Сентябрь – октябрь 1993 г. €

Длительное противостояние законодательной и исполнительной ветвей российской власти осенью 1993 г. вылилось в открытое столкновение в форме вооруженного конфликта.

Разгон Советов.20 мая 1993 г. Президент издал Указ о созыве Конституционного совещания для выработки окончательного варианта Конституции. Участники Конституционного совещания – это члены Конституционной комиссии Верховного Совета, представители от каждой депутатской фракции, представители, назначенные Президентом и Правительством, представители органов власти субъектов Федерации, местного самоуправления, политических партий, религиозных конфессий, профсоюзов и т. д.

12 июля 1993 г. работа Конституционного совещания была завершена. Президентский вариант Конституции мог быть принят только вопреки Верховному Совету и Съезду. Парламентский вариант Конституции мог быть принят только вопреки Президенту. Конституционный кризис приобрел все признаки борьбы за власть, борьбы на взаимное уничтожение.

Основные разногласия вызывали формулировки, утвержденные Президентом РФ и Верховным Советом РФ. Президентская концепция основывалась на принципе «сильный президент – сильный парламент», Верховный Совет РФ предлагал обратное сочетание: «сильный парламент – сильный президент». Понятно, что при этом каждая ветвь власти стремилась усилить свою политическую власть. От того, какая концепция получит закрепление в Конституции, зависела будущая форма государства: республика президентская или парламентская.

Острые споры также вызвал вопрос о способах принятия Конституции. Предлагалось несколько вариантов: принятие Конституции Съездом народных депутатов (против этого варианта был Б. Н. Ельцин, так как на Съезде была сконцентрирована основная часть оппозиции), Конституционным собранием, путем референдума.

21 сентября 1993 г. в «Обращении к гражданам России» Президент Б. Н. Ельцин сообщил, что подписал Указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации».

Президентский Указ предписывал:

– Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить к 12 декабря 1993 г. единый согласованный проект Конституции Российской Федерации в соответствии с рекомендациями Рабочей группы Конституционной комиссии;

– ввести в действие Положение «О выборах депутатов Государственной Думы», разработанное народными депутатами Российской Федерации и Конституционным совещанием;

– провести в соответствии с указанным Положением выборы в государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;

– назначить выборы в государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на 11-12 декабря 1993 г.

Это означало, что Съезд народных депутатов и Верховный Совет распускались.

Президент отмечал, что единственным способом преодоления паралича государственной власти является ее коренное обновление на основе принципов народовластия и конституционности.

Верховный Совет РСФСР и вице-президент А. В. Руцкой квалифицировали действия Б.Н. Ельцина как нарушение действующей конституции и государственный переворот. 22 сентября Верховный Совет отстранил Б. Н. Ельцина от должности и возложил полномочия Президента на вице-президента А. В. Руцкого. Также от имени Верховного Совета назначены новые силовые министры. Опасность двоевластия: Ельцина поддерживают правительство, главы ряда органов исполнительной власти субъектов РФ, в том числе мэры Москвы и СПб, Хасбулатова поддерживают на местах.

По мере ослабления позиций Президента, вызванного нараставшим противодействием региональных лидеров, усиливались меры по блокаде Белого дома. Переговоры между Президентом и Съездом зашли в тупик.

Призывы общественности к мирному разрешению конфликта путем одновременных выборов Парламента и Президента страны властями услышаны не были.

3-4 октября в Москве начались массовые беспорядки. Сторонники Съезда захватили здание московской Мэрии, пытались взять штурмом телецентр в Останкино. В результате беспорядков были многочисленные жертвы.

Для подавления мятежа в Москву стянули войска. Оплот оппозиции – здание Верховного Совета – было расстреляно из танков и взято штурмом. В Москве ввели военное положение. Гражданская война, начинавшаяся вокруг Белого дома, была пресечена и не расползлась по стране. Лидеров оппозиции арестовали.

С обеих сторон погибло 150 человек, а руководство оппозиции, призывавшее к штурму зданий телекомпании Останкино и мэрии, было арестовано.

«Реформы сверху».События сентября – начала октября 1993 г., мятеж в Москве и расстрел Верховного Совета создали качественно иную и противоречивую политическую ситуацию в стране. Жестокие меры, принятые для подавления мятежа, доказали, что Президент контролировал положение в стране, что у него имелся кредит доверия большинства населения страны, что ему подчинялись армия, Министерство безопасности, другие силовые структуры. Это свидетельствовало о сохранении в России центральной власти.

Двоевластие, свойственное федеральной власти в течение значительной части 1993 г., объективно стимулировало сепаратистские тенденции. В Свердловской области в июле 1993 г. была провозглашена Уральская республика. Сибирское соглашение – объединение областей – демонстрировало политические претензии. На Дону, в Ростовской области звучало требование о восстановлении казачьей национально-государственной автономии. В национальных республиках полным ходом принимались законы, отличавшиеся от федеральных.

Важным следствием подавления мятежа стало усиление исполнительной вертикали власти.

9 октября1993 г. был издан Указ «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации», которым упразднялась система местных Советов. 9 ноября Президент упразднил Уральскую республику и распустил Свердловский областной Совет, незадолго до этого принявший конституцию Уральской республики.

Конституция РФ 1993 г.

Предпосылки принятия Конституции 1993 г.:

1. Обострение социальных проблем в обществе

2. Становление многопартийной системы

3. Противостояние законодательной и исполнительной власти

Победа президентской стороны дала возможность провести реформу политической системы и принять новую Конституцию страны.

12 декабря 1993 г. происходило всенародное голосование по принятию новой Конституции Российской Федерации, в результате которого она была одобрена большинством голосов и вступила в силу. Она подвела черту под советским периодом в российской истории. Конституция 1993 г. вводила в России президентскую республику, наделив Президента широкими властными полномочиями с правом назначения главы Правительства и роспуска Государственной Думы. Она закрепила федеративную форму государства, разделение ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную, разнообразие видов собственности, включая частную собственность, широкие права и свободы граждан.

Высшим органом законодательной власти становилось Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от исполнительной и представительной ветвей власти каждого из 89 субъектов России (теперь – 85). Государственная Дума избирается на основе мажоритарной системы (одномандатных избирательных округов) и представительства политических партий, движений и организаций, которые сумеют преодолеть 5%-й барьер голосов избирателей.

Одновременно 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Государственную Думу и Совет Федерации. В предвыборной кампании приняли участие 13 политических партий и движений. По итогам выборов было избрано 450 депутатов. Места в Государственной Думе распределились следующим образом: 76 получило движение «Выбор России», 63 – ЛДПР во главе с В.В. Жириновским, 55 – аграрии, 45 – компартия (КПРФ) во главе с Г.А. Зюгановым. Остальные места распределились между небольшими фракциями и независимыми депутатами. Председателем Совета Федерации стал В.Ф. Шумейко, председателем Государственной Думы – И.П. Рыбкин.


Наши рекомендации