Интеграция и координация в странах с переходной экономикой
Процесс интеграции в развивающихся странах идет медленно, что объясняется:
– внутренними особенностями экономик отдельных стран;
– существенными различиями в экономической стратегии участников группировок и избранных ими моделей развития;
– характером взаимосвязей интегрирующихся государств;
– факторами внешнего порядка;
– политической нестабильностью.
Рассмотренные интеграционные группировки мира позволяют выделить следующие существенные отличия интеграции в промышленно развитых и развивающихся странах:
– различные побудительные причины интеграции;
– различные исходные экономические и политические условия интеграции;
– развитие интеграционных группировок в развивающихся странах вширь, а не вглубь, как в индустриальных странах;
– отсутствие позитивной динамики в развитии интеграционных группировок третьего мира [18].
Составной частью социально-экономической политики государства является система социальной защиты населения, воплощенная в его социальных программах и практике, регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп.
В более узком смысле социальная защита представляет собой комплекс конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения.
Бедность свойственна любой экономической системе во все времена. Объективной предпосылкой появления в обществе социально слабых индивидов, групп и слоев населения является, прежде всего, биологическая природа человека и наличие у него потребностей, которые он должен удовлетворять.
В Центральной Европе в 1992г. Было подписано Центрально соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА). подписавших Польша, Чехия, Словакия и Венгрия ("Вышеградская четверка") впоследствии к ним присоединились Румыния и Болгария. Эта организация стала "промежуточной моделью", которая облегчила вступление этой группы стран в ЕС. Еще в 1989 Европейским Союзом была разработана программа PHARE (экономическая помощь реформированию) для Польши и Венгрии; впоследствии она распространилась на Чехию и Словакию. Эти страны уже являются членами ЕС [16].
В 1992 также был основан Совет государств Балтийского моря; инициаторами выступили Германия и Дания. Она включает все скандинавские государства, Германию, Польщу, Эстонию, Латвию и Литву. Совет способствует решению региональных проблем в широком спектре международных отношений [16].
Экономические неурядицы развитых стран распространяются на развивающиеся страны и страны с переходной экономикой через ослабление спроса на их экспорт и повышение волатильности потоков капитала и цен на сырьевые товары. Однако крупные развивающиеся экономики сталкиваются также с доморощенными проблемы: в некоторых из них инвестиционный спрос ослаблен из-за финансовых трудностей в одних секторах экономики и избытка производственных мощностей в других секторах.
Большинство стран с низкими доходами до сих пор развивались относительно успешно, но в настоящее время сталкиваются с усиливающимся неблагоприятным побочным воздействием спада, как в развитых странах, так и в странах со средним уровнем доходов. Перспективы на ближайшие два года продолжают оставаться неясными, что отражает наличие неопределенностей и рисков, могущих ухудшить ситуацию [17].
Веками международная торговля была центральным звеном процесса развития стран евразийского континента. Страны, торговавшие с иностранными государствами, извлекали из этого множество выгод. Большая международная интеграция означала улучшение экспортных возможностей для продукции фирм страны, что увеличивало возможности для расширения бизнеса, новых инвестиций и создания рабочих мест на родине. Более широкая доступность импортных товаров и услуг предоставляла потребителям больший выбор продукции, приобретаемой обычно по более низкой цене и зачастую заключающей в себе новые технологии, улучшающие качество других продуктов. В условиях растущей конкуренции между предприятиями компании, работающие на международном рынке, используют технологические новшества и внедряют современную практику управления, становятся более эффективными и заинтересованными в том, чтобы идти в ногу со своими коллегами (и даже опережать их) в странах - партнерах по торговле. В экономической истории региона достаточно свидетельств того, что международная интеграция принесла большие плоды: значительные улучшения в распределении внутренних ресурсов, повышение производительности, более быстрый и устойчивый рост, сокращение бедности.
Таким образом главное препятствие для успешной интеграции заключается в отсутствии ее согласованной цели и последовательности интеграционных действий, а также в недостатке политической воли для достижения прогресса [17].