Системы поддержки семьи в европейских странах
Социальная политика стран Европы долгое время совершенствовалась и претерпевала значительные изменения. Сейчас в европейских государствах действует сложная система социальной поддержки граждан, которой уделяется большое внимание.
Социальная поддержка граждан - это важная составляющая политики многих европейских стран. В каждом государстве она имеет свои черты, но зарождение концепции социально-ориентированного государства происходило по всей Европе практически одинаково. Конец 19 века ознаменовался принятием множества социальных законов, предусматривающих страхование почти всех сфер социальных рисков. Этот неизбежный для Европы процесс был вызван необходимостью предотвратить угрозу социалистических движений и заключить договор между государством, работодателями и работниками [1;2].
Социальная политика европейских стран, прежде всего, призвана гарантировать получение каждым гражданином основных социальных благ, а также обеспечить развитие социальной сферы: здравоохранения, образования, культуры. Основным принципом социальной поддержки в европейских странах является уравнение прав и возможностей всех граждан путем предоставления материальной помощи малообеспеченным людям, безработным, инвалидам, пенсионерам [14].
Основной целью консервативного социального государства является поддержка семьи, а не отдельного гражданина. Осуществляется поддержка через предоставление материальных благ независимо от гражданства или потребности, а в соответствии с местом работы и статусом. Координируется такая система корпоративно, т.е. не управляется государством напрямую. Этой моделью руководствуются такие страны Европы как Германия, Бельгия, Франция, Италия, Испания, Голландия, Австрия.
Социал-демократическое государство ставит перед собой цель уравнять социальные права граждан и обеспечить их одинаковыми социальными условиями и льготами. Поддержка государства в меньшей мере зависит от участия человека в рыночных отношениях и в большей степени связана с его личными потребностями.
Либеральная модель социального государства предусматривает использование остаточного принципа в осуществлении поддержки граждан. Т.е. государство активно стимулирует поиск работы малообеспеченным населением, при этом вовлекая в процесс социальной поддержки субъекты рынка. Индивиду предоставляется право выбрать между минимальным набором услуг, не отличающихся высоким качеством, и аналогичными качественными услугами, предлагающимися на рыночных условиях. Такая модель социальной политики используется Великобританией [2;3].
Процесс социальной поддержки в европейских государствах многосторонний и сложный, структура его зависит от принадлежности к той или иной модели. Но существование определенных гарантий и защиты социальных прав граждан наблюдается в большинстве стран Европы и служит основой для их социальной политики [7].
Быстрое изменение демографической ситуации за последние десятилетия заставило большинство европейских стран создать новую или модифицировать уже существующую систему поддержки семьи. Снижение рождаемости, начавшееся в большинстве европейских стран в середине 1970-х годов, вызвало изменение государственной политики в сторону мер, позволяющих максимально реализовать репродуктивные намерения семьи в соотнесите с рисунком 1 .
За последние тридцать лет во многих Европейских странах рождаемость упала ниже уровня простого воспроизводства. Так в 1980 г. 19 из нынешних 47 стран-членов Евросоюза суммарный коэффициент рождаемости превышал отметку в 2,1. В 1990 году количество таких стран сократилось до 10, а с наступление нового века только Исландия и Франция были близки в уровню простого замещения. В большинстве же стран суммарный коэффициент рождаемости упал ниже 1,53. В настоящее время уровень простого воспроизводства превосходит только Исландия, в 2006 году суммарный коэффициент рождаемости составил 2,074 [14].
Столь низкий уровень рождаемости является предметом беспокойства самого общества и его политических сил. Собственно, рождаемость можно назвать стратегическим фактором развития любой станы, поскольку уровень рождаемости вместе с уровнем смертности определяют колебание численности населения страны. А численность населения – это и есть один из важнейших факторов благополучия страны. Малая численность – это постоянная угроза от соседей, а также потенциальные экономические проблемы внутри страны. Слишком большая численность может привести к нехватке ресурсов, ограниченных внутри страны.
Один из наиболее действенных инструментов воздействия на уровень рождаемости – это семейная политика, поддержка семей с детьми. Семейная политика заметно отличается от страны к стране. В некоторых странах она существует с давних пор и постоянно эволюционирует, адаптируясь к новым проблемам, встающим перед семьями. В других странах она относительно новая и все еще представляет собой набор социальных мер, не связанных между собой.
Эволюция семейных отношений, рост числа разводов, формирование новых форм партнерских союзов, рост внебрачных рождений и числа неполных семей, - все это побуждает европейские страны не только увеличивать помощь семье, но и разрабатывать новые ее формы.
Государственная поддержка семей с детьми - одна из важных составляющих семейной политики любой европейской страны [1;3].
Различных классификаций режимов семейной политики немало. Среди них классификации по географическому признаку, по различным мерам семейной политики. Эспин-Андерсен исследует в своих работах понятие «welfare capitalism», которое описывает появившуюся в начале 20 века практику крупных предприятий предоставлять работникам дополнительные социальные услуги. В основе режима социального обеспечения лежит разделение ответственности за создание благосостояния. Ответственность распределяется между рынками, государством и самими семьями. Все три субъекта между собой связаны, и в идеальном варианте должны компенсировать провалы друг друга.
При анализе распределения ответственности за благополучие семьи необходимо точно определить «провал» субъекта в решении той или иной проблемы. Если для определения «провалов» рынка существуют некоторые способы оценки, то в отношении семьи таких оценок нет. Кроме этого на способность семьи самостоятельно справляться с социальными проблемами влияет появление новых рисков, обусловленных изменением демографической ситуацией. Так, например, в связи с падением рождаемости и постарением населения семья сталкивается с необходимостью ухода за пожилыми людьми. Широкое распространение тяжело текущих хронических заболеваний среди пожилых требует специального, интенсивного и затратного ухода, который семья не всегда может обеспечить. Семьи становятся менее устойчивыми, и очень часто сталкиваются с нехваткой рук для заботы о несамостоятельных членах семьи. При разработке системы мер поддержки семьи нужно понимать, может ли семья, государство или рынок взять на себя те или иные обязательства и выбрать оптимальный источник для них [8;9].
В европейских странах многие риски, потребности и проблемы примерно одинаковы. Усиливается неравенство, создаваемое рынками, происходят схожие демографические изменения. При этом всему этому противостоят разные системы социального обеспечения, которые сформировались в странах не только в силу особенностей экономико-демографического развития, но и культурных особенностей страны.
Основную классификацию режимов социального обеспечения Эспин-Андерсен дал в 1990 году в своей работе «The Three Worlds of Welfare Capitalism». В той классификации он рассмотрел 18 стран и разделил их на три группы. Позднее им самим и другими исследователями эта классификация была неоднократно переработана и дополнена. Анна Готье в 2002 году выделила 4 режима классификаций: социально-демократический, консервативный, южно-европейский и либеральный. На основе этой классификации, можно выделили: либеральный, скандинавский, консервативный государственный и консервативный семейный. В соответствии таблице 1 представлены некоторые европейские страны, типичные для того или иного режима социального обеспечения. Предложенная классификация не охватывает все страны Европы, однако, это и не является целью исследования, которое призвано охарактеризовать различные системы поддержки семей с детьми в Европе [14].
Для стран с либеральным режимом характерна семейная политика, направленная на сочетание профессиональной деятельности и семейных обязанностей. Отпуск по уходу за ребенком оплачивается невысоко, однако, в этих странах широко распространены различные дошкольные учреждения. При этом оплата подобных услуг весьма высока, в 2004 году плата за посещение двухгодичного дошкольного учреждения составила 24,7 % от средней заработной платы в Великобритании, 33,8 в Швейцарии и 24,8 в Ирландии. Подобная схема сочетания работы и заботы о детях строится на существенной асимметрии рынка труда по полу. Это, в свою очередь, приводит к потерям в заработке, которые не компенсируются государственными пособиями [1;2].
Основным источником формирования благосостояния при этом режиме является рынок. Это достигается за счет поощрения индивидуальной заботы о благосостоянии семьи и ограничению государственных обязанностей по устранению провалов рынка. В этой модели государству отводится вспомогательная роль по предоставлению помощи наиболее нуждающимся семьям. При либеральном режиме системы институциональной помощи семье в уходе за ребенком сосредоточены в частном секторе, который регулируется рынком. Как видно из соответствия с таблицей 2.1 , где показан размер государственных расходов на социальное обеспечение в странах с либеральным режимом, наибольшую долю выплат составляют прямые денежные выплаты, т.е. пособия.
Для стран с либеральным режимом характерна семейная политика, направленная на сочетание профессиональной деятельности и семейных обязанностей. Отпуск по уходу за ребенком оплачивается невысоко, однако, в этих странах широко распространены различные дошкольные учреждения. При этом оплата подобных услуг весьма высока, в 2004 году плата за посещение двухгодичного дошкольного учреждения составила 24,7 % от средней заработной платы в Великобритании, 33,8 в Швейцарии и 24,8 в Ирландии. Подобная схема сочетания работы и заботы о детях строится на существенной асимметрии рынка труда по полу. Это, в свою очередь, приводит к потерям в заработке, которые не компенсируются государственными пособиями [1;2].
Особенностью либерального режима является смещение от традиционных пособий по бедности к пособиям «работающим бедным». При этом следует понимать, что если право на получение пособия определяется проверкой, то, скорее всего, выплаты будут низкими, охват нуждающихся лиц - недостаточным, а зависимость от социальной помощи – значительной. Такая схема пособий позволяет достигать достаточно высокой занятости женщин на рынке труда.
Скандинавский режим социального обеспечения отводит главную роль государству. Эта модель ставит перед собой две основные цели: усилить позиции семей и при этом позволить иметь большую личную независимость для каждого индивида [8].
Для скандинавских стран характерны универсальные гарантии дохода, высокоразвитая система предоставления услуг по уходу за детьми. Одним из важных компонентов этой системы является продолжительность отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет для работающих родителей; здесь важно учитывать предоставление такого отпуска обоим родителям. Отличительной чертой скандинавских стран является самые продолжительные декретные отпуска (с сохранением средней заработной платы), как, например, в Швеции - 53 недели, и в Дании - 47 недель. Несмотря на то, что в странах со скандинавским режимом социального обеспечения отпуск предоставляется как матери, так и отцу, большую часть такого отпуска используют женщины. Один из самых высоких показателей участия отцов в уходе за детьми до 3-х лет в Финляндии - 4,2 %. При этом в Финляндии самая низкая доля (35 %) посещаемости детьми дошкольный учреждений в ряде Скандинавских стран. Так в Дании дошкольные учреждения посещают 62% детей, в Исландии – 59%, 44% в Норвегии и 40% в Швеции. Подобная система обеспечивает стабильное положение семьи во время декретного отпуска и открывает широкий доступ к различным институциональным системам по уходу за ребенком после.
Данный режим социального обеспечения весьма дорогой для государственного бюджета в соответствии с рисунком 2.1, высокая налоговая нагрузка является очевидным слабым местом подобного режима. Финансирование государственной поддержки семьи распределяется практически поровну между прямыми выплатами и финансированием институциональных форм ухода за ребенком [14;1].
Несмотря на высокие налоги, массовая система поддержки уровня дохода эффективно препятствует бедности. В странах с либеральным режимом уровень детской бедности существенно превышает уровень бедности для всего населения. Это свидетельствует о наличии «провалов» семьи в обеспечении благополучия детей. В странах со скандинавским режимом функцию обеспечения благополучия и благосостояния детей берет на себя государство, компенсируя тем самым возможный «провал» семьи.
Широкое распространение и легкий доступ к различным формам дошкольного и школьного ухода за ребенком повышает гибкость рынка труда - позволяет наиболее полно задействовать потенциал женщины на рынке труда. В соответствии с рисунков 3.1 там показана динамика уровня женской занятости, как видим, доля занятых в экономике женщин чрезвычайно высока, даже по сравнению с либеральным режимом. Отметим, что либеральный режим считается наилучшим с точки зрения поощрения занятости при помощи механизма поддержки «работающих бедных»
Консервативный режим свойственен большинству стран континентальной Европы. Основной характерной чертой этого режима является стойкая приверженность традиционной ответственности семьи за свое благополучие. Наиболее это выражено в Южной Европе, наименее в Бельгии и Франции. Поэтому разделили Консервативный режим на государственный, который в свою очередь можно разделить на «активную» поддержку, как во Франции и Бельгии и «ограниченную поддержку, как в Германии и Австрии. И на «семейный» – в Испании, Италии, Португалии. Здесь наибольшее значение придается обеспеченности главы семейства [8;3].
В странах консервативного (государственного) режима с «активной» государственной поддержкой удачно сочетается институциональный сектор по уходу за ребенком, длительные оплачиваемые отпуска и существенные денежные пособия на детей разного возраста. Это позволяет иметь сравнительно высокую женскую занятость, невысокий уровень бедности среди детей. Следует отметить, что при такой системе государство имеет возможность практически безболезненно корректировать рынок труда при помощи изменения уровня женской занятости. Так серия мер семейной политики 1984 года во Франции была направлена на привлечение женщин на рынок труда, а система мер 1994 года наоборот поощряла частичную занятость женщин во время ухода за маленьким ребенком, или полный уход в декретный отпуск. Таким образом, перераспределение финансовых средств в сфере поддержки семей позволило снизить напряженность на рынке труда.
В странах с «лимитированной» поддержкой семьи государством заметна менее сбалансированная схема пособий и сети дошкольных учреждений по уходу за детьми [14].
В странах консервативного (семейного) режима мы наблюдаем низкие показатели социальной поддержки семей и низкие показатели рождаемости. Для этих стран характерен «дефицит» семейной политики и самые низкие затраты государства на поддержку семей с детьми. Объем пособий, выплачиваемых семья, незначителен, отпуска по уходу за ребенком сравнительно длительные, но низкооплачиваемые.
Широкое распространение социального страхования также усиливает смещение акцентов в сторону семьи. Наибольшее финансирование государственной поддержки семьи мы наблюдаем во Франции, наименьшее в Испании. Подобные схемы распределения ответственности весьма неэффективны в борьбе с детской бедностью.
Жизнеспособность таких схем в настоящее время все более подвергается сомнению, поскольку предлагаемые ей меры неэффективны в отношении женщин, имеющих особое положение на рынке труда. Выраженная опора на семью устраняет многие социальные риски, и в тоже самое время негативно сказывается на стремлении женщин к экономической независимости и индивидуальной свободе. Подобное противоречие парадоксальным образом оказывается причиной низкой рождаемости [8].
Уровень занятости женщин в странах консервативного режима не превышает 65 %, тогда как в скандинавских странах он составляет более 80%, а в странах с либеральным режимом порядка 70 %. При этом самые высокие показатели рождаемости именно в странах скандинавского режима, и Франции – представительнице консервативного (государственного) режима.
В качестве дискриминирующего фактора в данном случае рассматривают семейную политику – продолжительность отпуска по уходу за ребенком, а также доступность и распространенность институциональной формы ухода за детьми. Так, сочетание сравнительно высокой женской занятости в Швейцарии с низким суммарным коэффициентом привело к расположению ее ниже стран, входящих с ту же группу. Аналогичная ситуация наблюдается в Германии. Существенная разница в суммарном коэффициенте рождаемости расположила Австрию и Германию (обе входят в группу стран консервативного (государственного) режима с «лимитировано» поддержкой семей) на значительно расстоянии друг от друга. Упоминавшиеся выше ограниченность использования различных дошкольных учреждений в уходе за ребенком в Финляндии выделила ее среди скандинавских стран, приблизив к странам либерального режима, Великобритании и Ирландии [3;4].
1.2 Интеграция детский учреждениях в европейских странах
В большинстве европейских стран роль в работе с интегрированными обучающимися со специальными потребностями, играют школьные учителя. Дополнительная образовательная поддержка осуществляется силами профессионалов, преимущественно специальными педагогами, работу которых регулируют местные органы управления образования. Но следует отметить, что в странах Западной Европы нет единых подходов и правил организации сопровождения и поддержки детей с особыми образовательными потребностями, интегрированными в образовательные учреждения. Даже государства со сложившимся гражданским обществом, развитой экономикой и высоким уровнем жизни по-разному понимают и решают проблемы интеграции: кто, кому, где и как предоставляют поддержку, какой она может быть по содержанию.
Огромный опыт интегративного образования имеют страны: Бельгия, Финляндия, Великобритания, Италия, Германия и др. Здесь давно уже разработаны защитные, смягчающие, адаптационные механизмы педагогической помощи [8;17].
В странах Европы, большинство детей раннего и дошкольного возраста, за исключением детей со сложными комбинированными нарушениями развития, интегрированы в среду нормально развивающихся сверстников.
Во многих европейских государствах психолого-медико-педагогическое сопровождение получают все дети с первых месяцев жизни. Помощь эта оказывается как государственными структурами, так и силами общественных, в том числе родительских организаций.
Методы и формы интеграции в дошкольном возрасте чрезвычайно разнообразны не только в различных странах, но даже в разных дошкольных учреждениях одной какой-либо страны [16].
В Германии детские учреждения работают в рамках ситуативно-ориентированного подхода к интеграции детей с отклонениями в развитии в среду их нормально развивающихся сверстников. Главная задача взрослых состоит в формировании у детей индивидуальных и социальных компетенций; их приобретение выступает средством решения конкретных жизненных ситуаций. Следовательно, импульсом организации образовательной среды становится конкретная ситуация или желание ребенка. Вся предметно-пространственная среда создается с учетом интересов и возможностей детей с разным уровнем развития. Специфика организации педагогического процесса в интегрированной группе заключается в применяемых методах работы воспитателей и врачей. Педагогам рекомендуется прежде, чем принять ребенка в группу, пообщаться с ним, понаблюдать за его деятельностью, а главное, оценить, готовность работать с тем или иным ребенком, ежедневно контактировать с ним, обслуживать малыша, поскольку эта деятельность также входит в обязанности воспитателя [17].
Вся коррекционная работа осуществляется в ходе не прямых, а косвенных воздействий на личность ребенка посредством интенсивного дифференцированного взаимодействия в малых группах.
Зарубежные специалисты усматривают огромные возможности восстановления проблемного ребенка не столько во взаимодействии со взрослыми, сколько в свободном общении, игре и взаимодействии со сверстниками, именно в таком общении формируется способность к толерантности, создаются не только условия для формирования социального поведения, но и возникают первые его проявления.
Значимый метод интегрированного обучения - подражание, как своеобразная форма усвоения и расширения способов деятельности и поведения детей. Считается, что через подражание дети с проблемами в развитии познают границы собственных возможностей. Кроме подражания, в обучении и воспитании детей с отклонениями в развитии используются следующие методы: анализ конфликтных ситуаций и правила их разрешения, выработка правил совместной жизни. Использование таких методов обеспечивает безопасность жизни детей, помогает адаптации стать более безболезненной в условиях детского сада [8;16].
Успешному индивидуальному и социальному развитию воспитанников интегрированных групп способствует активное участие в образовательно-воспитательном процессе родителей и родственников детей. Сотрудничество с родителями – важнейшее звено концепции интегрированного обучения. Оно заключается во взаимообмене информацией, консультировании, взаимопомощи и общении. Немаловажно личное общение персонала и родителей, а также родителей друг с другом. Поэтому целесообразными считаются не заранее подготовленные для родителей сообщения и выступления, а неформальные беседы, «разговоры по ходу», совместные чаепития, праздники и другие формы неофициального общения. Все это положительно влияет на установление активного взаимодействия и сотрудничества, каждодневного созидания в общей работе по коррекции, но также требует максимальной отдачи от педагогов.
В целом, теория и практика интегрированного обучения в дошкольном возрасте доказывает необходимость междисциплинарного подхода к оранизации жизнедеятельности детей, т.е. медико-педагогического и социально-психологического. Сближению педагогической и врачебной помощи способствует усиление диагностической составляющей деятельности воспитателя, его отказе от руководящей и направляющей роли, осознании себя помощником и советчиком ребенка [18].
Монтессори была убеждена в том, что практически каждый ребенок является нормальным человеком, который способен найти себя в активной деятельности. Эта деятельность, направленная на освоение окружающего мира, на вхождение в культуру, помогает реализовать заложенный в формирующейся личности потенциал, обеспечивает полноценное физическое и духовное развитие. Необходимо создать благоприятную воспитывающую и обучающую среду, обеспечивающую любому ребенку комфортное самочувствие, помогающую раскрытию всех его способностей, возможностей, природной активности.
Центр имени Монтессори в одном из городов Германии объединяет детский сад, школу (количество классов свыше 30, амбулаторное и клиническое отделения). В состав амбулатории входят: служба социальной помощи, диагностическое и психологическое подразделения, отделения лечебной гимнастики и лечения продуктивной деятельностью, музыкальной терапии, терапии по Монтессори (действия со специальными предметами) и служба генетической диагностики.
Дети интегрированных дошкольных групп занимаются в центре в первую или во вторую половину дня. В каждой группе – до 25 детей, треть из которых имеет отклонения в психическом или физическом развитии. С группой одновременно работают два взрослых сотрудника. Важным направлением их деятельности является наблюдение за ребенком и составление на его основе схемы-характеристики по следующим направлениям:
– общее поведение (в различных видах деятельности);
– самостоятельность;
– социальное поведение;
– актуальный уровень развития (в настоящий момент);
– выполнение правил;
– проблемы поведения; сотрудничество с родителями [18].
В этой характеристике также содержатся рекомендации по уходу за ребенком с особыми потребностями.
Таким образом, за рубежом, главным в процессе объединения детей с ограниченными возможностями здоровья и их нормально развивающихся сверстников является полноправное участие наряду с педагогами родственников в лечебно-педагогической работе, переосмысление ее содержания и методов, формирование единой стратегии деятельности воспитателей, родителей, врачей и социальных работников.
Ныне все страны континента признают интегрированное обучения (инклюзию) наиболее перспективной организационной формой обучения детей-инвалидов, однако каждая из стран идет к общей цели своим путем. Успех в деле формирования индивидуализированной траектории получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья может быть обеспечен при условии сохранения уникального наследия отечественной дефектологической науки и критического переноса и адаптации современных зарубежных моделей интеграции» [17;16].
Из этого следует, что проблема интеграции существует в разных странах, отличие лишь в разноплановости и степени выраженности в условиях менталитета