого народа. Так, если за период "смутного времени" городское население в самой Москве уменьшилось более чем в три раза - горожане убегали из своих разрушенных жилищ, то после "реставрации" экономики, по словам К. Валишевского, "... курица в России стоила две копейки, десяток яиц - копейку. Приехав в столицу на пасху, он <посол - П. Л. > был свидетелем благочестивых и милостивых деяний государя, который до заутрени посетил тюрьмы и раздавал заключенным крашеные яйца и бараньи тулупы. " Наметился прогресс и в области культуры. По словам С. М. Соловьева, "... Москва поражала великолепием, красотою, особенно летом, когда к красивому разнообразию церквей присоединялась зелень многочисленных садов и огородов. " В Чудовом монастыре открылась первая в России греко-латинская школа. Была восстановлена разрушенная во время польской оккупации единственная московская типография. К сожалению, на развитие культуры того времени наложило отпечаток то, что сам Михаил Романов был человеком исключительно религиозным. С. М. Соловьев пишет, что "царь участвовал в религиозном торжестве, которому подобного новая Россия уже не видала: из Успенского собора в Спасские ворота двигался крестный ход; за образами и духовенством шли стольники, стряпчие, дворяне и дьяки в золотом парчовом платье, за ними сам государь, за государем бояре, окольничие, думные люди и гости; по обе стороны пути близ царя шли полковники и головы стрелецкие. " Поэтому самыми крупными учеными этой эпохи считались исправители и составители священных книг, что, безусловно, сильно тормозило прогресс.
НАЧАЛО ПЕРЕХОДА К АБСОЛЮТИЗМУ
В правление первых Романовых, Михаила/1613-1645/ и Алексея /1645-1676/ политический строй России развивался от сословно-представительной монархии к абсолютизму, т.е. к самодержавию.
Абсолютизм характеризуется прежде всего сильной королевской властью. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создается разветвленный бюрократический аппарат управления, постоянная армия. Деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается. Возникновение в 16-17 вв. абсолютизма было общеевропейским явлением. Однако в Европе абсолютизм возникает в условиях разложения феодального строя, когда усиливается конфликт между дворянством и набирающей силу буржуазией и феодальное государство вынуждено приспосабливаться к изменившимся обстоятельствам, чтобы защитить интересы господствующего класса и удержать в стране социально-политическое равновесие. В России же в 17 в. только еще создаются предпосылки для возникновения буржуазии. Следовательно, нарастание тенденции к абсолютизму было вызвано в России действием иных факторов, чем в Европе. Главными среди них были следующие:
1.огромность территории России, слабость ее границ, ее многонациональный состав. При таких обстоятельствах "централизация восполняет недостаток внутренней связи..., благодетельна и необходима, ибо без нее все бы расползлось и разбрелось". /С.М.Соловьев/.
2.обостренная необходимость обороны государства от внешних врагов и связанная с этим военно-организаторская и денежно-финансовая деятельность. Крайний централизм самодержавной монархии в решении этих проблем был весьма эффективен.
3.накал социальной борьбы в Русском государстве. Имущие слои общества нуждались в действенном механизме подавления выступлений народных масс.
Первоначально Романовы правили, опираясь на широкую общественную поддержку в лице Земских соборов, которые первое десятилетие после Смуты заседали постоянно. По мере того, как страна выходила из Смуты и крепла царская власть, Соборы созывались все реже. Последний Собор полного состава был проведен в 1653 г. Земские соборы в силу своей несамостоятельной природы /см. Предыдущую лекцию/ не смогли выступить противовесом абсолютной власти монарха.
Вместе с тем, царь был еще вынужден считаться с Боярской Думой, где были сосредоточены представители аристократических фамилий. Дума обсуждала административные и судебные вопросы, составляла указы и законы. Однако значение Думы постепенно падало. В ее состав царь вводит так называемых "думных дьяков" и "думных дворян" , т.е. зависимых от царской власти людей. Дума становится полностью подконтрольной.
Укрепляется приказная бюрократия. Существует около 40 постоянных приказов и несколько десятков временных. Приказы делились на ведавшие отраслями управления в масштабе всей страны /Стрелецкий, Разбойный, Разрядный и др./ и территориальные / Сибирский, Казанский и др./. Зачастую они дублировали в своей деятельности друг друга. К каждому приказу были приписаны определенные города и уезды. Приказ был для них судебным органом.
Изменяется организация местного управления: вся военная, судебная, административная власть в уездах сосредоточилась в руках назначаемых из центра воевод, Земское самоуправление сохранилось только в северных районах.
Во второй пол. 17 в. наряду со стрельцами создается еще одно постоянное войско - "полки нового строя", вооруженные и обученные по европейским образцам.
Все это свидетельствовало о том, что в России начался переход к абсолютной монархии /самодержавию/.
Формально самодержавие было установлено в 1654 г., когда царь Алексей Михайлович принял титул "Царь, Государь, Великий Князь и всея Великия и Малыя и Белая России Самодержец".
Этапы закрепощения крестьян. Сборное уложение 1649 г. : начало юридического закрепления сословных функций.
Этапы закрепощения русского крестьянства.
Крепостное право – высшая форма неполной собственности феодала на крестьянина, основанная на прикреплении крестьянина к земле феодала (боярина, помещика, монастыря и т.п.) или феодального государства.
Фактически сложилось в конце XVI в.
Юридическое оформление крепостного права –
1649 г. – «Соборным уложением» крестьянам окончательно запрещены переходы от феодала к феодалу.
1-й этап: по «Русской правде» смерд и закуп, работавшие на феодала – крепостники. Жизнь = 5 гривен. Если умирал без наследников по мужской линии имущество – к феодалу.
2-й этап: время складывания централизованного государства. Ограничение права ухода от феодала к феодалу.
3-й этап: 1497 г. – «Судебник» Ивана III официально ввел день перехода – Юрьев день осенний – 26 ноября. Введение платы за «пожилое».
4-й этап: 1550 г. – «Судебник» Ивана IV подтверждает право перехода в Юрьев день и увеличивает плату за «пожилое».
5-й этап: 1581 г. – введение «заповедных лет» – годов, в которые вообще запрещены переходы. Не ясно, действовали ли они на территории всей Руси. Не ясна периодичность.
6-й этап: 1592 г. – все население включено в писцовые книги. Появилась возможность установить, какому феодалу принадлежат крестьяне. Ряд историков считает, что был издан указ, запрещающий переход от феодала к феодалу (указ не найден).
7-й этап: 1597 г.
1) Указ о сыске беглых крестьян. Крестьяне, бежавшие после составления первых писцовых книг, должны быть возвращены (срок сыска – 5 лет).
2) Кабальные холопы (рабство за долги) после выплаты долга остаются закрепленными за кредитором.
3) Добровольные холопы (вольный найм) через ½ года работы – пол
4) ные холопы. И кабальные, и вольные холопы освобождаются только после смерти господина.
8-й этап: 1607 г.– по «Уложению» Василия Шуйского срок сыска = 15 лет. Те, кто принимал «беглых» – штраф со стороны государства, компенсация старому владельцу.
9-й этап: 1649 г. – юридическое закрепощение по «Соборному уложению»
ИЛИ
ДРУГОЙ ВАРИАНТ!!!
Из учебника Кириллова В.В. "Отечественная история в схемах и таблицах"