Хронология Смутного времени
Хронологические рамки Смуты:
· 1598 г. – смерть царя Федора Ивановича, последнего представителя династии Рюриковичей;
· 1613 г. – избрание на царство первого царя из династии Романовых – Михаила Федоровича.
Первый этап Смуты(1598 – 1606) начался династическим кризисом.
Смерть бездетного царя Федора Ивановича (1598) позволила прийти к власти Борису Годунову (1598–1605), который правил энергично и мудро, но не сумел существенно улучшить экономическую ситуацию в стране и пресечь интриги недовольных бояр. Голод 1601 – 1603 гг. привел не только к колоссальным человеческим и экономическим потерям (вымерла треть населения страны), но и вызвал также кризис привычных норм отношений между людьми. Оставленные на произвол судьбы своими господами, челядь и часть крестьянства пополнили ряды обездоленных. Многие бежали в относительно благополучные южные и юго-западные уезды, некоторые вступали в разбойничьи шайки.
Таким образом, Россия оказалась на грани социального взрыва. В народе говорили, что гнев Божий карает людей за то, что они терпят на престоле царя-детоубийцу (шли разговоры, что Годунов повинен в гибели царевича Дмитрия). При этом по стране пополз слух о спасении царевича. Под личиной якобы чудесным образом спасшегося Дмитрия скрывался бывший монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Бежав в Польшу, он заручился поддержкой влиятельных магнатов – князя Адама Вишневецкого и сандомирского воеводы Юрия Мнишека (дочери которого он сделал предложение руки и сердца). Появление самозванца было на руку московским боярам, стремившимся свергнуть Годунова, а также католической церкви и польско-литовской шляхте. Польский король Сигизмунд III Ваза (1587 – 1632) вынашивал планы отторжения от России ее западных земель, прежде всего Смоленска. «Царевич» щедро сулил своим покровителям земли, деньги, выгодные государственные должности и другие блага после занятия московского престола. Вокруг авантюриста быстро собрались искатели легкой наживы и приключений. Немало сторонников «царевича» нашлось и на Руси, в частности среди казачества. Многие верили. Что он – сын Ивана Грозного и законный наследник престола.
В октябре 1604 г. Лжедмитрий I с четырехтысячным войском, состоявшим из казаков и поляков, вступил под Черниговом в пределы России. На сторону самозванца перешел ряд городов. К началу 1605 г. под знамена «царевича» собралось более 20 тыс. человек. Но царские войска во главе с князем Ф.И.Мстиславским разгромили отряды самозванца в окрестностях села Добрыничи Камарицкой волости 21 января 1605 г. Лжедмитрий спасся бегством в Путивль.
В этот критический момент 13 апреля 1605 г. внезапно умер царь Борис Годунов и на престол вступил его 16-летний сын Федор. Боярство не признало нового царя. Для многих из них он был в первую очередь внук Малюты Скуратова – их гонителя и палача. Царское войско во главе с воеводой Петром Басмановым перешло на сторону Лжедмитрия I. В Москве бояре-заговорщики организовали государственный переворот, в результате которого царь Федор и его мать были убиты. Патриарх Иов, не признавший самозванца, был низложен и отправлен в ссылку.
20 июня 1605 года Москва торжественно присягнула Лжедмитрию I. Мария Нагая, мать Дмитрия Угличского, признала его своим сыном. 21 июля 1605 г. Лжедмитрий I венчался на царство в Успенском соборе.
Однако надежды народа на «доброго и справедливого» царя не оправдались. На русском престоле оказался авантюрист, который ничем не облегчил положение простых людей. При этом Лжедмитрий не хотел считаться с боярами и не признавал народные традиции. Он женился на дочери сандомирского воеводы Марине Мнишек, увенчав католичку царской короной православного государства. В Кремле появился папский легат и ксендзы (священники) стали открыто совершать католические мессы в Москве. Чужеземцы, наводнившие столицу, вели себя как завоеватели.
По столице стали распространяться слухи, что это не настоящий царь, а беглый монах. Усидеть на захваченном престоле самозванцу не удалось. Заговор, организованный Василием Шуйским, поднял на восстание горожан. В ночь на 17 мая 1606 г. заговорщики ворвались в Кремль и убили Лжедмитрия I.
Приложение 31
20 июня 1605 г. в сопровождении польских шляхтичей Лжедмитрий въехал в столицу. Москва встретила его колокольным звоном. Богдан Бельский на Лобном месте всенародно целовал крест, что новый царь и есть истинный Дмитрий. Инокиня Марфа, мать царевича Дмитрия Угличского, «признала» сына. Через месяц, 21 июля, он венчался в Успенском соборе на престол «прародителей своих» как царь и великий князь всея Руси Дмитрий Иванович. Около года продолжалось его правление.
В решении государственных дел новый царь проявлял полную независимость и самостоятельность. Он сам два раза в неделю принимал челобитные, ежедневно бывал в Думе и не показывал особого желания советоваться с боярами даже по важным вопросам. Бояре удивлялись его уму и способности быстро решать трудные дела. Новый царь считал необходимым установить более тесные связи с Западом, чтобы приобщиться к культуре более образованных народов и в союзе с европейскими государями изгнать турок из Европы. Себя он именовал не только царем, но и императором.
Ласковым обхождением и милостью царь старался расположить к себе простой народ. Он лично выслушивал жалобы и просьбы, отменил казни. Пытался облегчить положение служилых людей, сделал суд бесплатным. Начал борьбу против взяток, принимал меры, чтобы смягчить и ограничить холопство (по указу 7 января 1606 г. около четверти холопов, попавших в кабалу в начале века, получили свободу). Но в то же время, он подтвердил указ о пятилетнем сроке сыска беглых крестьян, а польской шляхте охотно раздавал земли с крепостными крестьянами. Сильное недовольство москвичей вызывало пренебрежительное отношение царя к русским обычаям. Так, на обедах он садился спиной к боярам, что вызывало их негодование. Он выстроил себе покои в польском вкусе, одетый в польский костюм, разъезжал верхом по Москве и даже к Успенскому собору подъезжал на коне. Всех поражала расточительность Лжедмитрия. Называя себя «непобедимым императором», он приказал сделать из чистого золота богатейший трон с бриллиантовыми и жемчужными кистями.
Приложение 32