Тема 8. Антимонопольное регулирование в США.
Что касается антимонопольного регулирования, в США один закон дополняет другой. В РФ с момента распада СССР антимонопольное законодательство существенно изменялось уже несколько раз.
В США ограничение негативных последствий деятельности монополий осуществляется по 2-ум направлениям:
А –в структурных отраслях, где существуют естественные монополии, государство осуществляет прямое регулирование тарифов, рентабельности и уровня прибыли.
Естественная монополия существует там, где есть объективные барьеры вхождения в отрасль. В РФ регулируются лишь тарифы. Рентабельность = прибыль/затраты.
Необоснованные затраты → низкоэластичный спрос → заменить товар не чем.
Правило контроля 3-ёх позиций (цена, количество, качество) лежит в основе антимонопольного регулирования.
Б –в других секторах инструментом предотвращения монополии служит антитрестовское законодательство, которое распространяется на все формы хозяйственных объединений.
Всё это даёт возможность регулировать число конкурентов на рынке, влиять на фирменную структуру отраслей, воздействовать на размеры и направления роста корпораций.[14]
Методы антимонопольного регулирования – прямые административные (государство принимает законы, которые направлены на конкретные компании).
Антитрестовское законодательство США не содержит детальных регулирующих требований, а состоит из нескольких сформулированных в общем виде положений, содержащих основные условия поддержания конкуренции, т.е. определён перечень запретов на определённые действия, которые, по мнению государства, снижают конкуренцию.
Нормативный акт | Год принятия | Что запрещал |
1) Закон Шермана | 1890 г. | · любое соглашение, объединение в форме треста или иным образом или тайный сговор с целью ограничения конкуренции (производства) является незаконным; · любое лицо, уличённое в этом, считается виновным в совершении преступления. |
2) Акт Клеймана | 1914 г. | Ø запрет ценовой дискриминации; Ø запрет на проведение исключительных или привязывающих соглашений, посредством которых производитель продавал бы продукт при условии, что покупатель приобретает другие продукты у этого же продавца, а не у его конкурентов; Ø запрет на образование взаимопереплетающихся директоратов. |
3) Закон о Федеральной торговой комиссии (ФТК) | 1914 г. | предусматривал создание регулирующего органа и возлагал на ФТК ответственность за проведение в жизнь антитрестовского законодательства. По закону ФТК дано право собирать, хранить и периодически проверять информацию о предпринимательской активности любой корпорации, занимающейся торговлей. |
4) Закон Веллера-Ли | 1938 г. | ввёл запрет на поступки или действия в торговле, вводящие в заблуждение потребителя и возложил на ФТК контроль и ответственность по защите прав потребителей. |
I. Принятый в 1890 г. закон Шермана в самом общем виде установил 2-а нормативных запрета в ограничительной практике в бизнесе:
1) согласно закону, любое соглашение, объединение в форме треста или иным образом или тайный сговор с целью ограничения конкуренции (производства) является незаконным.
2) кроме того любое лицо, уличённое в этом, считается виновным в совершении преступления.
В основе антимонопольного регулирования в США тоже лежат административные методы. В США есть комиссии по этике.
II. Положения антитрестовского (антимонопольного) законодательства были развиты в 1914 г. в акте Клеймана. В результате антимонопольное законодательство в США запретило проведение:
a) ценовой дискриминации, т.е. запретило продажу товаров или предоставление услуг различным потребителям на неэквивалентных условиях.
затраты (себестоимость)↑ → цена на товар↑ (при нормальных условиях);
затраты (себестоимость) = const → цена на товар↑(ценовая дискриминация).
Виды ценовой дискриминации:
1 рода – совершенная – монополистическая конкуренция, при которой в один и тот же момент один и тот же продукт продается разным покупателям по разным ценам, причем разница в ценах не оправдана различиями в издержках производства этого продукта.
Т.о. продавец реализует единицу товара каждый раз по новой цене (например, бабушка с капустой: одна цена для бедной женщины, другая – для богатого мужчины). Но данная ценовая дискриминация почти не используется, т.к. трудно реализуема: продавцу нужно очень быстро уметь оценить доходы и возможности покупателя.
2 рода – дискриминация по объёму продаж: возьмите больше - заплатите меньше (купите 3 ящика яблок по цене 2-ух). Данная ценовая дискриминация широко используется в бизнесе;
3 рода – ценовая дискриминация на сегментированном рынке: широко используется монополистами; например, проездной билет для школьников, студентов, пенсионеров и прочих: услуга одна (проезд), но цена на неё для каждой категории разная.
Условия реализации данной ценовой дискриминации:
- у потребителя не должно быть возможности купить дешевле, где продают дороже;
- критерии отнесения клиента к определённому сегменту должны быть конкретными и однозначными, чтобы потребитель не мог переходить из сегмента в сегмент;
- у продавца, который продаёт дороже, нет конкурентов, и клиенту некуда больше идти.
Ценовая дискриминация не запрещена в РФ. В России ценовая дискриминация называется перекрёстным субсидированием[15].
4 bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAA9gUAAAAA "/>1. Льгота
Т.о. цена за услугу (товар) одинаковая, а плательщиков несколько |
2.
L BQYAAAAABAAEAPMAAADyBQAAAAA= "/>
Потребитель - Государство,
льготник,% %
b) проводить исключительные или привязывающие соглашения, посредством которых производитель продавал бы продукт при условии, что покупатель приобретает другие продукты у этого же продавца, а не у его конкурентов.
Т.о. запрещается навязывание условий. В бизнесе выгодно продавать комплекс товаров: техника + доставка + установка + сервисное обслуживание; авто + ремонт в сервисном центре (но это может быть дороже, чем у конкурентов).
c) запрет на образование взаимопереплетающихся директоратов.
III. Закон 1914 г. о Федеральной торговой комиссии (ФТК) предусматривал создание регулирующего органа и возлагал на ФТК ответственность за проведение в жизнь антитрестовского законодательства. ФТК дано право собирать, хранить и периодически проверять информацию о предпринимательской активности любой корпорации, занимающейся торговлей.
IV. 1938 г. – закон Веллера-Ли ввёл запрет на поступки или действия в торговле, вводящие в заблуждение потребителя и возложил на ФТК контроль и ответственность по защите прав потребителей. (Закон запретил использовать в рекламе в качестве антитовара продукцию конкурентов).
Экономическая доктрина, лежащая в основе применения антитрестовского законодательства, утверждает, что структура отраслей или рынка определяет поведение фирмы на рынке, которая в свою очередь определяет экономические показатели развития этой отрасли.
С точки зрения антитрестовских органов и судов, главным в поведении фирм является их стратегия. Стремление фирм к проведению согласованной экономической политики расценивается как тенденция к монополизации.