Правоохранительные органы и их место в государственном аппарате современной России.
В самом общем виде правоохрана — это особый вид государственной деятельности, связанный с использованием охранительно-принудительных средств обеспечения должного правопорядка. Соответственно к признакам правоохраны можно отнести следующие:
а) имеет своей целью недопущение отклонения от установленного правопорядка, а равно восстановление его с помощью принудительных средств;
б) объектом функционирования является охранительная сфера действия права;
в) связана с осуществлением специфического вида государственной деятельности — правоохранительной;
г) осуществляется в основном специализированными структурами государства — правоохранительными органами и судебной системой;
д) связана с использованием специфических юридических средств.
Правоохрана осуществляется в специфических юридических формах:
-правосудия (судопроизводства) — конституционного, гражданского, уголовного и административного;
-прокурорского надзора, предупреждения и пресечения правонарушений (охрана публичного порядка),
-расследования преступлений;
-оперативно-розыскной деятельности;
-исполнения судебных решений;
-осуществления специализированной контрольно-надзорной деятельности.
Правоохранительные органы - часть государственного механизма, которая специально создается для защиты конституционных прав и свобод граждан и их объединений от произвола и других неправомерных притязаний, поддержание в обществе демократического правопорядка и законности, используя специфические юридические средства, в том числе принудительного и связанного с ним контрольно-надзорного и профилактического регулирования.
Признаки правоохранительных органов:
1) возникая вследствие разъединения властей в государстве, правоохранительные органы выступают той частью механизма государства, которая обособляется для обеспечения правовой охраны общественных отношений, прав и законных интересов личности и общества от произвола;
2) они осуществляют особый вид государственной деятельности — правоохранительную — и в связи с этим в пределах своих полномочий вправе применять меры государственного принуждения.
3) правоохранительные органы независимы от представительных и исполнительных органов
в рамках предоставленной им компетенции, т.е. при рассмотрении конкретных юридических дел, выполнении иных юридических задач. Пределы деятельности правоохранительных органов, ее содержание конкретно вытекают из закона и им определяются.
Иногда термин «правоохранительные органы» употребляется как собирательное понятие, которое объединяет две группы правоохранительных структур:
а) государственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность. К ним относятся перечисленные выше органы, а также суды, административные комиссии по делам несовершеннолетних, органы государственного надзора (атомно-энергетического, ветеринарного, горного, пожарного, пробирного, технического, санитарного):
б) негосударственные правоохранительные органы и учреждения. Это органы правового обеспечения и правовой помощи — нотариат, адвокатура, частные детективные и охранные службы и др.
Признаки правоохранительной деятельности:
1) Правоохранительная деятельность направлена на охрану правопорядка, прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, предупреждение и пресечение правонарушений, привлечение к юридической ответственности лиц, виновных в их совершении.
2) Такая деятельность осуществляется компетентными, специально уполномоченными на то государственными органами, должностные лица которых имеют специальную профессиональную подготовку, и, как правило, высшее юридическое образование.
3) Она осуществляется в соответствии с законом, то есть, во-первых, только при наличии соответствующих правовых оснований, и, во-вторых, в определенном порядке, установленном законом и иными правовыми актами. В большинстве случаев порядок осуществления правоохранительной деятельности досконально регламентируется законом, т.к. эта деятельность только и может осуществляться в рамках четко установленной процедуры, нарушение которой не допустимо.
4) Правоохранительная деятельность, как правило, носит характер применения права. Применение права определяется в общей теории права как способ реализации правовых норм путем издания уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами специальных процессуальных актов - документов, устанавливающих права и обязанности тех или иных субъектов (физических и юридических лиц).
5) Эта деятельность, как правило, связана с применением мер государственно-правового принуждения к лицам, совершившим правонарушения, а также для предупреждения их совершения. Меры государственно-правового принуждения в теории государства и права подразделяются на две группы: юридические санкции и меры предупредительного характера.
Правоохранительная деятельность - это деятельность, направленная на охрану правопорядка, прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, которая осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами на основании закона и в порядке, им установленном, и, как правило, связана с применением мер государственно- правового принуждения.
Задачи правоохранительной деятельности:
1) охрана прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;
2) разрешение споров о праве (юридических конфликтов);
3) предупреждение и пресечение правонарушений, применение мер ответственности к лицам, виновным в их совершении.