Тема 9.4.Внешняя политика Александра I и Николая I
В 1812 г. Россия подверглась нашествию армий под командованием великого Наполеона, вознесенного судьбой и послереволюционной смутой на трон «Императора французов». Французское нашествие вызвало в российском обществе подъем патриотических чувств. Армия и народ готовы были к любым лишениям во имя победы. К чести Александра I, он, несмотря на страшное честолюбие, решился на передачу функций главнокомандующего популярному фельдмаршалу М.И. Кутузову. Именно всенародное сопротивление нашествию обеспечило впечатляющую Победу в Отечественной войне. Успешные заграничные походы русской армии в 1813—1814 гг. имели большое значение для престижа России в Европе. Россия стала играть важную роль во всех европейских делах.
Александр I стал одним из создателей Священного Союза, который объединил всех монархов Европы. Целью Союза было поддержание политической стабильности в Европе, обеспечение возвращения на престолы тех королей, которые потеряли троны в результате наполеоновских войн. Интересно, что хлопоча о возвращении на французский трон династии Бурбонов, Александр I настаивал на том, чтобы они гарантировали своему народу конституционные права и свободы. Получая корону царя Польского (часть польских земель вошла в Россию), Александр I подтвердил право поляков на сохранение конституции, где польский Сейм имел право принятия законов, полякам разрешалось иметь армию, получать образование на родном языке. У образованных людей России в это время (1815 г.) вновь возродились надежды, что император дарует конституцию. Ходили слухи, что по велению императора министр юстиции Н.Н. Новосильцев тайно пишет проект конституции для всей России. Но надеждам не суждено было сбыться. Не получили свободы крепостные, многие из которых искренне верили, что мужество российских крестьяне войне будет вознаграждено освобождением от крепостного рабства. Не дождалась конституции интеллигенция, прежде всего военная, увидевшая в походах Европу, уже не феодальную и отсталую, как их Отечество, а более благополучную, богатую, динамично развивающуюся.
Внешняя политика Николая I формировалась под влиянием двух сверхцелей: всюду, где только возможно, подавлять революционные движения, угрожавшие спокойствию России и окончательно разгромить слабеющую, раздираемую внутренними конфликтами Османскую империю, давнего врага России. В 1849 г. императорская армия разгромила венгерских повстанцев и спасла Австрию от неминуемого распада. Россия была единственной континентальной страной, не затронутой революционными событиями.
Николай I, отличавшийся большим самомнением, решил, что все препятствия на пути превращения России в ведущую державу Европы устранены. Война с Турцией началась с блестящей победы российского флота, когда адмирал П.С.Нахимов в Синопской бухте потопил весь турецкий военный флот. Вскоре после этого войну России объявили Англия и Франция, еще в 30-е гг. XIX в. заявившие о том, что они являются «гарантами» стабильности Османской империи. Последовавшие за этим события продемонстрировали миру промышленную и техническую отсталость России. Ее парусный флот не мог составить конкуренцию паровому флоту противника, а стрелковое вооружение безнадежно отстало от аналогичной техники англичан и французов. Сражения Крымской войны часто нельзя было назвать боями — враг просто расстреливал русских солдат, как в тире, из своих гораздо более дальнобойных винтовок. Император готовил свою армию не для войны, а в основном для красивых парадов. Важнейшие посты в ней занимали бездарности, столь любезные своим угодничеством императору. И все-таки армия сражалась, и сражалась блестяще под командованием талантливых военоначальников В.А. Корнилова, П.С. Нахимова и Э.И. Тотлебена. Вся Россия с волнением следила за событиями, разворачивающимися вокруг героического Севастополя. По стране собирались пожертвования раненым и увечным воинам, дворяне и крестьяне записывались в ополчение. В феврале 1855 г., получив известие о поражении российских войск под Евпаторией, Николай I умер. Подписывать проигранный мир пришлось наследнику — новому императору Александру II.
Тема 9.6.Россия в эпоху великих реформ Александра II/
Подготовка крестьянской реформы. Модернизация социально-экономической и политической жизни страны была подготовлена предшествующим развитием России. Однако были противники реформ – значительная часть дворянства и чиновничество. В условиях кризиса феодально-крепостнической системы и роста выступлений крестьян император Александр II (1818-1881), понимавший необходимость преобразований, в речи на приеме депутации московских дворян заявил: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу». Началась коренная перестройка общественной жизни, «эпоха великих реформ».
В начале 1857 г. возник Секретный комитет по крестьянскому вопросу, который, проработав около года, был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. В 1858-1859 гг. было создано около 50 губернских комитетов, разрабатывающих проекты освобождения крестьян. Для обобщения проектов губернских комитетов в начале 1859 г. были образованы Редакционные комитеты. Главный комитет по крестьянскому делу, затем Государственный совет на основе материалов Редакционных комитетов разработали концепцию отмены крепостного права. План освобождения крестьян сводился к тому, чтобы сделать как можно меньше уступок со стороны помещиков освобождаемым крестьянам.
Отмена крепостного права. 19февраля 1861 г. Манифестом Александдра II было отменено крепостное право. Освобождение крестьян было ответом на исторический вызов капиталистической Западной Европы, к этому времени значительно обогнавшей Россию. По Положениям 19 февраля 1861 г. частновладельческие крестьяне стали лично свободными. Они получили право распоряжаться своим имуществом, заниматься торговлей, предпринимательством, переходить в другие сословия.
Положения 19 февраля обязывали помещиков дать землю крестьянам, а крестьянам – принять эту землю. Крестьяне наделялись полевой землей по региональным нормам, не бесплатно, а за повинности и выкуп. Размер выкупа определялся не рыночной стоимостью земли, а суммой капитализированного оброка (6%). Государство, выступившее посредником между помещиком и крестьянином, уплачивало помещикам в виде так называемой выкупной ссуды (80% стоимости отданной крестьянину земли), которую затем крестьянин должен был погашать в рассрочку с уплатой и названных процентов. В течение 44 лет крестьяне вынуждены были отдать государству около 1.5 млрд. руб. вместо 500 млн. руб. Крестьяне не имели денег, чтобы внести сразу помещику выкуп за полученную землю. Государство же обязалось сразу выплатить помещикам выкупную сумму деньгами или шестипроцентными облигациями. Стремясь отдать землю в пределах установленной Положениями 19 февраля нормы, помещики отрезали от прежнего крестьянского надела 1/5 земли. Отнятые у крестьян участки земли стали называться отрезками, которые могли быть тем же крестьянам сданы в аренду.
Крестьяне получили землю не в личную собственность, а на общину, которая и была юридически собственником земли. Это означало, что традиционный уклад жизни деревни оставался в неприкосновенности. В этом было заинтересовано государство, помещики, ибо сохранилась круговая порука, община отвечала за сбор налогов.
От крепостного права, помимо частновладельческих крестьян, были освобождены и другие категории крестьянства. Удельные крестьяне, получившие личную свободу еще 1858 г., были переведены на выкуп с сохранением существующих земельных наделов (в среднем 4,8 десятин). За государственными крестьянами указами 18 ноября и 24 ноября 1866 г. закрепляли существующие наделы, и они получали бессрочное право их добровольного выкупа. Дворовые крестьяне получили личную свободу, но оставались еще в феодальной зависимости от своих хозяев в течение двух лет со дня обнародования Положений 19 февраля 1861 г. Крепостные рабочие вотчинных предприятий оставались зависимыми от владельцев до перехода на выкуп. Дворовые крестьяне и рабочие вотчинных предприятий закрепили за собой лишь те земли, которые имели до отмены крепостного права. Однако подавляющее большинство дворовых крестьян и крепостных рабочих земельным наделом не владели.
Вслед за центральными губерниями крепостное право было отменено в Белоруссии, на Украине, Северном Кавказе и в Закавказье. Всего было освобождено от крепостной зависимости 22 млн. крестьян. Из них 4 млн. были отпущены на свободу без земли. Обезземеливание крестьян облегчало создание рынка рабочей силы в стране.
Проведение реформы требовало больших финансовых затрат. К тому же увеличились государственные капиталовложения в экономику страны. В 1860 г. был открыт Государственный банк России, который один мог выпускать бумажные деньги, заниматься эмиссией. Основным источником государственных средств являлась подушная подать с крестьян без учета размера их доходов. В 1863 г. подушная подать с мещан была заменена налогом с недвижимого имущества.
Реформа 1861 г. стала важнейшим рубежом в истории страны, она расчистила путь для интенсивного развития капитализма, создав рынок рабочей силы. Вместе с тем, реформа носила половинчатый характер. Крестьяне, обретя свободу, остались сословие неполноценными. Крестьянское малоземелье (в среднем частновладельческие крестьяне получили 3,3 десятины земли на душу при необходимых 67 десятин) послужило фактором обострения противоречий между крестьянами и помещиками. Более того, появились новые противоречия – между крестьянами и капиталистами, что в будущем должно было привести к революционному взрыву. Крестьянский идеал справедливости и правды не совпадал с реально проведенной реформой. После 1861 г. борьба крестьян за землю не прекратилась. В Пензенской губернии волнения крестьян были жестоко подавлены войсками.
С целью укрепления государственных финансов в 1862 г. по проекту В.А. Татаринова (1816-1871) была проведена бюджетная реформа, которая регламентировала составление смет и расходование государственных средств. В России впервые стали публиковать государственный бюджет.
Земельная реформа. После отмены крепостного права потребовалось проведение других реформ. Земская реформа 1864 г. вводила в центральных губерниях и уездах новые учреждения – земства, органы самоуправления. Земства не вмешивались в государственные вопросы, их деятельность ограничивалась хозяйственными, просветительскими функциями. Хотя земства и назывались всесословными и являлись выборными, но выборы не были всеобщими. Членами земств в большинстве становились дворяне. Земства находились под контролем губернатора и полиции. Губернатор имел полномочия приостановить выполнение решений земств.
Судебная реформа.В 1864 г. началась судебная реформа (новые суды первоначально стали действовать только в Петербургской и Московской губерниях. В остальных регионах новые суды основывались постепенно, в течение длительного времени ). Была провозглашена независимость суда от администрации: назначаемый правительством судья мог быть освобожден от должности только по постановлению суда. Вводилась равная ответственность всех сословий перед законом. Ограниченность судебной реформы проявлялась в том, что привлечение к ответственности государственного чиновника осуществлялось не по решению суда, а по постановлению его начальства. Объявлялась гласность суда, т. е. на судебных заседаниях могли присутствовать публика и представители прессы. Вводилось состязание прокурора и адвоката (присяжного поверенного). Хотя провозглашалась бессословность суда, но для крестьян сохранился волостный суд, для духовенства – консистории, для рассмотрения коммерческих дел и дел купцов – коммерческий суд. Сохранился также военный суд. Политические дела были изъяты из окружных судов и стали рассматриваться особыми присутствующими, без присяжных. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.
Судебная реформа была наиболее последовательной, она способствовала формированию представлений о правах человека в обществе и правового государства.
Городская реформа. В 1870 г. по образцу земских учреждений было реорганизовано городское самоуправление. Реформа упразднила старую екатерининскую сословную городскую думу и вводила бессословную думу, избираемую на четыре года. Для управления городом городская дума избирала городскую управу (исполнительный орган) и городского голову. В ведении выборных органов находились вопросы благоустройства города, здравоохранения и просвещения. Как и земские учреждения, городская дума не могла вмешиваться в государственные вопросы.
Военная реформа. Поражение России в Крымской войне наглядно показало, что армия нуждается в коренной реорганизации. Напряженная международная обстановка, бурный рост милитаризма, военной техники, увеличение численности армий в других государствах, новые методы ведения войны и, конечно, задачи внешней политики страны заставили правительство Александра II в 1862-1874 гг. осуществить реформы в военной сфере. В проведение реформ огромный вклад внес крупный государственный деятель, военный министр Д.А. Милютин (1816-1912).
В стране вводилась всеобщая воинская повинность для лиц мужского пола, достигших 21 года, сокращались сроки службы для тех, кто имел образование. Срок службы в пехоте устанавливался в шесть лет с дальнейшим зачислением в запас на 9 лет; на флоте срок службы составлял 7 лет и три года в запасе. Военная реформа дала возможность значительно увеличить численность армии в случае войны, улучшить обучение солдат и подготовку офицеров. Армия начала оснащаться новыми видами военной техники, создавался паровой флот.
Реформа образования. Реформа образования была довольно радикальной для второй половины XIX в. В 1863 г. введен новый университетский устав, согласно которому ректор, профессора и доценты избирались на вакантные должности советом университета. Этим провозглашалась автономия университетов, которые стали меньше зависеть от министерства народного образования. Однако избранных советом преподавателей все же утверждало министерство. Другим мероприятием в образовательной системе явилось введение в 1864 г. принципов всесословной школы, создание государственных, земских и церковно-приходских школ. Эти три типа школ представляли систему начального, трехлетнего образования.
Средними учебными заведениями являлись семилетние гимназии: классические, в которых основное внимание уделялось преподаванию древних языков, и реальные – преподаванию математики и естествознания. Окончившие классическую гимназию имели право без экзаменов поступить в университет, а реальную – в технические вузы. Устанавливалась преемственность среднего и высшего звеньев образования. Возникли высшие женские курсы.
Реформы в образовании способствовали тому, что российская университетская наука и образование во второй половине XIX в. встали на уровень европейских стран.
Значение реформ. Реформы 60-70-х гг., несмотря на их ограниченность, имели огромное значение в судьбе России и означали продвижение страны по пути капиталистического развития, по пути превращения феодальной монархии в буржуазную и развитие демократии. Реформы были шагом от помещичьего государства к правовому. Отчуждение от власти на длительный срок стало характерным лишь для радикально настроенной молодежи и революционных демократов. Реформы демонстрировали то, что положительные сдвиги в обществе могут быть достигнуты не революциями, а преобразованиями сверху, мирным путем. В России начался процесс мирного обновления, однако он вскоре был прерван. 1 марта 1881 г. Александр II, царь-освободитель1 был убит членами «Народной воли», поставившей целью изменение политического строя путем цареубийства.