Глава 5. личность в политике.

ДЕМОКРАТИЯ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

«Нежелание заниматься политикой не освобождает от её результатов»

Отто фон Бисмарк

«Демократия – наихудший образ правления, но остальные ещё хуже»

Уинстон Черчилль

Проблема личностного измерения

Политики

Человек и политика – эта проблема исключительно важна для понимания того, как «устроено» общество, как оно функционирует и развивается.

Для понимания места и роли личности в политике сформулируем вопросы:

1. Есть ли у политики «человеческое», «личностное» измерение? Можно ли человека «вписать» в мир политики естественным образом? Или все же политика изначально чужда человеку, противостоит ему как враждебная сила?

2. Можно ли рассматривать политическую среду как «естественную среду обитания» цивилизованного человека? Или эта среда агрессивна по отношению к человеку?

От избранного варианта ответа на вопросы зависят мировоззренческие установки человека, его ценностные ориентации, а, следовательно, и характер его поведения, деятельности.

Еще в античности обнаружились два несовпадающих подхода к проблеме «человек и политика».

Первый – восходит к Сократу, Платону и Аристотелю, которые исходили из тождества понятий «человек» и «гражданин». Быть человеком – значит быть гражданином и принимать участие в политической жизни своего полиса. Не случайно Аристотель определял человека как «политическое животное».

В тех греческих городах-полисах, где господствовали демократические устои, люди, ощущали свою неразрывную связь с государством, имели возможность оказывать влияние на принимаемые политические решения. Человеком, который не интересовался политикой, были недовольны и называли его «идиотом», что по-гречески дословно означает «занятый личными интересами».

Второй – связан с учением Эпикура, который пытался разъединить понятия «человек» и «гражданин». Человек должен осознавать свою индивидуальность, индивид автономен. Участие в политике совсем не обязательно. Политическая жизнь не обогащает человека, а дезориентирует, разобщает людей.

Подобные взгляды получили распространение в тот период, когда связь между человеком и государством стала ослабевать вследствие деградации демократических идеалов. Монархия и тирания как формы правления предполагали, что власть исходила уже не от народа, а от одного или немногих. В этих условиях не могли не проступать эксцессы эгоизма и индивидуализма, социальной апатии. Участие в политической жизни уже не рассматривалось как неотъемлемая сторона человеческого существования.

Оба эти подхода существуют в наше время. И сегодня люди занимают две диаметрально противоположные позиции по отношению к политике:

1. Человек должен сознательно и активно участвовать в политической жизни (политический активизм);

2. Человек должен всеми силами избегать участия в политике жизни (политический индифферентизм).

Рассмотрим, каково же действительное место человека в мире политики и как человек субъективно это место осознает, осмысляет.

Довольно распространено сравнение политики с театром. Политика – это сцена, где разыгрывается полный конфликтов и интриг политический спектакль с множеством действующих лиц. Столкновение между ними составляет содержание каждого эпизода политической драмы. Перед наблюдателем политического спектакля возникают вопросы: кто участвует в нем, какими мотивами руководствуются актеры, какие роли разыгрывают, кто герой, а кто лишь участник массовки.

Чтобы ответить на интересующие нас вопросы, вспомним о том, что политика – это специфический вид человеческой деятельности. Следовательно, мы имеем право обратиться к т. н. деятельностному подходу.

Структура политики в этом случае может быть представлена следующим образом: цель политики – субъект политики – средства политики – политические действия – объект политики – результат политики.

Рассматривая политику как специфический вид деятельности, мы можем получить самые общие представления о месте человека в политике.

Человек может рассматриваться в качестве субъекта и объекта, цели и средства политики. При этом в обществе, построенном на демократических началах, человек выступает прежде всего как субъект и цель политики, а в обществе, построенном на антидемократических началах (тоталитаризм, авторитаризм), акцент смещается на человека как объект и средство политики.

Затронем одну важную теоретическую и практическую проблему. Некоторые люди с гордостью заявляют о том, что политика их не интересует, и они принципиально отказываются ею заниматься. Однако возникает вопрос: насколько возможна реализация субъективного желания индивида оставаться вне политики?

Если политику рассматривать как специфический вид деятельности, то человека можно рассматривать в качестве субъекта, объекта и средства политики. Человек может отказаться от роли субъекта политики (не участвовать в выборах, не интересоваться политическими новостями, не занимать политических должностей и т.д.), но, живя в политическом обществе, он всегда будет оставаться объектом и средством политики.

Чтобы зафиксировать более тонкие оттенки взаимосвязи, взаимообусловленности человека и политики рассмотрим ещё одно понятие – «личность».

Понятие «человек» указывает на уникальное живое существо, обладающее двойственной биосоциальной природой. Личность – данное понятие обозначает человеческого индивида, взятого в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, мораль и т.д.). Личность – это всегда человек, прошедший определенные стадии и этапы своего развития.

Процесс формирования личности неразрывно связан с процессом социализации – процессом усвоения знаний, ценностей, норм, присущих данному обществу, социальной общности, группе.

Социализация личности включает в себя две фазы:

Первая фаза – социальная адаптация, т. е. приспособление индивида:

- к социально-экономическим условиям;

- к ролевым функциям, социальным нормам;

- к социальным группам и социальным организациям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности.

Вторая фаза – интериоризация, т. е. процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека (характер перевода социальных ценностей и норм во внутреннее «Я» обусловлен структурой конкретной личности, сформированной предшествующим опытом).

Понятие социализации в полной мере приложимо и к сфере политики. Человек проходит политическую адаптацию, без чего нельзя быть сознающим свои интересы и цели субъектом политики, усваивая и осваивая методы политических действий, общественной или аппаратной работы, постигая какие-то идеи, поднимаясь в их понимании от одних ступеней к другим.

С одними политическими идеями человек просто знакомится, другие воспринимает как особо близкие ему, он включает их в свой внутренний мир и начинает в них верить. В этом случае произошла интериоризация политических, идеологических, иных социально и/или политически значимых представлений.

Личностью в политическом смысле («политической личностью») можно считать только человека, прошедшего хотя бы какие-то начала политической социализации. Это означает, что если практически каждый человек может считаться личностью в социальном смысле слова (поскольку он овладевает какими-то, пусть предельно минимальными, навыками жизни в обществе), то политической личностью может быть признан далеко не каждый.

Существенным представляется необходимость различения политической личности и личности в политике:

- личность в политике есть, по сути, человек, попавший в непривычную, непонятную, неизвестную (или очень малоизвестную) ему сферу жизни и деятельности;

- политическая личность, наоборот, действует в сфере политики как в привычной среде, понятной и известной, поскольку обладает для своих действий некоторой подготовкой и навыками.

Практический смысл выделения политической личности заключается в том, что её представления, мотивация, интересы в значительной мере формируются в сфере политики и подчиняются внутренней логике этой сферы. А вот «простая» («неполитическая») личность, попав в политику, может начать действовать в ней вопреки всем политическим принципам и правилам просто потому, что не имеет о них ни малейшего представления.

Следует также различать личность (политическую личность) и субъект (политический субъект):

1. Субъектом в политике может быть не только индивид, но и сложное социальное образование (государство, партия, общественное движение, нация и т. д.);

2. Само качество субъектности (т. е. способности быть субъектом) указывает всего лишь на способность к самостоятельному поведению, к формулировке своих интересов, целей, к осуществлению собственного выбора, проявлению своей воли, но ничего не говорит о том, какими причинами предопределяется поведение субъекта, каково содержание, качество этого поведения, с какой мерой способностей, умения оно осуществляется. Для того чтобы быть субъектом, вовсе не обязательно быть личностью (например, душевно больные, утратившие все признаки личности, полностью сохраняют способность к субъективному поведению). В то же время можно быть личностью в политике и даже политической личностью, но не выступать при этом субъектом политики, т. е. не играть в ней самостоятельной роли – такова, например, в идеале функция государственных служащих, включая самых высокопоставленных.

Итак, личность является первичным субъектом политики. Как политический субъект она характеризуется возможностью и степенью влияния на политические процессы в обществе и главным образом на политическую власть.

С точки зрения политической субъектности (т. е. способности личности влиять на политику) выделяются следующие типы личности:

- аполитическая личность, отчужденная от политического процесса и негативно относящаяся к своему участию в политике;

- пассивная личность, с ничтожным интересом к политике, участвующая в ней только эпизодически или ограничивающаяся сравнительно компетентной критикой политических реалий;

- гражданин (как правило член политической организации, участник общественного движения), опосредованно включенный в сферу политической практики;

- гражданин (как правило член политической партии или сочувствующий ей) целенаправленно и по своей воле включенный в политическую деятельность;

- общественный (общественно-политический) деятель;

- профессиональный политик, для которого политическая деятельность является основным, единственным или главным занятием;

- политический руководитель, лидер высшей инстанции (организационный или идейный, формальный или неформальный).

Таким образом, политическая субъектность личности проявляется в самом широком спектре её политического поведения: от абсентеизма (уклонение от политического участия глухого сопротивления до яростного политического экстремизма).

Личности аполитичные и пассивные, чаще всего, выступают объектом политики и в этом качестве могут составлять серьезную базу для самых различных, в том числе и реакционных, политических манипуляций.

Критерии политического развития личности:

- наличие системы политических ценностей;

- относительная стабильность политических мотивов;

- способность ставить реальные политические цели и добиваться их реализации;

- конкретное участие в политической жизни и способность вовлечь в политическую деятельность других;

- уважение к альтернативным взглядам и позициям;

- общий уровень политической культуры и некоторые др.

Степень вовлеченности личности в политику обусловливается уровнем её политического развития, степенью политической социализации, и, наоборот, политическое развитие, политическая социализация личности во многом обусловливаются их вовлеченностью в политическую практику.

Политическая элита

Особое место в структуре общественных отношений всегда занимали и занимают политические элиты и политические лидеры, социальная роль и значение которых в современном мире заметно возросли. В условиях разнообразных по форме и глубоких по содержанию экономических, социально-политических и культурных преобразований, осуществляемых в различных странах мира, требуется эффективное управление всеми сферами общественной жизни, определение оптимального курса политического развития общества. Обеспечить это могут лишь высокопрофессиональная, служащая народу политическая элита и целеустремлённые, рационально действующие, отстаивающие национальные интересы политические лидеры.

Термин «элита» (от лат. eligere и фр. elite) означает – лучшее, отборное, избранное.

Постановка проблемы «избранных людей» в истории общественной мысли восходит ещё ко временам глубокой древности. ещё китайский мыслитель Конфуций (V-IV вв. до н.э.) делил общество на «благородных мужей» и «низких людей». Древнегреческий философ Платон, считал, что уже в первичном обществе («обществе скотов») для его равновесия нужен «высший класс, класс правителей, способный разумно организовывать и вести общественную жизнь. «Высшую знать», высший слой общества в средние века выделял в общественной структуре Никколо Макиавелли, а в новое время – Фридрих Ницше, Артур Шопенгауэр и другие мыслители.

Политическая элита, как группа людей, профессионально занимающаяся управленческой деятельностью в сфере политических отношений, формируется с возникновением государства. Первоначально политическую элиту составляли специально подготовленные люди – управленцы, которых господствующий в обществе класс выделял для осуществления государственного управления.

В современном обществе к политической элите принято относить более широкий, чем в прошлом, круг людей. Это не только те, кто непосредственно осуществляет государственное управление, но и те, кто оказывает влияние на принятие государственных решений и их выполнение, функционирование и развитие политического процесса, борется за государственную власть. Современная политическая элита представляет собой относительно небольшую группу людей, концентрирующую в своих руках всю полноту государственной власти, занимающую наиболее влиятельные позиции в системе управления обществом, регулирования социальных отношений. Политическая элита – это социальная группа, занимающая ведущие позиции в политической жизни общества, прежде всего, в государственных органах, политических партиях и других общественно-политических объединениях, оказывающая решающее влияние на формирование и реализацию политики государства.

Политической элите свойственны характеристики присущие общественной элите в целом. Вместе с тем, по сравнению с другими разновидностями общественной элиты, она обладает некоторыми особенностями:

1. Политическая элита как правило находится в более тесной зависимости, чем другие элиты, от народа, отдельных социальных образований и институтов. Она не может эффективно функционировать без публичности действий, формальной открытости, без постоянного обращения к массам, т.к. основным источником её силы является поддержка народа, определенных социальных сил, электората.

2. Политическая элита, по сравнению с другими элитами, обладает наибольшим объемом общественной власти, находится в центре системы политико-властных отношений, управляет обществом в целом и всеми его сферами. Она принимает, как правило, стратегические решения, имеющие значение для всего общества, организует взаимодействие всех управленческих структур при их выполнении, интегрирует усилия всей элиты в решении общегосударственных задач.

3. Для политической элиты характерны такие специфические черты как:

- относительно высокий уровень политических знаний;

- внутригрупповая сплоченность и корпоративность;

- дисциплинированность;

- ориентированность на достижение общих целей, на занятие различных позиций в системе власти;

- забота о поддержке как «сверху», так и «снизу».

4. По причине специфики профессиональной деятельности, политическая элита отличается более высокой социальной активностью (боевитостью), организованностью и целеустремленностью, прочной устойчивостью и невосприимчивостью к негативным политическим и идеологическим воздействиям. Ей присуще развитое чувство принадлежности к своему социальному слою.

5. Политическая элита обладает в обществе наибольшим правовым иммунитетом. Реально влияя на законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти, политическая элита определяет характер и содержание Конституции и конституционных законов, других нормативных, правовых и политических документов, что позволяет ей создавать определенные политико-правовые условия и гарантии своей власти и особого положения в обществе.

Политическая элита – как определенная часть элитарных слоев общества, в которую входят наиболее видные, авторитетные и влиятельные представители экономических кругов, гуманитарной и технической интеллигенции, других социальных образований, тесно взаимосвязана и взаимодействует с ними, опирается на них, использует их возможности при решении общественных проблем. К политической элите наиболее тесно примыкают экономическая и военная элиты, а границы между ними весьма условны и нередко размыты.

Политическая элита внутренне дифференцирована, неоднородна и иерархична по структуре и составу. Её образуют различные типы и группы, различающиеся степенью выражения политико-управленческих качеств, характером влияния на общественное развитие. На основе объема властных функций, роли в принятии и реализации политических решений политическая элита подразделяется на:

- высшую элиту – это политические руководители государства – монарх, президент, премьер-министр, спикер парламента, лидеры ведущих политических партий, лидеры фракций в парламенте и другие лица, занимающие высшие посты в органах государственной власти;

- среднюю политическую элиту – это руководители общенациональных и региональных государственных учреждений, сенаторы, депутаты, губернаторы, лидеры различных региональных партий, общественных организаций и движений, другие политические функционеры, способные лоббировать и защищать в структурах государственной власти интересы различных социальных сил;

- низшую (административную) политическую элиту – это служащие органов государственного управления и партийного аппарата, политические советники и консультанты, руководители различных комиссий, исследовательских учреждений, так называемые группы «немого» латентного влияния.

Типы политической элиты классифицируются по различным основаниям:

- в соответствии с характером отношения к государственной власти выделяются правящая и неправящая (контрэлита, оппозиционная элита) элиты;

- по масштабу социального влияния политическая элита подразделяется на общенациональную, региональную и местную;

- в зависимости от качества и направленности деятельности политическая элита классифицируется на подлинную, псевдоэлиту и антиэлиту;

- по характеру формирования различают легитимную, признанную (естественную) и заказную («раскрученную») политические элиты;

- по содержанию и стилю деятельности выделяют тоталитарную, либеральную, доминантную, плюралистическую элиты, элиту «львов» и элиту «лис».

Являясь особым элементом социальной структуры общества, политическая элита выполняет важные социальные функции:

- управление обществом, регулирование социальных отношении;

- изучение, анализ и выражение общественных потребностей и интересов, субординация и координация потребностей и интересов отдельных социальных групп;

- отражение общественных интересов в политических установках и политической идеологии;

- принятие и организация выполнения политических решений, контроль над их реализацией;

- формирование механизмов реализации политических планов и замыслов;

- внедрение в жизнь общественно значимых норм и стандартов практической деятельности;

- совершенствование институтов политической системы общества;

- объединение усилий различных социально-политических организаций и сил в интересах прогрессивного развития общества.

Основными критериями успешного выполнения функций политической элитой являются устойчивость и поступательность общественного прогресса, социально-политическая стабильность общества, уровень и рост благосостояния народа, степень защищённости страны от внутренних и внешних угроз.

Нынешнее состояние Российской политической элиты свидетельствует о том, что у неё ещё нет таких необходимых для элиты свойств как сплочённость, единство целей и действий, высокий профессионализм, осознание ответственности перед народом, она пока не обладает достаточной легитимностью. Обрести их в условиях многообразия социальных интересов современной России политическая элита может путём повышения эффективности принимаемых политических решений и их реализации, которые способствовали бы общественному прогрессу, росту благосостояния народа, обновлением и оптимизацией своего состава за счёт лучших представителей из различных социальных групп.

Политическое лидерство

В числе субъектов общественных отношений особое место занимают общественные лидеры, которые выделяются среди массы людей, как правило, своими способностями, одарённостью, высокой социальной активностью. Они становятся, или пытаются стать во главе различных социальных групп, образований и институтов, стремятся к руководству ими и выражению их интересов. В переводе с английского «лидер»(leader) – ведущий, руководитель. Лидер – это личность, способная оказывать длительное и порой решающее влияние на функционирование и развитие общества, его отдельных сфер и сторон, на общественные процессы и явления, социальные институты и субъекты.

Лидеры и лидерство имеют место во всех сферах общественных отношений и жизнедеятельности людей. Особой их разновидностью являются политические лидеры и политическое лидерство. Политический лидер –это ведущий член общества, социальной организации, группы, наделенный определенной властью и способный при её помощи реализовывать их интересы, оказывать существенное влияние на политические процессы, явления и ситуации. Взаимосвязь и взаимодействие политических лидеров с народными массами, социальными группами и организациями проявляется в политическом лидерстве. Политическое лидерство – это механизм интегрирования политическими лидерами групповой деятельности людей в сфере политики, в системе власти и властных отношений для достижения определённых целей. В современном обществе политическое лидерство является способом построения и организации власти, основанном на объединении различных социальных групп вокруг выдвинутой политическим лидером программы решения определённых социальных задач и проблем.

Большинство научных идей и суждений прошлого о политических лидерах и политическом лидерстве в современной политической науке в той или иной мере отражено в теориях политического лидерства. Основными из них являются:

Теория «черт лидера» –которая предполагает, что определяющее значение в становлении политического лидера и его функциональном проявлении имеют особые качества и способности личности, позволяющие ей играть лидирующую роль в социальных отношениях. В настоящее время социологами выделяется от 80 до 250 необходимых для лидера качеств[3].

Ситуационная теория –объясняет природу и характер политического лидерства внешними по отношению к личности факторами. Согласно этой теории лидер является порождением определённых обстоятельств, а лидерство – функцией конкретной ситуации, определённых социально-политических условий. Такое объяснение лидерства весьма рационально и его использовали многие мыслители. Но нельзя игнорировать и субъективную сторону политического лидерства – личные качества и активность лидера, его способность использовать ситуацию в нужном для себя аспекте и даже переломить её для достижения своих целей.

Теория конституентов («определяющей роли последователей») –рассматривает лидера как выразителя ожиданий его последователей (конституентов). Согласно этой теории та или иная социальная группа, общность выбирает себе лидера, который удовлетворяет их ожидания, соответствует их корпоративным интересам и целям. По этой теории, мотивация деятельности политического лидера, его решения, поведение, характер взаимодействия с различными политическими структурами зависят от состава и позиций его конституентов.

Имеются и другие теории политического лидерства: психологическая, теологическая, интегративная. Но, с каких бы исходных теоретико-методологических позиций не объяснялось политическое лидерство, его, как явление, следует рассматривать в единстве объективных социальных условий (ситуаций), отношения участников политической жизни к своему лидеру и личностных качеств человека, претендующего на лидерство.

Политическое лидерство – специфическое явление:

- оно шире по своему влиянию на общественную жизнь, чем другие разновидности лидерства. Это особый способ организации индивидуальной и групповой власти, обеспечения совместной деятельности людей;

- это управленческий статус, социальная позиция, определяемая способностью занимающих их лиц, групп принимать властные решения по организации коллективных действий, оказывать постоянное и широкое влияние на других людей;

- это своего рода предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают программы решения общественных задач и предлагаемые способы их реализации на руководящие должности.

Личностные качества лидера оказывают решающее воздействие на его деятельность, на положение людей, которыми он руководит, на содержание и характер общественных отношений. В науке принято выделять три группы качеств, необходимых политическому лидеру:

- природные –сила характера, решительность, интуиция, обаяние личности;

- нравственные –гуманизм, ответственность, честность;

- профессиональные –аналитические способности, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке, компетентность, готовность к компромиссам.

Политическое лидерство представляет собой важный социальный институт, выполняющий в обществе социально-значимые функции. К основным функциям политического лидерства относятся: ориентационная, диагностическо-инструментальная, интегративная, организационно-практическая. На общенациональном уровне эти функции заключаются в выработке политического курса страны, анализе социально-политической ситуации в обществе, определении путей, средств и методов практической политической деятельности. Их реализация обеспечивает сплочение различных социальных сил, генерирование их энергии для решения общезначимых задач, координацию и регулирование действий людей, согласование их интересов на основе базовых общественных идеалов и ценностей, поддержание взаимодействия власти и народа.

Элиты и лидеры – важнейшие структурные и функциональные элементы управленческих отношений в обществе. Наиболее ярко они проявляются в социально-политических отношениях. Роль элиты и лидерства в обществе чрезвычайно важна. Без них трудно представить упорядоченность и целенаправленность общественного развития.

Наши рекомендации