Тема 1. Право в системе социальных норм
Тема 1. Право в системе социальных норм
1. Социальная норма— установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.
Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия разнообразных факторов. Например, природных и социальных, возникших в процессе культурного развития. Это и есть социальные нормы.
Признаки социальных норм:
1) Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени
2) Возникают связи с сознательной деятельностью людей
3) Направлены на регулирование общественных отношений
4) Содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества.
Социальные нормы можно классифицировать по: - сферам действия (экономические, политические и пр.)
- механизму регулирования (мораль, право, обычай, норма поведения)
Признаки правовой нормы
— Единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением его воли.
— Представляет собой меру свободы волеизъявления и поведения человека.
— Издается в конкретной форме.
— Является формой реализации и закрепления прав и обязанностей участников общественных отношений.
— Поддерживается в своем осуществлении и охраняется силой государства.
— Всегда представляет собой властное предписание государства.
— Является единственным государственным регулятором общественных отношений.
— Представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. указывает: каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для каждого индивида образ действий.
«Право» в современной науке используется в нескольких значениях:
1) Право, как социально-правовые притязания людей (естественное право).
2) Право – официально признанные возможности, которыми располагает человек (субъективное право).
3) Право – система юридических норм (объективное право).
4) Право – правовая система.
Признаки права:
1) Нормативность – формирование типичного правила поведения
2) Формальная определенность – официальное закрепление
3) Проявление воли и сознания людей
4) Обеспеченность возможностью государственного принуждения
5) Системность.
3. Структура нормы права — это внутреннее строение нормы, которое раскрывает ее основные элементы и способы их взаимосвязи.
Структура нормы права | ||||||
гипотеза | диспозиция | санкция | ||||
это структурный элемент правовой нормы, который указывает на жизненные обстоятельства вступления нормы в действие | это структурный элемент правовой нормы, который содержит само правило поведения участников регулируемых отношений, указывает на его суть и содержание, права и обязанности субъектов | это структурный элемент правовой нормы, определяющий неблагоприятные последствия для участников общественных отношений, наступающие в случае нарушения последними предписаний диспозиции | ||||
Основной элемент правовой нормы |
4. Виды правовых норм
Основания для классификации | Наименование видов | Их сущность |
По субъектам правотворчества | Нормы, исходящие от государства | Нормы органов представительной, исполнительной и судебной государственной власти |
Нормы, являющиеся результатом прямого волеизъявления населения | Нормы, принимаемые непосредственно населением конкретного территориального образования или населением всей страны | |
По социальному назначению | Учредительные | Нормы — принципы |
Регулятивные | Нормы — правила поведения | |
Охранительные | Нормы — стражи порядка | |
Обеспечительные | Нормы — гарантии | |
Декларативные | Нормы — объявления | |
Дефинитивные (от лат. definitio — определение) | Нормы — определения | |
Коллизионные (от лат. collisio — столкновение противоположных сил) | Нормы — арбитры | |
Оперативные | Нормы — инструменты | |
По характеру содержащихся в тексте норм правил поведения | Обязывающие | Нормы, устанавливающие обязанность совершать определенные правовые действия |
Управомочивающие | Нормы, предоставляющие права на совершение определенных положительных действий | |
Запрещающие | Нормы, содержащие требования воздержаться от определенных действий | |
По функциональной роли | Общие | Нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или бóльшую часть институтов соответствующей отрасли права |
Специальные | Нормы, которые охватывают часть институтов соответствующей отрасли права и регулируют исключительно важные, требующие более детальной регламентации вопросы | |
По методу правового регулирования | Императивные (лат. imperativus — повелительный) | Нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении |
Диспозиционные | Нормы предоставляют субъектам общественных отношений в пределах требований закона самим разрешать возникающие между ними спорные моменты и определить дальнейший ход их взаимоотношений | |
Рекомендательные | Нормы устанавливают варианты желательного для государства поведения | |
Поощрительные | Нормы относительно предоставления мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования | |
По сфере и субъектам действия | Общего действия | Нормы, распространяющиеся на всех граждан и функционирующие на всей территории государства |
Ограниченного действия | Нормы, имеющие пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами | |
Локального действия | Нормы, действующие в пределах какого-либо коллективного образования (предприятие, учреждение, организация) |
5. Норма права — это первичная клеточка права, его исходный элемент. Поэтому норме права свойственны все те черты, которые характерны для права в целом. Однако, это еще не означает, что понятие нормы права и права совпадают. Право и его норма соотносятся между собой как общее и частное. Отдельно взятая правовая норма — это еще не есть право. Право — это система, совокупность правовых норм.
Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с другими социальными нормами как элемент системы социального нормативного регулирования.
6. Право в системе социальных норм: особенности взаимодействия
Социальные нормы, с которыми взаимодействует право | Проявления взаимодействия |
Мораль | Право и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам. Право, как правило, соответствует основным требованиям морали (некоторые нормы непосредственно закрепляют в законе нормы моральные, подкрепляя их юридическими санкциями), вместе с этим реализация правовых норм и их исполнение во многом обусловлено тем, что люди считают их справедливыми. Правовые нормы возникают в процессе юридической практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства, в то время как мораль возникает и развивается в процессе практической деятельности людей. Она не связана со структурной организацией общества и неотделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности |
Обычаи | Нормы права поддерживают обычаи, которые признаются государством юридически значимым и общественно полезным. Такие обычаи наделяются государством юридической силой и в дальнейшем расцениваются как правовые. Нормы права отвергают некоторые обычаи, ограничивают степень их воздействия на общество. В то же время правовые нормы могут безразлично относиться к большинству действующих обычаев, связанных с межличностными отношениями и бытовым поведением людей |
Религия | В некоторых государствах (например, в странах ислама), где наиболее сильно выражена приверженность религиозным идеям, религия господствует над правом. В других же — государство и, соответственно, право отделены от религии, не оказывая на нее никакого влияния, подобное взаимоотношение является обоюдным. Существуют также страны, в которых религиозные нормы действуют наряду с правовыми, дополняя последние и регулируя те вопросы, которые не охватываются правом |
Нормы общественных организаций | По формальным признакам нормы общественных организаций похожи на правовые: текстуально закреплены в соответствующих документах, принимаются по определенной процедуре, систематизированы. Однако нормы общественных организаций не обладают общеобязательностью права, не обеспечиваются государственным принуждением. Предметом регулирования норм общественных организаций являются отношения, не урегулированные юридически |
7. Признаки права — это такие присущие ему свойства, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений.
Наименование признака | Его сущность |
Социальность | Право с момента своего возникновения и по сей день регулирует общественные отношения, оно действует в человеческом обществе |
Нормативность (нормативный характер) | Право выступает и действует в системе юридических норм, которые закрепляют права и обязанности участников общественных отношений, им регулируемых. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы |
Общеобязательный характер | Нормы права адресованы неопределенно большому количеству адресатов, попавших в типичную жизненную ситуацию, и обязательны для исполнения ими |
Государственно-волевой характер | Право — это проявление воли государства, так как в нем определяется будущее поведение личности, организации, с его помощью реализуются субъективные интересы и потребности, достигаются намеченные цели. Воля аккумулирует экономические, социальные, политические и иные интересы различных слоев населения; государственное признание этих интересов осуществляется через волю компетентных государственных органов; по своему характеру государственная воля объективна и обязательна для всех; государство всегда заинтересовано в реализации собственной воли |
Системность | Система права — категория объективная, не зависящая ни от воли, ни от желания субъектов правотворчества. Система права характеризуется внутренней согласованностью, взаимообусловленностью и взаимодействием составляющих ее элементов |
Формальная определенность | Право не существует само по себе, оно так или иначе должно быть выражено в конкретной форме (например, закон, иные нормативные акты, судебные решения и т. д.), выбор которой в конечном итоге зависит от государства |
Обеспеченность государством | Государство как издает нормы права, так и обеспечивает их реализацию. Данное обеспечение основано на применении мер государственного принуждения |
Функции права
Наименование функции | Ее сущность |
Культурно-историческая | Право аккумулирует в себе все духовные ценности и достижения народа, общества, передает их из одного поколения в другое |
Воспитательная | Право оказывает стимулирующее воздействие на поведение субъектов общественных отношений посредством запретов, ограничений правовой защиты и наказания |
Социального контроля | Право определяет меру возможного и должного поведения субъектов, общественных отношений, используя при этом меры стимулирования и ограничения |
Регулятивная | Право устанавливает в обществе правила поведения, которые направлены на координацию общественных отношений, упорядочение связей между людьми |
Охранительная | Право защищает наиболее важные общественные отношения от негативного воздействия на них со стороны, которое может пагубно отразиться на всем ходе общественного развития |
нормативно-правовой акт –это документ, в котором написаны обязательные для всех правила поведения.
В юридическом смысле право – этосовокупность норм права, т.е. система норм, регулирующих поведение людей и устанавливаемая и охраняемая государством.
Источник права –официальный документ, принятый государством, из которого мы узнаем об обязательных для всех правилах поведения.
Все источники права систематизированы в систему законодательства: она состоит из законов и подзаконных актов.
Закон – это нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый высшим представительным органом государства.
Подзаконный акт – правовой акт государственного органа, изданный в пределах его компетенции.
Закон может быть принят двумя способами:
- на референдуме всенародным голосованием
- высшим представительным органом государства
Закон обладает высшей юридической силой.
Система законодательства РФ состоит из
- Конституции РФ
- кодексы
- федеральные законы
- подзаконные акты (указы, постановления, распоряжения)
Источник права –официальный документ, принятый государством, из которого мы узнаем об обязательных правилах поведения.
Федеральные законы
Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные принципы проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - депутаты Государственной Думы) избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
Статья 2.Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы
Статья 3.Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) избирается 450 депутатов.
2. Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы (далее - федеральные списки кандидатов).
Статья 4.Федеральный избирательный округ
Статья 5.Избирательные права граждан Российской Федерации на выборах депутатов Государственной Думы
1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы, участвовать в выдвижении федеральных списков кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
2. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, может быть избран депутатом Государственной Думы.
3. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерации избирательными правами на выборах депутатов Государственной Думы. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать гражданину Российской Федерации содействие в реализации его избирательных прав.
4. Не имеет права избирать и быть избранным, участвовать в осуществлении других избирательных действий гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
Статья 6.Назначение выборов депутатов Государственной Думы
Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва.
Статья 7.Право выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы
1. Кандидаты в депутаты Государственной Думы (далее - кандидаты) выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов.
Статья 8.Подготовка и проведение выборов депутатов Государственной Думы избирательными комиссиями
Статья 9.Гласность при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы
Статья 10.Право на предвыборную агитацию
Статья 11.Финансирование выборов депутатов Государственной Думы
Статья 12.Участие в выборах депутатов Государственной Думы иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций и международных общественных движений
Глава 7. Статус кандидатов
Статья 45.Равенство кандидатов
Статья 46.Ограничения, связанные с должностным или со служебным положением
Статья 47.Гарантии деятельности кандидатов
Статья 48.Доверенные лица политических партий
Статья 49.Выбытие кандидатов, отзыв федеральных списков кандидатов
Глава 10. Голосование
Статья 72.Помещение для голосования
Статья 73.Избирательный бюллетень
Статья 74.Открепительное удостоверение
Статья 75.Порядок голосования
Статья 76.Досрочное голосование
Статья 77.Порядок голосования вне помещения для голосования
Обсуждение законопроекта
2. Стадия обсуждения законопроекта, которое происходит на заседаниях палат парламента. В Российской Федерации внесенный в порядке законодательной инициативы законопроект Советом Государственной Думы направляется в соответствующий профильный комитет, который после обсуждения выносит проект на пленарное заседание Государственной Думы с собственными замечаниями и предложениями. Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся поправки.
2.3. Стадия принятия законопроекта путем голосования депутатов парламента. Если парламент двух‑палатный, то для принятия закона требуется согла‑сие обеих палат. В Российской Федерации закона принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов.
2.4. Стадия утверждения законопроекта. В соответствии с Конституцией РФ принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одбренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты Федерального Собрания могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. Однако Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно проголосовав за закон. Правда, для этого требуется квалифицированное большинство — не менее 2 /3 от общего числа депутатов Государственной Думы.
Принятые парламентом законы направляются главе государства (монарху или президенту), который может наложить на них вето, не допустив или, по крайней мере, отсрочив вступление закона в силу. Вето может быть абсолютным (или резолютивным), когда главе государства принадлежит право окончательного отклонения закона, и отлагательным (или суспенсивным), когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу. Парламенту в последнем случае предоставляется право принять этот закон вторичным голосованием, т. е. преодолеть вето. Для вторичного голосования в ряде парламентов требуется квалифицированное большинство. Так, в Российской Федерации для преодоления отлагательного вето Президента закон при повторном голосовании должен получить 2 /3 голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.
Промульгация закона — опубликование принятого и утвержденного закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные законом сроки. Только после промульгации закон обретает обязательную силу. В Российской Федерации законы подлежат обязательному опубликованию в течение 7 дней после подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ. Вступает же в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок.
Несколько отличается от обычной законодательной процедуры процесс рассмотрения федеральных конституционных законов в Российской Федерации. Они считаются принятыми, если одобряются большинством не менее 3 /4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2 /3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Президент не может отклонить федеральный конституционный закон и обязан его подписать и обнародовать в течение 14 дней после принятия.
Тема 1. Право в системе социальных норм
1. Социальная норма— установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.
Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия разнообразных факторов. Например, природных и социальных, возникших в процессе культурного развития. Это и есть социальные нормы.
Признаки социальных норм:
1) Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени
2) Возникают связи с сознательной деятельностью людей
3) Направлены на регулирование общественных отношений
4) Содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества.
Социальные нормы можно классифицировать по: - сферам действия (экономические, политические и пр.)
- механизму регулирования (мораль, право, обычай, норма поведения)
Признаки правовой нормы
— Единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением его воли.
— Представляет собой меру свободы волеизъявления и поведения человека.
— Издается в конкретной форме.
— Является формой реализации и закрепления прав и обязанностей участников общественных отношений.
— Поддерживается в своем осуществлении и охраняется силой государства.
— Всегда представляет собой властное предписание государства.
— Является единственным государственным регулятором общественных отношений.
— Представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. указывает: каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для каждого индивида образ действий.
«Право» в современной науке используется в нескольких значениях:
1) Право, как социально-правовые притязания людей (естественное право).
2) Право – официально признанные возможности, которыми располагает человек (субъективное право).
3) Право – система юридических норм (объективное право).
4) Право – правовая система.
Признаки права:
1) Нормативность – формирование типичного правила поведения
2) Формальная определенность – официальное закрепление
3) Проявление воли и сознания людей
4) Обеспеченность возможностью государственного принуждения
5) Системность.
3. Структура нормы права — это внутреннее строение нормы, которое раскрывает ее основные элементы и способы их взаимосвязи.
Структура нормы права | ||||||
гипотеза | диспозиция | санкция | ||||
это структурный элемент правовой нормы, который указывает на жизненные обстоятельства вступления нормы в действие | это структурный элемент правовой нормы, который содержит само правило поведения участников регулируемых отношений, указывает на его суть и содержание, права и обязанности субъектов | это структурный элемент правовой нормы, определяющий неблагоприятные последствия для участников общественных отношений, наступающие в случае нарушения последними предписаний диспозиции | ||||
Основной элемент правовой нормы |
4. Виды правовых норм
Основания для классификации | Наименование видов | Их сущность |
По субъектам правотворчества | Нормы, исходящие от государства | Нормы органов представительной, исполнительной и судебной государственной власти |
Нормы, являющиеся результатом прямого волеизъявления населения | Нормы, принимаемые непосредственно населением конкретного территориального образования или населением всей страны | |
По социальному назначению | Учредительные | Нормы — принципы |
Регулятивные | Нормы — правила поведения | |
Охранительные | Нормы — стражи порядка | |
Обеспечительные | Нормы — гарантии | |
Декларативные | Нормы — объявления | |
Дефинитивные (от лат. definitio — определение) | Нормы — определения | |
Коллизионные (от лат. collisio — столкновение противоположных сил) | Нормы — арбитры | |
Оперативные | Нормы — инструменты | |
По характеру содержащихся в тексте норм правил поведения | Обязывающие | Нормы, устанавливающие обязанность совершать определенные правовые действия |
Управомочивающие | Нормы, предоставляющие права на совершение определенных положительных действий | |
Запрещающие | Нормы, содержащие требования воздержаться от определенных действий | |
По функциональной роли | Общие | Нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или бóльшую часть институтов соответствующей отрасли права |
Специальные | Нормы, которые охватывают часть институтов соответствующей отрасли права и регулируют исключительно важные, требующие более детальной регламентации вопросы | |
По методу правового регулирования | Императивные (лат. imperativus — повелительный) | Нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении |
Диспозиционные | Нормы предоставляют субъектам общественных отношений в пределах требований закона самим разрешать возникающие между ними спорные моменты и определить дальнейший ход их взаимоотношений | |
Рекомендательные | Нормы устанавливают варианты желательного для государства поведения | |
Поощрительные | Нормы относительно предоставления мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования | |
По сфере и субъектам действия | Общего действия | Нормы, распространяющиеся на всех граждан и функционирующие на всей территории государства |
Ограниченного действия | Нормы, имеющие пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами | |
Локального действия | Нормы, действующие в пределах какого-либо коллективного образования (предприятие, учреждение, организация) |
5. Норма права — это первичная клеточка права, его исходный элемент. Поэтому норме права свойственны все те черты, которые характерны для права в целом. Однако, это еще не означает, что понятие нормы права и права совпадают. Право и его норма соотносятся между собой как общее и частное. Отдельно взятая правовая норма — это еще не есть право. Право — это система, совокупность правовых норм.
Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с другими социальными нормами как элемент системы социального нормативного регулирования.
6. Право в системе социальных норм: особенности взаимодействия
Социальные нормы, с которыми взаимодействует право | Проявления взаимодействия |
Мораль | Право и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам. Право, как правило, соответствует основным требованиям морали (некоторые нормы непосредственно закрепляют в законе нормы моральные, подкрепляя их юридическими санкциями), вместе с этим реализация правовых норм и их исполнение во многом обусловлено тем, что люди считают их справедливыми. Правовые нормы возникают в процессе юридической практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства, в то время как мораль возникает и развивается в процессе практической деятельности людей. Она не связана со структурной организацией общества и неотделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности |
Обычаи | Нормы права поддерживают обычаи, которые признаются государством юридически значимым и общественно полезным. Такие обычаи наделяются государством юридической силой и в дальнейшем расцениваются как правовые. Нормы права отвергают некоторые обычаи, ограничивают степень их воздействия на общество. В то же время правовые нормы могут безразлично относиться к большинству действующих обычаев, связанных с межличностными отношениями и бытовым поведением людей |
Религия | В некоторых государствах (например, в странах ислама), где наиболее сильно выражена приверженность религиозным идеям, религия господствует над правом. В других же — государство и, соответственно, право отделены от религии, не оказывая на нее никакого влияния, подобное взаимоотношение является обоюдным. Существуют также страны, в которых религиозные нормы действуют наряду с правовыми, дополняя последние и регулируя те вопросы, которые не охватываются правом |
Нормы общественных организаций | По формальным признакам нормы общественных организаций похожи на правовые: текстуально закреплены в соответствующих документах, принимаются по определенной процедуре, систематизированы. Однако нормы общественных организаций не обладают общеобязательностью права, не обеспечиваются государственным принуждением. Предметом регулирования норм общественных организаций являются отношения, не урегулированные юридически |
7. Признаки права — это такие присущие ему свойства, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений.
Наименование признака | Его сущность |
Социальность | Право с момента своего возникновения и по сей день регулирует общественные отношения, оно действует в человеческом обществе |
Нормативность (нормативный характер) | Право выступает и действует в системе юридических норм, которые закрепляют права и обязанности участников общественных отношений, им регулируемых. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы |
Общеобязательный характер | Нормы права адресованы неопределенно большому количеству адресатов, попавших в типичную жизненную ситуацию, и обязательны для исполнения ими |
Государственно-волевой характер | Право — это проявление воли государства, так как в нем определяется будущее поведение личности, организации, с его помощью реализуются субъективные интересы и потребности, достигаются намеченные цели. Воля аккумулирует экономические, социальные, политические и иные интересы различных слоев населения; государственное признание этих интересов осуществляется через волю компетентных государственных органов; по своему характеру государственная воля объективна и обязательна для всех; государство всегда заинтересовано в реализации собственной воли |
Системность | Система права — категория объективная, не зависящая ни от воли, ни от желания субъектов правотворчества. Система права характеризуется внутренней согласованностью, взаимообусловленностью и взаимодействием составляющих ее элементов |
Формальная определенность | Право не существует само по себе, оно так или иначе должно быть выражено в конкретной форме (например, закон, иные нормативные акты, судебные решения и т. д.), выбор которой в конечном итоге зависит от государства |
Обеспеченность государством | Государство как издает нормы права, так и обеспечивает их реализацию. Данное обеспечение основано на применении мер государственного принуждения |
Функции права
Наименование функции | Ее сущность |
Культурно-историческая | Право аккумулирует в себе все духовные ценности и достижения народа, общества, передает их из одного поколения в другое |
Воспитательная | Право оказывает стимулирующее воздействие на поведение субъектов общественных отношений посредством запретов, ограничений правовой защиты и наказания |
Социального контроля | Право определяет меру возможного и должного поведения субъектов, общественных отношений, используя при этом меры стимулирования и ограничения |
Регулятивная | Право устанавливает в обществе правила поведения, которые направлены на координацию общественных отнош Наши рекомендации
|