Социально-экономическое развитие в конце 1990-х – 2000-е гг.
В 1994—1998 гг. правительством предпринимаются меры по сдерживанию спада производства и падению эффективности экономики, которые включали следующие составляющие:
· ограничение и отмена централизованного распределения сырья и ресурсов;
· отмена государственных дотаций убыточным предприятиям и регионам, перевод всех подразделений экономики на самофинансирование;
· либерализация внешней торговли, расширение импорта потребительских и продовольственных товаров;
· свободная конвертация рубля;
· крупномасштабные внешние займы;
· неконтролируемый вывоз материальных ценностей за рубеж.
Результатом проводимой государственной политики стал развал военно-промышленного комплекса и бюджетных сфер: медицины, науки, образования и культуры в силу резкого сокращения государственных расходов на них. Массовые закрытия предприятий легкой, электронной и машиностроительной промышленности вызвали спад промышленного производства в стране. Из-за насыщения потребительского рынка иностранными товарами упал спрос на отечественную продукцию, затруднена ее реализация. Внутренний валовой продукт промышленности в 1990–1999 гг. сократился на 40%. Результатом этого стала деиндустриализация: промышленное производство все более приобретало черты топливно-энергетической и сырьевой ориентации. В экспорте газ и сырая нефть составляют 40%, в импорте машины и оборудование – 40%.
На фоне деиндустриализации наметилось резкое падение сельскохозяйственного производства в России: при катастрофически быстром росте цен на топливо не были решены вопросы кредитования и инвестирования сельскохозяйственного производства и перевозок сельхозпродукции.
Курс рубля по отношению к доллару в 1992–1997 гг. изменился с 300 до 4700 руб. за доллар. Неконтролируемый вывоз сырья, особенно металла, за границу спровоцировал резкое падение цен на мировом рынке, что нанесло огромный ущерб экономической безопасности России.
Социальные последствия спада производства: имущественная дифференциация и скрытая безработица (неоплачиваемые отпуска, неполная рабочая неделя, длительные задержки выплат бюджетникам, пенсионерам и др.); переключение трудовой активности населения из сферы производства в область индивидуальных услуг, мелкооптовой и розничной торговли, посреднических операций.
Макроэкономические последствия спада производства: полная зависимость российской экономики от Запада в лице международных финансовых организаций; нарушение экономических связей между регионами страны и распад единой народнохозяйственной структуры.
В результате углубления экономического кризиса более 40% жителей страны оказались за чертой бедности. Правительством предпринимались попытки укрепить российскую валюту (и скрыть инфляцию): решение ЦБР об изъятии из обращения с 26 июля 1993 г. государственных казначейских билетов Банка СССР и банкнот ЦБР образца 1961–1992 гг.; введение в июле 1995 г. «валютного коридора»; решение о деноминации рубля в тысячу раз с 1 января 1999 г.
Рыночные отношения в России приобрели откровенно криминальный характер. Большинство предприятий и фирм вынуждено платить мафиозным структурам («рэкетирам») дань за «охрану», «взыскание» долгов, замену арбитража и судебных органов, которые из-за несовершенства законодательства работают неэффективно. Криминальные группировки фактически открыто поделили между собой районы крупных городов и целые территории. Ситуацию усугублял создавшийся в 1991–1996 гг. правовой вакуум, связанный с отсутствием законов, отражающих новые виды преступлений.
Последствия рыночных реформ в России 1992–1998 гг.:
1) спад производства, составивший в натуральном выражении почти 50% (до августовского кризиса 1998 г.), что сопоставимо с падением экономики в начальный период Великой Отечественной войны. Особенно болезненным оказался обвальный разрыв связей с бывшими советскими республиками, ставшими независимыми государствами. Под угрозу было поставлено само существование многих российских предприятий, внезапно прекративших снабжаться сырьем, оборудованием, комплектующими материалами; их продукция оказалась невостребованной;
2) политика «открытых границ», которая привела к тому, что на Запад и на Восток (в Китай) хлынули потоки сырья, и особенно металлов, спровоцировав падение цен на мировом рынке;
3) кризис банковской системы: сокращение числа банков, уменьшение их активов (особенно после августа 1998г.);
4) в стадии рассмотрения находился закон о земле (дискуссионным является вопрос о купле-продаже земли), и существовала реальная опасность распродажи земли с молотка;
5) регулярные задержки зарплаты и недостаточное обеспечение прожиточного минимума (в конце 1995 г. средняя зарплата в России составляла 140 долл., в начале 1999 г. – 62,5 долл., в США – 2000 долл. в месяц), напряженность с выплатой пенсий;
6) возникновение противоречий на производстве, в финансовой сфере, связанное с созданием фондового рынка, появлением сотен тысяч собственников и обнищанием значительной части населения, резким углублением социального неравенства, появлением безработицы и других болезней рыночной экономики;
7) стихийные забастовки и массовые митинги протеста по всей стране (наряду с экономическими требованиями происходило выдвижение политических требований);
8) зависимость от иностранных кредитов и инвестиций;
9) следствием экономического банкротства стало политическое банкротство власти.
Трансформация социально-экономической системы проходила очень тяжело и имела отрицательную динамику с точки зрения роста внутреннего валового продукта (ВВП) до 1996 г. Первые признаки экономического роста появляются в 1997 г., когда объем промышленной продукции возрос по сравнению с предыдущим годом.
В 1998 г. правительство Черномырдина предприняло ряд мер в целях выхода из финансового кризиса (был принят новый Закон о банкротстве, проведена деноминация рубля). Однако в марте-апреле ситуация продолжала ухудшаться, в том числе в социальной сфере. 31 марта указом Президента правительство во главе с В. С. Черномырдиным было отправлено в отставку. 24 апреля Председателем Правительства был назначен С. В. Кириенко.
В мае – июне 1998 г. ухудшение ситуации на финансовом рынке приобрело катастрофический характер, что было вызвано в том числе падением мировых цен на сырье (на 30% – на металл и в два раза – на нефть) и на акции российских компаний. Правительством была предложена антикризисная (стабилизационная) программа. Оно выступило с заявлением об ужесточении бюджетной политики, обратившись одновременно за помощью к главам государств США и Германии, а также МВФ. Главным условием выдачи кредита от Мирового банка на 1998 г. было дробление естественных монополий. Поэтому правительство приступило к разработке плана «вертикальной и горизонтальной перестройки» в таких отраслях, как транспортировка нефти, энергетика, газовая промышленность, железнодорожный транспорт, телекоммуникации.
17 августа 1998 г. премьер-министр С. В. Кириенко выступил с заявлением о прекращении выплат по обязательствам государства и моратории на выплату долгов зарубежным банкам (дефолт — отказ от принятых ранее на себя обязательств). 23 августа последовала отставка правительства Кириенко. Последствия кризиса были чрезвычайно тяжелыми для населения. Высокая инфляция (до 60%) и рост цен привели к снижению реальных доходов граждан на две трети (курс доллара возрос до 20 руб. за 1 долл.). Падение импорта (в 6–7 раз) вызвало резкое сокращение таможенных пошлин как традиционного источника доходов в казну. Наступил крах рыночной инфраструктуры и кризис банковской системы и рынка ценных бумаг.
Финансовый кризис 17 августа 1998 г., при всей его тяжести и трагичности для части населения страны, оказался позитивным фактом именно для отечественной промышленности. Рухнули финансовые пирамиды, оттягивавшие средства из реального сектора экономики, сократился избыточный импорт. Производство (в том числе в военно-промышленном комплексе) стало оживать. Благоприятной для России в 1999–2004 гг. оказалась и конъюнктура на нефть на мировых рынках, что позволило существенно увеличить доходы государства. С 2000 г. ВВП имел положительный рост.
11 сентября 1998 г. новым главой правительства был утвержден Е.М. Примаков.Главными принципами его политики стало введение более жесткого государственного регулирования рынка, по возможности ограничение денежной эмиссии в размерах, не допускающих гиперинфляцию, борьба против криминализации в сфере экономики. Правительство предприняло меры по административному регулированию валютного рынка под руководством Центробанка РФ. С 1 октября 1998 г. была введена госмонополия на алкогольную продукцию. Правительство предпринимало попытки добиться реструктуризации долгов по ГКО и новых западных кредитов, не допустить ареста зарубежных активов российских банков.
В верхних эшелонах власти развернулась борьба по проблемам выхода из кризиса, результатом которой стала отставка в мае 1999 г. Е. М. Примакова. Новым главой Кабинета министров стал С. В. Степашин, которого 16 августа 1999 г. сменил В. В. Путин, одновременно публично названный преемником Президента.
После избрания В. В. Путина Президентом Кабинет министров возглавил М. М. Касьянов. 28 июня 2000 г. Кабинет во главе с М.М. Касьяновым принял правительственную программу на ближайшие 10 лет и на 2000–2001 гг., разработанную под руководством министра экономического развития и торговли Г. Ю. Грефа. Среднесрочная программа включала в себя налоговую реформу, реформу жилищно-коммунального хозяйства, реструктуризацию естественных монополий, прежде всего Газпрома и РАО «ЕЭС», а также принятие Земельного кодекса. В целом правительственная программа предполагала реформирование системы образования, здравоохранения, социального обеспечения. В экономической части она направлена на защиту интересов потребителя и производителя, реформирование банковской системы и таможенной политики, укрепление национальной валюты.
По оценке Института экономики РАН, в 2000 г. ВВП вырос на 7,5%, промышленное производство — больше чем на 9%. Инфляция удержалась на уровне 20,5%. Зарплаты выросли в среднем на 24%, пенсии – на 35%, реальные доходы – примерно на 9%. Людей с доходами ниже прожиточного минимума стало почти на 15 млн человек меньше. В 2000 г. впервые в истории новой России был вовремя принят бюджет, одобрена пенсионная реформа (переход на накопительный принцип формирования пенсии), прошел обсуждение новый Таможенный кодекс, подоходный налог снижен до 13%. Введен единый социальный налог (вместо множества отчислений в разные фонды).
Экономическая ситуация оказывает определяющее влияние на политический климат в стране. В условиях, когда 30% населения имеют доходы ниже прожиточного минимума, достижение социально-экономической стабильности превращается в неразрешимую проблему. При этом для России характерна высокая степень дифференциации общества. В нашей стране существует значительный разрыв между богатыми и бедными, когда их доходы разнятся в сотни, тысячи раз.
От цен на нефть напрямую зависит повышение заработной платы и пенсий. Неблагоприятной тенденцией является падение курса доллара, сильная зависимость российской экономики от мирового развития.
Важнейшей реформой, имеющей огромное и экономическое и социальное значение, является принятие правительством программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Причины экономического роста в 1999–2006 гг.:
1. Стабилизация политических отношений и улучшение психологического настроя граждан.
2. Крушение финансовых пирамид в августе 1998 г., оттягивавших финансы на спекулятивный рынок из реального сектора экономики.
3. Девальвация рубля.
4. Укрепление отечественного производства. Оживление в военно-промышленном комплексе. Появление за годы реформ массы предприятий, эффективно работающих в рыночных условиях.
5. Благоприятная конъюнктура на мировых рынках нефти и металлов для отечественных экспортеров.
Вместе с тем экономическая система, которая сложилась в России в результате реформ, далека от классически рыночной. Ее по-прежнему отягощает наследие прошлого, а экономические, политические и социальные отношения вовсе не соответствуют процветающему рыночному хозяйству. Современная оценка нынешнего российского общества преимущественно носит негативную окраску: «бандитский», «грабительский», «олигархический» капитализм. Более научно обоснованное определение попытался дать бывший лидер партии «Яблоко» Г. А. Явлинский. Он назвал сегодняшнее состояние в стране «периферийным капитализмом», схожим с системами Азии и Латинской Америки, где отсутствуют развитые атрибуты гражданского общества и существует зависимость местного бизнеса от власти и экономики развитой части мира.
России еще много предстоит пережить, прежде чем ее экономика станет сильной, конкурентоспособной и процветающей.