Вопрос 4. Меры по защите жертв преступлений

На основании положений Федерального закона РФ № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» меры государственной защиты могут быть применены до возбуждения уголовного дела в отношении жертвы преступления, которая способствует предупреждению или раскрытию преступления.

В отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности:

– личная охрана, охрана жилища и имущества;

– выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;

– обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;

– переселение на другое место жительства;

– замена документов;

– изменение внешности;

– перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;

– временное помещение в безопасное место;

– применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания.

Решения органов, обеспечивающих безопасность обязательны для исполнения должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, в адрес которых направлены.

Кроме того, в науке уголовного процесса для обеспечения безопасности потерпевших предлагаются следующие меры:

– не указание в протоколах следственных действий анкетных данных потерпевших;

– предъявление для опознания вне визуального наблюдения;

– проведение очной ставки с аудио и видео помехами, исключающими идентификацию потерпевшего;

– при наличии угрозы насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении охраняемых лиц допустимы контроль и запись их телефонных и иных переговоров;

– информирование потерпевшего и учет его мнения при вынесении наиболее важных процессуальных актов;

– допрос потерпевшего в суде вне нахождения в зале судебного заседания.

Указом Президента РФ от 6 сентября 2008 года № 1316 в МВД образовано Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (УОГЗ МВД России).

Для проведения практических мероприятий образован Центр по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (ЦГЗ МВД РФ), который осуществляет ОРД и применяет соответствующие меры.

В 2009 году ОВД осуществлялась государственная защита в отношении 1989 граждан, в том числе безопасность 1575 лиц, отнесённых к категории потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, а также 352 судей, сотрудников органов надзора и контролирующих органов.

При этом гибели защищаемых лиц или получения ими травм и увечий не допущено. Не было потерь и среди сотрудников органов внутренних дел, осуществлявших меры безопасности.

Совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработана и действует Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 гг.».

Проблемы в сфере защиты жертв посягательств:

1. Жертвы преступлений весьма слабо верят в эффективность и справедливость правоохранительной системы, ее способности защитить их права и изобличить преступников:

– около 60% лиц, пострадавших от разного рода преступлений, предпочитают не обращаться в правоохранительные органы;

– до половины лиц, признанных потерпевшими в ходе уголовного судопроизводства, не предъявляют гражданский иск;

– четвертая часть потерпевших, по тем или иным причинам отказываются от своих показаний в процессе судебного разбирательства;

– около 20% потерпевших не являются в суд вообще.

2. Отдельные положения Федерального закона № 119 в силу отсутствия у государства материальных средств реализуются не в полном объеме, а ведь обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства – это одна из ключевых предпосылок их сотрудничества со следствием.

Пострадавшее от преступления лицо признается потерпевшим не с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, а только при вынесении следователем (дознавателем) соответствующего постановления.

4. Вопросы определения размера морального вреда и тем более «денежной» оценки жизни человека не имеют законодательного регулирования, поэтому суды в подавляющем большинстве случаев удовлетворяющих иски потерпевших лишь в минимальных размерах.

В целях решения существующих проблем в обеспечении прав жертв преступлений необходимо:

– обеспечить подготовку к подписанию и ратификации Европейской Конвенции по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений;

– шире использовать отечественный и зарубежный опыт социальной и морально-психологической реабилитации жертв преступлений;

– расширить практику применение примирительных процедур при осуществлении правосудия;

– активизировать международные контакты и научные исследования в области защиты жертв преступлений;

– создать гарантии квалифицированной юридической помощи пострадавшим от преступлений, их доступа к механизмам административно-правовой и судебной защиты своих прав;

– обеспечить развитие системы государственного страхования жертв преступлений, учета потерпевших и размера нанесенного им ущерба;

– создать специализированный государственный фонд для выплаты компенсации потерпевшим от преступлений;

– усилить роль государственных и негосударственных правозащитных структур в деле восстановления прав и законных интересов пострадавших от преступлений;

– принять акты по развитию системы региональных уполномоченных по правам человека в Российской Федерации, законодательному закреплению их полномочий и особенностей деятельности;

– поощрять создание и развитие системы негосударственных гуманитарных фондов, ставящих своей целью поддержку жертв преступности;

– разработать комплекс правовых и организационных мер, направленных на предоставление определенных льгот организациям – донорам, оказывающим реальную помощь потерпевшим от терроризма и иных преступлений.

Заключение

Предупреждение преступлений в широком понимании есть криминологическая категория, обозначающая исторически сложившуюся систему преодоления объективных и субъективных предпосылок этих негативных явлений, реализуемого путем целенаправленной деятельности всех институтов общества по устранению, уменьшению и нейтрализации факторов, детерминирующих существование преступности и совершение преступлений.

Наши рекомендации