Тема 7. Антимонопольное регулирование и формирование конкурентной среды.
Монополия - тип отраслевого рынка, на котором:
- присутствует единственный продавец товара, способный влиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги;
- отсутствуют близкие заменители товара;
- имеются высокие барьеры входа.
Административная экономика → собственность государственная.
Монополизм – разменная карта в политической борьбе. Монополии бывают разные; их наличие присуще любому рыночному механизму.
Существует 3 пути увеличения ↑ конкурентоспособности:
1) ↓ цены; это несущественное конкурентное преимущество, т.к. конкуренты не дадут долго пользоваться им и тоже начнут снижать цены;
Следующие конкурентные преимущества существенные.
2) Качество: надо рассказывать клиенту о качестве (реклама, продвижение, особая работа с клиентом);
3) Уникальность: клиент должен знать об уникальности.
Статус монополиста: компания хочет получить выгоду → монопольно высокая цена и прибыль (принцип рационального поведения).
Существование монополии – это естественный рыночный процесс. Монополия не зло!!! Нас волнует лишь ситуация поведения, когда монополия начинает ущемлять население в качестве жизни. Это должно пресекаться государством.
Т.о. государство не борется с монополиями, это естественный рыночный процесс. Государство регулирует их деятельность, если они перегибают палку.
Монополизм порождается рыночным механизмом[7], но в тоже t монополизм и рыночный механизм противоположны по своим целям.
Монополизм часто разрушает экономику за счёт того, что для получения монопольно высокой прибыли монополист снижает объём выпуска продукции (Q↓), что вызывает рост цен (p↑), часто при сохранении или ухудшении качества продукции, а это замедляет научно-технический прогресс.
В результате антимонопольное регулирование должно осуществлять не борьбу с монополиями как таковыми, а борьбу с негативными проявлениями монополии для населения.
Рассмотрим основные принципы антимонопольного регулирования:
1 принцип: в основе применяемых действий лежит изучение конъюнктуры рынка[8] и выявление степени ограничения конкуренции.
Покупатель↓ | Продавец → | один | несколько | много |
один | Двусторонняя (биохетериальная) монополия | Ограниченная монопсония | Классическая монопсония | |
несколько | Ограниченная монополия | Двусторонняя олигополия | Олигополия спроса «D» | |
много | Классическая монополия | Олигополия предложения «S» | Полиполия (свободная конкуренция) |
Разновидности монопольного рынка
Разновидности олигопольного рынка
Разновидности монопсонического рынка
Полиполия
Если можем увидеть (посчитать) тех, кто может повлиять на достижение наших целей, это олигополия.
Для РФ свойственен рынок монополистической конкуренции – рынок ряда продавцов и покупателей, совершающих сделки не по единой розничной цене, а в широком диапазоне цен.
В данном случае для удовлетворения одной и той же потребности продавцы начинают предлагать покупателям товары-аналоги – различные товары, отличающиеся между собой некоторыми особенностями, но удовлетворяющие одну и ту же потребность покупателей (например, ручки, телевизоры). Т.о. каждая фирма предлагает покупателю товары, несколько отличающиеся друг от друга: дизайном корпуса, качеством пера/звука и т.д.
Это тип рыночной ситуации, в которой монополистическая власть каждой фирмы распространяется лишь на изготовление особой разновидности товара, но не на контроль над рынком всех товаров однотипного назначения. Так Parker – монополист среди ручек элит-класса, а Bic – монополист среди ручек эконом-класса.
Количественные подходы к оценке структуры рынка:
А) Пороговая доля рынка (к с крышей) – используется в РФ для оценки структуры рынка:
Если рыночная доля компании (r) > пороговой, то компания доминирует на рынке.
Пороговая доля рынка в РФ (к с крышей) = 35%. Если доля компании (r) >, то компания считается доминантной (компания - доминант). Т.е. своими действиями она способна повлиять на рыночную ситуацию.
Если рыночная доля компании (r) > 62%, то компания является монополистом (компания - монополист) и заносится в реестр монополистов (информационная база).
Пороговая доля рынка в РФ (к с крышей) определяется каждой страной исходя из особенностей и исторических условий. У нас, если рыночная доля компании (r) = 35-62%, то компания доминирует. В Великобритании, например, пороговая доля рынка (к с крышей) = 25%.
Достоинства и недостатки данного показателя:
+: просто сделать, рассчитать;
- : оцениваем компании, а не рынок.
Б) Поэтому другой показатель – индекс концентрации = Ic (до 1992 г. был основным показателем Министерства юстиции США. На основании данного показателя принималось решение о том, можно ли кампаниям произвести слияние или нет).
Пусть на рынке функционирует n компаний.
r1, r2, r3, …, rn – компании.
r1 ≥ r2 ≥ r3 ≥ rm≥… ≥ rn
Берём для сравнения m-крупнейших компаний. Определяем сумму рыночных долей m-крупнейших компаний.
Если сумма рыночных долей > 60%, то рынок близок к монопольному. Например, если сумма долей 4 компаний > 60%, то рынок – почти монополия. MAX = 100%.
Если сумма рыночных долей < 20%, то рынок конкурентный.
Недостатки индекса концентрации (Ic):
1) анализирует ядро рынка; из анализа отбрасывается «окраина», которая может 2,3 или 1000 компаний;
2) учитываются только отечественные производители. Например, швейная фабрика в Твери – крупнейшая в городе, по сути монополист. Однако кроме неё существуют и другие (московские и др.).
3) совпадение Ic для разных рынков не означает тождество их структур.
Например:
Рынок товара «А»: Ic = 60% (20%, 20%, 20%) ≈ олигополия;
Рынок товара «В»: Ic = 60% (59%, 0,5%, 0,5%) – компания-доминанта.
В) Индекс Херфиндаля – Хиршмана (Гефиндаля – Гиршмана) (IH) (с 1992 г. основной показатель оценки рыночной структуры в США).
Данный индекс рассчитывается для всех компаний, работающих на рынке.
n – количество компаний на рынке.
IH = сумма квадратов рыночных долей всех фирм, присутствующих на рынке.
max IH = 1002 =10000
v Если IH ≤ 1100 – рынок низкоконцентрированый (монопольная власть слаба), слияние разрешено;
v Если 1100 ≤ IH ≤ 1800 – рынок умеренно концентрированный ;
Если 1100 ≤ IH ≤ 1400 –слияние компаний разрешено;
Если 1400 ≤ IH ≤ 1800 – проверка целесообразности слияния: является ли это слиянием или поглощением. Слияние – обоюдовыгодный вариант. Поглощение – кто-то один теряет.
v Если IH > 1800 – рынок высококонцентрированный; рассматривается IH до слияния и I'H после слияния.
Смотрят: ∆IH = I'H -IH
Если ∆ IH ≤ 50 – слияние разрешают;
Если 50 ≤∆ IH ≤ 100 – проводят дополнительную проверку целесообразности;
Если ∆ IH > 100 – слияние запрещено.
Россия не использует этот показатель, использует только 1-ый показатель - пороговая доля рынка (к с крышей).
Недостатки IH:
1) требуется, чтобы был хорошо развит электронный документооборот;
2) сбор статистики, оперативность.
IH применяют Китай, Япония.
Евросоюз использует Индекс Линда.
Т.о. монопольную позицию занимать можно, но только чтобы не ущемлять интересы потребителей.
2ой принцип антимонопольной политики (регулирования):дифференцированный подход к монопольным рынкам.
Конечная цель антимонопольного регулирования, опирающаяся на реализацию данного принципа, состоит в том, чтобы в экономике в идеале осталась только зона естественных монополий.[9]
К категории естественных монополий относятся отрасли, где технологические и экономические условия исключают возможность существования конкурентных рынков, т.е. существуют объективные барьера входа и/или выхода с рынка, которые сдерживают процессы конкуренции внутри отрасли. Аудиторские услуги → лицензия. Вход/выход – металлургия: доменная печь (узкая сфера использования). Если есть оборудование широкого профиля, то легко выходим с рынка.
Система ЖКХ – тяжёлая в управлении, есть особенности производства продукции (отопление, единая теплосеть). У кого в собственности сети, тот и производитель, а в данном случае – монополист.
Добыча алмазов – единственный производитель.
Естественная монополия опирается на наличие объективных барьеров вхождения на рынок.
А есть ещё и субъективные барьеры.
Объективные барьеры + субъективные барьеры = формирующие позиции монополии.
Диверсификация |
Дифференциация продукта |
Вертикальная интеграция |
Стратегия поведение |
Государственное регулирование |
+ |
Субъективные барьеры |
Объективные барьеры |
Естественная монополия |
Искусственные барьеры |
Государственное регулирование: при этом формируются институциональные барьеры.
Стратегия поведения:
1) Вертикальная интеграция (включает предшествующую и последующую интеграции):
Рынки – это риски. В данном случае возможно 2 рыночные ситуации. Компании хотят снизить рыночные риски.
Последующая интеграция: Волжский пекарь (технологическое обновление, реализация продукции через Тверского купца).
2) Дифференциация продукта[10]: влияет на расширение номенклатуры продукции, формирование бренда.
Падает спрос на один товар, удерживаемся за счёт продажи других, более востребованных товаров (т.о. можем демпинговать[11], чтобы снизить конкуренцию, т.е. сможем понизить цену на невостребованный товар).
3) Диверсификация компании[12] → многоотраслевые, работают на нескольких рынках.
3ий принцип антимонопольного регулирования:проведение в зоне естественной монополии демонополизации (разукрупнение, искусственная конкуренция; проводится только административными методами).
Для эффективного управления технологическими олигополиями и монополями нужны преимущественно административные методы.
Вмешательство государства в научно-техническую монополию при этом должно быть минимальным и ограничиваться введением правовых норм
Кроме того государство должно учитывать степень эластичности спроса на товар и в отношении товаров неэластичного спроса государство может национализировать их производство, а также устанавливать административный контроль над их ценами, а также фиксировать ставку акцизного налога и т.п. Национализация → переход в частный сектор.
Эластичность – это реакция потребителей на изменение цены на продукт.
Причина (p) – следствие (QD – объём спроса).
Ep (QD) – показывает меру реакции следствия (V спроса) на 1%-ое изменение причины (цены). Эластичность позволяет делить товары на 5 видов.
0≤ Ep (QD) ≤ 1→ непластичный спрос. Т.о. товары[13] неэластичного спроса – те, цена меняется большими темпами (сильнее), чем V спроса.
Монополист хочет получить больше прибыли. Потребитель в случае высоких цен несёт потери, но заменить товар не может. Возможности удовлетворения его потребностей падают.
При национализации важно не значение товаров, а восприятие потребителей.