Теория разделения властей: истоки, сущность, проявление в современном государственном аппарате России.
Разделение властей исторически известно давно, его использовали еще древние греки, чтобы обезопасить государственный строй от изменений. Например, в Афинах законодательная власть принадлежала Народному Собранию, исполнительная — Совету пятисот и коллегии стратегов и архонтов, судебная — ареопагу как верховному судебному органу. Древние мыслители Аристотель, Эпикур (341—270 до н.э.), Полибий (210—123 до н.э.) и др. обосновывали именно такое устройство. Однако большая заслуга в теоретической разработке принципа разделения властей принадлежит Д. Локку (1632-1704) и Ш. Монтескье (1689-1755). Учение о разделении властей стало быстро развиваться в период разложения феодальных отношений и развития капитализма в Западной Европе в XVII—XVIII вв.
Содержание теории разделения властей состоит в следующем: вся полнота власти не может находиться в руках одного человека или одного органа. Если такое происходит, неизбежно злоупотребления властью, нарушение прав человека. Поэтому необходимо разделение власти на несколько составляющих.
Марсилий Падуанский (1275—1343). Народ, согласно Марсилию, — это источник всякой власти (и светской, и духовной), носитель суверенитета и верховный законодатель. Правда, под "народом" он имел в виду лучшую, просвещенную часть общества, которая печется об общем благе.
Одним из первых в истории политической мысли Марсилий Падуанский в работе "Защитник мира" обосновывает концепцию разделения в государстве законодательной и исполнительной властней на основе верховенства законодательной власти и связанности исполнительной власти обязательным для всех законом.
Особо выделяются взгляды на государство и право английского философа материалиста Дж. Локка (1632—1704) и французского философа, просветителя Ш Монтескье (1689—1755).
Основным трудом Джона Локка (1632-1704) является «Два трактата о государственном правлении» (1689-1690).
Дж. Локк — непоследовательный материалист, он допускал существование Бога как некоей основы мира. Дж. Локк был последователем естественно-правовой теории. Он утверждал, что феодальный строй противоречит естественному праву. Среди основополагающих ценностей естественного состояния Дж. Локк называл свободу и равенство.
По мнению Дж. Локка, собственность как естественное право возникает до государства и существует независимо от государства. Свобода включает свободу на действия, свободу на труд и его результаты. Именно из труда проистекает частная собственность.
Господство, основанное на началах абсолютизма, не может быть признано государством, по мнению Дж. Локка. Над абсолютным монархом нет суда, он по отношению к своим подданным как бы остается в естественном состоянии.
Дж. Локк также разрабатывает учение о разделении властей: нужно различать три ветви власти: исполнительную, законодательную, союзную (федеративную). Последней должны быть подведомственны вопросы внешней политики. Дж. Локк не выделял судебную власть из исполнительной, не отделяя таким образом суд от администрации.
Каждая власть должна принадлежать отдельному органу:
-законодательная — парламенту (представительному учреждению всей нации);
-исполнительная — монарху или кабинету министров;
-союзная — специальным органам.
С другой стороны, исполнительную и союзную власти может совмещать монарх. Власти не являются равноправными.
Верховными полномочиями обладает законодательная власть, хотя и она имеет определенные ограничения. Так, даже парламент не может покушаться на частную собственность граждан. Парламент не должен заседать постоянно, дабы он не узурпировал всю полноту власти. Законодательными полномочиями не могут быть наделены монарх или правительство (кабинет).
Исполнительными полномочиями не может быть наделен парламент. Разделение властей не исключает их единства под верховенством законодательной власти. Также единству государственной власти способствует монарх, являющийся главой государства. Он созывает и распускает парламент, имеет право законодательной инициативы, утверждает законопроекты, обладая при этом правом вето. Монарх имеет право смягчить силу закона, если последний может причинить вред народу. Со своей стороны народ имеет право на восстание против монарха, злоупотребляющего своими прерогативами.
В обществе люди вынуждены частично отказаться от своей природной свободы. Гарантом естественных прав и свобод является государство, издающее законы, снабженные определенными санкциями. Люди, частично отказываясь от своих естественных прав и свобод, передают их обществу в целом.
Среди произведений видного французского просветителя, юриста и политического мыслителя Ш.Л. Монтескье (1689-1755) можно упомянуть «Персидские письма» (1721), «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734), «О духе законов» (1748), «В защиту «О духе законов» (1750).
Главная тема всей политико-правовой теории Ш.Л. Монтескье и основная ценность, отстаиваемая в ней, — политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.
Объединение людей в общество необходимо, только в общественном состоянии они утрачивают сознание своей слабости. Исчезает существовавшее между ними в естественном состоянии равенство, начинаются войны двоякого рода — между отдельными лицами и между народами. «Появление этих двух видов войны, — писал Ш.Л. Монтескье, — побуждает установить законы между людьми». Далее Ш.Л. Монтескье отмечает: «Общество не может существовать без правительства. Соединение всех отдельных сил образует то, что называется политическим состоянием (государством). Позитивные законы обязательно должны соответствовать естественному праву».
Решающее влияние на законы, согласно Ш.Л. Монтескье, оказывают природа и принцип правительства, учреждаемого в гражданском состоянии. Он различает три образа (формы) правления: республиканский, монархический и деспотический. При республиканском правлении верховная власть находится в руках или всего народа (демократия), или его части (аристократия). Монархия — это правление одного человека, но посредством верно установленных законов. В деспотии все определяется золей и произволом одного лица вне всяких законов и правил.
Применительно к демократии Ш.Л. Монтескье отмечает, что здесь народ является государем только в силу голосований, которыми он изъявляет свою волю. Поэтому основными для демократии он считает законы, определяющие право голосования (избирательные законы).
Законодательная власть в демократии принадлежит народу.
К основным законам аристократии Ш.Л. Монтескье относит те, которые определяют право части народа издавать законы и следить за их исполнением. Аристократия тем лучше, чем ближе она приближается к демократии.
К основным законам монархии Ш.Л. Монтескье относит законы, определяющие «существование посредствующих каналов, по которым движется власть» (в частности, власть дворянства).
Без таких каналов монархия вырождается в деспотию, где, собственно, нет законов, их место занимают произвол и прихоть деспота. В деспотии все же основным законом является наличие должности полновластного визиря.
Природе каждого вида правления соответствует и свой принцип, приводящий в движение механизм человеческих страстей, — особый для данного политического строя. В республике (и особенно в демократии) таким принципом является добродетель, в монархии — честь, в деспотии — страх.
Основная цель разделения властей — избежать злоупотребления властью. Взаимное сдерживание властей — необходимое условие их правомерного и согласованного функционирования в законно очерченных границах. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Ш.Л. Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы в ее отношениях к государственному устройству.
Ведущие и определяющие позиции в системе различных властей занимает, согласно Ш.Л. Монтескье, законодательная власть.
Ш.Л. Монтескье так излагает свою теорию разделения властей: «Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем….».
М.М. Сперанский.
В дореволюционной России среди государственных деятелей и ученых теория разделения властей занимала внимание М.М. Сперанского: «нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет и составлять закон и исполнять его». Необходимо ее разделение. Необходимо, чтобы одни «установления» действовали в процессе составления закона, а другие — при их исполнении.
М.М. Сперанский предлагал «два различных устройства» самодержавной власти на основе закона и принципа разделения властей.
Первый вариант такого устройства состоит в том, чтобы «облечь правление самодержавное» всеми «внешними формами закона, оставив в существе его ту же силу и то же пространство самодержавия».
Главные черты и особенности такого устройства:
1) «установить сословие, которое бы представляло силу законодательную, свободную», которая на самом деле была бы «под влиянием и в совершенной зависимости от власти самодержавной»;
2) силу исполнительную «так учредить, чтобы она по выражению закона состояла в ответственности, но по разуму его была бы совершенно независима»;
3) власти судной «дать все преимущества видимой свободы, но связать ее на самом деле такими учреждениями, чтобы она в существе своем всегда состояла во власти самодержавной».
Суть второго варианта такого устройства сводится к тому, чтобы не только «внешними формами покрыть самодержавие», но и ограничить его «внутреннею и внешнею, существенною силою установлений». Нужно «учредить державную власть на законе не словами, но самим делом»:
1) законодательное сословие должно быть так устроено, «чтобы оно не могло совершать своих положений без державной власти, но чтобы мнения его были свободны и выражали бы собою мнение народное»;
2) сословие судебное должно быть так образовано, «чтобы в бытии своем оно зависело от свободного выбора, и один только надзор форм судебных и охранение общей безопасности принадлежали правительству»;
3) власть исполнительная «должна быть вся исключительно вверена правительству». А чтобы эта власть «распоряжениями своими под видом исполнения законов» не могла бы «ни обезобразить», «ни совсем уничтожить» их, то она должна быть попилена под «ответственность власти законодательной».
Сравнивая два эти возможных варианта преобразования самодержавия с помощью теории разделения властей, Сперанский делал окончательный вывод в пользу второго как более совершенного и более действенного варианта.
М. Ориу
Известный французский юрист конца XIX — начала X в. М. Ориу в своей фундаментальной работе «Основы публичного права» выделял и анализировал с точки зрения взаимосвязи и взаимного «равновесия» властей политическую и экономическую, военную и гражданскую, гражданскую и религиозную власти и др,.
Одним из преимуществ теории равновесия является то, что она придает смысл и значение многочисленным разделениям, которые видны даже при самом поверхностном наблюдении над государственным режимом». В равновесии он находится лишь благодаря тому, что «разделяет окружающие его силы, противопоставляя их друг другу и восполняя одну за счет другой».
Содержание принципа разделения властей:
1) законы должны обладать высшей юридической силой и принимаются только законодательными органами;
2) исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов, быть подотчетной или главе государства или парламенту;
3) между законодательными и исполнительными органами должен быть обеспечен баланс полномочий исключающий перенесения центра власти решений, а тем более всей полноты власти;
4) судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно;
5) ни одна из трех ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти;
6) споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру (Н: К С).
7) все ветви власти имеют различные источники формирования (законодательная власть формируется народом путем выборов, исполнительная, например Президент, избирается народом косвенным путем; судебная, в частности Верховный Суд, — формируется совместно Президентом и Сенатом);
8) все органы власти имеют разные сроки полномочий (например, судьи Верховного Суда занимают свои должности пожизненно, Президент избирается на четыре года, Палата представителей — на два года).
Система «сдержек и противовесов»:
1. Исполнительная власть: исполнительная власть ограничивается пределами ведомственного нормотворчества, запретами на принятие актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только законодателем.
2. В системе сдерживающих факторов важную роль может играть президент: подписывает законы и имеет право отлагательного вето при поспешных решениях законодательной власти. Вето президента может быть преодолено, если законопроект будет повторно одобрено обеими палатами парламента квалифицированным большинством (2/3) голосов каждой из палат (то есть законодательное вето парламента). Глава государства имеет право роспуска парламента; назначает судей; имеет право помилования.
3. Законодательная власть: осуществляет законодательное регулирование деятельности исполнительной и судебной власти.
Контроль парламента над исполнительной властью.
Парламент осуществляет контроль над органами исполнительной власти самыми разнообразными методами:
- Парламент участвует в назначении различных должностных лиц и органов, составляющих исполнительную власть. Главным видом парламентского контроля над исполнительной властью является назначение парламентом главы государства (в парламентарных республиках).
- В зависимости от формы государственного правления парламент участвует в процедуре назначения главы правительства и кабинета и, таким образом, оказывает влияние на структуру, персональный состав и характер деятельности правительства.
Ответственность исполнительной власти перед парламентом:
— глава государства по решению высших представительных органов государственной власти лишается своих полномочий;
— правительство одновременно с главой государства уходит в отставку;
— парламент может лишить мандата отдельных членов правительства и на их место назначить новых.
4. Судебная власть: система независимых государственных органов, осуществляющих специфическую государственную функцию – правосудие.
Суды обеспечивают исполнение норм права, причем присущими только ему специфическими средствами и методами.
Роль суда в механизме разделения властей в рамках конституционной законности, прежде всего, путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля. Деятельность Конституционный Суд обязан отменить все неконституционные решения и нормативные акты исполнительной и законодательной власти.
Для судебной власти правоограничивающие средства определяются Конституцией, процессуальным законодательством, в его гарантиях и принципах.
Степень и характерные особенности процесса реализации данной концепции в той или иной стране во многом зависят от таких конкретных факторов, как:
а) форма правления государства. Президентская республика, каковой являются, например, США, в гораздо большей степени тяготеет к разделению властей, нежели конституционная монархия в Бельгии, Великобритании, Швеции или любой иной стране;
б) форма государственного устройства. В федеративном государстве, например, в отличие от унитарного значительный акцент по вполне понятным причинам делается не только на разделение властей по «горизонтали» (между центральными органами государства), но и по «вертикали» (между центром и субъектами федерации);
в) политический режим. Современные демократические политические режимы, как правило, прокламируют и придерживаются (по крайней мере теоретически) принципа разделения властей. В то время как тоталитарные и автократические режимы заявляют о приверженности принципу разделения властей, на деле имеет место лишь разделение властных функций;
г) существующие исторические, национальные и политические традиции, а также сложившаяся политическая практика в той или иной стране.